Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СНГ / ЕАЭС / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тетюхин В.В.

Статья посвящена анализу существующих и планируемых ко внедрению инноваций в сферу противодействия трансграничной преступности. Отмечается, что трансформация видов преступной деятельности требует оперативной разработки качественно новых форм, методов и средств, применяемых для борьбы с криминальными структурами и отдельными правонарушителями. Это возможно не только за счет эффективизации имеющегося у органов оперативно-розыскной деятельности инструментария и внедрения научно-технических разработок в правоохранительную практику, но и за счет внедрения инноваций на уровне государства, а также на наднациональном уровне. Выработана поуровневая система инновационных подходов Российской Федерации в области нейтрализации угроз транснациональной преступности. Анализ степени имплементации инновационных решений в деятельность Российской Федерации в отношении противодействия трансграничной преступности позволил сделать выводы о наличии ряда барьеров и недостатков текущей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO NEUTRALIZE THE THREATS OF TRANSNATIONAL CRIME

The article is devoted to the analysis of existing and planned innovations in the field of combating cross-border crime. It is noted that the transformation of the types of criminal activity requires the rapid development of qualitatively new forms, methods and means used to combat criminal structures and individual offenders. This is possible not only by improving the tools available to the bodies of operational-investigative activities and introducing scientific and technical developments into law enforcement practice, but also by introducing innovations at the state level, as well as at the supranational level. A level-by-level system of innovative approaches of the Russian Federation in the field of neutralizing the threats of transnational crime has been developed. An analysis of the degree of implementation of innovative solutions in the activities of the Russian Federation in relation to combating cross-border crime made it possible to draw conclusions about the presence of a number of barriers and shortcomings of the current system.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Инновационные подходы Российской Федерации

для нейтрализации угроз транснациональной преступности

Тетюхин Виталий Викторович

аспирант, кафедра международной безопасности и внешнеполитической деятельности России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Mrvitalyvi@yandex.ru

Статья посвящена анализу существующих и планируемых ко внедрению инноваций в сферу противодействия трансграничной преступности. Отмечается, что трансформация видов преступной деятельности требует оперативной разработки качественно новых форм, методов и средств, применяемых для борьбы с криминальными структурами и отдельными правонарушителями. Это возможно не только за счет эффективизации имеющегося у органов оперативно-розыскной деятельности инструментария и внедрения научно-технических разработок в правоохранительную практику, но и за счет внедрения инноваций на уровне государства, а также на наднациональном уровне. Выработана по-уровневая система инновационных подходов Российской Федерации в области нейтрализации угроз транснациональной преступности. Анализ степени имплементации инновационных решений в деятельность Российской Федерации в отношении противодействия трансграничной преступности позволил сделать выводы о наличии ряда барьеров и недостатков текущей системы.

Ключевые слова: глобализация, транснациональная преступность, преступность, киберпреступность, кибертерроризм, правоохранительная деятельность, снг, еаэс, инновация

(0 сч о сч

п

Современное общество развивается в условиях глобализации и информатизации, при этом обе эти тенденции имеют как положительные, так и негативные аспекты. Наряду с возникновением ряда технологических инноваций, облегчающих жизнедеятельность человека, современная эпоха столкнулась с беспрецедентным ростом транснациональной преступности. Транснациональная преступность, при этом, постоянно эволюционирует, достигая новых форм воздействия на все сферы общественной жизни; «она всячески изменяет способы воздействия на предмет посягательства» [4, с. 105]. Преступность, к сожалению, адаптируется к изменчивым условиям внешней среды гораздо быстрее, чем инструменты и системы, оказывающие ей противодействие.

Трансформация видов преступной деятельности требует оперативной разработки качественно новых форм, методов и средств, применяемых для борьбы с криминальными структурами и отдельными правонарушителями [2, с. 12]. Все это возможно не только за счет эффективизации имеющегося у органов оперативно-розыскной деятельности инструментария и внедрения научно-технических разработок в правоохранительную практику, но и за счет внедрения инноваций на уровне государства, а также на наднациональном уровне.

