Научная статья на тему 'Проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе'

Проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / FSES OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырихина Валентина Никитична

В статье рассмотрены возможности и проблемные аспекты организации системы «вуз детский сад» с точки зрения оказания помощи и поддержки студентам, имеющим детей, для создания им комфортных условий для учебы. Обосновано, что для успешного взаимодействия на разных уровнях данной системы требуется соответствующая подготовка не только студентов, но и педагогов ДОУ. Рассмотрены различные формы взаимодействия: «преподаватели вуза педагоги детского сада», «преподаватели вуза студенты», «студенты педагоги ДОО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырихина Валентина Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND KINDERGARTEN AT THE PRESENT STAGE

In article the author considered the possibilities and problem aspects of the «higher education institution-kindergarten» systems organization from the point of view of relief action and support to the students having children for creation by it of comfortable conditions for study, proved that successful interaction at the different levels of this system requires the corresponding training not only of students, but also teachers of preschool educational institution, considered various forms of interaction: «teachers of higher education institution teachers of kindergarten», «teachers of higher education institution students, students teachers of preschool educational establishment».

Текст научной работы на тему «Проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе»

doi:

УДК 373.2.01(082) 10.20310/1810-231X-2017-16-2-117-119

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ДЕТСКОГО САДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Болдырихина Валентина Никитична

Мичуринский государственный аграрный университет, Россия, г. Мичуринск, e-mail: valenbol@mail.ru

В статье рассмотрены возможности и проблемные аспекты организации системы «вуз - детский сад» с точки зрения оказания помощи и поддержки студентам, имеющим детей, для создания им комфортных условий для учебы. Обосновано, что для успешного взаимодействия на разных уровнях данной системы требуется соответствующая подготовка не только студентов, но и педагогов ДОУ. Рассмотрены различные формы взаимодействия: «преподаватели вуза - педагоги детского сада», «преподаватели вуза - студенты», «студенты - педагоги ДОО».

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, вуз, педагогическое взаимодействие, ФГОС дошкольного образования, профессиональное сопровождение

В настоящее время возникла необходимость научно-педагогического сопровождения деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций (ДОО) по созданию единого образовательного пространства вуза и ДОО, определяющееся ролью вуза в профессиональном сопровождении ДОО; целями, задачами, формами, методами, средствами характерными для взаимодействия вуза и ДОО.

В научно-педагогической литературе рассматривается, как правило, взаимодействие «детский сад - школа - вуз». Если это взаимодействие принять за систему, то она будет иметь подсистемы: «детский сад - школа», «школа - вуз», «вуз - детский сад». Несмотря на тесную связь этих подсистем, каждая их них имеет право на самостоятельное существование в практике образовательных учреждений. Рассмотрение этих подсистем как одного из условий непрерывности образования в свете преемственности по-разному представлено в научно-педагогической литературе. Чаще анализируется взаимодействие в подсистемах «детский сад - школа» и «школа-вуз».

Подсистема «вуз - детский сад» до последнего времени практически не рассматривалась. В настоящее время на нее было обращено внимание. Однако не столько с точки зрения преемственности и непрерывности (это и понятно, поскольку между ними стоит

звено «школа»), а с точки зрения оказания помощи и поддержки студентам, имеющим детей, для создания им комфортных условий для учебы. Так, Министерство образования и науки РФ направило в регионы рекомендации по созданию дошкольных групп при вузах (об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства). Руководитель Минобр-науки РФ О. Ю. Васильева заявила на съезде работников дошкольного образования, что такая мера позволит обеспечить местами в детских садах всех детей до трех лет, которые в этом нуждаются. О. Ю. Васильева отметила, что закон «Об образовании» позволяет открывать дошкольные группы при самых разных образовательных организациях, в том числе и при вузах [1].

Детский сад в вузе может возникнуть в качестве частной организации, учредителем которой выступает вуз, либо государственной, если в уставе вуза наряду с другими видами образовательных программ указана программа дошкольного образования. Однако вузу как образовательной организации лучше создать полноценный детский сад, в котором осуществляется и образовательная деятельность, и уход, и присмотр за детьми. В то же время можно ограничиться только группами по уходу и присмотру за детьми, в том числе с кратковременным пребыванием [2].

Безусловно, это направление взаимодействия детского сада и вуза своевременно и пер-

спективно, однако оно не единственное, и подсистема «вуз - ДОО» содержит в себе большие потенциальные возможности, которые можно реализовывать на разных уровнях: руководство вуза - руководство ДОО, преподаватели вуза -педагоги детского сада, преподаватели вуза -дошкольники, преподаватели вуза - семьи дошкольников, преподаватели вуза - студенты (как подготовка к взаимодействию с детьми, родителями и педагогами ДОО), студенты -дети, студенты - родители, студенты - педагоги ДОО.

Очевидно, что для успешного взаимодействия на этих уровнях требуется соответствующая подготовка не только студентов, но и педагогов ДОУ. Причем повышение профессионального уровня студентов и педагогов может идти не только на курсах повышения квалификации работников образования вне вуза или в специально организованных образовательных структурах на базе вуза, но и на совместно проводимых мероприятиях вуза и ДОО - например, круглые столы, деловые игры, дискуссии, мастер-классы, дни консультаций и др. Сюда же можно отнести и написание преподавателями вуза совместно со студентами дополнительных образовательных программ для ДОО, методических пособий, составление комплекса задания для студентов на период прохождения педагогической практики, помощь в написании основной общеобразовательной программы ДОО и др.

