Научная статья на тему 'Инновационные подходы в определении основных тенденций и профессиональных компетенций подготовки музыкантов-инструменталистов в вузе'

Инновационные подходы в определении основных тенденций и профессиональных компетенций подготовки музыкантов-инструменталистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE / COMPETENCY / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова С. Г.

В статье рассмотрены основные тенденции развития высшего образования в России, изменения профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов в вузе. Представлена модель менеджмента качества образования. Обозначены компетенции, компетентности образовательного стандарта, являющиеся основным критерием качества образования музыкантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN IDENTIFYING THE MAIN TRENDS AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF TRAINING OF MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS AT UNIVERSITY

In the context of modernization of educational space, Russia has joined the Bologna process, which represents a united European educational system, consisting of widely recognized qualifying standards. The Russian educational system is becoming a branch of the economy and is understood as a field of educational services aimed at profit. In this regard, the task of universities is getting complicated by the fact that in addition to the training of specialists (bachelors, masters), they have to develop managerial activities, thus, to meet the demands of society and to satisfy the identity of a modern student. It was revealed basic tendencies of development of the professional education system in the Russian Federation, which response innovative social demands: the Federal and regional forecasting systems, formation of legislative base for organization of partnership, development of new nomenclature of professions and specialties, the transition to a modular principle of construction of the educational programmes and others. Taking into account national peculiarities, the priorities of social development in the countries participating in the Bologna process, the European Council has identified five key competences, which were taken into account in domestic educational programs. Developing educational programs of a bachelor degree, we have found some problems: 1) there is no qualitative and quantitative analysis of the competencies that the graduates have actually acquired; 2) in the public consciousness (in particular, employers) there is no a clear idea of what competencies the modern graduate (bachelor, master) should gain. Implementation of the competence approach in higher education requires the development of the conceptual framework, a new methodical and educational documentation, ensuring implementation of a competence-based model of graduate training. Those are substantiation and implementation of a model, ensuring implementation of the integrated curricula; establishing of a package of educational materials for the formation of the target competences of graduates at all levels: bachelor master PhD student (assistant-trainee); determining and application of diagnostic techniques as a for-mation tool of graduates’ professional competences. By the example of the Federal state educational standard of higher professional education on speciality 073100 "Instrumental art" discrepancies were revealed. The developers of this standard tried to bring a student to the high level professional. In the context of the new standard attention is fixed to the points, answering the questions: "why and what to teach?" However, it is not designated technological component of for-mation of a professional musician: "how to teach?" It is necessary to mention the fact that the prospective musician, having mastered the profession and endowed with the all competencies, has also been able to adapt in modern, regularly changing society and to adapt to the needs which it dictates, to be ready for the optimizations and innovation changes of labour.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в определении основных тенденций и профессиональных компетенций подготовки музыкантов-инструменталистов в вузе»

УДК 378+78

С.ГДодонова

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены основные тенденции развития высшего образования в России, изменения профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов в вузе. Представлена модель менеджмента качества образования. Обозначены компетенции, компетентности образовательного стандарта, являющиеся основным критерием качества образования музыкантов.

Ключевые слова: образовательный стандарт, компетенция, компетентность, менеджмент качества образования.

Dodonova S.G. INNOVATIVE APPROACHES IN IDENTIFYING THE MAIN TRENDS AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF TRAINING OF MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS AT UNIVERSITY.

In the context of modernization of educational space, Russia has joined the Bologna process, which represents a united European educational system, consisting of widely recognized qualifying standards. The Russian educational system is becoming a branch of the economy and is understood as a field of educational services aimed at profit. In this regard, the task of universities is getting complicated by the fact that in addition to the training of specialists (bachelors, masters), they have to develop managerial activities, thus, to meet the demands of society and to satisfy the identity of a modern student

It was revealed basic tendencies of development of the professional education system in the Russian Federation, which response innovative social demands: the Federal and regional forecasting systems, formation of legislative base for organization of partnership, development of new nomenclature of professions and specialties, the transition to a modular principle of construction of the educational programmes and others.

Taking into account national peculiarities, the priorities of social development in the countries participating in the Bologna process, the European Council has identified five key competences, which were taken into account in domestic educational programs. Developing educational programs of a bachelor degree, we have found some problems: 1) there is no qualitative and quantitative analysis of the competencies that the graduates have actually acquired; 2) in the public consciousness (in particular, employers) there is no a clear idea of what competencies the modern graduate (bachelor, master) should gain.

