Научная статья на тему 'Инновационные процессы архитектурного образования Иркутска в рамках международной интеграции национальных образовательных стандартов (на опыте международного Байкальского Зимнего градостроительного университета)'

Инновационные процессы архитектурного образования Иркутска в рамках международной интеграции национальных образовательных стандартов (на опыте международного Байкальского Зимнего градостроительного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СИБИРИ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ИНФРАСТРУКТУРА / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ARCHITECTURAL EDUCATION IN SIBERIA / PROJECT APPROACH / INFRASTRUCTURE / ARCHITECTURAL AND PLANNING SUGGESTIONS / CONCEPTS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / URBAN DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохрин Е. В., Элоян С. Н.

Статья обобщает двенадцатилетний опыт Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета по созданию уникальной для России формы профессионального архитектурного обучения, направленной на развитие качественно нового уровня концептуального мышления, выходящего за рамки традиционного образования. Авторы раскрывают особенности организационного и проектного опыта по проведению творческих сессий, поэтапную методику решения градостроительных задач, организационно-методическую структуру организации работы Зимнего университета. Рассматривается использование опыта Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета в реализации последующих инновационных образовательных проектов кафедры архитектурного проектирования ИрГТУ. Выявляется потребность усиления в инновационном образовании гуманистической функции архитектуры и дизайна, выразившаяся в стремлении утвердить в нем средовой и культурологический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES OF ARCHITECTURAL EDUCATION IN IRKUTSK AS PART OF INTERNATIONAL INTEGRATION OF NATIONAL EDUCATION STANDARTS (BASED ON EXPERIENCE OF INTERNATIONAL BAIKAL WINTER URBAN PLANNING UNIVERSITY)

The article summarizes twelve-year experience of Baikal Winter Urban Planning University of creation a unique form of professional architectural education in Russia, this form directed to develop a new level of conceptual thinking growing out of traditional education. Authors reveal features of organizational and project experience on carrying out creative sessions, gradual method of solving urban problems, organizational and methodological structure of organizational work of the Winter University. Consider the use of experience of International Baikal Winter Urban Planning University in realization innovative educational projects of Department of Architectural Design IrSTU. Revealed the need to reinforce the humanistic function of architecture and design in innovative education expressed in an effort to establish its cultural approach.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы архитектурного образования Иркутска в рамках международной интеграции национальных образовательных стандартов (на опыте международного Байкальского Зимнего градостроительного университета)»

УДК 72: 378. 016: 005. 591. 6

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ОПЫТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАЙКАЛЬСКОГО ЗИМНЕГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Е.В. Хохрин, С.Н. Элоян

Статья обобщает двенадцатилетний опыт Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета по созданию уникальной для России формы профессионального архитектурного обучения, направленной на развитие качественно нового уровня концептуального мышления, выходящего за рамки традиционного образования. Авторы раскрывают особенности организационного и проектного опыта по проведению творческих сессий, поэтапную методику решения градостроительных задач, организационно-методическую структуру организации работы Зимнего университета. Рассматривается использование опыта Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета в реализации последующих инновационных образовательных проектов кафедры архитектурного проектирования ИрГТУ. Выявляется потребность усиления в инновационном образовании гуманистической функции архитектуры и дизайна, выразившаяся в стремлении утвердить в нем средовой и культурологический подходы.

Ключевые слова: архитектурное образование Сибири, проектный подход, инфраструктура, архитектурно-планировочные предложения, концепции территориального развития, стратегия градостроительного развития.

INNOVATIVE PROCESSES OF ARCHITECTURAL EDUCATION IN IRKUTSK AS

PART OF INTERNATIONAL INTEGRATION OF NATIONAL EDUCATION STANDARTS (BASED ON EXPERIENCE OF INTERNATIONAL BAIKAL WINTER

URBAN PLANNING UNIVERSITY)

E.V. Khokhrin, S.N. Eloian

The article summarizes twelve-year experience of Baikal Winter Urban Planning University of creation a unique form of professional architectural education in Russia, this form directed to develop a new level of conceptual thinking growing out of traditional education. Authors reveal features of organizational and project experience on carrying out creative sessions, gradual method of solving urban problems, organizational and methodological structure of organizational work of the Winter University. Consider the use of experience of International Baikal Winter Urban Planning University in realization innovative educational projects of Department of Architectural Design IrSTU. Revealed the need to reinforce the humanistic function of architecture and design in innovative education expressed in an effort to establish its cultural approach.

