Научная статья на тему 'Проблема размещения музея под открытым небом в структуре Сибирского города'

Проблема размещения музея под открытым небом в структуре Сибирского города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ СИБИРИ / ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ МУЗЕЕВ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И ИСТОРИИ / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиахметова Н. М., Скуднева М. В.

В статье рассматривается и анализируется опыт размещения историко-архитектурных музеев под открытым небом в городах Западной Сибири. Изучается место музея в градостроительной структуре: достоинства и недостатки месторасположения, причины, которыми руководствовались создатели комплексов при размещении экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валиахметова Н. М., Скуднева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE MUSEUM PLACEMENT UNDER THE OPEN SKY IN THE STRUCTURE OF THE SIBERIAN CITY

The article considers and analyzes the experience of placing historical and architectural museums in the open air in the cities of Western Siberia. The museum's place in the town-planning structure is studied: advantages and disadvantages of location; the reasons that guided the creators of the complexes when placing the exposure.

Текст научной работы на тему «Проблема размещения музея под открытым небом в структуре Сибирского города»

Градостроительство

УДК 711.57(571.1/.5)

ПРОБЛЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В СТРУКТУРЕ СИБИРСКОГО ГОРОДА

Валиахметова Н.М., магистрант

Скуднева М.В., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется опыт размещения историко-архитектурных музеев под открытым небом в городах Западной Сибири. Изучается место музея в градостроительной структуре: достоинства и недостатки месторасположения, причины, которыми руководствовались создатели комплексов при размещении экспозиции.

Ключевые слова: музей под открытым небом, градостроительство городов Сибири, особенности создания историко-архитектурных музеев, памятник архитектуры и истории, архитектурное наследие.

В ХХ-ХХ1 вв. современные музеи подверглись радикальным преобразованиям, связанным с развитием социально-культурной деятельности человека и общества, становясь все более открытыми и интегрированными в реальное культурное пространство. Создание музеев под открытым небом получило большое распространение как в России, так и во многих городах мира.

Проявление интереса к феномену музея под открытым небом объясняется прежде всего возможностью сохранения и экспонирования объектов историко-культурного наследия, памятников архитектуры и истории. Музей позволяет демонстрировать экспонаты разносторонне, рассматривая их в гармонии с историческим и природным окружением, включая предметы быта, орудия труда, произведения искусства и элементы декора. В связи с этим возникает тенденция в качественном развитии музеев под открытым небом, улучшении градостроительного размещения комплексов, развития инфраструктуры и общей территории музеев.

Рост этнографических музеев под открытым небом был тесно связан с политической и культурно-образовательной сферой. Во времена хрущевской оттепели, в 50-60 гг. XX в., в советском обществе происходил процесс перехода от традиционности к современности, наблюдался рост благосостояния граждан, приток иностранных граждан в нашу страну, активный интерес к культурно-просветительской области [5].

Территория Советского Союза была насыщена отдельными памятниками архитектуры и истории, привезенными из разных регионов страны, которые формировали основную экспозицию музеев под открытым небом. Размещение объектов локально, в новой для них среде, не было комплексным. В настоящее время изменился подход к демонстрации предметов архитектурно-этнографической направленности, трансформировался сам принцип формирования музейной экспозиции. Ценные в историко-архитектурном аспекте здания, сооружения, предметы быта и искусства стали транслироваться в соответствии с той исторической средой, планировочной структурой и культурными традициями, которые сформировались на территории определенного региона.

Размещение музеев под открытым небом в городской структуре складывается из многих градостроительных, социальных, экономических и политических факторов. При создании музея многие из них не учитываются и в ходе развития комплекса формируются причины, по которым музей не в полной мере реализует свой потенциал. В связи с этим возникает проблема размещения музеев под открытым небом в структуре города. Заявленная проблема является актуальной в связи с открытием нового объекта археологического наследия -участка села Кривощеково в г. Новосибирске.

Рассмотрим несколько примеров размещения музея под открытым небом, первым из которых станет Этнографический музей народов Забайкалья. Он был организован в 1973 г. согласно постановлению бюро ОК КПСС и Совета Министров Бурятской АССР. Площадь комплекса занимает свыше 37 га, поэтому он считается одним из крупнейших музеев под открытым небом в России [6].

Этнографический музей народов Забайкалья состоит из нескольких комплексов: археологического, бурятского, городского, казачьего, семейского, эвенкийского и уголка живой природы. Идея создания этого музея принадлежала академику А.П. Окладникову. Концепцию самого музея, его архитектурно-планировочное решение разработали ученые под руководством профессора Е.М. Залкинда.

