Научная статья на тему 'Инновационные подходы к подготовке востребованных рабочих кадров реального сектора экономики'

Инновационные подходы к подготовке востребованных рабочих кадров реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСТРЕБОВАННЫЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION / INNOVATIVE PROCESSES / ECONOMIC GROWTH / HIGHLY-SOUGHT REGULAR LABOR FORCE / NEW FORMS OF MANAGEMENT / INTEGRATION OF EDUCATION AND INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохова Светлана Еремеевна

Выявлена роль инновационных процессов в среднем профессиональном образовании, которые оказывают позитивное влияние на качество подготовки квалифицированных кадров среднего звена. Приведены материалы по реализации инновационной программы в профессиональном обучении. Установлено, что в целях формирования инновационной среды при подготовке новых высококвалифицированных рабочих кадров для РС(Я) необходимо использовать новые формы управления, интеграции образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохова Светлана Еремеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to training highly-sought regular labor force for real sector of economy

The object of the article is to elicit the role of the innovative methods in intermediate vocational education. Innovative changes in the sphere of primary and secondary education have positive impact on the quality of skilled medium-level workers training. It has been shown that new ways of management and integration of education and industry should be used with the aim of creating an innovative environment for training qualified regular labor force for the agroindustrial complex and gas handling facilities in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к подготовке востребованных рабочих кадров реального сектора экономики»

— Педагогика —

УДК 377.12 (571.56) С.Е. Горохова

инновационные подходы к подготовке востребованных рабочих кадров реального сектора экономики

Выявлена роль инновационных процессов в среднем профессиональном образовании, которые оказывают позитивное влияние на качество подготовки квалифицированных кадров среднего звена. Приведены материалы по реализации инновационной программы в профессиональном обучении. Установлено, что в целях формирования инновационной среды при подготовке новых высококвалифицированных рабочих кадров для РС(Я) необходимо использовать новые формы управления, интеграции образования и производства.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, инновационные процессы, экономическое развитие, востребованные квалифицированные кадры, новые формы управления, интеграция образования и производства.

Концепция развития системы профессионального образования на современном этапе в России, в частности в Якутии, в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Переход на рыночные методы хозяйствования, развитие негосударственного сектора, включая частный, «перекос» в подготовке кадров с высшим профессиональным образованием в ущерб квалифицированным рабочим кадрам требует переосмысления задач, стоящих перед системой профессионального образования.

Модернизация системы образования, переход на новое содержание профессионального образования, инновационная деятельность образовательных учреждений

- все это ориентировано на развитие творческих способностей учащихся на основе избранной профессиональной образовательной деятельности.

В соответствии с поставленными Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) задачами по реализации «Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной Правительством РФ от 8 февраля 2007 года, Министерством науки и профессионального образования РС (Я) совместно с Министерством экономического развития РС (Я) разработана и согласована со всеми министерствами и ведомствами республики «Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007-2010 гг. и ее основные

ГОРОХОВА Светлана Еремеевна - зам. директора по научно-методической работе Профессионального лицея № 7, г.Якутск, соискатель кафедры педагогики начального обучения ПИ ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

E-mail: [email protected]

направления до 2015 года», которая утверждена Постановлением Правительства РС (Я) № 403 от 28 сентября 2007 г. В ней рассчитана прогнозная потребность республики в кадрах. Для выполнения данной Программы целенаправленно ведется работа по открытию в учебных заведениях профессионального образования всех уровней новых специальностей технического профиля, особенно специальностей рабочих профессий, создаются инновационные образовательные учреждения [1].

