Научная статья на тему 'Реабилитация малых рек как составляющая городского развития - 18-я сессия международного Байкальского Зимнего градостроительного университета'

Реабилитация малых рек как составляющая городского развития - 18-я сессия международного Байкальского Зимнего градостроительного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ МАЛЫХ РЕК / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN WORKSHOP / REHABILITATION OF SMALL RIVERS / INNOVATIVE TEACHING METHODS / URBAN ANALYSIS / COMPETITION DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова А.Р.

Цель. Решение актуальных городских проблем через инновационные способы обучения студентов на примере реальных площадок. Методы. Инновационное обучение, организация «мозгового штурма», работа в междисциплинарных командах, погружение в реальное проектирование. Результаты. Сессия Зимнего университета является уникальным способом организации воркшопа: трехнедельная работа над проектом, междисциплинарные международные команды, лекции от локальных и международных экспертов, международное жюри, а также поддержка профессионального архитектурного сообщества и городской администрации. Зимний университет предлагает для участников реальные городские территории со сложившейся историей развития места и проблемами, возникшими в течение эксплуатации. В процессе конкурсного проектирования участники, используя опыт других стран и собственные наработки, разрабатывают уникальные решения, многие из которых могут быть реализованы. Выводы. В современном мире важны не только знания, но и навыки, умения, опыт. Принимая участие в сессии Зимнего университета, студенты и молодые специалисты приобретают навыки работы в междисциплинарной команде, умения подбирать проектные решения, основываясь на международном опыте и опыте своих коллег, конструктивно реагировать на критику своего проекта, отстаивать свои решения, что, в общем, является уникальным опытом профессионального саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN RIVER REHABILITATION AS A PART SUSTAINABLE DEVELOPMENT - 18th SESSION INTERNATIONAL BAIKAL WINTER UNIVERSITY OF URBAN PLANNING

Purpose. The solution of actual urban problems through innovative ways of teaching students at the example of real sites. Methods. Innovative training, brainstorming, work in interdisciplinary teams, immersion in real project. Results. The Winter University session is a unique way of organizing the workshop: three-week work on the project, interdisciplinary international teams, lectures from local and international experts, an international jury, and the support of a professional architectural community and city administration. The Winter University offers real urban areas for participants with a history of development territory and problems. In the course of competitive project, participants, using the experience of other countries and their own developments, develop unique solutions, many of which can be implemented. Conclusions. In the modern world, not only knowledge, but also skills, skills, experience are important. Taking part in the session of the Winter University, students and young professionals acquire skills in working in an interdisciplinary team, the ability to select project solutions based on the international experience and experience of their colleagues, to react constructively to criticism of their project, to defend their decisions, which in general is a unique experience of professional self-development.

Текст научной работы на тему «Реабилитация малых рек как составляющая городского развития - 18-я сессия международного Байкальского Зимнего градостроительного университета»

Сообщение / Message УДК 711.123

РЕАБИЛИТАЦИЯ МАЛЫХ РЕК КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ -18-я СЕССИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БАЙКАЛЬСКОГО ЗИМНЕГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

© А.Р. Косолапова

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Резюме. Цель. Решение актуальных городских проблем через инновационные способы обучения студентов на примере реальных площадок. Методы. Инновационное обучение, организация «мозгового штурма», работа в междисциплинарных командах, погружение в реальное проектирование. Результаты. Сессия Зимнего университета является уникальным способом организации воркшо-па: трехнедельная работа над проектом, междисциплинарные международные команды, лекции от локальных и международных экспертов, международное жюри, а также поддержка профессионального архитектурного сообщества и городской администрации. Зимний университет предлагает для участников реальные городские территории со сложившейся историей развития места и проблемами, возникшими в течение эксплуатации. В процессе конкурсного проектирования участники, используя опыт других стран и собственные наработки, разрабатывают уникальные решения, многие из которых могут быть реализованы. Выводы. В современном мире важны не только знания, но и навыки, умения, опыт. Принимая участие в сессии Зимнего университета, студенты и молодые специалисты приобретают навыки работы в междисциплинарной команде, умения подбирать проектные решения, основываясь на международном опыте и опыте своих коллег, конструктивно реагировать на критику своего проекта, отстаивать свои решения, что, в общем, является уникальным опытом профессионального саморазвития.