Key words: architectural education in Siberia, project approach, infrastructure, architectural and planning suggestions, concepts of territorial development, urban development strategy.

Международный Байкальский Зимний градостроительный университет (МБЗГУ) представляет собой уникальную для России форму профессионального архитектурного обучения, направленную на развитие качественно нового уровня концептуального мышления, выходящего за рамки традиционного образования. Она осуществляется через обмен опытом в овладении аналитическим и проектным подходами в решении градостроительных задач, международное междисциплинарное партнёрство, внедрение международного опыта в развитие города Иркутска, разработку проектов разного

масштаба для проблемных зон города.

Университет был организован в 1999 году по инициативе архитектурного факультета Иркутского государственного технического университета и администрации города Иркутска при участии проектных институтов, а также российских и зарубежных общественных организаций. Суть деятельности Зимнего университета состоит в разработке и реализации комплексной междисциплинарной программы образования в сфере градостроительства и развития современной градостроительной культуры. Эта задача достигается путем проведения интенсивных проектных семинаров международными коллективами, в состав которых входят эксперты, педагоги, студенты, аспиранты и молодые специалисты.

Главной целью Зимнего университета является формирование высокой градостроительной культуры у студентов старших курсов, аспирантов и молодых специалистов из России и зарубежных стран, развитие у них качественно нового уровня концептуального мышления, обмен информацией, овладение научно-аналитическими и проектными подходами в условиях международного междисциплинарного партнерства в работе с территорией Байкальского региона.

Цели МБЗГУ реализуются через аккумуляцию международных знаний в области градостроительства; осуществление проектов, направленных на развитие города; создание конкурсных программ и реализацию их в работе проектных групп, сформированных из молодых специалистов - представителей разных стран и культур, профессионально связанных с развитием городов и их территорий.

Принцип проведения творческих сессий основывался на опыте Летних мастерских Европейского университета градостроительства (г. Сержи-Понтуаз, Франция), где была разработана собственная оригинальная методика и стратегия проведения летних сессий:

1-й этап - разработка фор-проекта;

2-й этап - анализ ситуации и постановка проблем;

3-й этап - проектирование и конструирование;

4-й этап - онтологический анализ и нормирование.

В процессе проведения творческих сессий сложился календарный план организационной деятельности:

сентябрь - ноябрь - подготовка информационного блока по теме сессии;

- курсовое проектирование студентов 5-го курса по теме сессии;

ноябрь - январь - интернет-конференция в рамках подготовки международного методического симпозиума по теме сессии;

декабрь - презентация домашних проектов участников по теме сессии;

февраль - март - оригинальные презентации международных команд;

- международный методический симпозиум по теме сессии;

- дискуссионная сессия;

- коллоквиум;

- градостроительная конференция.

В течение 11 сессий в работе Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета участвовало более 500 молодых специалистов, представляющих 34 университета из 16 стран - Англии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Китая, Кореи, Ливана, Мексики, Монголии, Норвегии, США, Турции, Франции, Швейцарии и др.

Краткий обзор тем, задач, проектных методов и концептуальных результатов сессий дает представление о масштабе и широте проблематики и творческих подходов в ее решении.

2000 г. - РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА ИРКУТСКА

Рассмотрены проблемы сохранения и дальнейшего развития исторических

кварталов, особенно деревянных, в туристических целях. Предложено максимально сохранять, реставрировать ценную застройку по красной линии, привнести в неё новые функции: ремесла, торговля сувенирами, рестораны, небольшие гостиницы. Направления развития:

• совершенствование транспортной системы в историческом центре (формирование транспортных колец, исключение транзита через исторический центр, приоритет общественного транспорта, особенно трамвая, ограничение на въезд личного транспорта;

• особое внимание - экологическим аспектам развития города (озеленение);

• создание дополнительных центров торговли, быта и досуга на периферии, чтобы разгрузить центр;

• расширение границ исторического центра.