Зачастую понятие «транснациональная преступность» в современных научных и медийных публикациях отождествляется с понятиями «кибертерро-ризм/киберпреступность». Действительно, кибер-преступления сегодня составляют значимую (а может быть - и основную) часть международной криминальной активности [1, с. 41]. Для того, чтобы эф-фективизировать процессы идентификации и поимки киберпреступников, государства должны инициировать модернизацию всей системы правоохранительной деятельности, причем эта модернизация должна включать новейшие достижения науки и техники - инструментарий на основе искусственного интеллекта, «Большие данные», квантовую криптографию, использование беспилотных летательных аппаратов, распознание преступников, террористов, поиск людей, пропавших без вести, посредством нейронных сетей [10, с. 266].

Крайне важно, чтобы представители политических элит проявляли инициативу и волю к модернизации системы борьбы с транснациональной преступностью. Можно сказать, что такие инициативы регулярно возникают в среде государственных служащих, однако, далеко не все из них могут быть им-плементированы в реальную правоохранительную практику. В целом, поуровневая система инновационных подходов Российской Федерации в области

нейтрализации угроз транснациональной преступности может быть представлена следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система инновационных подходов Российской Федерации в области нейтрализации угроз транснациональной преступности

Компонент системы Меры и векторы деятельности Примеры

Транснациональный уровень

Официальная фиксация международных и двусторонних политик по сотрудничеству (1) Россия является стороной многих международных конвенций и договоров, включая много- и двусторонние соглашения о стратегическом сотрудничестве, обмене информацией и координации оперативных действий, на базисе которых обеспечивается сотрудничество с другими странами в области борьбы с транснациональной преступностью. - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15.11.2000 г. - Распоряжение Правительства РФ N 2900-р «О подписании соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной преступностью» (2022 г.). - Приказ МВД России от 31.03.2012 № 305 (ред. от 06.06.2016) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Международное оперативное сотрудничество правоохранителей (2) Российские правоохранительные органы активно сотрудничают с международными партнерами (правоохранительными структурами других стран). Проводятся совместные операции, происходит обмен информацией и разрабатываются оперативные стратегии по предотвращению и расследованию транснациональных преступлений. - Совместная операция российских и аргентинских правоохранительных органов («12 королев») (2018 г.)

Развитие сотрудничества с международными организациями (3) Россия активно сотрудничает с международными институциями в сфере обеспечения международной безопасности, такими как Интерпол и ООН. - Участие в международной операции «Пангея» (Интерпол), целью которой является объединение усилий в противодействии преступлениям, связанным с интернет-торговлей незарегистрированными, фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами (2021 г).

Укрепление границ и контроль миграционных потоков (4) Совместные меры по укреплению границ и контролю миграционных потоков: усиление мер по контролю за въездом и выездом из страны, по контролю миграционных потоков. Приграничное сотрудничество в вопросах внедрения современных систем автоматического распознавания лиц и биометрического контроля на границах, что помогает выявлять и предотвращать перемещение преступников через общие границы. - Декларация о согласованной миграционной политике государств - участников Содружества Независимых Государств. - Совместная операция «Шекара-2017» (Казахстан, Россия).

Национальный /ровень

Стратегические внутри-государственные меры (1) Принятие государственных программ и стратегий. Стратегия определяет основные направления развития в области кибербез-опасности. - Принята Национальная стратегия информационной безопасности (2020 г.) Стратегия включает в себя широкий спектр мер по укреплению инфраструктуры, защите критической информации и совершенствованию правовой базы.

Законодательные меры (2) В России принимаются законодательные акты, направленные на борьбу с транснациональной и кибер-преступностью. Подобный сегмент законодательного массива направлен на регулирование наказаний за участие в транснациональных преступных группировках, на уточнение видов международной преступности, а также затрагивает вопросы обработки и защити персональных данных, наказаний за киберпре-ступления и мер по предотвращению распространения вредоносного программного обеспечения. - ч. 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» механизмах и принципах - Федеральный закон от 18.03.2019 N ЗЗ-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро-ризма"и статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платежной системе»

Односторонние меры по укреплению границ и совершенствованию контроля миграционных потоков (3) Принятие односторонних мер по усилению контроля за въездом и выездом из страны, за миграционными потоками. Внедрение современных систем автоматического распознавания лиц и биометрического контроля на границах, способствующих идентификации и предотвращению перемещения преступников через государственную границу. - Мероприятия, проводимые в приграничных районах Ленинградской области по профилактике правонарушений, усилении контроля за состоянием пограничного режима с Эстонией и Финляндией.