Ключевые слова: проектная мастерская, реабилитация малых рек, инновационные методы обучения, градостроительный анализ, конкурсное проектирование.

Формат цитирования: Косолапова А.Р. Реабилитация малых рек как составляющая городского развития - 18-я сессия Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 155-159.

URBAN RIVER REHABILITATION AS A PART SUSTAINABLE DEVELOPMENT - 18th SESSION INTERNATIONAL BAIKAL WINTER UNIVERSITY OF URBAN PLANNING

© A.R. Kosolapova

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Abstract. Purpose. The solution of actual urban problems through innovative ways of teaching students at the example of real sites. Methods. Innovative training, brainstorming, work in interdisciplinary teams, immersion in real project. Results. The Winter University session is a unique way of organizing the workshop: three-week work on the project, interdisciplinary international teams, lectures from local and international experts, an international jury, and the support of a professional architectural community and city administration. The Winter University offers real urban areas for participants with a history of development territory and problems. In the course of competitive project, participants, using the experience of other countries and their own developments, develop unique solutions, many of which can be implemented. Conclusions. In the modern world, not only knowledge, but also skills, skills, experience are important. Taking part in the session of the Winter University, students and young professionals acquire skills in working in an interdisciplinary team, the ability to select project solutions based on the international experience and experience of their colleagues, to react constructively to criticism of their project, to defend their decisions, which in general is a unique experience of professional self-development. Keywords: design workshop, rehabilitation of small rivers, innovative teaching methods, urban analysis, competition design

Косолапова Анастасия Руслановна, заместитель руководителя по научно-методическим вопросам, научно-образовательный центр «Международный Байкальский Зимний градостроительный университет», e-mail: antaresko.ru@gmail.com

Anastasia R. Kosolapovа, Deputy Director for scientific and methodical question SEC "Winter University", e-mail: antaresko.ru@gmail.com

For citation: Kosolapova A.R. Urban river rehabilitation as a part sustainable development - 18th session International Baikal Winter university of urban planning. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 2, pp. 155-159. (In Russian)

Введение

На базе Иркутского национального исследовательского технического университета в феврале 2017 года прошла 18-я сессия Международного Байкальского Зимнего градостроительного университета (далее -Зимний университет, МБЗГУ). В этом году сессия была посвящена вопросам реабилитации малых рек в городе.

Проблема малых городских рек состоит в их заброшенности, отсутствии ухода за ними, в том, что они не используются горожанами. В российских городах потеря привлекательности прибрежной территорией происходила постепенно, годами накапливались проблемы и ухудшалось состояние и самих рек, и находящихся поблизости районов. В масштабах города запущенные прибрежные территории усиливают депрессив-ность прилегающих к ним городских районов, т.е. не являются местами, способными повлиять на развитие города и привлечь население. Заброшенные, неухоженные районы городской территории с протекающими по ним малыми реками необходимо реабилитировать в юридических и социальных правах, также нужно различными способами возвращать полноценность реки как одной из частей «организма» города.

Для проектно-концептуальной проработки на сессиях Зимнего университета выбираются градостроительные темы, актуальные для города Иркутска и Иркутской области. Реабилитацию малых городских рек, а также инструменты и механизмы для реализации этого процесса участники 18-й сессии разрабатывали на примере прибрежной территории реки Ушаковки в границах города Иркутска.

Работа сессии проводилась в два

этапа.

Цель первого этапа - разработать комплексное видение перспектив освоения прибрежных территорий малых рек (далее -концепция) и их применения к конкретным проблемам и специфическим особенностям территории реки Ушаковки.

