Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна, Сыроедова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются возможности и проблемные аспекты организации системы «университет - детский сад», оказывается помощь и поддержка студентам с детьми, создаются комфортные условия обучения для них. Факты доказали, что для успешного взаимодействия на разных уровнях этой системы необходимо обучать всех объектов представленного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна, Сыроедова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES OF INTERACTION BETWEEN DOU AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article discusses the possibilities and problematic aspects of the organization of the "university-kindergarten" system, provides assistance and support to students with children, creates comfortable learning conditions for them. The facts have proved that for successful interaction at different levels of this system, it is necessary not only to properly train students, but also to properly train preschool teachers.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

shaping students' expectations and behaviour patterns (Abe& Jordan 2013). The qualitative 2-stage research design has helped to collect and analyse data on the main constructs within the affective domain among teachers. The effectiveness of using SNSs as an educational tool for ME in language learning was explored through interpretative phenomenological analysis of teachers' reflections. The possible limitations are centred on the number of the participants, time, and number of genres in ME research Another challenging issue is the nature of the affective domain, representing the personal views of individuals which are often firmly held, experientially based. Despite the limitations of the small-scale research, it has resulted in some insights into theoretical and professional aspects of multicultural education via social media. It is an attempt to fill in the gaps in the literature review concerning the usage of SNS as an educational tool for ME. It has provided the detailed description of the findings that can be considered by teachers wishing to deploy this type of technology. The research represents one of the ways to combine genres in Bennett's classification of research in multicultural education. The research describes teachers' perceptions on the way how SNSs can be used as a component of hybrid teaching practices in ME. The aim of further research can be directed to analysing all aspects within teachers' affective domain and class curriculum reforms at the institutional level.

References:

1. Abe P., Jordan N.A. Integrating social media into the classroom curriculum // About Campus. - 2013. - Т. 18. - №. 1. -С. 16-20.

2. Alexander D. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society // Procedia-social and behavioral sciences. - 2015. - Т. 186. - С. 811-814.

3. Bennett C. Genres of research in multicultural education // Review of educational research. - 2001. - Т. 71. - №. 2. -С. 171-217.

4. Chandler D., Munday R. A dictionary of social media. - Oxford University Press, 2016.

5. Ess C. Computer-mediated colonization, the renaissance, and educational imperatives for an intercultural global village // Ethics and Information Technology. - 2002. - Т. 4. - №. 1. - С. 11

6. Evans T. Globalisation, post-Fordism and open and distance education // Distance education. - 1995. - Т. 16. - №. 2. -С. 256-269.

7. Krathwohl D.R. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals // Affective domain. - 1964.

8. Larkin M., Thompson A.R. (ed.). Qualitative research methods in mental health and psychotherapy: A guide for students and practitioners. - John Wiley & Sons, 2011.

9. Laverty S.M. Hermeneutic phenomenology and phenomenology: A comparison of historical and methodological considerations // International journal of qualitative methods. - 2003. - Т. 2. - №. 3. - С. 21-35.

10. Lester F.K. (ed.). Second handbook of research on mathematics teaching and learning: A project of the National Council of Teachers of Mathematics. - IAP, 2007.

11. Liu Y. Social media tools as a learning resource // Journal of Educational Technology Development and Exchange (JETDE). - 2010. - Т. 3. - №. 1. - С. 8.

12. Lyashenko M.S. Implementation of web-based technologies into teaching and learning practices in the university // International Journal of Information and Education Technology. - 2016. - Т. 6. - №. 3. - С. 243.

13. Lyashenko M.S., Mineeva O.A., Povarenkina I.A. Experience of using the Zoom virtual platform for organizing foreign language classes at a university // International research journal. - 2020. - №. 12 (102) Часть 4. - С. 54-57.

14. Oxenden C., Koenig C.L., Seligson P. New English File: Pre-intermediate: Student S Book and Workbook. -Pearson, 2012.