2001 г. - ГОРОД И ВОДА

Рассматривались взаимодействия между городской структурой и природной средой: водная система - один из важнейших факторов, определяющих своеобразие Иркутска, она формирует его планировочную структуру и лежит в основе его административного деления, задаёт систему озеленения. Отмечено: программы развития береговых пространств Иркутска относятся к ряду самых актуальных программ, решения которых и определят облик города в будущем. Участники предложили свои методы развития охраняемых территорий и ландшафтов, например, было рассмотрено усовершенствование пешеходных подступов к водным артериям и прибрежным рекреациям.

2002 г. - ВОРОТА НА БАЙКАЛ

Разработаны следующие предложения:

• использование плотины ГЭС как «городской стены» (видовые площадки, платформы, кафе на колёсах);

• создание исторической реминисценции (идентификация начала исторического пути на Байкал);

• создание бизнес-экспо-центра (формирование соответствующей «урбанизированной» застройки, в т. ч. группы зданий, формирующей городской силуэт);

• интеграция знаковых элементов (плотина, здания Бизнес- и Экспоцентра и т. д.) транспортными связями в единое целое;

• структурой с важнейшими структурообразующими элементами должны стать озеленённые пешеходные пространства.

2003 г. - НАУКА И УНИВЕРСИТЕТ В ГОРОДЕ

Были сделаны основные концептуальные выводы:

• строительство моста даёт мощный импульс развитию участка между жилыми зонами Академгородка, Студгородка и Иркутского государственного университета. Этой территории отводится роль центра левобережья;

• формирование нового центра не ограничится строительством на пустующих территориях, но спровоцирует значительные преобразования уже существующей застройки;

• необходимо формирование оптимальной транспортной схемы;

• необходимо создание системы обустроенных пешеходных направлений, связывающих научные, учебные и жилые комплексы между собой и прибрежными территориями;

• необходимо создание системы специализированных центров - информационных, деловых, учебно-образовательных, производственно-коммерческих, - которые определят специфику района, как взаимодействие науки, высшей школы и производства.

2004 г. - АНГАРСК. НОВЫЙ ГОРОД: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Были разработаны концептуальные предложения:

• создание зоны отдыха на берегу р. Китой;

• улучшение качества инфраструктуры, улучшение спортивных сооружений, организация досуговых и образовательных учреждений с целью повышения привлекательности города в целом;

• «зелёный взрыв» (структурирование новой жилой зоны с предотвращением наводнений, подъёма грунтовых вод и т. д.).

2005 г. - ТУРИЗМ В ИРКУТСКЕ И НА БАЙКАЛЕ

Было проанализировано состояние инфраструктуры туризма, определён его потенциал. Разработана типология туристических объектов и предложения по сохранению и улучшению существующих ландшафтных характеристик берегов Байкала. Удалось найти баланс между туристическим использованием территории, природоохранными мероприятиями и интересами местного населения. Были разработаны предложения особого регламента для архитектурно-планировочной и строительной практики на Байкале. Участники представили социально-экономические, архитектурно-планировочные и объёмные проектные предложения по конкретным площадкам на оси Иркутск - Листвянка.

2006 г. - РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДА В ГОРОДЕ

Сессия посвящалась проблемам жилого района, весьма актуальным для городов России. Многообразие групп населения требует использования широкого спектра типологии жилой застройки. Роль прибрежной территории задаёт ещё одну доминирующую функцию района - рекреационную. Популярные среди горожан -бульвар Гагарина и остров Юности должны найти продолжение в береговой части Лисихи. Система озеленения должна охватывать весь район. Предложено развитие общественного транспорта внутри района и особенно у береговой полосы, развитие системы пешеходных и велосипедных дорожек. Заброшенные промышленные здания и территории должны быть реконструированы в культурно-развлекательные, спортивные или административно-коммерческие объекты.

2007 г. - БОЛЬШОЙ ИРКУТСК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Целью сессии была разработка концепции территориального развития, программно-целевых предложений по формированию градостроительной стратегии, направленной на повышение качества среды жизнедеятельности человека и сохранение своеобразия входящих в него поселений на примере Иркутской агломерации. В рамках 8-й сессии МБЗГУ в Иркутске был проведён международный симпозиум, посвящённый формированию агломерации. В программу симпозиума были включены не только выступления и круглые столы, но и посещения объектов Иркутской агломерации. Презентация отечественного и зарубежного опыта позволила выработать стратегию по развитию теории и практики совершенствования агломераций.