На данном этапе участники проводили натурные исследования, знакомились с приречной зоной, изучали исходные данные.

При разработке концепции перед участниками ставились следующие задачи:

□ градостроительный анализ территории;

□ разработка перспектив функционального, транспортного, расселенческого, промышленного, рекреационного, экономического развития реки Ушаковки.

Цель второго этапа - разработать принципиальные градостроительные, архитектурно-планировочные решения, а также предложения по проведению экологических и инженерных мероприятий в целях реабилитации прибрежных территорий и выработать механизмы их реализации.

Задачи данного этапа были следующими:

• Разработать эскиз планировки фрагмента территории, включающий:

■ градостроительные и/или архитектурно-планировочные решения;

■ предложения по повышению потребительской (маркетинговой) ценности территории.

• Предоставить схему взаимодействия «муниципалитет - инвесторы - горожане».

• Предложить экологические и инженерные мероприятия для реабилитации прибрежных территорий малых рек.

• Представить в наглядном виде предложения по реабилитации прибрежных территорий реки Ушаковки.

• Сформировать при необходимости регламенты использования территории и определить виды разрешенного использования земельных участков.

Обширные задачи второго этапа для облегчения работы участников делились на две части. Результатом выполнения первой должен был стать эскиз архитектурно-планировочного решения территории участка вдоль реки Ушаковки, включающего оба берега, бывшие промышленные или коммунально-складские зоны, индивидуальное жилье.

Результатом выполнения второй части задач должны были стать рекомендации и требования к реализации выработанных механизмов на примере конкретной проектной площадки, включающие схему взаимодействия «муниципалитет - инвесторы - горожане», предложения по повышению инвестиционной привлекательности и проведению экологических и инженерных мероприятий.

Методы работы

Воркшоп - метод инновационного обучения и нестандартный подход к решению городских проблем, который дает возможность участникам проработать систему внедрения концептуальных предложений, рассчитать их реализацию и предложить схему взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. В результате использования этого метода в работе МБЗГУ участники обмениваются опытом проектирования,

применяющемся в разных странах, учатся взаимодействовать с представителями смежных специальностей в сфере градостроительства и использовать свои знания и наработки для решения реальной городской проблемы.

В 18-й сессии участие в разработке проекта реабилитации реки приняли 30 студентов и молодых специалистов. Кроме концептуального и архитектурно-планировочного решения, от них ожидались предложения относительно инструментов и механизмов повышения инвестиционной привлекательности территории.

В процессе конкурсного проектирования участники получают консультации специалистов по определенному профилю и обсуждают общее направление работы с кураторами (пилотами) научно-проектной сессии. Пилоты наблюдают за командами в течение всего времени работы. Они обеспечивают методологическую рефлексию и нормирование проектного процесса, подсказывая командам, как лучше организовать процесс проектирования, взаимного обсуждения, выработки решений в ситуациях возникновения разногласий внутри команды.

Зимний университет является оригинальной моделью подготовки студентов и молодых специалистов различных направлений в сфере градостроительства и позволяет развивать у них новый уровень концептуального мышления, обмена информацией, овладения аналитическими навыками и проектными подходами в условиях международного междисциплинарного партнерства.

Результаты конференции

Участники 18-й сессии были поделены на 5 групп в соответствии с их навыками, умениями, опытом так, чтобы получились равнозначные по силам междисциплинарные команды. Среди участников были студенты и молодые специалисты по следующим направлениям: городской дизайн, городское планирование, транспорт, архитектура, ландшафтный дизайн, государственное управление, городские исследования, городское строительство, градостроительство.

Первый этап - презентация домашних работ, где участники демонстрируют свои собственные проекты и разработки, выполненные в предыдущие годы, связанные с темой сессии, знакомятся с пилотами и ассистентами. Этот этап важен для воркшопа как с точки зрения обмена информацией о различном индивидуальном опыте, так и для получения представления о навыках, умениях, компетенциях друг друга. В этот же день ассистенты знакомят участников с ситуацией проектирования, основными проблемами, представляют исходную информацию, которую они заранее собирают, систематизируют и с которой участники начинают работу над

проектами. По результатам презентаций домашних работ формируются команды.