Implementation of the competence approach in higher education requires the development of the conceptual framework, a new methodical and educational documentation, ensuring implementation of a competence-based model of graduate training. Those are substantiation and implementation of a model, ensuring implementation of the integrated curricula; establishing of a package of educational materials for the formation of the target competences of graduates at all levels: bachelor - master - PhD student (assistant-trainee); determining and application of diagnostic techniques as a for-mation tool of graduates' professional competences. By the example of the Federal state educational standard of higher professional education on speciality 073100 "Instrumental art" discrepancies were revealed. The developers of this standard tried to bring a student to the high level professional. In the context of the new standard attention is fixed to the points, answering the questions: "why and what to teach?" However, it is not designated technological component of for-mation of a professional musician: "how to teach?" It is necessary to mention the fact that the prospective musician, having mastered the profession and endowed with the all competencies, has also been able to adapt in modern, regularly changing society and to adapt to the needs which it dictates, to be ready for the optimizations and innovation changes of labour.

Keywords: educational standard, competence, competency, education quality management.

В рамках модернизации образовательного пространства Россия вступила в Болонский процесс, который представляет единую европейскую систему образования, состоящую из взаимопризнаваемых квалифицированных стандартов. Современное педагогическое сообщество нашей страны уже твердо осознало трансформацию устоявшейся парадигмы обучения. Кардинально меняется роль учащегося в образовательном процессе и отношение к самому понятию образования. Как указывает О.А.Липатова, просветительская концепция меняется на «модель развития человечества с сомните-льной перспективой, движения ситуативного и вариативного, «расколдовывания мира» [3]. Современная российская образовательная система становится отраслью экономики и понимается как сфера образовательных услуг, направленная на получения прибыли. В связи с этим, задача вузов усложняется тем, что помимо подготовки специалистов (бакалавров, магистров), они вынуждены развивать и менеджерскую деятельность, таким образом, соответствовать требованиям общества и удовлетворять личность современного студента.

Отметим некоторые тенденции развития системы профессионального образования в РФ, отвечающие инновационным требованиям общества:создание федеральной и региональных

систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда; формирование законодательной базы для организации системного партнерства, разработка новой номенклатуры профессий и специальностей; переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования; использование новых образовательных технологий; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования; обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства, б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения, в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой; создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского.

С учетом национальных особенностей, приоритетов развития социума в странах, участвующих в Болонском процессе, Совет Европы определил пять ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования. На данные компетенции в своих работах ссылаются авторы Богоудинова Р.З. [1], Лазарева Л.И. [2]:

- политические и социальные компетенции;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества;

- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

В современной системе образования в структуру профессиональной подготовки кадров принят на вооружение процессный подход.

В представленной модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе на входе стоят: требования заинтересованных сторон; затем вуз, располагающий ресурсами, преобразует входные требования различных категорий обучаемых и других заинтересованных сторон, на выходе - подготовленный специалист, отвечающий запросам работодателя, что влечет удовлетворенность этих сторон.

Представим реализацию модели менеджмента качества. Процесс подготовки специалиста (бакалавра, магистра) включает концепцию профессионального образования, которая опирается на идеи компетентностного подхода - это в процессе образовательной деятельности сформировать совокупность специфических качеств выпускника, определяемых как «компетентности» и «компетенции». Следует отметить, что при разработке учебных программ бакалавриата (УМКД), несмотря на развернувшуюся в этом направлении исследовательскую работу и появившиеся материалы, преподаватели кафедр факультета столкнулись с рядом проблем. Мы попытались разобраться: 1) понятие «компетентность» включает знания, умения,

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТП КПЧЕСТВП

навыки, личностные качества при осуществлении педагогической деятельности; 2) под «компетенцией» понимается общая готовность и способность выпускника к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению и ориентированы на самостоятельное его участие в учебно-познавательном процессе, а также направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.

В настоящий момент номенклатура компетенций и компетентностей, а также их содержательные характеристики конструируются в основном интуитивно, исходя из некой условно очерченной модели «современного общества», потому как при изучении специальных материалов:

• нет качественного и количественного анализа тех компетентностей, которые реально приобретают выпускники вуза;

• в общественном сознании (в частности, у работодателей) нет четких представлений о том, какими компетенциями должен овладеть современный выпускник (бакалавр, магистр).