2008 г. - ЦЕНТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИРКУТСКА В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Целью сессии была разработка концепции и предпроектных предложений по дальнейшему развитию исторического центра с учётом сохранения его уникального своеобразия. Было определено градостроительное обоснование роли центрально-исторической части в системе города и агломерации. Был проведён анализ социально-экономического, функционального и ландшафтно-градостроительного состояния территории и сложившегося дорожно-уличного пространства. Разработана концепция реконструкции дорожно-уличной сети центра: улица, бульвар, площадь, набережная, внутриквартальные проезды, парковки. Предложена система озеленения улиц и площадей, реабилитация парков и рощ.

2009 г. - КУЛЬТУРА УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Целью 10-й юбилейной сессии была разработка концептуальных предложений по организации уличного пространства основных городских магистралей - улиц

Байкальской, Лермонтова, Декабрьских Событий. Участникам предстояло проанализировать структуру улиц и примагистральных территорий, выявить проблемы и факторы, не позволяющие уличному пространству иметь качество жизнепригодности. Конечной целью была разработка по обустройству улиц, стилистики фурнитуры и определения основных функциональных зон. Важнейшим моментом многих проектов стала идея интеграции деятельности жителей города в процесс создания культурного уличного пространства.

2010 г. - СОХРАНЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Основная цель - разработка концепции сохранения и реабилитации исторической деревянной городской среды в условиях массовой реконструкции и замены ветхой малоценной деревянной застройки на примере двух кварталов исторического центра Иркутска: 131-го и 133-го (площадь территории - около 6 га, имеется 126 построек). Участники доказали, что деревянная историческая застройка должна сохраняться, регенерироваться и возрождаться, а вместе с ней восстанавливаться сомасштабная человеку, комфортная и уютная, городская среда.

2011 г. - ИРКУТСК 2036. ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ. СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКА ДО 2036 ГОДА

Цель: определение долгосрочной стратегии градостроительного развития Иркутска на основе интересов всего городского сообщества с учётом экологических, демографических, социально-экономических и технико-инфраструктурных условий, исходя из ресурсного потенциала территории. Были решены задачи:

• дать прогноз демографического и социально-экономического развития г. Иркутска;

• определить ресурсный потенциал территории;

• сформировать общественно значимые приоритеты градостроительного развития;

• определить долгосрочную стратегию и этапы градостроительного развития Иркутска.

2012 г. - ЭКОЛОГИЯ ПРИГОРОДНОГО РАССЕЛЕНИЯ И ГОРОДА ИРКУТСКА

Главной целью обсуждения стала разработка параметров развития пригородного расселения с учетом сохранения качества среды. Участниками МБЗГУ сформированы перспективные прогнозы развития системы расселения, обеспечивающие устойчивое развитие города и пригорода, рассмотрены возможности организации рабочих мест в пригороде.

На основе уникального организационного и проектного опыта по проведению творческих сессий была отработана поэтапная методика решения градостроительных задач. На сегодняшний день организационно-методическая структура организации работы Зимнего университета выглядит так:

1-й этап - разработка фор-проекта

Организационное обеспечение:

• ознакомительный материал по тематике сессии;

• карты проектной площадки и аналитические схемы;

• информационный блок и постановка задач.

Рабочий процесс:

• ознакомление с ситуацией;

• поиск аналогов решения предлагаемой площадки;

• разработка аналогового фор-проекта на проектной площадке родного города.

Результат:

• презентация аналоговой части и концептуального предложения фор-проекта;

• формирование мультидисциплинарных команд (архитекторы, градостроители,

экономисты, транспортные инженеры, географы, дизайнеры).

2-й этап - постановка проблем

Организационное обеспечение:

• ознакомительные экскурсии в проектные институты;

• ознакомительные экскурсии на проектную площадку;

• вводные лекции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• конкретизация отдельных аспектов развития проектной площадки.

Рабочий процесс:

• выявление потенциала предлагаемого участка проектирования;

• формирование прогнозов решения проблематики;

• разработка концептуального плана.