15. Sleeter C.E. Preparing teachers for culturally diverse schools: Research and the overwhelming presence of whiteness // Journal of teacher education. - 2001. - Т. 52. - №. 2. - С. 94-106.

16. Sloan A., Bowe B. Phenomenology and hermeneutic phenomenology: The philosophy, the methodologies, and using hermeneutic phenomenology to investigate lecturers' experiences of curriculum design // Quality & Quantity. - 2014. - Т. 48. -№. 3. - С. 1291-1303.

17. Smith J.A., Flowers P., Osborn M. Interpretative phenomenological analysis and the psychology of health and illness // Material discourses of health and illness. - Routledge, 2013. - С. 77-100.

18. Spring J. Research on globalization and education // Review of Educational Research. - 2008. - Т. 78. - №. 2. -С. 330-363.

19. Strokov A.A. Digitalization of education: problems and prospects //Vestnik of Minin University. - 2020. - Т. 2. - №. 31. -С. 15.

20. Zhao Y., Bryant F.L. A. Can teacher technology integration training alone lead to high levels of technology integration? A qualitative look at teachers' technology integration after state mandated technology training // Electronic Journal for the Integration of Technology in Education. - 2006. - Т. 5. - №. 1. - С. 53-62.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); заведующий Сыроедова Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67 «Солнечный дом» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и проблемные аспекты организации системы «университет -детский сад», оказывается помощь и поддержка студентам с детьми, создаются комфортные условия обучения для них. Факты доказали, что для успешного взаимодействия на разных уровнях этой системы необходимо обучать всех объектов представленного взаимодействия.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, ВУЗ, педагогическое взаимодействие, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, профессиональная поддержка.

Annotation. The article discusses the possibilities and problematic aspects of the organization of the "university-kindergarten" system, provides assistance and support to students with children, creates comfortable learning conditions for them. The facts have proved that for successful interaction at different levels of this system, it is necessary not only to properly train students, but also to properly train preschool teachers.

Keywords: preschool educational organization, university, pedagogical interaction, federal state educational standards of preschool education, professional support.

Введение. В настоящее время необходимо обеспечить научно-педагогическую поддержку коллективной педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений (дошкольного образования) с целью создания единого пространства для университетов и дошкольных учреждений, что зависит от роли педагогических вузов в профессиональном обеспечении дошкольного образования.

В целом взаимодействие «детский сад - вуз» рассматривается в научно-педагогической литературе как система, подсистемы которой тесно взаимосвязаны и каждая из них имеет право на самостоятельное существование в практике образовательных учреждений. В научно-педагогической литературе эти подсистемы рассматриваются как одно из условий непрерывного образования [7].

Изложение основного материала статьи. Для реализации данного взаимодействия на практике преподаватели вузов и сотрудники детских садов определили следующую методологическую основу: культурологический метод формирования содержания образования (Л.С. Выготский, В.С. Краевский, М.Н. Скаткин.), режим работы (Л.С. Выготский, В.С. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Эльконин и др.), концептуальные положения развития творческой активности как показателя развития социальной компетентности на высоком уровне (Е.А. Зимняя, М.С. Левит, А.К. Маркова, А.С. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.) [4].

Социальное партнерство в образовании - это отношения между двумя или более равноправными субъектами, организованными образовательным учреждением. Оно характеризуется добровольным и сознательным выполнением коллективных договоров и соглашений и формируется на основе интересов всех сторон с целью создания психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучащихся и повышения качества образования [1].

Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации № 1134 от 31 августа 1999 года и Дополнительные меры по поддержке образовательных учреждений Российской Федерации обеспечивают законодательную основу для партнерства в области социального образования. На муниципальном уровне правовая основа организаций социального партнерства устанавливается Федеральным законом «О местном самоуправлении Российской Федерации», «Общими принципами организации местного самоуправления Российской Федерации» и соответствующими законами субъектов Российской Федерации, принятыми при разработке этих федеральных законов.