Ы

8) *

О X

а

а

8) О

т г

сч о сч

п

Развитие об-щестрановых систем кибер-защиты критической информационной инфраструктуры

Развитие и использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) в оперативной деятельности

(4) В России активно внедряются системы мониторинга и защиты объектов критической информационной инфраструктуры (энергетические компании, телекоммуникационные операторы и финансовые учреждения); используются современные средства и методы обнаружения и предотвращения кибе-ратак._

- Создана система кибербезопасно-сти (2015 г.)

(5) Искусственный интеллект в последние годы начинает играть важную роль в обнаружении и предотвращении случаев транснациональной преступной деятельности. Россия начала развивать и применять ИИ-технологии для анализа данных, выявления аномального поведения лиц и распознавания угроз.

Внедрение в российских аэропортах биометрии и искусственного интеллекта (2021 г.).для повышения эффективности обработки различных данных, например, видеоряда от камер наблюдения.

Институциональный уровень

Открытие новых специализированных отделов и подразделений

(1) В России созданы и продолжают формироваться новые специализированные отделы и подразделения, занимающиеся борьбой с транснациональной преступностью.

Развитие систем подготовки профессиональных кадров в сфере кибербезопас-ности и транснациональной преступности

(2) В России уделяется большое внимание подготовке специалистов в области кибер-безопасности. Открыты специализированные учебные центры, вузы предлагают образовательные программы по кибербезопасности, проводятся тренинги и семинары для повышения квалификации действующих сотрудников.

Создан Центр стратегических разработок (2017 г.),

- Ведутся дискуссии о создании министерства по делам миграции.

- В МВД создано управление по борьбе с кибер-преступностью (управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий).

- В России создали рабочую группу по вопросам подготовки кадров в сфере информационной безопасно сти (ИБ) (2021 г.)

Примечание: источник - собственная разработка автора

Рассмотрим подробнее каждый из вышеобозна-ченных уровней на конкретных примерах.

На международном уровне особенно важным вектором деятельности выступает сотрудничество Российской Федерации с другими странами в рамках геополитических альянсов. Особенно важным данный вектор деятельности представляется нам в отношении соседних стран. Следует сказать, что в

отношениях с ближайшим зарубежьем Россия следует подходу, который предусматривает как традиционные, конвенциональные методы борьбы с международными преступными группировками, так и стремится обновить существующие методики и стратегии, внедряя инновации в процессы трансграничного сотрудничества.

Можно сказать, что большинство инновационных решений в сфере международного сотрудничества сосредоточено на проблемах обеспечения кибер-безопасности. К примеру, Центробанк России имеет соглашения с Национальными банками Кыргызстана, Армении, Беларуси и Казахстана, действующие с 2018 г. По условиям соглашений, при ситуации рисков информационной безопасности стороны обязуются направить уведомление, содержащее ключевые параметры атаки, в Центр взаимодействия и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России. После того, как атака нейтрализована и ее причины выявлены, а также выработана стратегия предотвращения подобных атак в будущем, информация в виде сводного отчета представляется всем Национальным банкам стран-участниц ЕАЭС [11].

Деятельность в рамках международных организаций, как показано в Таблице 1, выступает важным компонентом рассматриваемой нами системы. В июне 2022 г. страны, входящие в ЕАЭС, подписали Программу совместных действий в сфере защиты прав потребителей. Программа включала в себя: (1) ряд совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан в области нарушения прав потребителей, а также на формирование навыков рационального и устойчивого потребления; (2) меры по разработке и принятии рекомендаций ЕЭК для формирования механизмов учета интереса потребителей, проведение анализа регионального законодательства, социологических исследований, организацию и проведение круглых столов; (3) системную политику по предотвращению нарушения прав потребителей в трансграничном аспекте [11].

