Научная статья на тему 'Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики'

Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / цифровизация образовательной среды / цифровые образовательные технологии / преподавание иностранных языков / языковая компетенция / межкультурная компетенция / digitalization / digital economy / digitalization of the educational environment / digital educational technologies / teaching foreign languages / language competence / intercultural competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логина Мария Владимировна

Актуальность исследования вызвана реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» во всех сферах общества, в т.ч. в сфере преподавания иностранных языков и культур. Целью настоящего исследования является определение и описание основных особенностей преподавания иностранного языка с учетом вызовов образования в условиях цифровизации. Методология исследования включает несколько подходов: «образование в течение всей жизни», студенто-центрированный и практико-ориентированный подходы, а также подход «открытость образования». В результате, автором выявлены основные особенности преподавания иностранных языков в эпоху цифровой экономики, а также связанных с ним подпроцессов. Автор приходит к выводу, что имплементация цифровой экономики в традиционную подразумевает ориентацию преподавания иностранных языков на многовариативность, опору на цифровые образовательные ресурсы, информатизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TAKING INTO ACCOUNT THE CHALLENGES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE ERA OF DIGITAL ECONOMY

The relevance of the study is caused by the implementation of the national program “Digital Economy of the Russian Federation” in all areas of society, including in the field of teaching foreign languages and cultures. The purpose of this study is to identify and describe the main features of teaching a foreign language, taking into account the challenges of education in the context of digitalization. The research methodology includes several approaches: “lifelong education”, student-centered and work-based approaches, as well as the “open education” approach. As a result, the author revealed the main features of teaching foreign languages in the era of the digital economy, as well as related sub-processes. The author comes to the conclusion that the implementation of the digital economy in the traditional one implies the orientation of teaching foreign languages to multivariance, reliance on digital educational resources, and computerization

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10238 ЛОГИНА Мария Владимировна,

преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при правительстве Российской Федерации е-mail: logina_maria@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ВЫЗОВОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» во всех сферах общества, в т.ч. в сфере преподавания иностранных языков и культур. Целью настоящего исследования является определение и описание основных особенностей преподавания иностранного языка с учетом вызовов образования в условиях цифровизации. Методология исследования включает несколько подходов: «образование в течение всей жизни», студенто-центрированный и практико-ориентированный подходы, а также подход «открытость образования».

В результате, автором выявлены основные особенности преподавания иностранных языков в эпоху цифровой экономики, а также связанных с ним подпроцессов. Автор приходит к выводу, что имплементация цифровой экономики в традиционную подразумевает ориентацию преподавания иностранных языков на многовариативность, опору на цифровые образовательные ресурсы, информатизацию.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровизация образовательной среды, цифровые образовательные технологии, преподавание иностранных языков, языковая компетенция, межкультурная компетенция.

LOGINA Maria Vladimirovna,

lecturer, Department of Foreign Languages Financial University under the government of the Russian Federation

FEATURES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TAKING INTO ACCOUNT THE CHALLENGES OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE ERA OF DIGITAL ECONOMY

Annotation. The relevance of the study is caused by the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" in all areas of society, including in the field of teaching foreign languages and cultures. The purpose of this study is to identify and describe the main features of teaching a foreign language, taking into account the challenges of education in the context of digitalization. The research methodology includes several approaches: "lifelong education", student-centered and work-based approaches, as well as the "open education" approach.

As a result, the author revealed the main features of teaching foreign languages in the era of the digital economy, as well as related sub-processes. The author comes to the conclusion that the implementation of the digital economy in the traditional one implies the orientation of teaching foreign languages to multivariance, reliance on digital educational resources, and computerization.

Key words: digitalization, digital economy, digitalization of the educational environment, digital educational technologies, teaching foreign languages, language competence, intercultural competence.

Основные тенденции модификации современной образовательной среды детерминированы, среди прочих факторов, интеграционными процессами, которые являются источником кардинальных изменений в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

современном мире и активно влияют на систему образования. Формируется открытое мировое пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов в разных странах мира. Важный сегмент в данном процессе зани-

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

мает трансформация форм и методов образовательной деятельности с учетом внедрения инновационных цифровых технологий и персонификации образовательных услуг.

Актуальность. Рассматриваемая проблема представляется актуальной в связи со стремительно развертывающейся диверсификацией образования, которая повышает востребованность выработки общих целей. Важное значение имеют при этом процесс глобализации профессий и усиление спроса на выпускников вузов, подготовленных к деятельности в мультикультурной среде и транснациональных корпорациях. Профессионально ориентированное образование рассматривают, в связи с этим, с точки зрения практики профессии и академической мобильности будущих специалистов в поликультурном и полиязычном мире [5]. Для реализации данных подцелей необходимым представляется обучение иностранному языку с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики [3].