Социальное партнерство, связанное с образованием, - это сотрудничество, инициированное системой образования как особой ветвью общественной жизни, способствующей созданию демократического общества. Эта концепция партнерства важна и позволяет трансформировать, развивать, тестировать и создавать новые социально значимые функции системы образования [1].

Сегодня дошкольное образование зарегистрировано в Минюсте РФ в январе 2013 года на основании приказа «О принятии федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного образования» в качестве общего уровня. Этот приказ вступил в силу 1 января 2014 года.

На основе общеобразовательных норм в плане базового дошкольного образования основное внимание уделяется формам социального сотрудничества, коммуникации, функциям и межличностным отношениям всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей. Неотъемлемая часть плана базового образования дошкольного образования направлена на решение задач установления первичной направленности ценностей и формирования социализации [9].

Социальное партнерство в системе дошкольного образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта представляет собой систему учреждений и механизмов, используемых для регулирования интересов всех участников педагогического процесса [2]. Опыт показывает, что чем более диверсифицированы внешние связи дошкольных учреждений, тем эффективнее будет их работа. Сотрудничество между дошкольными учреждениями и другими организациями помогает стать неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Таким образом, социальное партнерство в системе дошкольного образования - это реальное взаимодействие, основанное на договоре, подписанном двумя или более сторонами на определенный период времени. Это контракт, направленный на достижение конкретных целей и задач. Поэтому, поскольку современная система образования вступила в период позитивного социально-экономического развития, развитие современной образовательной модели через систему социального партнерства является серьезной задачей.

Подсистема «детский сад - вуз» до недавнего времени не рассматривалась. Однако это не столько с точки зрения преемственности (это понятно, потому что между ними существует «школьная» связь), сколько с точки зрения помощи и поддержки студентам с детьми. Поэтому Министерство образования и науки РФ направило в несколько регионов предложения по созданию в вузах групп дошкольного возраста (сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства).

Глава Министерства образования и науки Российской Федерации О.Я. Васильева рассказала на конференции педагогов дошкольных учреждений, что такая мера позволит обеспечить местом в детском саду всех детей в возрасте до трех лет, которые в этом нуждаются. Так, О.Я. Васильева заявила, что закон «Об образовании» допускает открытие дошкольных групп в различных учебных заведениях, в том числе в вузах [1].

Если устав университета и другие виды образовательных планов образуют дошкольный образовательный план, университетский детский сад будет действовать как частное учреждение, а его учредителем является университет или государство. Однако, как учебное заведение, лучше всего создать в университете комплексный детский сад, который обеспечивает образование и уход за детьми [2].

Современное дошкольное учреждение должно стать интерактивным центром, который систематически работает над конкретным взаимодействием взрослых и детей. Конечно, для того, чтобы успешно взаимодействовать на этих уровнях, необходимо обеспечить непрерывный образовательный процесс всех участников педагогического взаимодействия.

Федеральный план целей развития образования определяет, соответствует ли содержание образования требованиям современного общества, направленных на достижение стратегических целей [3]. Принимая во внимание Федеральную национальную систему дошкольного образования в начале и в конце дошкольного образования особая роль дошкольного образования на современном этапе учитывается как самостоятельный уровень общего образования, что указывает на необходимость развития и совершенствования непрерывного образования в соответствии с принципом преемственности

дошкольного и высшего образования [5]. На начальном этапе развития ребенка роль непрерывного обучения значительно возрастает и этому уделяется особое в трудах современной педагогики. Поэтому в этот период очень важно обеспечить профессиональную поддержку образовательного процесса в дошкольном учреждении, которая может быть эффективно реализована в системе «детский сад - вуз».

Конечно, для того, чтобы успешно взаимодействовать на этих уровнях, необходимо не только правильно обучать учащихся, но и адекватно обучать воспитателей дошкольных учреждений. Кроме того, уровень профессионализма студентов и преподавателей может быть повышен не только для преподавателей за пределами университета или для образовательных структур, организованных специально для университета, но и для мероприятий, организованных в сотрудничестве с университетом и дошкольным учреждением, таких как круглые столы, игры, работы, дебаты, семинары, конференции, консультации и т.д., а также для подготовки планов дошкольного образования и учебных пособий, подготовки учебных пособий и, организуйте совместную работу студентов университета.