Целый ряд инновационных решений и национальных политик по их внедрению был представлен в рамках VII Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг «Территория финансовой безопасности» (октябрь 2022 г.). А. Хачатрян, руководитель Департамента финансовой политики ЕЭК, определил основные направления по внедрению высокотехнологичных решений в сотрудничество между странами-участницами. Дополнительными целями А. Хачатрян назвать гармонизацию финансового законодательства, формирование современной рыночной инфраструктуры и развитие финансовых технологий в каждой из стран, входящих в ЕЭК [11].

Важнейшим направлением внедрения инновационных решений в систему противодействия трансграничной преступности на международном уровне выступает совершенствование информационного обмена. В рамках функционирования Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (1993 г.) уже

в 2005 г. был создан и до сих работает специализированный банк данных, информацией которого пользуются правоохранительные органы всех государств-участников СНГ. Бюро, кроме того, выполняет образовательную функцию и организует взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ по новым правоохранительным дисциплинам [3].

Согласно Исполнительному комитету СНГ, информационное взаимодействие при решении задач борьбы с международной преступностью выступает приоритетным направлением сотрудничества правоохранительных органов участников СНГ. Существенной динамики в области информационного обмена между странами-участницами СНГ, к сожалению, не наблюдается - за исключением повышение скорости подобного обмена за счет наличия высокоскоростного Интернета в ведомствах. С момента публикации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г., к сожалению, существенных инноваций в ее реализации не наблюдается.

Тем не менее, была выработана и модернизирована организационная и нормативно-правовая база межгосударственного сотрудничества, были усовершенствованы банки и базы данных, наряду с технологиями их ведения и применения. Отмечая динамику трансформационных процессов преступного сообщества, требуется бороться с ними с использованием современных информационных технологий, поэтому можно сделать вывод о том, что данное направление сотрудничества требует дальнейшего развития и выработки инновационных технологий и механизмов. Анализ степени имплементации инновационных решений в деятельность Российской Федерации в рамках СНГ и ЕАЭС в отношении противодействия трансграничной преступности приводит к выводам о наличии ряда барьеров и недостатков текущей системы:

1. Принятые межгосударственные и межведомственные документы в сфере борьбы с трансграничной преступностью носят рамочный обобщенный характер и способны регламентировать только общие векторы организации деятельности по сотрудничеству; отсутствует детальная проработка механизма обмена конкретными сведениями.

2. Отсутствуют правовые инструменты, регламентирующие процессы обмена информацией о лицах, пересекающих государственные границы, в отношении которых имеются данные о наличии намерений совершить противоправное деяние.

3. Существующие системы информационного обмена не обеспечивает оперативность передачи данных в режиме реального времени, что затрудняет раскрытие преступлений по горячим следам, что особенно важно при работе над делами межгосударственного характера.

4. Налицо узковедомственный подход к информационному обмену и отсутствие инициатив государственного уровня;

5. Приверженность конвенциональным способам работы; кроме того, используемые каналы связи не отвечают современным требованиям с точки зрения скорости, объемов и защищенности информации.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости разработки и реализации инноваций в области сотрудничества государств-участников СНГ в вопросах борьбы с преступностью [6].

Национальный уровень системы противодействия трансграничной преступности в контексте внедрения инноваций подразумевает принятие новых законодательных актов и стратегий, регламентирующих системы борьбы с новыми видами преступной деятельности. Таковыми являются, к примеру, распоряжение Президента Российской Федерации «О подписании Конвенции о киберпреступно-сти» от 15 ноября 2005 г. № 557-рп [батоев 15], закон о запрете на вывод наличных с анонимных электронных кошельков (2020 г) [7] и проч. Тем не менее, наибольший интерес представляет третий выделенный нами уровень - институциональный, так как именно на нем происходит непосредственное внедрение инновационных решений в рассматриваемую нами правоохранительную область.

