Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК / УДАЛЕННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Н.М., Смагина Н.Н., Золотова О.М.

В статье рассматриваются инновационные подходы в дополнительном образовании естественнонаучной направленности, которые способствуют развитию личностного потенциала каждого учащегося, его профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Н.М., Смагина Н.Н., Золотова О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES IN ADDITIONAL SCIENCE EDUCATION

The article discusses innovative approaches in additional education in the natural sciences, which contribute to the development of the personal potential of each student, his professional self-determination.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 374

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Наталия Михайловна Милованова1

педагог дополнительного образования milovanova.natalia1979@yandex.ru Наталья Николаевна Смагина1 кандидат педагогических наук, методист

anes41@mail.ru г. Мичуринск, Россия Ольга Михайловна Золотова2 кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

zolotova_olga1@mail.ru 1МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» 2Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы в дополнительном образовании естественнонаучной направленности, которые способствуют развитию личностного потенциала каждого учащегося, его профессионального самоопределения.

Ключевые слова: дополнительное образование, разноуровневая программа, учебно-опытный участок, удаленная площадка.

Инновационные процессы реализуются практически во всех сферах человеческой деятельности. Одной из передовых систем, которая принимает инновации и адаптирует их в работе, является система образования, в том числе в области дополнительного образования.

Сфера дополнительного образования направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, а также на удовлетворение их индивидуальных потребностей.

В 2018 году Тамбовская область в рамках национального проекта «Образование» начала реализацию федеральных проектов «Доступное дополнительное образование для детей», а позднее - «Успех каждого ребенка».

МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» г. Мичуринска в период с 2018 г. по 2020 г. являлась региональной пилотной площадкой по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей. В обязанности пилотной площадки входила разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности. В результате проделанной работы была детально разработана разноуровневая программа «Дорога к здоровью». Её актуальность обусловлена приоритетными направлениями политики в области образования и сохранения здоровья учащихся. При реализации программы в сетевой форме используются материально-технические и кадровые ресурсы организаций здравоохранения и высшего образования. Заключен договор с городской больницей им. С.С. Брюхоненко и ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ. Сотрудники данных учреждений выступают в качестве консультантов, руководителей, экспертов исследовательских работ учащихся.

Обучаясь по программе «Дорога к здоровью», учащиеся знакомятся с основами выбора профессии в области медицины. Отличительной особенностью разноуровневой программы «Дорога к здоровью» является ярко выраженный практико-ориентированный характер. Получая знания, учащиеся также получают навыки использования новых знаний при решении различных важных задач и проблем в жизни. При реализации программы используются

элементы технологии дистанционного обучения. По результатам освоения модулей для учащихся с высоким уровнем освоения программы разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» с первого сентября 2020 года стала базой для открытия удаленной площадки региональной Экостанции, созданной по распределенной модели. Целью создания Экостанции является развитие практико-ориентированной образовательной среды учащихся в области естественнонаучной грамотности. Деятельность удаленной площадки осуществляется по профильному направлению «Био». Направление предусматривает целенаправленную работу, в ходе которой учащиеся принимают участие в различных научных конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, олимпиадах и др. В рамках данного направления деятельности реализуются дополнительные образовательные и развивающие программы «Биологические лабиринты» и «Юный овощевод» [1].

Воспитание экологической культуры личности учащихся - одна из приоритетных задач Станции юных натуралистов. Большая роль в решении данного вопроса принадлежит учебно-опытному участку (УОУ). Учебно-опытный участок - основная база опытнической работы учащихся. В период проведения исследовательской работы решаются учебные, научные, а также производственные задачи. Проведение естественнонаучного эксперимента происходит в естественных условиях: на учебно-опытном участке, в теплице, в природе. [2,3]

Учебно-опытный участок Станции юных натуралистов г. Мичуринска был создан в 1965 году, площадь которого составляет 0,11 га. Основная цель создания учебно-опытного участка - вовлечение учащихся в практическую деятельность естественнонаучной направленности.

Учебно-опытный участок является не только центром пропаганды экологических знаний, но и местом их практической реализации. Для этого на участке выращиваются редкие растения родного края [4].

Видовой состав декоративных древесных и кустарниковых растений учебно-опытного участка Станции юных натуралистов очень многообразен и состоит из более 50 видов растений.

В декабре 2021г. МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» внесло информацию об имеющихся коллекциях живых растений учебно-опытного участка в форму мониторинга Ассоциации детских ботанических садов России. По итогам проведенного мониторинга на предмет соответствия критериям детских ботанических садов России в 2022 году МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» признана членом Сети детских ботанических садов РФ.

Учащиеся по инновационным программам принимали активное участие и являлись призерами в конкурсах различных уровней: Всероссийский конкурс «Юннат», Всероссийский конкурс Юных исследователей окружающей среды, Научно-практическая конференция учащихся «Человек и природа», конкурс «Город приключений «ЗНАНИЕ», реализуемый на базе детского лагеря «Орлёнок», Всероссийская олимпиада «Эколята - молодые защитники природы», Всероссийский конкурс исследовательских работ «Экология родного края-2021», Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета 2022» и др.

Дополнительное естественнонаучное образование способствует формированию научной картины мира и удовлетворению познавательных интересов детей. В организациях дополнительного образования естественнонаучной направленности происходит развитие у детей навыков исследовательской деятельности, которые предполагают изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязи между ними. Практико-ориентированный образовательный процесс направлен на приобретение учащимися практических умений и навыков в области охраны природы и рационального природопользования. Это является основой гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Список литературы:

1. Положение о деятельности удаленной площадки региональной Экостанции // Электронный ресурс http: //ddt. org.ru/wp-content/uploads/2020/08/polozhenie-o-deyatelnosti-ekostanczii-ddt-g.rasskazovo.pdf

2. Золотова О.М. Роль пришкольного участка в агрообразовании школьников // В сборнике: Реализация агротехнологической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 5557.

3. Золотова О.М. К вопросу об организации самостоятельной работы школьников в образовательном пространстве // В сборнике: Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. материалы III Всероссийской (национальной) научно-методической конференции. Улан-Удэ. 2022. С. 150-154.

4. Золотова О.М., Ершова А.В., Мелехина В.В. Пришкольный участок в сельской школе как исследовательская площадка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

UDK 374

INNOVATIVE APPROACHES IN ADDITIONAL SCIENCE

EDUCATION

Natalia Mikhailovna Milovanova1

teacher of additional education milovanova.natalia1979@yandex.ru Natalya Nikolaevna Smagina1 candidate of pedagogical sciences, methodologist

anes41@mail.ru Olga Mikhailovna Zolotova2

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor zolotova_olga1@mail.ru 1MBOU DO "Station of young naturalists" 2Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses innovative approaches in additional education in the natural sciences, which contribute to the development of the personal potential of each student, his professional self-determination.

Keywords: additional education, multi-level program, educational and experimental site, remote site.

Статья поступила в редакцию 30.09.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 30.09.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.