Инновационные подходы в подготовке преподавателей творческих специальностей
«
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Волкова Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры рисунка, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский государственный педагогический университет, [email protected]
В статье освещаются вопросы развития творческого мышления студентов на конкретном примере дополнительных вечерних занятий рисунком с будущими преподавателями изобразительного искусства. Эти внеурочные занятия способствуют воспитанию созидательной личности, способной создавать нестандартные графические работы, используя различные материалы. Это дает импульс для дальнейшего профессионального роста будущего художника-педагога. Основываясь на опыте организации рисовальных вечеров и кружков художников 19 века, автор знакомит со своим опытом ведения занятий и делает вывод, что именно внеурочная деятельность создает условия для саморазвития и активизации познавательной деятельности студентов. Отличительной особенностью кружка «Вечерний рисунок» является обсуждение актуальных вопросов изобразительного искусства, совместная работа студентов разных курсов и выпускников, организация отчетных выставок. Работа кружка может основываться на различных видах творческой деятельности: беседах, рисовании с натуры, частичном рисовании по представлению, которые дополняя друг друга, создают условия для дальнейшего развития творческой деятельности будущих художников-педагогов. Занятия кружка характеризуются возникновением положительных эмоций, дружеских отношений и сплочением наиболее активной части участников.
Ключевые слова: искусство, преподавание, творчество, образование, самореализация, рисование, кружок, развитие, воспитание, художник.
Для современных высших учебных заведений характерен поиск форм психолого-педагогических условий, которые направлены на раскрытие индивидуальности, творческий рост личности, так как сегодняшним студентам недостает самостоятельности в приобретении знаний, мышлении, самовыражении. Многих обучающихся отличает низкий уровень познавательной активности. Изменить ситуацию способны инновации, направленные на преобразование традиционного учебного процесса, в результате чего этот процесс приобретает исследовательский характер.
В связи с сокращением часов, отведенных на практические занятия по изобразительному искусству, рисунку и композиции, в частности, некоторые темы, остаются малоизученными, отчего страдает уровень подготовки. В решении этих проблем может помочь внеурочная деятельность, которая способна оказать позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие студентов, способствующая социальному и профессиональному самоопределению. Стоит отметить, что участие во внеурочной деятельности - это собственный выбор обучающимся того или иного вида занятий. В процессе внеурочной деятельности важное место занимают вопросы самообразования.
Еще в древние века на них обращали внимание ученые, писатели, общественные деятели. Эти идеи стали особенно популярны во многих странах во второй половине 19 века. Если до этого времени самообразование имело индивидуальные формы, то впоследствии оно стало групповым, в результате чего стали возникать вечерние курсы [1, с. 342], кружки, а затем факультативы. Механизм этого явления сложен: «Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации, самоконтролю» [1, с. 342]. Оно становится возможным в юношеском возрасте. В современных вузах решению данных вопросов уделяется мало внимания, несмотря на то, что на эту тему написан ряд исследований. Однако, некоторые авторы вслед за Д.И. Писаревым считают, что самообразование начинается после завершения обучения [1,2]. Стоит отметить, что есть возможности стимуляции самообразования в процессе внеурочной деятельности в учебном заведении, а также активизации познавательной деятельности обучаемых.
На художественно-графическом факультете МПГУ давно практикуется проведение кружка «Вечерний рисунок». Он возник в связи с нехваткой часов по рисунку, которых явно недоставало для более глубокого изучения тем «Рисунок обнаженной фигуры человека», «Наброски обнаженной фигуры человека». Именно на подобных занятиях пополняется багаж знаний, начинается развитие творческой личности. Данный кружок основан по принципу рисовальных вечеров и кружков, организованных воспитанниками Императорской Академии художеств и студентов Санкт-Петербургского Императорского университета, проводившихся в 19 веке.
О феномене рисовальных вечеров в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, многочисленных кружках организованных художниками и меценатами в 19 веке говорится в искусствоведческой литературе, воспоминаниях художников.
Первый рисовальный вечер состоялся в 1860 году, когда И.Н. Крамской получил 1-ю серебряную медаль и пригласил своих друзей домой, устроив рисовальный сеанс [3].
Наиболее ярким проявлением совместной активной деятельности по решению проблем изобразительного искусства была деятельность Артели художников во главе с И.Н. Крамским. Основные особенности деятельности Артели: дружеские отношения всех членов Артели друг к другу, умение воспринимать критику, не обижаясь на нее, совместное обсуждение насущных вопросов того времени, общие взгляды на задачи современного искусства. Деятельность Артели была направлена на получение заказов для членов, вышедших из Академии, на добывание средств для жизни, на решение творческих вопросов, роднивших членов Артели.