Приведем наиболее показательные примеры подобных инноваций. Следует сказать, что в системе противодействия транснациональной преступности уже более 5 лет применяются облачные информационные сервисы и новые формы коммуникаций государственных ведомств. Постепенно все документы переводятся из бумажного в цифровой электронно-реестровый вид. Кроме того, в России существует множество электронных баз данных - ФИС ГИБДД, СЦУО (сервис учета оружия), «Следопыт-М», СООП (сервис обеспечения охраны общественного порядка), сервисы Главного управления по вопросам миграции [9, с. 722].

Кроме того, в России созданы специализированные отделы и подразделения, занимающиеся борьбой с транснациональной преступностью. Например, Отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при МВД России занимается раскрытием и пресечением преступных группировок с транснациональными связями. Функционирует Центр специального назначения «Лидер», оснащенный передовыми техническими средствами и системами мониторинга для оперативного реагирования на транснациональные преступные группировки.

В сентябре 2022 г. в структуре МВД России сформировано управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. В Центральном Банке Российской Федерации организован отдел мониторинга, целью которого является идентификация финансовых пирамид и нелегальных участников рынка ценных бумаг [11].

Идентификацию кибермошенников и хакеров реализует, помимо прочих структур, Национальное Центральное Бюро Интерпола МВД России. Данная структура функционирует на базисе глобальной информационной телекоммуникационной системы I-

и

8) *

О X

а

а

8) О

т

V

сч о сч

24/7, благодаря которой время исполнения запросов в Интерпол является практически мгновенным [8, с. 239].

На базе Федеральной службы по финансовому мониторингу был сформирован Федеральный центр антинаркотического мониторинга информационных платформ. Происходит формирование специализированного аналитического подразделения в ФЦАМ с внедрением искусственного интеллекта и технологий блокчейн в целях накопления больших данных о наркотических средствах в Интернет-пространстве [5, с. 78].

Таким образом, однозначно констатировать завершение процесса инновирования системы борьбы с трансграничной преступностью в Росси пока нельзя. Тем не менее, множество инициатив, реализуемых как в контексте международного сотрудничества, так и внутри страны, позволяет предположить, что в течение последующих 5-10 лет произойдёт полная «оцифровка» данной системы, что, безусловно, положительно скажется на ее результативности.

Литература

1. Атнашев, В. Р. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью и кибертерро-ризмом / В. Р. Атнашев, С. Н. Яхъеева // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -2019. - №3 (29). - С. 37-42.

2. Батоев, В. Б. «Большие данные (big data)» и предиктивная аналитика в оперативно-разыскной деятельности: проблемы использования и пути решения / В Б. Батоев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2020. - №1 (52). - С. 11-17.

3. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП) // Интернет-портал СНГ. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/cooperation/3345/- Дата доступа: 28.05.2023.

4. Коркмазов, А. В. Некоторые вопросы эффективной борьбы с террористической преступностью и условия, способствующие ее снижению / А. В. Корк-мазов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - №3. - С. 105-107.

5. Минзянова, Д. Ф. Инновационный подход к раскрытию и предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых в интернет-пространстве / Д. Ф. Минзянова, Д. М. Фарахиев // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2022.

- №1 (13). - С. 74-80.

6. О межгосударственном информационном обмене в сфере борьбы с преступностью - Исполком СНГ // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2020 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/april/49310/. - Дата доступа: 28.05.2023.

7. Рябова, В. Онлайн-пропаганда наркотиков в России отнесена к угрозам национальной безопасности // Digital Russia. - 2020 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://d-russia.ru/onlajn-propaganda-narkotikov-v-rossii-otnesena-k-ugrozam-nacionalnoj-bezopasnosti.html. - Дата доступа: 28.05.2023.

8. Ситков, А. С. Международное сотрудничество полиции в рамках Интерпола по противодействию киберпреступности и обеспечению кибербезопасно-сти / А. С. Ситков // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №5. - С. 238-242.