Реализация компетентностного подхода в вузах требует разработки концептуальной базы, новой программно-методической и учебной документации, обеспечивающей реализацию компетентностно-ориентированной модели подготовки выпускников:

• обоснование и внедрение модели, обеспечивающей реализацию интегрированных (сопряженных) учебных планов;

• создание пакета учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование целевых компетенций у выпускников всех уровней: бакалавр - магистр - аспирант (ассистент-стажер);

• определение и внедрение комплекса диагностических методик как инструмента формирования профессиональных компетенций выпускников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» в требованиях к результатм освоения основных образовательных программ бакалавриата компетенции подразделяются на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) [4]. Данная программа предполагает подготовку бакалавра к таким видам профессиональной деятельности, как музыкально-исполнительской, педагогической, художественному руководству творческим коллективом, организационно-управленческой и музыкально-просветительской. Структуру основной образовательной программы (ООП) составляют: 1) цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин; 2) цикл истории и теории музыкального искусства; 3) профессиональный цикл. В каждом цикле определены компетенции по профилям подготовки, которыми должен обладать выпускник. Так, например, по профилю подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» в профессиональном цикле определены дисциплины общего модуля базовой части: специальный инструмент, ансамбль, безопасность жизнедеятельности, музыкальная педагогика и психология, методика обучения игре на инструменте. Обучающийся при изучении указанных дисциплин должен овладеть компетенциями: способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе; осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте; работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией; уметь самостоятельно использовать современные образовательные и информационные технологии; уметь использовать в повседневной жизни эстетические нормы, а также профессиональными компетенциями в области музыкально-исполнительской деятельности. К профильному модулю базовой части в программе определены дисциплины: концертмейстерский класс и класс оркестра. Которые также должны наделить обучающегося профессиональными компетенциями от способности и готовности осознавать специфику музыкального исполнительства до устройства своего инструмента [4].

Таким образом, переход на новые стандарты обучения, процесс сложный и неоднозначный. Разработчики данного стандарта попытались обучающегося по программе бакалавра идеально приблизить к профессионалу высокого уровня. В контексте нового стандарта фиксируется внимание на моменты, отвечающие на вопросы: «зачем и чему учить?». Но не обозначена технологическая составляющая формирования, например, профессионала-музыканта «как учить?». Новые ФГОС ВПО, как правило, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации, а учредителем творческих вузов является Министерство культуры. В связи с некоторыми несогласованностями и происходят «метания» вузов между такими органами государства.

Следовательно, эффективность обучения бакалавра, магистра или специалиста во многом зависит от принятия педагогическим сообществом единой научно-методической платформы по работе структуры подготовки выпускников творческих вузов в условиях новых ФГОС ВПО. Необходимо отметить и тот факт, что будущий музыкант, овладев профессией и наделенный всеми вышеуказанными компетенциями, смог также адаптироваться в современном, регулярно изменяющемся обществе и гибко приспосабливаться к тем потребностям, которые оно диктует, быть готовым к оптимизациям и инновационным изменениям труда.

Литература

1. Богоудинова Р.З. Проблема инноваций в современном образовании / / Стратегии построения инновационной системы непрерывного образования специалистов социокультурной сферы в условиях модернизации общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - С.3-6.

2. Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. №1. - С. 5-19.

3. Липатова О.А К вопросу об онтологических основаниях социокультурных ситуаций в определенных исторических типах культур// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. №1. - С.37-40.

4. Проекты ФГОС высшего профессионального образования / / http: mon.gov.ru.

1. Bogoudinova R.Z. Problema innovacij v sovremennom obrazovanii // Strategii postroenija innovacionnoj sistemy nepreryvnogo obrazovanija specialistov sociokul'turnoj sfery v uslovijah modernizacii obshhestva: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. - Kazan': Kazan. un-t, 2011. - S.3-6.

2. Lazareva L.I. Soderzhanie formirovanija informacionnoj kul'tury vypusknika vuza v kontekste novogo FGOS VPO // Innovacii v obrazovanii. 2012. №1. - S. 5-19.

3. Lipatova O.A. K voprosu ob ontologicheskih osnovanijah sociokul'turnyh situacij v opredelennyh istoricheskih tipah kul'tur// Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013. №1. - S.37-40.

4. Proekty FGOS vysshego professional'nogo obrazovanija // http: mon.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.