Зимний университет - это экспериментальная площадка, и для каждой сессии организаторы стремятся выбрать такую форму проведения воркшопа, которая наиболее соответствует теме сессии. Так, на 18-ю сессию в качестве ассистентов команд были привлечены практикующие архитекторы из Иркутска. Стоит отметить, что их практические компетенции были получены в разных профилях профессии: государственное управление, проектирование, научные исследования.

Второй этап - ознакомление с существующим состоянием проектируемой территории, которое включает в себя установочные лекции от локальных экспертов и выезд на территорию проектирования. Установочные лекции проводят иркутские специалисты по теме сессии. В этом году на лекциях участники узнали об особенностях расположения реки Ушаковки и ее природном потенциале, экологическом и гидрологическом состоянии реки, ее истории, о транспортной схеме г. Иркутска, особенностях транспортной сети на участке проектирования и состоянии инженерной инфраструктуры прибрежных территорий Ушаковки. На экскурсии по территории проектирования ассистенты рассказывают о ее особенностях, указывают на наличие проблем и знакомят участников с местом.

Третий этап - разработка концепции. Работа в командах начинается с анализа представленной ассистентами информации, данных, полученных на лекциях, и результатов натурных обследований реки. На этом этапе команды выявляют проблемы территории, вырабатывают общее видение преобразований на участке проектирования и выбирают направление развития.

Четвертый этап - презентация концепции. Форма представления - доклады каждой из групп с комплектом аналитических материалов в виде презентации на двух языках. Представляя итоги работы, команды озвучили девизы своих проектов.

Команда А: «Ушаковка как позвоночник города».

Команда В: «Ушаковка как механизм развития города».

Команда С: «Город и река: лицом к

лицу».

Команда D: «Восстановление отношений между городом и рекой».

Команда Е: «Make Ushakovka great

again».

Пятый этап - круглый стол для экспертов, пилотов сессии и ассистентов. Задача круглого стола - обсуждение итогов работы команд и распределение конкретных уча-

стков (площадок) по командам для дальнейшего проектирования.

Шестой этап - установочные лекции местных экспертов, направленные на формирование у участников представлений о нормативно-правовой организации проектирования в Российской Федерации. Приступая к проектной проработке концепции и к архитектурному проектированию фрагмента территории реки Ушаковки (седьмой этап), участники получили возможность уточнить и откорректировать ранее разработанные концепции на основе существующих законодательных положений и нормативов.

Седьмой этап - проектная разработка площадки на прибрежной территории реки Ушаковки с реализацией ранее выработанной концепции с учетом особенностей и специфики данного фрагмента территории. На этом этапе, чтобы проектирование было максимально приближено к реальным результатам, к командам присоединились консультанты по экономике - студенты-дипломники из Байкальского государственного университета.

Восьмой этап - промежуточная презентация. Команды представили проектное видение площадки проектирования на реке Ушаковке, доработанные концепции, эскизные предложения по архитектурно-планировочным аспектам, экономические расчеты.

Девятый этап - доработка проектных предложений и устранение ошибок, на которые указали эксперты на промежуточной презентации (восьмом этапе).

Десятый этап - финальная презентация. Команды представляли результаты своей работы за весь период сессии: а) анализ территории, б) концепцию развития реки Ушаковки, в) анализ фрагмента территории,

г) архитектурно-планировочное предложение,

д) сравнение с действующим генеральным планом города, е) предложения по проведению экологических и инженерных мероприятий, ж) механизмы повышения инвестиционной привлекательности и з) этапы реализации проекта. Формат представления: доклад с презентацией на двух языках и планшет.

