Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Татьяна Анатольевна, Проценко Екатерина Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку путем применения различных инновационных подходов. Целью статьи является изучение и апробация различных педагогических технологий и методик, широко используемых преподавателями на аудиторных занятиях, но еще малоприменимых при организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Авторы обосновывают причины интеграции новых педагогических методов и технологий в учебный процесс и их преимущества перед традиционным подходом. В статье представлен практический опыт применения различных современных педагогических методов и технологий при организации самостоятельной работы обучающихся. Описывается методический потенциал различного рода интернет-ресурсов, компьютерных программ и мобильных приложений, использование которых в самостоятельной работе обучающихся позволяет решить несколько задач: пополнить словарный запас, компенсировать пробелы в области грамматики, закрепить произносительные, аудитивные или грамматические навыки. Кроме того, представленные в сети тестовые задания могут использоваться в качестве контрольно-измерительных материалов. Авторы описывают возможности геймифицированного подхода, инструментами которого могут быть сетевые сервисы, компьютерные игры или интерактивные презентации, работающие как онлайн, так и офлайн. В статье представлены результаты использования квест-технологии, ее преимущества перед традиционной работой при формировании навыков различных видов речевой деятельности. Для организации внеаудиторной учебной деятельности с успехом на практике применялся и метод проектов. В статье подчеркивается, что инновационные подходы позволяют разрабатывать задания, которые носят ярко выраженный междисциплинарный характер и способствуют расширению профессионального и научного кругозора обучающихся. Представленный в статье опыт организации внеаудиторной работы обучающихся может быть применен в нелингвистических образовательных организациях с целью оптимизации самостоятельной работы по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольцова Татьяна Анатольевна, Проценко Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN A FOREIGN LANGUAGE

The article concerns the current problem of organizing students’ independent work in foreign languages by applying different innovative approaches. The article aims to study and try different pedagogical technologies and teaching methods widely used in the classroom but seldom applicable within independent students’ learning and cognitive activity. The authors give reasons for integrating new pedagogical methods and technologies in learning experiences and their advantages over the traditional approaches. Practical experience in the field of using different modern pedagogical methods and technologies while organizing students’ independent work is presented. The authors describe educational potential of Internet network resources, computer programs and mobile applications, using them in students’ independent work helps solve multiple tasks such as to expand vocabulary, to overcome difficulties in grammar, to reinforce pronunciation, auditive and grammatical skills. Moreover, tests accessible in the Internet can be used as assessment materials. The capabilities of gamification include such instruments as network services, computer games or interactive presentations working on-line as well as off-line. The article presents the results of using web-quest technology, its advantages over traditional forms of work in developing different language activities. Project method is also successfully used in practice for organizing independent students’ learning activity. The article stresses that innovative approaches make possible to prepare tasks that have true interdisciplinary nature and promote professional and scientific personal enrichment of students. Presented in the article experience of organizing students’ independent work can be used in non-linguistic educational establishments for the purpose of enhancing students’ independent learning of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Научная статья УДК 372.881.1

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-58-65 EDN: BBGASG

Татьяна Анатольевна Гольцова1Н, Екатерина Александровна Проценко2

1 Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД РФ». 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 53

2Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД РФ». 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 53 1 tgolzowa@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-2805-2668 2procatherine@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6131-5055

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы по иностранному языку

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку путем применения различных инновационных подходов. Целью статьи является изучение и апробация различных педагогических технологий и методик, широко используемых преподавателями на аудиторных занятиях, но еще малоприменимых при организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Авторы обосновывают причины интеграции новых педагогических методов и технологий в учебный процесс и их преимущества перед традиционным подходом. В статье представлен практический опыт применения различных современных педагогических методов и технологий при организации самостоятельной работы обучающихся. Описывается методический потенциал различного рода интернет-ресурсов, компьютерных программ и мобильных приложений, использование которых в самостоятельной работе обучающихся позволяет решить несколько задач: пополнить словарный запас, компенсировать пробелы в области грамматики, закрепить произносительные, аудитивные или грамматические навыки.

Кроме того, представленные в сети тестовые задания могут использоваться в качестве контрольно -измерительных материалов. Авторы описывают возможности геймифицированного подхода, инструментами которого могут быть сетевые сервисы, компьютерные игры или интерактивные презентации, работающие как онлайн, так и офлайн. В статье представлены результаты использования квест-технологии, ее преимущества перед традиционной работой при формировании навыков различных видов речевой деятельности. Для организации внеаудиторной учебной деятельности с успехом на практике применялся и метод проектов. В статье подчеркивается, что инновационные подходы позволяют разрабатывать задания, которые носят ярко выраженный междисциплинарный характер и способствуют расширению профессионального и научного кругозора обучающихся. Представленный в статье опыт организации внеаудиторной работы обучающихся может быть применен в нелингвистических образовательных организациях с целью оптимизации самостоятельной работы по иностранному языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа; иностранный язык; инновационный подход; смешанное обучение; геймификация; веб-квест; проектный метод; мобильные приложения

Для цитирования: Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Инновационные подходы к организации самостоятельной работы по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 58-65. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-58-65. https://elibrary.ru/bbgasg.