Однако в Артели стали устраивать «четверги» не только для ее членов, но и для гостей, рекомендованных артельщиками. Так, например, «четверги» посещали И.Е. Репин, затем В.М. Васнецов, не будучи артельщиками. «Собиралось от сорока до пятидесяти человек и очень весело проводили время. Через всю залу ставился огромный стол с бумагой, красками, карандашами и всякими художественными принадлежностями. Желающий выбирал себе по вкусу материал и работал, что в голову приходило. В соседней зале на рояле кто-нибудь играл, пел» [4, с. 172-173]. Попутно прочитывались статьи или лекции об изобразительном искусстве.
На этих «четвергах» можно было проследить весь процесс работы над рисунком какого-нибудь выдающегося художника, например, И.И. Шишкина. На «четвергах» И.И. Шишкин рисовал по памяти, представлению, воображению. Это было лучшей школой для молодых художников.
В Артели была возможность познакомиться с художниками старшего поколения, теми, кто закончил уже учиться в Академии или как Ф. Васильев не учился в Академии, но обладал, тем не менее, выдающимся талантом.
Получив творческий импульс на «четвергах» в Артели художников ученики Академии художеств и студенты Университета, по воспоминаниям М. Антокольского, организовали собственный кружок: «После вечернего класса мы собирались у каждого по очереди... Каждый из нас по очереди позировал; один читал вслух, а прочие молча, притаив дыхание, рисовали. Иногда затевались у нас споры. преимущественно тогда, когда на наших вечерах были студенты.» [5, с. 40]. Подобные вечера студенты Академии художеств стали устраивать регулярно два раза в неделю. Первый рисовальный вечер воспитанников Академии художеств состоялся 14 октября 1866 года. В вечерах участвовал Адриан Прахов. Впоследствии его и Репина будет связывать тесная дружба. Чтение вслух и обсуждение насущных вопросов - отличительная черта того времени. Тогда молодежь очень остро ощущала потребность не только быть глубоко осведомленной в вопросах изобразительного искусства, также у нее было желание приобщиться к миру музыки, поэтому после рисования молодые художники и их гости часто пели народные песни, исполняли и классические произведения.
Одной из фигур, объединивших вок-
руг себя прогрессивно настроенную часть воспитанников Академии художеств, был И.Е. Репин. Часто рисовальные вечера проходили в комнате, которую он снимал в квартире в доме по 15-ой линии. М. Антокольский пишет, что студенты часто собирались и «в мастерской у Репина у Калинкина моста. Приходила масса народу, много спорили, обсуждали последние литературные новинки, последние политические события. Во время таких собраний всегда очень много рисовали с натуры. Натурщиками по очереди становились сами художники - пейзажист Н.Н. Дубовской, жанрист К.К. Савицкий и другие» [5, с.40].
После переселения Репина в Москву в 1877 году, после окончания им пансио-нерской поездки, в его мастерской раз в неделю художники рисовали обнаженную модель. В Академии художеств женской модели не было, поэтому все испытывали нехватку знаний, опыта при ее изображении. Кружок художников очень хотел, чтобы в вечерах принимал участие В. Суриков, так как именно ему необходимы были знания в области рисования фигуры человека. «Эти натурные классы проходили в мастерской Репина раз в неделю на протяжении нескольких лет -вплоть до 1882 года. Кроме Сурикова, эти классы посещали и другие московские художники - И.С. Остроухов, В.А. Серов и другие» [5, с. 99].
Основываясь на приведенных выше фактах, мы можем сделать вывод, что И.Е. Репин был личностью незаурядной, стремившейся сплотить вокруг себя наиболее прогрессивную часть русской интеллигенции. Характер его отличался хлебосольством, великодушием, умением поделиться знаниями со своими коллегами, а впоследствии и учениками.
19 век - время, когда представители искусства, науки стремились общаться друг с другом. Иногда их общение заканчивалось размолвками, и, тем не менее, общаясь друг с другом, они могли развиваться.