Цель взаимодействия между вузами и дошкольными учреждениями, в свою очередь, определяет формы, методы и средства взаимодействия. Например, взаимодействие в рамках организации научно-исследовательской и проектной деятельности предполагает реализацию ряда принципов, используемых при отборе содержания образовательных программ, таких как непрерывность и преемственность. Кроме того, исследовательская и проектная деятельность являются эффективным средством понимания непрерывности образования, поскольку они помогают формировать универсальные учебные действия (УУД), эмоциональное поле детей (радость открытий, поиск ответов на вопросы, переживание успеха в достижении целей и т.д.)., коммуникативные навыки (командная работа, осознанность и ответственность за принятие решений и т.д.).

Выводы. Организационные вопросы педагогического взаимодействия вузов и детских садов на данном этапе очень актуальны. Профессиональная поддержка процесса дошкольного образования может осуществляться в различных формах, с использованием различных методов, приемов и инструментов, все из которых определяются интерактивными целями в системе «детский сад - вуз». Для того чтобы успешно взаимодействовать в системе «детский сад - вуз», необходимо не только правильно обучать студентов педагогических ВУЗов, но и обеспечить процесс непрерывного образования педагогов в дошкольных образовательных организациях.

Литература:

1. Абрамовских Н.В., Гусейнова Э.М. сотрудничество детского сада и социальных партнеров // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2.

2. Болдырихина В.Н. Проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе. - Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - Т.16, №2. - 2017 г.

3. Булах К.В., Демченко Н.Ю. Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 10. - С. 84-87.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.

5. Окуненко Л.А., Тагильцева Н.Г., Заплатина Е.А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности // Эксперимент и инновации в школе. - 2018. - № 4. - С. 15-21.

6. Тагильцева Н.Г. Инновационная среда художественно одаренных детей: детский сад-школа-вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1. - С. 34-38.

7. Тагильцева Н.Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад-школа-вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2. - С. 42-46.

8. Тарасенко Т.В. Базовая кафедра педагогики детства как одно из инновационных условий подготовки бакалавров профиля «Дошкольное образование» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. -№ 2. - С. 134-138.

9. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2019 г. N 1155 г.

Педагогика

УДК 37.016:57 (045)

кандидат педагогических наук, учитель биологии Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЛЯ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЩЕМ

БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. На основе анализа литературы интерпретация представляется как научная категория, сущность которой заключается в ее признании в качестве фундаментального атрибута познания и деятельности субъекта, его пребывания в природе, среди людей, в языке и культуре, направленного на истолкование (объяснение, понимание) смыслов многообразных объектов (предметов, процессов, явлений) окружающей действительности. В общем биологическом образовании следует обращаться как к основам естественной интерпретации фактов и сведений, выполняемой посредством общепринятого научного языка, так и основам искусственной интерпретация, осуществляемой путем приписывания действующим субъектам (обучающимся) намерений и целей, которые зависят от его личностных особенностей.

Ключевые слова: общее образование, интерпретация как средство объяснения и понимания сущности живого в биологическом образовании, необходимость применения естественной и искусственной интерпретации в предметной подготовке школьников.

Annotation. Based on the analysis of literature, interpretation is presented as a scientific category, the essence of which lies in its recognition as a fundamental attribute of cognition and activity of the subject, his stay in nature, among people, in language and culture, aimed at interpretation (explanation, understanding) meanings of diverse objects (objects, processes, phenomena) of the surrounding reality. In general biological education, one should refer both to the basics of natural interpretation of facts and information, performed through a generally accepted scientific language, and to the basics of artificial interpretation, carried out by attributing intentions and goals to acting subjects (by a student), which depend on his personal characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.