Комплекс размещается на северо-востоке, в 4,5 км от г. Улан-Удэ в микрорайоне Верхняя Березовка по трассе Р 438. Трасса связывает столицу Республики Бурятия с близлежащими населенными пунктами, основанными недалеко от побережья озера Байкал. В связи с этим комплекс оснащен хорошо организованной транспортной инфраструктурой. Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, что является высоким показателем для экономического развития данного региона в целом. Интерес посетителей к этнографическому комплексу не ослабевает из-за постоянного пополнения экспозиций.

Природно-климатическая среда, окружающая озеро Байкал, обладает благоприятными условиями для размещения памятников архитектуры под открытым небом. Вторым удачным примером размещения музея под открытым небом, можно с уверенностью назвать архитектурно-этнографический музей

«Тальцы». Музейный комплекс находится на 47-м километре Байкальского тракта и располагает на своей территории 20 тыс. экспонатов - памятников истории, архитектуры и этнографии ХУП-ХХ вв., которые ежегодно посещают 140 тыс. туристов [1].

В начале 60-х гг. ХХ в. правительством СССР была затронута проблема сохранения памятников народной культуры и деревянного зодчества. Иркутская область стала одним из немногих регионов, в которых удалось создать музей под открытым небом.

Выбор места для будущего архитектурно-этнографического музея было поручено московскому архитектору Г.Г. Оранской [2]. До затопления в 1955 г. Иркутской ГЭС на прилегающей к ней территории располагались поселок, стекольный и фарфоровые заводы. В процессе реструктуризации заводское производство было перенесено, а бывшее поселение осталось в запустении до 1970 г.

Музей под открытым небом расположился в живописном месте близ реки Ангары. Прилегающие естественные лесные массивы гармонично вошли в единое музейное пространство, увязав между собой разнохарактерные, многонациональные архитектурные памятники.

Несмотря на отдаленность архитектурно-этнографического музея от центра г. Иркутска (42 км), интерес к нему у жителей и гостей города по-прежнему высокий. Этот факт обусловлен тем, что музей «Тальцы» расположен на пути к рабочему поселку Листвянка, пользующемуся большой популярностью среди туристов. Таким образом, музею обеспечена постоянная аудитория посетителей для экскурсий и массового туризма.

Экспозиция музея имеет четкое разделение на четыре зоны: русскую, эвенкийскую, тофаларскую и бурятскую. Русская зона экспозиции представлена памятниками деревянного зодчества Прибайкалья XVII - начала XX в. [1] Историко-архитектурный комплекс «Волостное село» представлен памятниками архитектуры административного, оборонного и культового зодчества конца XIX - начала XX в. и включает в себя Спасскую проезжую башню (1667 г.) и Казанскую церковь (1679 г.) Илимского острога [1]. Несмотря на богатую коллекцию экспонатов, музей до сих пор формирует новые экспозиционные зоны с памятниками истории и архитектуры, привезенными со всей России.

Музеи под открытым небом в основном располагаются на периферии городской территории или за городом. Подобное размещение обеспечивает учет резервных территорий для концептуального развития комплекса с учетом природно-климатических факторов. Однако значительное удаление от городской территории зачастую ведет к трудностям посещения музеев. Следует отметить, что большинство комплексов не поддерживается соответствующей музею под открытым небом круглогодичной социально-культурной и транспортной инфраструктурой.

Следующим из наиболее ярких и интересных примеров создания подобного рода музеев является Новосибирский историко-архитектурный музей под открытым небом. Он был организован в 1981 г. [3] под руководством академика А.П. Окладникова по проекту (1972 г.) архитекторов С.Н. Баландина и В. Пергаева на территории 46,5 га к юго-востоку от г. Новосибирска. В ходе экспедиций 1969 и 1971 гг. были перевезены памятники архитектурного зодчества XVII в. - колокольня и церковь из заполярного города Зашиверска.

Музей находится в 25 км от центральной части города и в 4,5 км от новосибирского Академгородка, что обусловлено его тесной взаимосвязью с Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Плохо развитая транспортная инфраструктура затрудняет посещение музейного комплекса туристами. Отсутствие пунктов питания и туристического обслуживания на его территории приводит к снижению туристического интереса к данному объекту.

Изначально экспозиция хранилась во дворе коттеджа академика А.П. Окладникова. Сейчас в комплекс музея включены рекреационные, археологические и этнографические зоны, архитектурные памятники, экспериментальные площадки. В зоне архитектурных памятников наиболее ценным экспонатом является шедевр русского деревянного зодчества церковь Спаса Нерукотворного образа из Зашиверского острога, построенная в 1700 г. мещанином Андреем Хабаровым. Памятник был подарен Сибирскому отделению АН СССР правительством Якутской АССР и перевезен по инициативе академика А.П. Окладникова с берегов р. Индигирки. Является историко-культурным объектом федерального значения [3].