В результате работы каждая команда разработала индивидуальную концепцию для всей территории реки и на основе этой концепции подготовила проект для конкретного участка территории. Результатом воркшопа стали пять уникальных проектов, направленных на развитие и обновление прибрежной территории. Несмотря на индивидуальную концепцию каждой команды, оригинальные решения на разных частях реки, общими итогами решений всех команд можно назвать следующие предложения:

• Усиление роли Ушаковки на территории в качестве зоны отдыха: на основе

анализа существующего использования реки каждая команда заметила, что, хотя территория сейчас выглядит заброшенной, она активно используется жителями ближайших районов как трансферная зона и как зона отдыха.

• Организация пешеходных мостов через реку: натурное исследование прибрежной территории в зимний период выявило большое количество стихийных тропинок через замерзшую реку, что говорит о необходимости пешеходных связей между берегами и улучшения условий для прочного круглогодичного соединения территорий.

• Создание берегоукреплений: для борьбы с весенним полноводьем реки некоторые команды предложили укрепление берегов с помощью систем габионов, дамб и зеленых насаждений.

• Организация пешеходных тропинок на поднятом помосте. Для реки Ушаковки характерны весенние разливы, что натолкнуло некоторые команды на идею организации парковых дорожек и пешеходных мостов через реку на общем деревянном помосте, которые станут связующим звеном между берегами, а также между жилыми и рекреационными зонами, районом вокруг Ушаковки и центром города.

• Нормативное регулирование высотности домов у реки. Большая проблема современной застройки - стремление к высотному строительству, и, чтобы окончательно не потерять реку, необходимо нормирование высотности, что позволит обновить район, заменить ветхое и аварийное жилье, преобразить городскую среду, а не загубить ее.

• Организация привлекательных рабочих мест: каждая команда предлагает использовать существующий участок с крупным нежилым объектом (лаборатория, стадион, Иркутский завод тяжелого машиностроения, спортивное ядро, ипподром) как потенциальное уникальное общественное место на территории проектирования для повышения статуса местности и привлечения людей из других районов.

Заключение

В течение сессии команды три раза представляли свои работы перед международным профессиональным сообществом, отчитываясь по каждому этапу своего проекта и доказывали, что предложенные ими проектные решения и механизмы могут принести пользу для прибрежной территории реки Ушаковки.

Это является одним из основных достоинств Зимнего университета как образовательного центра: у студентов есть возможность пообщаться с ведущими международными экспертами, обсудить принятые решения и научиться аргументированно отстаивать проектные решения. Зимний универси-

2227-2917

тет перед своими участниками ставит практические задачи: найти решения проблем, инструменты и механизмы реализации проектных решений, защитить свои проекты перед профессиональным сообществом и международным жюри.

Рассмотрение городских проблем международными командами дает широкий спектр представлений о том, какие механизмы можно использовать для преобразования территории.

На 18-й сессии Зимнего университета рассматривалась тема реабилитации малых рек на примере реки Ушаковки в городе Иркутске. По итогам сессии можно говорить о том, что прибрежные территории реки могут стать развивающимся районом, имеющим связь с центром города, устойчивую связь между берегами, развитую пешеходную структуру, визуальные ориентиры на терри-

Критерии авторства

Косолапова А.Р. полностью подготовила статью и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила 26.04.2017 г.

тории и привлекательную парковую зону вдоль реки. Проектное предложение каждой команды подтверждается экономическими расчетами, имеет этапы реализации и предусматривает тот или иной вариант взаимодействия с муниципалитетом.

Международный Байкальский Зимний градостроительный университет является оригинальной моделью подготовки молодых специалистов в сфере градостроительства. Методика Зимнего университета направлена на развитие у молодых специалистов концептуального мышления, навыков анализа информации, освоения новых аналитических и проектных подходов в условиях международного междисциплинарного партнерства и работы с динамично развивающимися градостроительными системами городов Сибири.

Contribution

Kosolapova A.R. has prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 26 April 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.