Основными целями Государственной программы РС (Я) по обеспечению профессиональными кадрами являются:

- формирование трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал республики;

- обеспечение местными профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- развитие системы подготовки профессиональных кадров, отвечающей потребностям регионального рынка труда.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- анализ кадровой обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы республики и прогноз потребности в профессиональных кадрах с учетом перспектив развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- совершенствование государственной региональной политики в сфере профессионального образования;

- определение объемов подготовки профессиональных кадров в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях, отвечающих потребностям отраслей экономики и социальной сферы республики;

- развитие нормативно-правовой базы системы подготовки и закрепление профессиональных кадров;

- оптимизация бюджетного финансирования системы профессионального образования; оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в плане перепрофилирования по специальностям в соответствии с потребностью рынка труда республики;

- снижение уровня общей безработицы в республике;

- развитие материально-технической базы среднего и начального профессионального образования;

- создание системы мониторинга профессиональных кадров отраслей экономики и социальной сферы [2].

Для формирования трудовых резервов по новым для Якутии специальностям в области компьютеризации, нефтегазовой отрасли, охраны природы, агропромышленного комплекса и предпринимательства в Профессиональном лицее №7 г. Якутска под нашим руководством осуществляется многоуровневое и непрерывное обучение учащихся. Для этого нами разработаны новые научно-методические подходы к внедрению 16 профессий и специальностей на основе Государственного стандарта начального и среднего профессионального образования Российской Федерации. Из них 8 профессий являются новыми для Якутии: «контролер химического производства» на базе Мохсоголлохского цементного завода; «оператор заправочных станций» на базе Якутской нефтебазы; «оператор нефте-газопереработки», «переработка нефти и газа» на базе Газоперерабатывающего завода ОАО «Газпром», ННГК «Саханефтегаз»; «садовник»; «мастер лесного хозяйства»; «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» на базе Управления газораспределительной службы «Ленагазсервис» ОАО «Сахатранснефтегаз»; «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Инновационное начало в научно-методической службе мы видим в реализации идеи дуального образования и компетентностного подхода по подготовке рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования. Впервые в республике в 1999 г. в нашем лицее мы внедрили дуальное образование в системе начального профессионального образования, открыв лицейскую группу в Мохсоголлохской средней школе по профессии «контролер химического производства» на базе Мохсоголлохского цементного завода. При этом разработанная нами учебно-программная документация была одобрена научно-методическим советом лицея и руководителями лабораторий цементного завода. Она включает в себя региональный компонент в виде спецкурсов и практического обучения «Производство строительных материалов».

Обновление содержания образования требует новых подходов к содержанию методической работы. Эти подходы мы видим в введении компетентностного подхода в подготовке учащихся нашего лицея [3].

Актуальность введения этого подхода обусловлена устойчивым спросом на специалистов с развитым интеллектом, способных конструктивно общаться в многофак-

торном мире, эффективно перерабатывать информацию, продуцировать идеи, успешно решать конкретные жизненные и профессиональные проблемы.

В Концепции государственного стандарта профессионального образования третьего поколения к базовым компетенциям относятся следующие:

- личностные качества (вера в силы и возможности учащихся, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других позиций и точек зрения, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе);

- постановка целей и задач в педагогической деятельности (умение перевести тему урока в педагогическую задачу, ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);

- мотивация учебной деятельности (умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебные задачи в личностно-значимые);

- информационная компетентность (компетентность в предмете преподавания, в методах преподавания, в субъективных условиях деятельности, знание учеников и учебных коллективов, умение вести самостоятельный поиск информации);

- разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений (умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, умение принимать решение в различных педагогических ситуациях);

- компетенции в организации учебной деятельности (компетентность в установлении «субъект-субъектных» отношений, в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности, педагогическое оценивание, компетентность в организации информационной основы деятельности, использование современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса, способы умственной деятельности).

Разработанный в этом плане компетентностный подход открывает новые перспективы в создании системы оценки качества образования. Ориентация на социальный и государственный заказы (в форме образовательных стандартов) и на потребности конкретного заказчика образовательных услуг - ведущее начало любого учебного заведения.

