Научная статья на тему 'Гуманизация отношений в системе «Человек - организация» и ресурсы социального управления'

Гуманизация отношений в системе «Человек - организация» и ресурсы социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК ОРГАНИЗАЦИЯ" / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ORGANIZATION / HUMANIZATION / SOCIAL MANAGEMENT / STAFF / "PERSON ORGANIZATION" SYSTEM / ORGANIZATIONAL RELATIONSHIPS / DECISION-MAKING / HUMAN FACTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафонов Кирилл Борисович

Статья посвящена анализу проблем гуманизации организационных отношений. Рассматриваются основные характеристики процессов, протекающих в системе «человек организация». Большое внимание уделяется осмыслению особенностей распространения практик социального управления, их влияния на деятельность современной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of relationships in the “person - organization” system and resources of social management

This article is devoted to the analysis of the problems of humanization of organizational relationships. The research examines the main features of the processes taking place in the “person organization” system. The author pays great attention to the understanding distribution of social management practices and their impact on the modern organization activity.

Текст научной работы на тему «Гуманизация отношений в системе «Человек - организация» и ресурсы социального управления»

УДК 316.354

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.3.5

Сафонов Кирилл Борисович

Safonov Kirill Borisovich

кандидат философских наук, доцент кафедры «Менеджмент» Новомосковского института (филиала) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева

ГУМАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК -ОРГАНИЗАЦИЯ» И РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

PhD, Assistant Professor, Management Department, Novomoskovsk Institute (branch) of Russian University of Chemistry and Technology

HUMANIZATION OF RELATIONSHIPS IN THE "PERSON - ORGANIZATION" SYSTEM AND RESOURCES OF SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация:

Статья посвящена анализу проблем гуманизации организационных отношений. Рассматриваются основные характеристики процессов, протекающих в системе «человек - организация». Большое внимание уделяется осмыслению особенностей распространения практик социального управления, их влияния на деятельность современной организации.

Ключевые слова:

организация, гуманизация, социальное управление, персонал, система «человек - организация», организационные отношения, принятие решений, человеческий фактор.

Summary:

This article is devoted to the analysis of the problems of humanization of organizational relationships. The research examines the main features of the processes taking place in the "person - organization" system. The author pays great attention to the understanding distribution of social management practices and their impact on the modern organization activity.

Keywords:

organization, humanization, social management, staff, "person - organization" system, organizational relationships, decision-making, human factor.

Одной из тенденций, которая в настоящий момент определяет пути развития организаций, является их интеграция и укрупнение. Как в России, так и за рубежом происходит создание крупных корпораций, имеющих подразделения в разных городах и странах мира. Как следствие, усложняется структура управленческих отношений и появляется необходимость в поиске новых подходов к их эффективному регулированию. Результатом этого можно считать активное развитие концепций корпоративного менеджмента, осмысление путей его совершенствования. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы соблюдения баланса интересов, распределения полномочий и управленческого взаимодействия [1]. При этом важно отметить, что достичь высоких результатов в осуществлении подобных практик можно лишь при наличии возможности задействовать ресурсы социального управления, предполагающего признание ведущей роли человеческого фактора в деятельности организации. Одновременно актуализируется задача переосмысления существующих подходов и методов менеджмента с целью приведения их в соответствие не только с нуждами организации, но и с потребностями и особенностями ее коллектива.

Практическое применение концепций социального управления предполагает, в частности, необходимость «учитывать широкий спектр личностных характеристик человека, формирующих его отношение к своим трудовым обязанностям и отношение к среде, в которой он работает» [2, с. 86]. Реализация подобного подхода возможна лишь при условии гуманизации отношений в системе «человек - организация». Это позволяет сместить акценты с управляющей подсистемы организации на управляемую, устранить имеющиеся противоречия между ними, сблизить детерминанты организационного становления и развития с индивидуальностью и личностными характеристиками располагаемых человеческих ресурсов. Проявлением этого можно считать трансформацию процедур стратегического целеполагания, принятия и реализации решений. Так, в рамках традиционного подхода существует жесткое разграничение полномочий в коллективе, определяемое в соответствии с формальными должностными статусами. В такой ситуации руководство принимает решения и передает их для исполнения подчиненным. Контрольные функции также всецело сосредоточены в руках менеджмента, а проведение в коллективе дискуссии по проблемам совершенствования деятельности организации в целом и отдельных ее аспектов, как правило, не предполагается.

Иные подходы реализуются в условиях распространения практик социального управления и сопутствующей гуманизации организационных отношений. В данном случае имеет место толе-

рантное отношение к стихийно возникающим отклонениям, предоставляются широкие возможности для вариативного решения существующих управленческих проблем [3, с. 131]. Очевидно, подобная модель менеджмента не может существовать в условиях формализованного взаимодействия и регламентированной управленческой иерархии. Поэтому одним из необходимых условий гуманизации является существенное уменьшение уровня формализации организационных отношений. При этом происходит перераспределение полномочий и функций менеджмента. Например, у сотрудников появляется реальная возможность участвовать в процессах принятия решений, определения стратегических и тактических целей развития организации. На практике это обеспечивается посредством проведения мероприятий, направленных на формирование у представителей коллектива корпоративной идентичности и укрепление их командного духа: мастер-классов, деловых игр, мозговых штурмов и т. п.