Original article

Tatiyana A. Goltsova113, Ekaterina A. Protsenko2

1Candidate of philological sciences, associate professor of the department of russian and foreign languages, FSBEI HE «Voronezh institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation». 394065, Voronezh, Patriots: avenue, 53 2Candidate of philological sciences, associate professor of the department of Russian and foreign languages, FSCEI HE «Voronezh institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation». 394065, Voronezh, Patriotiс avenue, 53 1 tgolzowa@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-2805-2668 2procatherine@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6131-5055

© Гольцова Т. А., Проценко Е. А., 2022

Implementation of innovative approaches to the organization of independent work in a foreign language

Abstract. The article concerns the current problem of organizing students' independent work in foreign languages by applying different innovative approaches. The article aims to study and try different pedagogical technologies and teaching methods widely used in the classroom but seldom applicable within independent students' learning and cognitive activity. The authors give reasons for integrating new pedagogical methods and technologies in learning experiences and their advantages over the traditional approaches. Practical experience in the field of using different modern pedagogical methods and technologies while organizing students' independent work is presented. The authors describe educational potential of Internet network resources, computer programs and mobile applications, using them in students' independent work helps solve multiple tasks such as to expand vocabulary, to overcome difficulties in grammar, to reinforce pronunciation, auditive and grammatical skills.

Moreover, tests accessible in the Internet can be used as assessment materials. The capabilities of gamification include such instruments as network services, computer games or interactive presentations working on-line as well as off-line. The article presents the results of using web-quest technology, its advantages over traditional forms of work in developing different language activities. Project method is also successfully used in practice for organizing independent students' learning activity. The article stresses that innovative approaches make possible to prepare tasks that have true interdisciplinary nature and promote professional and scientific personal enrichment of students. Presented in the article experience of organizing students' independent work can be used in non-linguistic educational establishments for the purpose of enhancing students' independent learning of foreign languages.

Keywords: independent work; foreign languages; innovative approach; blended learning; gamification; web-quest; project method; mobile applications

For citation: Goltsova T. A., Protsenko E. A. Implementation of innovative approaches to the organization of independent work in a foreign language. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 58-65. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-58-65. https://elibrary.ru/bbgasg.

Введение

В настоящее время, согласно федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, существенно пересматривается соотношение аудиторной и самостоятельной работы в сторону увеличения доли последней. При такой организации образовательного процесса меняется характер взаимодействия педагога и обучающегося. Преподаватель уже не является источником знаний, а выступает в роли наставника, перед которым стоит задача подобрать такие педагогические методы и технологии, которые позволили бы обучающемуся осуществлять продуктивную самостоятельную деятельность, формируя и повышая при этом свою общую и профессиональную компетентность. Одним из основных факторов успешного образовательного процесса является инновационная педагогическая деятельность, которая позволит создать все необходимые условия для максимальной реализации компетентностного подхода, что, в свою очередь, и подчеркивает актуальность представленного исследования. Авторы поставили своей целью изучить и апробировать на практике различные инновационные педагогические подходы, широко используемые педагогами на аудиторных занятиях по иностранному языку, но еще малоприменимые при организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Методы исследования

Авторами был проведен анализ педагогической литературы, последних отечественных и зарубежных исследований в рамках изучаемой проблематики; обобщен опыт применения различных современных педагогических методов и технологий в организации аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку; проанализирована возможность использования инновационных подходов, которые позволят обучающемуся осуществлять продуктивную самостоятельную деятельность. В основу работы был положен системный подход, позволяющий рассматривать объект исследования в совокупности составляющих его компонентов и их взаимосвязей.

В ходе исследования применялись как общенаучные, так и более специфические методы, в частности, моделирование образовательной среды, вероятностное прогнозирование результатов обучения.

Представленный в статье опыт организации внеаудиторной работы обучающихся может быть применен в нелингвистических образовательных организациях с целью оптимизации самостоятельной работы по иностранному языку.