Цели взаимодействия вуза и ДОО определяют, в свою очередь, формы, методы и средства взаимодействия. Так, например, взаимодействие в рамках организации исследовательской и проектной деятельности предполагает осуществление ряда принципов отбора содержания образовательных программ, таких, например, как преемственность и непрерывность. Причем, исследовательская и проектная деятельность сама является эффективным средством для осуществления преемственности и непрерывности образования, поскольку:

- этим видам деятельности, придает большое значение как ФГОС дошкольного образования, так и ФГОС начального общего образования;

- эти виды деятельности, на наш взгляд, не просто подготавливают дошкольников к школьному обучению, как, например, игровая деятельность, а являются еще и связующим звеном между дошкольным и начальным образованием, поскольку помогают формировать

универсальные учебные действия (УУД), эмоциональную сферу детей (радость открытия, нахождения ответа на свой вопрос, переживание успеха в достижении цели и др.), коммуникативные навыки (работа в команде, осознанность и ответственность за принятие решения и др.).

В системе «ДОО - вуз» создаются условия для наиболее эффективного обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников для последующего обучения в начальной школе, что определено в Федеральной целевой программе развития образования как одно из направлений деятельности по решению стратегической задачи приведения содержания образования в соответствие с требованиями современного общества [3]; учитываются целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования по определенным характеристикам ребенка на этапах начала и завершения дошкольного образования [4]; учитывается особая роль дошкольного образования на современном этапе как самостоятельного уровня общего образования, что свидетельствует о необходимости развивать и совершенствовать работу по непрерывному образованию, основываясь на принципе преемственности дошкольного и начального образования [5].

Известно, что дошкольный возраст с психолого-педагогической точки зрения является благоприятным для образования детей. Период дошкольного детства - сенситивный для многих направлений воспитательной работы с детьми. В нем закладываются основы как личностных качеств, так и познавательных процессов, развиваются и поддерживаются различные виды одаренности. Значительно возрастает роль преемственной пропедевтической работы с детьми на самых ранних этапах их развития, являющейся предметом особого внимания как отечественной, так и мировой педагогики. Поэтому в этот период большое значение имеет профессиональное сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, которое эффективно может осуществляться в системе «вуз - ДОО».

Таким образом, проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе является весьма актуальной. Профессиональное сопровождение образовательного процесса в ДОО может осуществляться в различных формах, с помощью разнообразных методов, приемов, средств, и

все они определяются целями взаимодействия в системе «вуз - ДОО». Для успешного взаимодействия в системе «вуз - ДОО» требуется соответствующая подготовка не только студентов вуза, но и педагогов дошкольной образовательной организации.

Литература

1. Минобрнауки рекомендует регионам создавать дошкольные группы при вузах. URL: http://special.tass.ru/obschestvo/3729705

2. В челябинском вузе появится детский сад. URL: http://diplom.74.ru/text/preschool/2283077529-39520.html

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.-рф/documents/ 5930/file/4787/FCPR0_na_20162020_-gody.pdf/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http ://mdou 166.ru/wp-сontent/uploads/2014-/07/%D0-%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: текст с изм. и доп. на 2014 г. М., 2014.

References

1. Minobrnauki rekomenduet regionam sozdavat' doshkol'nye gruppy pri vuzakh [The Ministry of Education and Science recommends to regions to create preschool groups at higher education institutions]. URL: http://special.tass.ru/obschestvo/3729705

2. V chelyabinskom vuze poyavitsya detskij sad [In the Chelyabinsk higher education institution the kindergarten will appear]. URL: http://diplom.74.ru-/text/preschool/2283077529-39520.html

3. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Ofitsial'nyj resurs Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii [The federal target program of development of education for 2016-2020. Official resource of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: http://minobrnauki.-rf/documents/ 5930/file/47-87ZFCPR0_na_20162020_-gody.pdf/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of preschool education]. URL: http://mdou166.ru/wp-sontent/uploads/2014-/07/%D0-%A4%D0%93 %D0%9E%D0%A1

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon: tekst s izm. i dop. na 2014 g. [About education in the Russian Federation: federal law: the text with amendment and additional for 2014] M., 2014.

* * *

PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION

OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND KINDERGARTEN AT THE PRESENT STAGE

Boldyrikhina Valentina Nikitichna

Michurinsk State Agricultural University, Russia, Michurinsk, e-mail: valenbol@mail.ru

In article the author considered the possibilities and problem aspects of the «higher education institution-kindergarten» systems organization from the point of view of relief action and support to the students having children for creation by it of comfortable conditions for study, proved that successful interaction at the different levels of this system requires the corresponding training not only of students, but also teachers of preschool educational institution, considered various forms of interaction: «teachers of higher education institution - teachers of kindergarten», «teachers of higher education institution - students, students - teachers of preschool educational establishment».

Key words: preschool educational organizations, higher education institution, pedagogical interaction, FSES of preschool education, professional maintenance

Об авторе:

Болдырихина Валентина Никитична, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и технологии дошкольного и начального образования Мичуринского государственного аграрного университета

About the author:

Boldyrikhina Valentina Nikitichna, Candidate of Biology, Associate Professor of the Theory and Technology of Preschool and Primary Education Department, Michurinsk State Agricultural University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.