Большой притягательной силой в 19 веке в Академии художеств пользовалась мастерская П.П. Чистякова. В нее стремились все активные ученики Академии. Одной из главных целей чистяковской мастерской было воспитать нестандартно мыслящего художника, прежде всего имеющего свой взгляд на вопросы изобразительного искусства. Учащиеся, общающиеся с Чистяковым, в большинстве своем были яркими индивидуальностями. Им уроки Чистякова помогли не только повысить ремесленную сторону мас-
терства, но и научили глубже воспринимать, острее чувствовать увиденное.
Чистяков стремился выйти за узкие рамки урочной системы. Он вел кружки и группы вне стен Академии художеств, переписывался и давал советы тем, кто не мог приехать в Петербург, но желал учиться.
У Чистякова учились В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков. В 1979 году мастерская Чистякова была магнитом для будущих русских художников - В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.В. Матэ, В.Е. Савинского. Позже в мастерской занимались В.Э. Борисов-Мусатов, Д.Н. Кардовский, И.Э. Грабарь. Наравне с молодыми художниками Серовым, Врубелем в мастерской занимался уже сложившийся талант - И.Е. Репин.
Стоит еще раз отметить большую пользу творческой атмосферы мастерской, где занимались и ученики, и уже ставшие мастерами художники.
Н.М. Молева пишет: «Своеобразным культурным центром становится квартира Чистяковых. В ней почти ежедневно собирались художники, часто устраивались вечера, где рисовали, слушали музыку, спорили на всевозможные темы, обсуждали вопросы искусства, события современной общественной жизни. В импровизированных концертах принимали участие известные музыканты, певцы, иногда и целые ансамбли, вроде великорусского оркестра В.Е. Савинского. Среди завсегдатаев дома были известные ученые и деятели культуры: Менделеев, Боткин, Срезневский, Петрушевский, Третьяков, Солдатенков» [6, с. 267].
Интересы самого Чистякова были очень разнообразные: это философия, литература, история, музыка, воздухоплавание, помимо глубоких исследований вопросов касающихся изобразительного искусства.
В большинстве случаев организаторами рисовальных вечеров в учебных заведениях выступали преподаватели, которые обладали знаниями в области изобразительного искусства в гораздо большем объеме, чем тот, что давался во время аудиторных занятий. Так, работая в Училище живописи, ваяния и зодчества, В.Д. Поленов устраивал рисовальные вечера, где собирались И.И. Левитан, В.А. Серов, А.Е. Архипов, Л.О. Пастернак, И.С. Остроухов, А.Я. Головин, М.В. Нестеров [7, с. 22]. Для учеников Училища подобные вечера были откровением, ведь в доме Поленовых все было проникнуто искусством. Большинство же учеников об искусстве только мечтали, а сами были
О £
ю
5
9
2 а
9
«
CS
CM
£
Б
a
2 ©
из отдаленных мест России и воспитывались они в среде далекой от искусства.
Как мы уже говорили, художников, воспитанников Академии художеств, учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества в 19 веке интересовали не только вопросы изобразительного искусства, но и вопросы музыки, театра.
Результатами деятельности таких кружков было участие студентов в выставках, их профессиональный рост.
Нельзя не отметить, что во главе каждой группы художников будь то Артель художников, ТПХВ, Абрамцевский мамон-товский кружок или последующие объединения, вплоть до настоящего времени, должна была стоять интересная личность, преподаватель или активный студент, который организовывает процесс: находит или предоставляет помещение для занятий, предлагает задания. К этой личности, чтобы пообщаться, за советами будут тянуться другие творческие личности. Эта личность обычно обладает более широким кругозором.
Мотивы, движущие организатором -глубже изучить вопросы изображения натуры, а также вопросы создания графической композиции. Если организатором является молодой преподаватель -самому отточить мастерство работы над рисунком с натуры или композицией. Если это опытный преподаватель - передать свое мастерство молодым, иногда самому выработать необычный, новый взгляд на натуру. Организатор вечернего рисунка должен отличаться коммуникабельностью, нестандартностью мышления, активностью, ответственностью.
Автор статьи имеет опыт ведения вечернего рисунка на художественно-графическом факультете МПГУ в течение 12 лет. Вначале на вечерних занятиях выполняли лишь наброски, зарисовки, короткие рисунки обнаженной модели. Следующая группа студентов рисовала не только портрет и обнаженную модель, но и делала короткие рисунки тематических постановок. Третья группа студентов изучала манеры и техники различных художников и выполняла графические композиции натюрморта, однофигурной постановки, постановки в интерьере. Работы студентов, посещающих вечерний рисунок, отличаются оригинальностью композиции. Сами студенты начинают работать в режиме поиска выразительной техники, необычного композицион-
ного решения. Часть студентов, посещавших вечерний рисунок, впоследствии стали профессиональными художниками. В кружке занимались одновременно студенты и выпускники, в результате чего, уровень технических возможностей и образного осмысления действительности у студентов повысился.