Результаты исследования

Проблема внедрения инноваций в образовательный процесс актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. Поскольку все сферы человеческой деятельности стремительно развиваются,

организация образовательного процесса, в некоторых компонентах которого еще нередко используются утратившие актуальность формы работы, предполагает всестороннюю интеграцию инновационных педагогических подходов. Подготовка современных специалистов на основе традиционных методов не позволяет полностью раскрыть потенциал обучающихся. Изменения в содержании учебных программ свидетельствуют о необходимости педагогических инноваций [Instance, 2019].

Педагогическое сообщество разных стран использует множество инновационных методов и технологий для достижения общей для всех цели — оптимизации учебного процесса, который позволит раскрыть потенциал всех участников педагогического процесса и подготовить всесторонне развитую личность, готовую в будущем к самообразованию. Так, например, в Германии широко используются интерактивные методы обучения; Франция лидирует среди Европейских стран по активному использованию информационно-коммуникационных технологий, а также широко использует метод проектного обучения; учебные заведения США активно используют новые информационные технологии, которые помогают студентам снизить расходы на образование, в связи с чем, широкое развитие получили массовые открытые дистанционные курсы [Образовательные методы и технологии ... , 2018]. Как в России, так и в других странах в последнее время применяются смешанное обучение [Воеводская, 2021; Давиденко, 2020; Waheeb, 2019], геймификация [Dreimane, 2019; Machen, 2019; Mese, 2019], VR — и AR-технологии [Vlasova, 2020; Volna, 2019], брейнсторминг (мозговой штурм) [Bhairawa, 2021; Rohayani, 2019], метод проектов [Panova, 2020; Трищенко, 2020], интегрированное овладение языком и содержанием обучения [Lopriore, 2018], инновационные среды обучения [Стуколова, 2015] и другие современные педагогические технологии [Abdyhalykova, 2016; Baharom, 2020; Turlanova, 2021; Yashina, 2020; Xudoyberganov, 2020].

Вышеперечисленные инновационные подходы позволяют реализовать следующие требования, предъявляемые к образовательному процессу:

— создание условий для активной творческой и исследовательской деятельности обучающихся;

— повышение мотивации;

— развитие самоорганизации и самоконтроля;

— междисциплинарность обучения;

— личностное развитие, активизация личностных механизмов профессионального становления.

Закономерностями возникновения и развития педагогических инноваций, а также связью педагогических традиций с проектированием будущего образования занимается особый раздел педагогики — инноватика. Педагогическая инновати-ка — это отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, ее принципы, закономерности, методы и средства [Юмсунова, 2001].

Сфера преподавания иностранных языков позволяет использовать в учебном процессе множество инновационных технологий [Бунако-ва, 2020; Давиденко, 2020; Siko, 2019]. Процесс обучения не статичен. Так как в настоящее время приоритет отдается коммуникативному и интерактивному обучению, изучению языка в культурном контексте, автономии и гуманизации образования, то для решения поставленных задач применяются методы и приемы, основанные на использовании современных мультимедийных средств. Реализация компетентностного, практи-ко-ориентированного и профессионально-личностного подходов важна не только во время работы в аудитории, но и после занятий. Обращение к инновационным педагогическим технологиям в процессе подготовки конкурентоспособной личности будущего специалиста не является случайным. Многие из них позволяют изменить традиционный формат организации самостоятельной работы по иностранному языку и максимально приблизить обучение к реальным условиям межкультурной коммуникации, включая различные профессиональные ситуации.

В данной статье мы рассмотрим некоторые инновационные подходы к организации самостоятельной подготовки при изучении дисциплины «Иностранный язык» в образовательных организациях высшего образования.

На сегодняшний день существует достаточно большое разнообразие инновационных подходов и методов обучения, относящихся в большей степени к аудиторным занятиям: «мозговой штурм», использование средств геймификации, интерактивных, компьютерных технологий, проблемное, контекстное обучение, исследовательский метод, метод проектов и так далее. Практически все они в той или иной мере могут применяться и при организации самостоятельной работы обучающихся. Подчеркнем, что выбор определенного метода или формы организации автономной учебной деятельности должен быть продиктован, в первую очередь, принципами целесообразности и эффективности достижения поставленных целей и задач. Рассмотрим возможности некоторых инновационных подходов и ме-

тодов обучения с целью организации самостоятельной работы по иностранному языку.

Как правило, первой проблемой, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка, является разный уровень языковой подготовки первокурсников. Традиционно для того, чтобы скорректировать знания и языковые навыки обучающихся в учебных программах по дисциплине «Иностранный язык», предусматривался вводно-коррективный курс. Однако в связи с сокращением аудиторных часов (и/или перераспределением аудиторной и самостоятельной работы) компенсировать пробелы слабоуспевающих курсантов во время учебных занятий становится затруднительно. В связи с этим первостепенное значение приобретает правильная организация самостоятельной работы обучающихся. Преподавателю целесообразно составить индивидуальный план самостоятельной подготовки слабо успевающих по иностранному языку курсантов с использованием всех доступных средств обучения, в первую очередь, инновационных.