Стоит отметить, что расположение музея, несмотря на существующие проблемы, имеет ряд преимуществ:

- этнографический музей находится вблизи Бердского шоссе, связывающего города Новосибирск и Бердск;

- отдаленность от центра, самодостаточность и многообразие уникальных музейных экспонатов позволит музейному комплексу развивать свой научно-технический и социально-экономический потенциал, используя прилегающие территории;

- близкое расположение Института археологии и этнографии СО РАН способствует развитию научно-исследовательской деятельности для ученых, архитекторов и сотрудников СО РАН;

- связь музея с природным окружением делает территорию привлекательной для экспонирования памятников, проектирования новых объектов, способных поддержать статус музея под открытым небом.

Для сохранения народной культуры в современных условиях необходимо создавать и сохранять территории, где законодательно поддерживается традиционный уклад жизни населения. Основной характеристикой при выборе такого места служит его особая этнографическая и культурно-историческая ценность.

На территории г. Новосибирска и Новосибирской области до сих пор существует большой потенциал создания и развития музеев под открытым небом. В 2015 г. археологи ИАЭТ СО РАН под руководством младшего научного сотрудника С.В. Колонцова в зоне проектируемого моста через р. Обь обнаружили остатки первой деревни русских поселенцев на территории Новосибирска.

В результате проведенных изыскательских археологических работ по исследованию участков отвода земель в зоне проектируемого объекта «Мостовой переход через р. Обь в створе, ул. Ипподромская в г. Новосибирске» на общей площади 23 га была определена площадь сохранившегося участка села Кривощеково, составляющая 4 845 кв. м.

Был выявлен объект археологического наследия «Участок культурного слоя села Кривощеково», включающий:

- каменный фундамент Никольской церкви (1881 г. постройки);

- грунтовый могильник (православное кладбище);

- культурный слой, содержащий следы существования села Кривощеково, включающий археологические предметы (керамика, монеты).

В связи с открытием участка культурного слоя села Кривощеково учеными ИАЭТ СО РАН появилась возможность создания музея под открытым небом нового формата, способного сохранить историко-культурное наследие, дошедшее до наших дней, спрогнозировав сценарий развития современного, уникального музейного пространства в Новосибирске.

Объекты археологического наследия неразрывно связаны с земельными участками, в пределах которых они расположены. Поэтому работа по включению в земельный кадастр территорий, занимаемых археологическими объектами, на данный момент является первоочередной задачей по охране археологического наследия, стоящей как перед Министерством культуры, Россохранкультурой, так и перед всеми специалистами-археологами [4].

Долгие годы музеи под открытым небом создавались в отрыве от традиционной культуры, исторической среды и коренных мест. В качестве сохранения историко-архитектурного наследия на месте сохранившихся традиционных построек необходим комплексный проект, основанный на четких градостроительных и архитектурно-планировочных принципах, а также на устойчивой научно-экономической базе.

Развитие данной территории в рамках создания музея под открытым небом в Новосибирске - перспективная и значимая деятельность. Будущий музей основан не только на исторически значимом для города месте, но и расположен в пределах территории города, что значительно упрощает вопрос с транспортной инфраструктурой. Организация музея под открытым небом позволит сохранить найденные артефакты, закрепить ценность данной территории, повысить авторитет столицы Сибири, улучшить качество историко-архитектурной среды города.

Библиографический список

1. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.talci.ru/main/about.html (дата обращения: 21.03.2017).

2. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]. - URL: http://talci-irkutsk.ru/ (дата обращения: 21. 03.2017).

3. Институт археологии и этнографии СО РАН [Электронный ресурс]. -URL: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/museum/museum04.aspx (дата обращения: 21.03.2017).

4. Колонцов С.В. Земельный кадастр и охрана археологического наследия // Вестник НГУ. - 2010. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.m/article/n/zemelnyy-kadastr-i-ohrana-arheologicheskogo-naslediya (дата обращения: 11.02.2018).

5. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения 21.03.2017).

6. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ethnomuseum03.ru/ (дата обращения: 21.03.2017).

THE PROBLEM OF THE MUSEUM PLACEMENT UNDER THE OPEN SKY IN THE STRUCTURE OF THE SIBERIAN CITY

Valiakhmetova N.M., MA Student

Skudneva M.V., Candidate of Architecture, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Abstract. The article considers and analyzes the experience of placing historical and architectural museums in the open air in the cities of Western Siberia. The museum's place in the town-planning structure is studied: advantages and disadvantages of location; the reasons that guided the creators of the complexes when placing the exposure.

Keywords: open-air museum, town planning of Siberian cities, features of the creation of historical and architectural museums, a monument of architecture and history, architectural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.