Результат:

• презентация-защита первичной концептуальной основы проектной площадки;

• дебаты участников и экспертов.

3-й этап - проектирование

Организационное обеспечение:

• консультации международного состава ассистентов;

• выездные лекции в проектных институтах.

Рабочий процесс:

• разработка стратегии развития проекта;

• определение тактики конструирования;

• подведение аналитических итогов.

Результат:

• презентация-защита аналитически обоснованной концептуальной основы проектной площадки;

• дебаты участников и экспертов.

4-й этап - осмысление проекта

Организационное обеспечение:

• симпозиум международного экспертного состава и жюри;

• профессиональные консультации экспертов, закреплённых за каждой командой;

• консультации международного состава ассистентов.

Рабочий процесс:

• формулировка проектных предложений;

• подведение итогов работы мультидисциплинарных команд;

• сбор аналитических отчётов.

Результат:

• защита итоговой концепции проектной площадки;

• дебаты участников и экспертов;

• презентации ассистентами аналитической части работ их команд.

Опыт Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета был реализован и в серии последующих инновационных образовательных проектов кафедры архитектурного проектирования ИрГТУ В рамках курсового проектирования был выполнен пилотный проект «Академколлайдер», основной задачей которого было определение основных направлений и подходов перспективного развития в проектировании и реконструкции 130-го квартала - исторического центра города Иркутска, а также совершенствование и ускорение образовательного процесса. 20 апреля 2011 года стартовал уникальный образовательный проект - воркшоп «Baikal See - Listvjanka» Тема воркшо-па:

«Благоустройство общественных зон ул. Горького в п. Листвянка Иркутского района Иркутской области с целью создания положительного имиджа» была задана заказчиком проекта - администрацией Листвян^ого муниципального образования.

Особенностью проекта является "командная" организация учебного процесса. В работе приняли активное участие более 50 студентов старших курсов кафедры архитектурного Воркшоп продолжался 2 недели и уже в середине мая концептуальные проектные решения были представлены администрации Листвянского муниципального образования.

В дальнейшем студенты Института архитектуры и строительства ИрГТУ представили серию архитектурных проектов для строительства Межрегионального Молодежного лагеря «Байкал 2020» в посёлке Большое Голоустное. Четыре варианта архитектурно-планировочных и дизайнерских решений выполнены по заказу Министерства по физкультуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и будут представлены на рассмотрение Градостроительному Совету при губернаторе Иркутской области. Проекты успешно прошли общественную экспертизу, в результате которой сформировано комплексное проектное решение для детальной разработки и последующей реализации. В настоящее время проект Молодежного лагеря «Байкал 2020» находится в стадии доработки студентами 3-го курса кафедры архитектурного проектирования под руководством преподавателей кафедры Е.В. Хохрина и С.А. Смолькова Строительство лагеря должно начаться в 2013 году

Рис. 1. Туристический комплекс в селе Большое Голоустное

Функиьйгтйль-чм ■<-■ гзэиьше территории: А - 1М11>41№4

к - грс-рчнм кнш

■ ил: с гзцмонар о:о «нш! Г - >«'»■

А- - гур^стичгски ю-а ( -

И ■ пцргтаи Яна I. ■ ТЛН1НМ Л -

кА. ■ сгшргн1М1 1СО

Зке.плм1(вц*1 м-нв»ных обмкто! гмгиоиа:

4. < 1нич:« п^окт стфитар «тосшнио £ - нарьпа! степса

1 ■ ЗА;^-- грйтх РН11Н

I -(1аЦ|ЮН1|111»^|Ии чу.'.'.гс пла

I. - -пьсгфариь' ■ та-^ьс-с мксрл 7 - идЕ^ль-- . I - >ГУ|1ЁГл >ч А»рг(н"'

■ пнаифори!