В частности, с целью повышения уровня базовой подготовки по иностранному языку можно использовать не только учебную и справочную литературу, но и интернет-ресурсы, а также различные компьютерные программы и мобильные приложения. Последние приобретают все большую популярность, предоставляя пользователям возможность не только пополнить свой словарный запас (например, Английские слова, LingvoLeo, Easy Ten и др.), но и закрепить произносительные, аудитивные или грамматические навыки [Инновационные лингводидактические процессы ... , 2016]. Например, чтобы компенсировать пробелы обучающихся в области грамматики английского языка, можно выполнять как тренировочные (например, MyGrammarLab или Learn English Grammar), так и тестовые задания (English Grammar Test), которые могут использоваться соответственно для активизации грамматических навыков или контроля их сформиро-ванности. Для развития навыков аудирования мы рекомендовали первокурсникам работу с такими приложениями, как Sounds Right (British Council) или Sounds: Pronunciation App (Macmillan Education). Особого внимания заслуживают под-касты и приложения ВВС, в которых представлен обширный аудио — и видеоматериал разных уровней сложностей, содержащий, кроме того, важную социокультурную информацию.

Одной из увлекательных форм организации самостоятельной работы, всегда воспринимаемой обучающимися с интересом, является геймифи-кация, в данном случае понимаемая как приме-

нение компьютерных игровых технологий в учебных целях [Гольцова, 2021]. Причем преподаватель может как самостоятельно разработать обучающую игру, так и использовать уже существующие шаблоны в образовательных целях. В частности, в интерактивном приложении learningapps.org представлен достаточно широкий выбор интерактивных упражнений и редактируемых шаблонов для создания собственных заданий, которые могут применяться для решения разных учебных задач, таких как активизация лексических навыков (например, «Найди пару», «Виселица», «Кто хочет стать миллионером»), закрепление грамматических навыков («Скачки», «Собери пазл», «Викторина» и т. п.), а также развитие навыков аудирования и говорения. Зарегистрированный преподаватель может создавать новые упражнения по существующим шаблонам, исходя из конкретных целей в процессе обучения. Особого внимания заслуживает возможность создания своих классов и отслеживания результатов выполненной работы. Таким образом, данный сетевой сервис позволяет не только интересно организовать самостоятельную работу обучающихся, но и оценить ее результативность.

Для реализации принципа геймификации можно использовать также разные компьютерные игры или интерактивные презентации в форме игры. В частности, отработка грамматических навыков в виде онлайн — или офлайн-игры вызывает у обучающихся гораздо больший интерес, чем выполнение тренировочных упражнений по грамматике. Отметим, что интерактивная игра может применяться в ходе самостоятельной подготовки как индивидуально, так и в группах. Если же преподавателю важно знать результат каждого участника, лучше использовать онлайн-игру с автоматическим подсчетом набранных баллов. Например, викторина с выбором правильного варианта ответа может служить средством контроля сформированности навыков употребления тех или иных видовременных форм глагола.

В качестве примера практического применения технологии геймификации можно привести игру «Кто хочет стать миллионером?», которая использовалась авторами для контроля усвоения учебного материла на втором курсе юридического факультета по теме «Работа полицейского». Как и в настоящей игре, обучающимся предлагается серия вопросов с четырьмя вариантами ответов на выбор. В ходе ответов на 15 вопросов обучающимся предстояло выполнить различного рода задания: подобрать верные дефиниции для иноязычных терминов; по содержанию микро-

текста определить, о каком преступлении идет речь; подобрать русский эквивалент иноязычной пословицы; просмотреть видеоролик и выполнить тестовые задания на контроль общего и детального понимания видеоряда, а также многие другие.

Одной из инновационных и достаточно перспективных образовательных технологий на сегодняшний день является веб-квест. Это проблемное задание, которое предполагает самостоятельное выполнение обучающимися определенных действий с использованием интернет-ресурсов. Веб-квест обычно основан на определенном сценарии, имеет четкую структуру и предполагает последовательное выполнение нескольких заданий, которые приведут к достижению поставленной в работе цели.

Применительно к дисциплине «Иностранный язык» итогом работы над квестом может быть устное или письменное высказывание. Письменная речь — это особый вид речевой деятельности, имеющий свои особенности, а формирование навыков письменной иноязычной коммуникации — отдельная и достаточно трудоемкая задача. Учитывая сложность достижения поставленной цели в рамках ограниченного объема часов, обучению письменной речи, как правило, не уделяется должного внимания ни в средней, ни в высшей школе. Мы попытались решить эту проблему с помощью технологии веб-квеста, которая позволяет перенести большую часть учебной деятельности в рамки самостоятельной работы обучающихся за счет разработки и предварительной подготовки преподавателем соответствующего образовательного маршрута [Гольцова, 2020].