На основании своего опыта ведения кружка мы сделали следующие выводы:
■ Кружок «Вечерний рисунок» - это метод преподавателя вооружить студентов знаниями в области изображения фигуры человека и станковой графической композиции и более широким спектром выразительных и изобразительных средств рисунка;
■ В процессе занятий вечерним рисунком наблюдается развитие познавательной активности, после занятий вечерним рисунком у студентов возникает потребность в самообразовании, и дальнейшей самореализации.
■ Атмосфера вечернего рисунка -творческая она отличается от обязательных аудиторных занятий, участники кружка получают положительные эмоции;
■ На занятиях происходит обретение студентом самостоятельности, уверенности в своих возможностях, осознание необходимости приобретения новых знаний
■ Содержание вечерних рисунков может быть разным: рисунок с натуры, работа по памяти и представлению;
■ В работе кружка могут участвовать одновременно и первокурсники, и выпускники;
■ Необходимо проведение отчетных выставок.
Литература
1. Психологический словарь/Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440с.: ил.
2. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессиональ-ного роста учителя. Автореф. дисс.на соиск.уч. степ. к.п.н. - Ростов-на-Дону, 2007 г. - 26 с.
3. tphv-history.ru /books/repin-v-peterburge 2. html
4. Репин И.Е. Далекое близкое.- 9-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1986 г. -488 с., ил.
5. Евстратова Е.Н. Виктор Васнецов. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004 г. - 288 с.
6. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для уителя. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с. - (Б-ка учителя изобр. искусства).
7. Никонова И.И. Михаил Васильевич Нестеров. - 2-е изд. испр. - М.: Искусство, 1984. - 24 с., 223 л. ил. - (Жизнь в искусстве)
Innovative approaches to the training of
teachers of creative specialties Volkova T.V.
Moscow state pedagogical University The article highlights the issues of development of creative thinking of students of the Institute of fine arts оf art graphic faculty Moscow State Pedagogical Institute in the evening drawing classes, which contribute to the education of a creative person capable of creating nonstandard graphic works with different materials. This gives impetus to the further professional growth of the future artist-teacher. Based on the experience of the organization of drawing evenings and circles of artists of the 19th century, the author introduces his experience of conducting classes and concludes that it is extracurricular activities that create conditions for self-development and activation of cognitive activity of students. A distinctive feature of the club «Evening drawing» is the discussion of topical issues of fine art, the joint work of students of different courses and graduates, the organization of reporting exhibitions. The work of the circle can be based on various types of creative activity: conversations, drawing from nature, partial drawing on presentation, which complement each other, create conditions for further development of creative activity of future artists-teachers. Classes of the circle are characterized by the emergence of positive emotions, friendly relations and unity of the most active part of the participants. Keyword: extracurricular activities, the need for self-education and further self-realization, drawing evenings, circle «Evening drawing», the development of creative personality, education of non-standard thinking artist, the continuity of generations of artists, joint active work to solve the problems of fine arts.
References
1. Psihologicheskij slovar'/Pod. red. V.P. Zinchenko,
B.G. Meshcheryakova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Pedagogika-Press, 1996. - 440s.: il.
2. Beznisko E.D. Samoobrazovanie kak uslovie
lichnostno-professional'nogo rosta uchitelya. Avtoref. diss.na soisk.uch. step. k.p.n. -Rostov-na-Donu, 2007 g. - 26 s.
3. tphv-history.ru /books/repin-v-peterburge 2.
html
4. Repin I.E. Dalekoe blizkoe.- 9-e izd. - L.:
Hudozhnik RSFSR, 1986 g. - 488 s., il.
5. Evstratova E.N. Viktor Vasnecov. - M.: TERRA-
Knizhnyj klub, 2004 g. - 288 s.
6. Moleva N.M. Vydayushchiesya russkie hudozhniki-pedagogi: Kn. dlya uitelya. - 2-e izd., dop. - M.: Prosveshchenie, 1991. -416 s. - (B-ka uchitelya izobr. iskusstva).
7. Nikonova I.I. Mihail Vasil'evich Nesterov. - 2-e
izd. ispr. - M.: Iskusstvo, 1984. - 24 s., 223 l. il. - (ZHizn' v iskusstve)