DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-304-306
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ: К ВОПРОСУ ГУМАНИЗАЦИИ
Сафонов КБ.
ORCID: 0000-0002-3822-7863, Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, г. Новомосковск, Российская Федерация
Статья посвящена анализу проблем регулирования организационных отношений. Рассматриваются подходы в рамках данного процесса, осуществляемого в контексте гуманизации. Подобные практики понимаются как значимый фактор повышения организационной эффективности.
Ключевые слова: организационные отношения; персонал; организация; гуманизация; управление человеческими ресурсами; социальное управление; система «человек — организация».
INNOVATIVE APPROACHES IN SOCIAL MANAGEMENT: TO THE ISSUE OF HUMANIZATION
Safonov KB.
ORCID: 0000-0002-3822-7863, Novomoskovsk Institute (branch) of Russian D.I. Mendeleyev University of Chemistry and Technology, Novomoskovsk, Russian Federation
The article is devoted to the analysis of the problems of regulation of organizational relations. Approaches to this process carried out in the context ofhumanization are discussed. Such practices are understood as the significant factor of improving organizational effectiveness.
Keywords: organizational relationship; staff; organization; human-ization; human resource management; social management; system "person - organization ".
© Society of Russia: educational space, psychological structures and social values
2017, Volume 8, Number 2-2 • http://ej.soc-joumal.ru
Управленческая модель, применяемая в настоящий момент в значительном числе организаций, подразумевает всесторонний учет человеческого фактора. Это неудивительно, поскольку в современном обществе эффективной может быть лишь та организация, руководство которой принимает во внимание не только экономические, но и социальные аспекты осуществляемой деятельности. При этом удается успешно решить ряд взаимосвязанных задач: повысить производительность труда и рентабельность производства, сформировать у персонала устойчивую мотивацию и внедрить инновационные технологии в управленческую практику. Однако реализация подобного подхода требует от менеджера кардинального переосмысления всех применяемых им подходов. Так, на первый план выходит задача гуманизации организационных отношений. Без решения данной задачи невозможно сместить акценты на социальные факторы деятельности организации и, как следствие, повысить ее эффективность. Но необходимо помнить, что гуманизация не может быть внедрена в директивном порядке. Практическое применение гуманистических принципов в управленческой деятельности невозможно без кардинальной перестройки всей системы организационных отношений. Помимо прочего, это подразумевает отказ от традиционных методов регулирования осуществляемого взаимодействия. При этом на смену директивным методам управленческого регулирования должны прийти инновационные практики, основанные на саморегуляции взаимодействия представителей организации.
Гуманизация отношений в системе «человек - организация» подразумевает; помимо прочего, перераспределение полномочий между управляющей и управляемой подсистемами. Постепенно происходит стирание границ, существующих между двумя вышеозначенными подсистемами, что находит свое отражение, в частности, в особенностях принятия и реализации решений. Одновременно на месте организационной иерархии, выстроенной по принципу подчинения нижестоящих элементов вышестоящим, возникает адаптивная структура, характеризующаяся превалированием горизонтальных связей. Следствием этого можно считать широкое распространение отношений, основанных на принципах сотрудничества и партнерства, имеющих место в системах «человек - организация» и даже «руководитель - подчиненный». В
итоге постепенно происходит трансформация организационных отношений, их перестройка в соответствии с принципами конвенционального взаимодействия, под которым понимаются «социальные диалог и партнерство как определенный вид согласительных процедур и договоренностей, ключевыми категориями которых являются «согласие», «солидарность» и «сотрудничество», формирующие доверие и взаимопонимание» [1, с. 101]. Практическая реализация подобного подхода позволяет одновременно развивать организационные отношения, основанные на духе партнерства и взаимного сотрудничества, и сохранять за менеджментом определенные возможности для внесения коррективов. Так можно обеспечить соблюдение баланса интересов.
На современном этапе гуманизация отношений в системе «человек-организация» является требованием времени. Обусловлено это широким распространением инновационных практик социального управления, в рамках которых, помимо прочего, предполагается усиление роли коллектива и каждого из его представителей. Подобный подход должен найти применение во всех аспектах осуществляемой деятельности. Сотрудники должны понимать, что только от них зависит, добьется ли организация успеха, будут ли достигнуты стоящие перед ней стратегические цели. Важно помнить, что «процесс управления организацией фокусирует в себе многие черты социального целого и в то же время функционирование отдельных организаций образует целостность, единое социальное пространство» [2, с. 40]. При этом экономические факторы осуществляемой деятельности неразрывно связаны с социальными. Следствием этого можно считать трансформацию системы организационных отношений, изменение подходов к их регулированию. Сопутствующая этому гуманизация рассматривается нами в качестве одного из детерминантов всемерного повышения организационной эффективности.
Список литературы
1. Герасимова Г.И. Связи с общественностью как конвенциональное взаимодействие // Дискуссия. 2014. № 11. С. 100-103.
2. Морозова О.Ф. Менеджмент и социальное управление: рефлексивно-методологическое исследование // Труд и социальные отношения. 2008. №4. С. 35-41.