Обучающимся второго курса в рамках изучения темы «Основы письменной коммуникации» предлагалось написать электронное письмо в качестве ответа на объявление о вакансии. Письмо должно быть оформлено согласно всем правилам деловой переписки, а также содержать резюме, которое могло бы заинтересовать будущего руководителя. Веб-квест включал не только общий сценарий и достаточно подробное описание заданий, но и необходимые для его выполнения ресурсы (ссылки на интернет-источники, образцы писем, бланки документов, фразы-клише и т. д.), критерии оценки и, что немаловажно, возможность обратной связи, то есть обмена информацией с преподавателем и другими участниками квеста.

Для обучающихся с более высоким уровнем владения иностранным языком можно разработать специальный веб-квест для подготовки уст-

ного связного высказывания по определенной тематике. Если в таком квесте предусмотреть работу с разными источниками информации, он будет способствовать не только формированию навыков устной речи, но и развитию способности обучающихся к поиску и извлечению необходимой информации, выделению в ее содержании главного и второстепенного, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников. Например, обучающимися в адъюнктуре предлагался квест по подготовке доклада в рамках тематики их научной работы. На разных этапах работы над квестом выполнялись задания на правильность оформления устного сообщения, например, как провести презентацию, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения и т. д. Предложенный квест вызвал у обучающихся гораздо больше интереса, чем простое заучивание речевых клише для публичного выступления. Кроме того, подобные задания носят ярко выраженный междисциплинарный характер и способствуют расширению профессионального и научного кругозора обучающихся.

Хорошо зарекомендовавший себя проектный метод также может с успехом использоваться для организации внеаудиторной учебной деятельности. Например, подготовка индивидуальных или групповых проектов с базовой страноведческой информацией по англоязычным странам позволяет существенно экономить учебное время, одновременно расширяя кругозор обучающихся и повышая их культурный уровень. Например, изучить англоязычные страны за одно или два занятия можно, только если организовать работу над групповыми проектами. В ходе самостоятельной работы каждая команда должна найти, обобщить и представить самую важную и интересную информацию о каком-либо государстве Соединенного королевства. В целом проектный метод может использоваться довольно широко. Однако отметим, что для его эффективной реализации при выборе тематики проектов следует учитывать не только профессиональные и учебные задачи, но и личные интересы, возрастные или гендерные особенности обучающихся.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе образовательных организаций высшего образования создает совершенно новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, позволяет осмыслить и применить на практике подходы, которые повышают статус обучающегося и расширяют координирующую роль педагога.

Заключение

Не секрет, что традиционные формы домашних заданий по иностранному языку (чтение и перевод текста или выполнение грамматических упражнений, например) вызывают мало энтузиазма у современного поколения обучающихся. На сегодняшний день психологами и педагогами немало написано об особенностях восприятия и мышления поколения X или Y, как его иногда называют. Молодых людей, выросших на компьютерных играх и социальных сетях, сложно за-стквить заниматься по классическим учебникам и посещать монотонные учебные занятия.

Самостоятельная работа обучающихся требует от них высокой мотивации, заинтересованности в дисциплине, стремления к самообучению и саморазвитию, а также способности к самоорганизации. Поэтому для того, чтобы самостоятельная подготовка была эффективной и приносила положительный результат, преподавателю необходимо планировать и направлять познавательную деятельность обучающихся. Современные технологии и инновационные методы обучения предлагают преподавателю на выбор множество средств, которые могут быть эффективно использованы для организации самостоятельной работы обучающихся.

Библиографический список

1. Бунакова Т. А. Использование информационно -коммуникационных технологий для оценки знаний студентов // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» : сборник материалов III межвузовской научно-практической конференции. Москва : МГИМО-Университет, 2020. С. 83-88.

2. Воеводская Е. А. Подготовка учителя иностранного языка к реализации технологий смешанного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 57-63.

3. Гольцова Т. А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации / Т. А. Гольцова, Е. А. Проценко // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 101-108.

4. Гольцова Т. А. Использование средств геймифи-кации в процессе обучения иностранным языкам / Т. А. Гольцова, Е. А. Проценко // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 81-89.

5. Давиденко Е. С. Внедрение инновационной технологии смешанного обучения в образовательный процесс по иностранному языку // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» : сборник материалов III Межвузовской научно-практической конференции. Москва : МГИМО-Университет, 2020. С. 94-99.