Опыт работы нашего лицея показывает своеобразие подготовки специалистов, отвечающих новым требованиям к высоко квалифицированным рабочим кадрам. При анализе труда преподавателя выясняется, что профессионально компетентным является такой труд, в котором на достаточно высоком уровне проявляются пять блоков профессионального педагогического труда: педагогическая деятельность преподавателя; педагогическое общение преподавателя; личность преподавателя; обученность учащихся; воспитанность учащихся. Первые

три стороны этого блока составляют процесс педагогической деятельности, остальные две - его результаты. Следовательно, нельзя утверждать, что компетентность невозможно описать или измерить. Согласно Е.А. Самойловой [4], наряду с количественными измерениями (тесты), важную роль играют качественные характеристики (паспорт компетентности), сравнительные описания (биография компетентности), моделирующий анализ и наблюдения.

Таким образом, профессионально компетентным является тот педагог, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, общение, реализует свой личностный потенциал и достигает хороших результатов в обученности и воспитанности учащихся. Одни из них являются приоритетными: к ним относятся результаты труда преподавателя с точки зрения учащихся. В обученности приоритетным является умение учиться (сформированная учебная деятельность, способность к самостоятельному добыванию знаний), и меньшее значение имеют знания как таковые. Поэтому при оценке компетентности преподавателя с точки зрения требований к профессии важно учитывать личность: ее уникальность, неповторимость каждого преподавателя и мастера производственного обучения как профессионала.

Для улучшения качества подготовки высококвалифицированных рабочих кадров мы основываемся на положениях О.О. Мартыненко и И.П. Черной, которые выделяют 3 уровня профессиональных компетенций: ключевые компетенции, необходимые в любой деятельности в сфере управления; базовые компетенции, необходимые для осуществления основных видов профессиональной деятельности; специальные профессиональные компетенции, необходимые для конкретного вида деятельности. Также они включают сквозные (полифункциональ-ные и междисциплинарные) и предметные (конкретные учебные курсы) компетенции [5]. Исходя из этого нами взяты за основу базовые компетенции со сквозными и практико-ориентированными методами. В условиях перехода на ФГОС третьего поколения нами разработана в виде эксперимента новая модульная программа подготовки рабочих кадров по профессии «мастер садовопаркового и ландшафтного строительства», основанная на компетенциях. Эти узко профессиональные модули предполагают применение практико-ориентированных методов обучения, в результате освоения которых у учащихся развиваются общие компетенции и формируется профессиональная компетентность. Производственное обучение в этих группах связано с растениями, и все изменения вносятся с учетом их вегетационного периода. При этом производственное обучение и учебная практика сопровождаются учебно-исследовательской работой учащихся. Большинство учащихся на основе собранных научных материалов и обработки соответствующей научной литературы пишут доклады, с которыми они при-

нимают участие в научно-практических конференциях в лицее, на городских и республиканских научных конференциях учащихся и студентов средних специальных учебных заведений. Руководство при выполнении этих работ осуществляется научными сотрудниками Ботанического сада Института биологии СО РАН, Ботанического сада - учебного полигона Северо-Восточного федерального университета. В подготовке этих специалистов принимают участие наши социальные партнеры: отдел озеленения Администрации города Якутска, ООО «Зе-ленстрой», Администрации Строительного и Губинского округов, санаторий «Сосновый бор» и другие.

Таким образом, практико-ориентированные методы и связь с наукой в инновационных условиях обучения способствуют:

• организации непрерывной учебно-производственной деятельности в течение календарного года;

• овладению учащимися профессиональными компетенциями во время обучения и практики на производстве;

• повышению уровня научно-исследовательской деятельности учащихся;

• приобретению учащимися социального опыта на примере организации производственной деятельности;

• укреплению и развитию материально-технической базы лицея.

Учебно-производственный комплекс не только позволяет учащимся приобретать профессиональные навыки, но и способствует их оздоровлению и нравственному воспитанию.