Поскольку к участию в них привлекаются не только рядовые сотрудники, но и менеджмент, это можно считать также одним из способов трансформации существующей системы организационного взаимодействия. Представители персонала получают реальную возможность поделиться своими креативными идеями и предложениями по улучшению осуществляемой деятельности. Это рассматривается нами не только как фактор гуманизации отношений в системе «человек - организация», но и как один из способов установления и поддержания обратной связи между руководителями и персоналом, что играет существенную роль в условиях трансформации организационного взаимодействия.

Распространение практик неформального взаимодействия можно считать одним из аспектов повышения эффективности деятельности организации. Отсутствие жесткой регламентации предпринимаемых действий открывает персоналу простор для творчества. В подобных условиях сотрудники по собственной инициативе устанавливают и поддерживают межличностное взаимодействие, в процессе которого обмениваются инновационными идеями, осуществляют совместный поиск путей их воплощения на практике. Все это можно рассматривать в качестве прямого следствия гуманизации.

Необходимо также понимать, что подобное снижение уровня формализации осуществляемого взаимодействия не всегда представляется возможным. Данное утверждение, например, в полной мере справедливо в случае с силовыми или военизированными организациями, поскольку очень часто принятые в них формальные и неформальные социальные практики в содержательном плане могут находиться в конфликте [4, с. 154]. Это обусловлено особенностями осуществляемой деятельности, которая предполагает четкое и неукоснительное выполнение решений, принятых на более высоких уровнях управленческой иерархии. В таких условиях нельзя представить реализацию творческого подхода при исполнении распоряжений руководства. Это, однако, не означает отсутствие возможностей для гуманизации. Просто ее воплощения на практике принимают иные формы: например, персонал силовых или военизированных организаций является объектом осуществления целенаправленной социальной политики основного работодателя - государства, позволяющей человеку почувствовать свою востребованность, реализовать заложенный в нем личностный потенциал. Подобный подход можно также рассматривать в качестве своеобразной компенсации за отсутствие возможности осуществления креативной деятельности на рабочем месте, что позволяет обеспечивать высокую конкурентоспособность и популярность трудоустройства в подобные организации.

Рассматривая проблемы распространения практик социального управления и параллельно идущих процессов гуманизации, можно отметить, что особенности данных процессов определяются значительным числом факторов. Как мы уже выяснили, к ним можно отнести тип организации и сферу ее деятельности. Также важно учитывать накопленный опыт взаимодействия с персоналом, актуальную фазу жизненного цикла организации, количественный и качественный состав коллектива. Например, ориентированные на инновации деловые структуры проявляют наибольшую заинтересованность в скорейшей трансформации организационных отношений. Поэтому их руководители и собственники, как правило, поощряют распространение неформальных управленческих практик, понимая, что лишь в этом случае можно обеспечить появление прорывных идей, реализация которых позволит поддерживать на должном уровне конкурентоспособность и эффективность осуществляемой деятельности. Конечно, подобное развитие событий возможно лишь в условиях стабильно работающего коллектива, поэтому на начальных этапах жизненного цикла организации невозможно существенное снижение уровня формализации управленческого взаимодействия. При этом гуманизация проявляется в виде всестороннего содействия скорейшей интеграции каждого сотрудника в выстраиваемую систему организационных отношений. В данном случае велика роль руководителя, который должен верно расставить приоритеты, учитывая потребности и индивидуальные особенности представителей коллектива. Затем по мере гуманизации системы «человек - организация» менеджмент должен постепенно

переходить к осуществлению преимущественно координирующих функций, лишь в некоторых случаях внося существенные коррективы в деятельность персонала.

Смещение акцентов с экономических на социальные факторы управления организацией можно рассматривать в качестве одной из актуальных тенденций в современном менеджменте. При этом преимущественное развитие получают такие его предметные области, как управление человеческими ресурсами или организационными коммуникациями. Осмысление сформулированных в их контексте практических подходов и объединение их с основными принципами социологии управления позволяют выработать эффективный механизм регулирования деятельности организаций, учитывающий запросы и потребности всех вовлеченных сторон, к числу которых можно отнести представителей коллектива. По мере гуманизации отношений в системе «человек - организация» они получают новые права и возможности для реализации личностного потенциала. Это можно рассматривать в качестве следствия распространения практик социального управления организацией, позволяющих существенно повысить ее устойчивость и эффективность.

Ссылки:

1. Benton R.A. Corporate governance and nested authority: cohesive network structure, actor-driven mechanisms, and the balance of power in American corporations // American Journal of Sociology. 2016. Vol. 122, iss. 3. November. P. 661-713.

2. Царитова К.Г., Морозюк Ю.В. Особенности формирования модели социального управления промышленным предприятием // Транспортное дело России. 2012. № 1. С. 86-87.

3. Гаранина О.Д., Федяшов А.А. Гуманизация управленческой деятельности // Вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 128-132.

4. Агранат Д.Л. Личность и военизированная организация // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 153-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.