6. Инновационные лингводидактические процессы как основа языковой подготовки в неязыковых образовательных организациях : монография /

А. Г. Мажарова, Т. Е. Вавилова и др. Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. 109 с.

7. Образовательные методы и технологии, используемые в зарубежных странах // Современные методы преподавания дисциплин в вузах финансово-экономического профиля. Bstudy.net: сайт. 2018. URL: https://bstudy.net/774050/pedagogika/obrazovatelnye_me tody_tehnologii_ispolzuemye_zarubezhnyh_stranah#674 (дата обращения: 10.12.2021).

8. Стуколова Е. А. Современные технологии подготовки педагогических кадров: зарубежный опыт // Вестник челябинского педагогического университета. 2015. № 7. С. 102-111.

9. Трищенко Д. А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2. С. 81-89.

10. Юмсунова Л. Н. Краткий словарь современной педагогики: сайт. 2001. URL: https://didacts.ru/termin/innovatika-pedagogicheskaja.html (дата обращения: 10.02.2022).

11. Abdyhalykova A. Innovative Methods of Foreign Languages Teaching // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. URL: https://indjst.org/articles/innovative-methods-of-foreign-languages-teaching (дата обращения 30.01.2022).

12. Baharom, N., Shaari, A. H. Portfolio based assessment and learner autonomy practice among ESL students // Journal of Language and Linguistic Studies 2022. Vol. 18 (Special Issue 2). Pp. 1289-1305.

13. Bhairawa A., Faridi A., Rudi Hartono R. The Effectiveness of Brainstorming and Brainwriting Strategies to Teach Writing for Students with High and Low Interest in the Academic Year of 2019/2020 // International Journal of Scientific and Research Publications (IJSRP). URL: https ://www. researchgate.net/publication/ 349420831_The_Effectiveness_of_Brainstorming_and_B rainwrit-

ing_Strategies_to_Teach_Writing_for_Students_with_Hig h_and_Low_Interest_in_the_Academic_Year_of_201920 20 (дата обращения: 17.05.2021).

14. Dreimane S. Gamification for Education: Review of Current Publications // Didactics of Smart Pedagogy (Smart Pedagogy for Technology Enhanced Learning). 2019. Pp. 453-464. URL: https://booksc.xyz/book/73575822/a4d94e (дата обращения: 17.05.2021).

15. Instance D. Approaches to pedagogical innovation and why they matter: сайт. URL: https://www.brookings.edu/blog/education-plus-development/2019/01/23/approaches-to-pedagogical-innovation-and-why-they-matter/ (дата обращения: 11. 12.2021).

16. Lopriore L. Reframing teaching knowledge in Content and Language Integrated Learning (CLIL): A European perspective // Sage Journal. 2018. June 25. URL:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/136216881 8777518 (дата обращения 30.01.2022).

17. Machen J. L. Computerspiele Schüler besser? // Zeit online. 2019. № 3. URL: https://www.zeit.de/ gesell-

schaft/schule/2019-03/virtuelles-lernen-gamification-schueler-unterricht (дата обращения: 19.02.2022).

18. Mese C. Effectiveness of Gamification Elements in Blended Learning Environments // Turkish Online Journal of Distance Education. 2019. 20 (3). Pp. 119-142. URL: https://dergipark. org.tr/en/pub/toj de/ issue/47406/601914 (дата обращения: 17.01.2022).

19. Panova E. P., Filimonova N. Y., Bocharnikova N. V., Davydova M. L. Project Activities in the Process of Teaching Foreign Students // Utopía y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. № Esp.10. Pp. 151-162. URL: DOI: https://www.redalyc.org/journal/279/27964799018/27964 799018.pdf (дата обращения 30.01.2022)

20. Rohayani E., Hasibuan M. The Effect of Brainstorming Method on the Sudents' Reading Skill in Eleventh Grade // Jurnal Eduscience. 2019. № 2. Vol. 6. URL: https://jurnal.ulb.ac.id/index.php/eduscience/article/view/ 1594 (дата обращения: 02.02.2022).

21. Siko K. L. Webquests In the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? сайт. 2019, March. URL: https://cdr. lib .unc.edu/concern/dissertations/bv73c053 4 (дата обращения: 11.02.2022)

22. Turlanova S. D. Innovative Methods of Self-Study Process in Teaching Students // Pedagogical Science: электронный журнал. 2021. № 2 (107). С. 27-28.

23. Vlasova H. The Future of VR & AR in Education: сайт. URL: https://www.gettingsmart.com/2020/09/12/the-future-of-vr-ar-in-education/ (дата обращения: 10.12.2021).