Разработанная нашим коллективом инновационная образовательная программа (ИОП) «Ресурсный центр Профессионального лицея №7» - это попытка изменить систему начального профессионального образования на основе результатов научных поисков, экспериментов и передового педагогического опыта. Реализация данной программы является целесообразной для формирования инновационной среды, для подготовки компетентных и конкурентоспособных выпускников и направлена на повышение качества начального профессионального образования - первой ступени непрерывного профессионального образования.

Мы считаем, что главным структурным компонентом

- ядром инновационного развития нашего лицея является целенаправленное воспитание и стимулирование активной позиции учащихся, развитие их личности, как будущих граждан Республики Саха (Якутия) и России. Создание целостного образовательного пространства «Ресурсный центр» можно представить как структуру, состоящую из пяти блоков: №1 - Центр инновационных образовательных технологий; №2 - Единый культурноэстетический, спортивно-оздоровительный центр; №3

- Информационный центр, Центр дистанционного обучения; №4 - Центр финансово-экономического обеспечения; №5 - Учебно-производственный комплекс в местности «Еланка» Хангаласского улуса.

Разработанный нами проект инновационной образовательной программы «Ресурсный центр Профессионального лицея №7» на Республиканском конкурсе «Новое время - новые подходы» в 2008 году занял второе место среди начальных профессиональных учебных заведений Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия).

Разработанная функциональная модель формирования целостного образовательного пространства в инновационном учебном заведении приведена на рисунке.

Рис. Модель формирования инновационного учебного заведения

Как видно из рисунка, целостное образовательное пространство включает структурные компоненты: методические комиссии по циклам предметов и производственного обучения, блоки ресурсного центра и практическую деятельность как условие активного развития учащихся лицея. В результате рационального взаимодействия этих структурных компонентов реализуются качественное профессиональное образование и творческая педагогическая

деятельность, что и составляет суть единой информационной среды, и обеспечивается структурирование содержания и совершенствование технологии образовательной деятельности учебного заведения в ее следующих основных функциях: социальной, образовательной, развивающей, контролирующей, аналитической.

В конечном итоге реализация инновационной образовательной программы обеспечивает формирование высококвалифицированных рабочих кадров нового типа, умеющих жить и работать в условиях постоянно изменяющегося общественного развития, т.е. личности, готовой к саморегуляции, самоорганизации и саморазвитию.

Таким образом, ИОП «Ресурсный центр Профессионального лицея №7», как особая форма общедоступного, качественного и эффективного предоставления образовательных услуг, помогает в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров сельскохозяйственного сектора и газового хозяйства, а также удовлетворяет социальный заказ в специалистах по данным направлениям. В целом, реализация инновационной образовательной программы обеспечивает переход на опережающий научно-методический, технологический и организационный уровни режима развития профессионального образования в РС (Я).

Л и т е р а т у р а

1. Пахомов А.А. Из первых рук // Профессиональное образование Якутии. - 2008. - № 1. - С. 2.

2. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена пост. Правит. РС (Я) от 28 сентября 2007 г. № 3. - Якутск, 2007.

3. Неустроева А.Н., Иванова А.П., Дьячковская О.Д., Соко-рутова Л.В. Современная начальная школа: компетентностный подход. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 220 с.

4. Самойлов Е.А. Философские основания компетентност-но ориентированного образования // Философия образования.

- 2008. - № 2 (23). - С. 86-93.

5. Мартыненко О.О., Черная И.П. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 86-93.

S.Ye. Gorokhova

Innovative approaches to training highly-sought regular labor force

for real sector of economy

The object of the article is to elicit the role of the innovative methods in intermediate vocational education. Innovative changes in the sphere of primary and secondary education have positive impact on the quality of skilled medium-level workers training. It has been shown that new ways of management and integration of education and industry should be used with the aim of creating an innovative environment for training qualified regular labor force for the agroindustrial complex and gas handling facilities in the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: intermediate vocational education, innovative processes, economic growth, highly-sought regular labor force, new forms of management, integration of education and industry.

---------4-MSr^Sr —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.