1С ■ »ышаадм пришо* С Тар-ШпсН

и. ■ №ни

< о^рапкпгль-ьт^рнт? 13.1ПАвШДлИч-фвруиЧ '' < с лча

■ чм-гдочм'тмте

"б. -«ГЕНТМ № тт>миашд1ла

II. ■ пр-па>п си* ча £ | МОЬнЛьпУй ос шльсни

Л. ■ *й&«ннТ 11. • с-ортпким- П.'й^ТАГЧ ¿Л ■ фуПййр ьны< ШМ1

Рис. 2. Генплан молодежного лагеря «Байкал 2020»

Результаты работы кафедры в области интеграции образовательных стандартов были представлены на Международном архитектурном форуме «Степень и профессия» в Италии (г. Флоренция) в марте 2012 г доцентом кафедры С.Н. Элояном, выступившим с докладом «Международный Байкальский Зимний градостроительный университет в инновационных процессах архитектурного образования Иркутска в рамках международной интеграции национальных образовательных стандартов» авторы Е.В. Хохрин и С.Н. Элоян.

Организатор форума - Фонд Ромуальдо дель Бьянко, одной из основных своих задач видит создание единого пространства архитектурного образования в Европе. Опыт решения организационных, методических и проектных задач, накопленный Международным Байкальским Зимним градостроительным университетом, получил высокую оценку экспертов Фонда - проф. Стефано Берточчи (Флорентийский университет), проф. Рэя Хат-чисона (Висконсинский университет), проф. Милана Продановича (Университет Нови-Сад, Сербия) и Марка Ленена (Бельгия). Руководство Фонда предложило разместить материалы, посвященные деятельности МБЗГУ и другим инновационным образовательным проектам кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и строительства ИрГТУ, на некоммерческом портале «Жизнь за пределами туризма», аккумулирующем информацию об историческом наследии, культурных традициях и образовательных проектах в различных регионах мира. Привлечение к участию в работе Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета и других инновационных образовательных проектах ИАС ИрГТУ студентов, молодых специалистов и преподавателей, представляющих широкий круг различных архитектурных школ, будет способствовать становлению архитектурного образования в нашем вузе в соответствии с современными международными образовательными стандартами, сочетающими национальные традиции с общечеловеческими ценностями, опору на исторический контекст с новаторскими поисками, ориентацию на конкретного потребителя со служением обществу

Рис. 3. С. Элоян, А. Потапова, В. Асманкина представляют результаты научно-исследовательской работы кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и строительства ИрГТУ на всемирном форуме во Флоренции

Таким образом, потребность усиления в инновационном образовании гуманистической функции архитектуры и дизайна, выразившаяся в стремлении утвердить в нем средо-вой и культурологический подходы, реализуется сегодня в широком, синтезирующем контексте экологической культуры. Этот контекст включает в себя, как одну из главных составляющих, теоретическое и практическое воплощение поисков этнокультурной идентичности архитектуры и дизайна, означающее, с одной стороны, проникновение образовательного процесса проектного сознания в глубинные слои национальной культуры, а, с другой - его открытость к восприятию ценностей других культур. Первое непосредственно связано со вторым, и эта связь выражается в разнообразных опытах исторической рефлексии, вовлекающей архитектурно-художественное творчество в инновационном образовании в русло непрерывно развивающихся традиций материальной культуры, неотъемлемой от природных, социокультурных и других аспектов исторического бытия России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. 8-я зимняя сессия 12.02.2007-03.03.2007, «Большой Иркутск. Проблемы и перспективы устойчивого развития» / Big Irkutsk. Problems and prospects of sustainable development.

2. 9-я сессия 11.02.2008-4.03.2008 «Стратегия развития центральной исторической части г. Иркутска» / Strategy of the development the central historical district in Irkutsk"

3. 10-я юбилейная сессия «Культура уличного пространства» / The culture of the streetscape

4. Аналитический отчет №11/2010 «Реабилитация исторической деревянной городской среды» / Preservation and rehabilitation of the historical wooden city environment.

5. Аналитический отчет 31 января-20 февраля «Концепция долгосрочного развития г. Иркутска 2036».

6. Аналитический отчет 13 сессии МБЗГУ и материалы научно-практического симпозиума «Экология пригородного расселения и города Иркутска». Иркутск, ИрГТУ, 2012.

Информация об авторах

Хохрин Евгений Викторович, доцент, заведующий кафедрой «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 4051-56, e-mail: hohrin@gmail.com

Элоян Сергей Норикович, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Иркутский государственный технический университет

Information about the authors

Khokhrin E.V., associate professor, Head of Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-51-56, e-mail: hohrin@gmail.com

Eloian S.N., associate professor, Architecture Projection Department, Irkutsk State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.