24. Volna Ph. Virtual Reality in Education: Features, Use Cases, and Implementation: сайт. 2019, Jun. 6. URL: https://program-ace.com/blog/vr-in-education-features-use-cases-implementation/) (дата обращения: 10.12.2021).

25. Waheeb S. A., Khlood K. A. Blended Learning in English Teaching and Learning: A Review of the Current Literature // Scientific research: электронный журнал. 2019. Vol. 10. № 2; URL: https://www.researchgate.net/publication/331448183_Ble nded_Learning_in_English_Teaching_and_Learning_A_ Review_of_the_Current_Literature (дата обращения 30.01.2022).

26. Xudoyberganov G'., Xudoyberganova M. Traditional and innovative methods teaching in English language // International Journal on Integrated Education: электронный журнал. 2020. Mar. Pp. 154-158. URL:

https://journals.researchparks.org/index.php/IJIE/article/vi ew/195 (дата обращения: 10.02.2022).

27. Yashina N. K. Information Technologies as Innovative Techniques in Foreing Language Teaching // International Research Journal. 2020. № 9-2 (99). 176-178 URL: https://cyberleninka. ru/article/n/information-technologies-as-innovative-techniques-in-foreign-language-teaching/ viewer (дата обращения: 10.02.2022).

Reference list

1. Bunakova T. A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlja ocenki znanij studen-tov = Use of information and communication technologies to assess students' knowledge // Tradicii i innovacii v prepodavanii inostrannogo jazyka v nejazykovom vuze» : sbornik materialov III mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva : MGIMO-Universitet, 2020. S. 83-88.

2. Voevodskaja E. A. Podgotovka uchitelja inostrannogo jazyka k realizacii tehnologij smeshannogo obuchenija = Preparing a foreign language teacher to implement mixed learning technologies // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2021. № 4 (121). S. 57-63.

3. Gol'cova T. A. Ispol'zovanie veb-kvesta v processe podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii = Using a web quest in the process of training highly qualified personnel / T. A. Gol'cova, E. A. Procenko // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2020. № 1 (112). S. 101-108.

4. Gol'cova T. A. Ispol'zovanie sredstv gejmifikacii v processe obuchenija inostrannym jazykam = Use of gamification tools in the process of learning foreign languages / T. A. Gol'cova, E. A. Procenko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 1 (118). S. 81-89.

5. Davidenko E. S. Vnedrenie innovacionnoj tehnologii smeshannogo obuchenija v obrazovatel'nyj process po inostrannomu jazyku = Introduction of innovative technology of mixed learning in the educational process in a foreign language // Tradicii i innovacii v prepo-davanii inostrannogo jazyka v nejazykovom vuze» Traditions and innovations in teaching a foreign language in a non-linguistic university «: sbornik materialov III Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva : MGIMO-Universitet, 2020. S. 94-99.

6. Innovacionnye lingvodidakticheskie processy kak osnova jazykovoj podgotovki v nejazykovyh obra-zovatel'nyh organizacijah = Innovative linguodidactic processes as the basis for language training in non-linguistic educational organizations : monografija / A. G. Mazharova, T. E. Vavilova i dr. Voronezh : Voro-nezhskij institut MVD Rossii, 2016. 109 s.

7. Obrazovatel'nye metody i tehnologii, ispol'zuemye v zarubezhnyh stranah = Educational methods and technologies used in foreign countries // Sovremennye metody prepodavanija disciplin v vuzah finansovo-jekonomicheskogo profilja. Bstudy.net: sajt. 2018. URL: https://bstudy.net/774050/pedagogika/obrazovatelnye_me tody_tehnologii_ispolzuemye_zarubezhnyh_stranah#674 (data obrashhenija: 10.12.2021).

8. Stukolova E. A. Sovremennye tehnologii podgo-tovki pedagogicheskih kadrov: zarubezhnyj opyt = Modern technologies for training teachers: foreign experience // Vestnik cheljabinskogo pedagogicheskogo univer-siteta. 2015. № 7. S. 102-111.

9. Trishhenko D. A. Metod proektov kak sredstvo ocenivanija kompetencij studentov = Project method as a means of assessing students' competencies // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 2. S. 81-89.

10. Jumsunova L. N. Kratkij slovar' sovremennoj pedagogiki: sajt = Brief dictionary of modern pedagogy:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

site.2001. URL: https://didacts.ru/termin/innovatika-pedagogicheskaja.html (data obrashhenija: 10.02.2022).

11. Abdyhalykova A. Innovative Methods of Foreign Languages Teaching // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. URL: https://indjst.org/articles/innovative-methods-of-foreign-languages-teaching (data obrashhenija 30.01.2022).

12. Baharom, N., Shaari, A. H. Portfolio based assessment and learner autonomy practice among ESL students // Journal of Language and Linguistic Studies 2022. Vol. 18 (Special Issue 2). Rp. 1289-1305.