Вызовы. Необходимость оптимизации образовательной деятельности в аспекте переструктуризации его информационной и цифровой среды предполагает анализ специфики ее наполнения и функционирования, выделение проблемных полей и поиск и внедрение инновационных цифровых технологий с целью эффективной персонификации образовательного процесса. Основными вызовами при этом являются:

- в основном стихийный характер функционирования электронно-информационной образовательной среды, связанный с отсутствием системного учета особенностей индивидуально-личностных и культурных характеристик обучающихся, изучающих иностранные языки;

- не в полной мере реализованные возможности использования цифровых технологий и онлайн-курсов для обучения в новой информационно-образовательной среде;

- недостаточный уровень реализации возможностей виртуальной академической мобильности обучающихся в процессе изучения иностранных языков и культур.

Методология. Эпоха цифровой экономики актуализирует подпроцессы преподавания иностранных языков, которые мы систематизировали и содержательно наполнили. При этом основными подходами к разработке концептуальных основ преподавания иностранных языков с учетом вызовов системы образования и полисегментарному моделированию процесса цифровизации в его основных аспектах являются:

1) «образование в течение всей жизни» (lifelong learning). Данный подход предполагает создание условий для обучения с целью его

непрерывности и многовариативности с использованием онлайн-технологий;

2) студенто-центрированный подход (student-centered). Данный подход означает тью-торскую поддержку обучающихся в процессе преподавания иностранных языков и культур, а также системный учет особенностей индивидуально-личностных и культурных характеристик изучающих их;

3) практико-ориентированный подход (work-based learning). Данный подход предусматривает направленность на развитие инновационного потенциала обучающихся и формирование их языковых и культурных компетенций на основе внедрения онлайн-технологий и цифровых образовательных ресурсов;

4) подход «открытость образования» (open education). Данный подход нацелен на обеспечение открытого доступа для обучающихся к цифровым образовательным технологиям и электронному контенту для обеспечения виртуальной академической мобильности.

Результаты. В ходе нашего исследования мы выявили особенности преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики и учли их при моделировании системы подпроцессов и их содержательно-смыслового наполнения.

1-я особенность: необходимость внедрения инновационных методов, подходов и образовательных моделей в процессе преподавания иностранного языка с целевой доминантой на подготовке обучающихся к быстрой адаптации и эффективной реализации профессиональной деятельности в условиях новой цифровой экономической среды.

1-й подпроцесс - формирование языковых и кросс-культурных компетенций с высоким уровнем лабильности.

2-я особенность: требование наличия умений устанавливать и поддерживать партнерские взаимоотношения и участвовать в межкультурном диалоге на иностранном языке в условиях цифро-визации всех сфер общественной и экономической жизни.

2-й подпроцесс - формирование информационно-коммуникационной, иноязычной коммуникативной компетенции и критического мышления.

3-я особенность: необходимость умений вступать в межкультурную коммуникацию в условиях VUCA-мира [1], характеризующегося неопределенностью, сложностью и многообразием.

3-й подпроцесс - формирование и совершенствование иноязычной межкультурной компетенции во всех ее составляющих: когнитивной, языковой, речевой, социокультурной и др. [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Для реализации данных подпроцессов необходимы соответствующие инновационные методы, технологии, формы и средства обучения иностранному языку, связанные с цифровизацией образования, к примеру, интерактивные электронные практикумы, онлайн-курсы, Skype-технология и др.

Итак, реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ в марте 2017 г. [4], приводит к существенным изменениям во всех сферах общества. Имплемента-ция цифровой экономики в традиционную подразумевает наличие у специалистов определенных знаний, умений и навыков для работы и коммуникации в ежедневной цифровой среде. Особое значение приобретает в данном контексте владение иностранными языками, преподавание которых все более ориентируется на многовариативность, опору на цифровые образовательные ресурсы, информатизацию.

Список литературы:

[1] Асмолов А.Г. Гонки за будущим: и вот наступило потом // Учительская газ. - 2017. - 6 июня.

[2] Астанина А.Н., Вербицкая Н.О. Методика электронного обучения в повышении качества освоения иностранного языка студентами заочной формы получения высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 1670-1676.

[3] Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. -№ 1. - С. 19 - 25.

[4] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://static. govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

[5] New Vision for Education. World economic forum [Электронный ресурс] // Сайт World Economic Forum. - Режим доступа: http://www3.weforum.org/ docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_ Report2015.pdf (дата обращения: 24.03.20).

Spisok literatury:

[1] Asmolov A.G. Gonki za budushchim: i vot nastupilo potom // Uchitel'skaya gaz. - 2017. - 6 iyunya.

[2] Astanina A.N., Verbickaya N.O. Metodika elektronnogo obucheniya v povyshenii kachestva osvoeniya inostrannogo yazyka studentami zaochnoj formy polucheniya vysshego obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. - 2018. - T. 8. - № 1. - S. 1670-1676.

[3] Kupriyanovskij V.P., Suhomlin V.A., Dobrynin A.P. i dr. Navyki v cifrovoj ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - № 1. - S. 19 - 25.

[4] Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Sajt Pravitel'stva RF. - Rezhim dostupa: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 24.03.2020).

[5] New Vision for Education. World economic forum [Elektronnyj resurs] // Sajt World Economic Forum. - Rezhim dostupa: http://www3.weforum.org/ docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_ Report2015.pdf (data obrashcheniya: 24.03.20).

ЮРКОМ ПАН И

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.