9. Суходолов, А. П. Big data как современный криминологический метод изучения и измерения организованной преступности / А. П. Суходолов, С. В. Иванцов, Т. В. Молчанова, Б. А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. -№5. - С. 718-726.

10.Шалагин, А. Е. Международное сотрудничество в сфере противодействия преступности на современном этапе / А. Е. Шалагин, М. Ю. Гребенкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - №2 (10). - С. 260-268.

11. Цифровая интеграция: как в Евразийском союзе борются с киберпреступностью // Интернет-портал СНГ. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/106693/. - Дата доступа: 28.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovative approaches of the Russian Federation to neutralize the threats

of transnational crime Tetyukhin V.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the

President of the Russian Federation The article is devoted to the analysis of existing and planned innovations in the field of combating cross-border crime. It is noted that the transformation of the types of criminal activity requires the rapid development of qualitatively new forms, methods and means used to combat criminal structures and individual offenders. This is possible not only by improving the tools available to the bodies of operational-investigative activities and introducing scientific and technical developments into law enforcement practice, but also by introducing innovations at the state level, as well as at the supranational level. A level-by-level system of innovative approaches of the Russian Federation in the field of neutralizing the threats of transnational crime has been developed. An analysis of the degree of implementation of innovative solutions in the activities of the Russian Federation in relation to combating cross-border crime made it possible to draw conclusions about the presence of a number of barriers and shortcomings of the current system.

Keywords: globalization, transnational crime, crime, cybercrime, cyberterrorism,

law enforcement, cis, eaeu, innovation References

1. Atnashev, V. R. International cooperation in the fight against cybercrime and

cyberterrorism / V. R. Atnashev, S. N. Yakhyeeva // Eurasian integration: economics, law, politics. - 2019. - No. 3 (29). - P. 37-42.

2. Batoev, V. B. "Big data" and predictive analytics in investigative activities:

problems of use and solutions / V B. Batoev // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - No. 1 (52). -P. 11-17.

3. Bureau for Coordinating the Fight against Organized Crime and Other

Dangerous Types of Crimes on the Territory of the CIS Member States (BCBOP) // Internet portal of the CIS. - 2023 [Electronic resource]. -Access mode: https://e-cis.info/cooperation/3345/ - Access date: 05/28/2023.

4. Korkmazov, A. V. Some issues of effective fight against terrorist crime and

conditions contributing to its reduction / A. V. Korkmazov // Problems of economics and legal practice. - 2019. - No. 3. - S. 105-107.

5. Minzyanova, D.F. Innovative approach to detection and prevention of crimes

in the field of illicit drug trafficking committed in the Internet space / D.F. Minzyanova, D.M. Farakhiev // Uchenye zapiski Kazanskogo juridical institute MVD Rossii. - 2022. - No. 1 (13). - S. 74-80.

6. On interstate information exchange in the field of combating crime - the CIS

Executive Committee // National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. - 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/april/49310/. - Access date: 05/28/2023.

7. Ryabova, V. Online drug propaganda in Russia classified as a threat to

national security // Digital Russia. - 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://d-russia.ru/online-propaganda-narkotikov-v-rossii-otnesena-k-ugrozam-nacionalnoj-bezopasnosti.html. - Access date: 05/28/2023.

8. Sitkov, A. S. International police cooperation within the framework of Interpol

to combat cybercrime and ensure cybersecurity / A. S. Sitkov // Bulletin of

the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - No. 5. - S. 238-242. 9. Sukhodolov, A. P. Big data as a modern criminological method for studying and measuring organized crime / A. P. Sukhodolov, S. V. Ivantsov, T. V. Molchanova, B. A. Spasennikov // All-Russian Criminological Journal. -2019. - No. 5. - S. 718-726.

10. Shalagin, A. E. International cooperation in the field of combating crime at the present stage / A. E. Shalagin, M. Yu. Grebenkin // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - No. 2 (10). - S. 260-268.

11. Digital integration: how the Eurasian Union fights cybercrime // Internet portal of the CIS. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://e-cis.info/news/566/106693/. - Access date: 05/28/2023.

u

8) *

O X

00 a 8) O T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.