13. Bhairawa A., Faridi A., Rudi Hartono R. The Effectiveness of Brainstorming and Brainwriting Strategies to Teach Writing for Students with High and Low Interest in the Academic Year of 2019/2020 // International Journal of Scientific and Research Publications (IJSRP). URL: https://www.researchgate.net/publication/ 349420831_The_Efectiveness_of_Brainstorming_and_B rainwrit-

ing_Strategies_to_Teach_Writing_for_Students_with_Hig h_and_Low_Interest_in_the_Academic_Year_of_201920 20 (data obrashhenija: 17.05.2021).

14. Dreimane S. Gamification for Education: Review of Current Publications // Didactics of Smart Pedagogy (Smart Pedagogy for Technology Enhanced Learning). 2019. Pp. 453-464. URL: https://booksc.xyz/book/73575822/a4d94e (data obrash-henija: 17.05.2021).

15. Instance D. Approaches to pedagogical innovation and why they matter: sajt. URL: https://www.brookings.edu/blog/education-plus-development/2019/01/23/approaches-to-pedagogical-innovation-and-why-they-matter/ (data obrashhenija: 11. 12.2021).

16. Lopriore L. Reframing teaching knowledge in Content and Language Integrated Learning (CLIL): A European perspective // Sage Journal. 2018. June 25. URL:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/136216881 8777518 (data obrashhenija 30.01.2022).

17. Machen J. L. Computerspiele Schüler besser? // Zeit online. 2019. № 3. URL: https://www.zeit.de/ gesell-schaft/schule/2019-03/virtuelles-lernen-gamification-schueler-unterricht (data obrashhenija: 19.02.2022).

18. Mese C. Effectiveness of Gamification Elements in Blended Learning Environments // Turkish Online Journal of Distance Education. 2019. 20 (3). Pp. 119-142. URL: https://dergipark.org.tr/en/pub/tojde/ issue/47406/601914 (data obrashhenija: 17.01.2022).

19. Panova E. P., Filimonova N. Y., Bocharnikova N. V., Davydova M. L. Project Activities in the Process of Teaching Foreign Students // Utopía y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. № Esp.10. Pp. 151-162. URL: DOI: https://www.redalyc.org/journal/279/27964799018/27964 799018.pdf (data obrashhenija 30.01.2022)

20. Rohayani E., Hasibuan M. The Effect of Brainstorming Method on the Sudents' Reading Skill in Eleventh Grade // Jurnal Eduscience. 2019. № 2. Vol. 6. URL: https://jurnal.ulb.ac.id/index.php/eduscience/article/view/ 1594 (data obrashhenija: 02.02.2022).

21. Siko K. L. Webquests In the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? sajt. 2019, March. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/dissertations/bv73c0534 (data obrashhenija: 11.02.2022)

22. Turlanova S. D. Innovative Methods of Self-Study Process in Teaching Students // Pedagogical Science: jelektronnyj zhurnal. 2021. № 2 (107). S. 27-28.

23. Vlasova H. The Future of VR & AR in Education: sajt. URL: https ://www. gettingsmart.com/2020/09/12/the-future-of-vr-ar-in-education/ (data obrashhenija: 10.12.2021).

24. Volna Ph. Virtual Reality in Education: Features, Use Cases, and Implementation: sajt. 2019, Jun. 6. URL: https://program-ace.com/blog/vr-in-education-features-use-cases-implementation/) (data obrashhenija: 10.12.2021).

25. Waheeb S. A., Khlood K. A. Blended Learning in English Teaching and Learning: A Review of the Current Literature // Scientific research: jelektronnyj zhurnal. 2019. Vol. 10. № 2; URL: https://www.researchgate.net/publication/331448183_Ble nded_Learning_in_English_Teaching_and_Learning_A_ Review_of_the_Current_Literature (data obrashhenija 30.01.2022).

26. Xudoyberganov G'., Xudoyberganova M. Traditional and innovative methods teaching in English language // International Journal on Integrated Education: jelektronnyj zhurnal. 2020. Mar. Pp. 154-158. URL: https://journals.researchparks.org/index.php/IJIE/article/vi ew/195 (data obrashhenija: 10.02.2022).

27. Yashina N. K. Information Technologies as Innovative Techniques in Foreing Language Teaching // International Research Journal. 2020. № 9-2 (99). 176-178 URL: https://cyberleninka. ru/article/n/information-technologies-as-innovative-techniques-in-foreign-language-teaching/ viewer (data obrashhenija: 10.02.2022).

Статья поступила в редакцию 21.02.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 21.02.2022; approved after reviewing 21.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.