Гольцова Татьяна Анатольевна Проценко Екатерина Александровна
Веб-квест как современная технология профессионально ориентированного обучения
иностранным языкам
Рассматривается проблема повышения эффективности профессионально ориентированного обучения иностранному языку курсантов образовательных организаций МВД России. Описывается опыт разработки и применения веб-квест-технологии для формирования профессиональной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников правоохранительных органов, отмечаются преимущества данной инновационной педагогической технологии перед традиционными формами проведения занятий по иностранному языку.
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, веб-квест-технология, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательные организации МВД России.
Web-quest as modern technology of professionally oriented teaching of foreign languages
The problem of improving the efficiency of professionally oriented teaching foreign languages to cadets of the Ministry of the Interior educational organizations is considered. The experience of elaborating and applying web-quest technology in order to form foreign language communicative competence of law enforcement officers is described, the advantages of this innovative pedagogical technology over the traditional forms of conducting foreign language classes are noted.
Keywords: professionally oriented learning, web-quest technology, foreign languages, foreign communicative competence, educational organizations of the Ministry of the Interior.
В настоящее время перед педагогическим сообществом встают все новые вызовы: реформирование системы образования, переход на компетент-ностную модель, введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и, наконец, вынужденный период дистанционного обучения во время пандемии. Безусловно, к этому времени дистанционное обучение уже прошло свой путь становления и развития, в результате чего был накоплен определенный опыт. Стоит отметить, что ведомственные образовательные организации одними из первых внедрили и апробировали дистанционный формат проведения вступительных испытаний, в частности, на факультете заочного обучения, а также для поступающих в адъюнктуру. Однако никогда еще дистанционное обучение не применялось столь массово - в общемировом масштабе и на всех ступенях образовательной системы.
В 2020-2021 учебном году в большинстве образовательных организаций высшего образования МВД России обучение проходило в смешанном формате, сочетающем очную работу с вынужденными периодами дистанционной. В этих условиях перед преподавателями
со всей остротой встала проблема эффективной организации учебного процесса без потери качества образования. Очевидно, что наибольшие сложности как у преподавателей, так и у обучающихся возникали в процессе освоения практико-ориентированных дисциплин. В частности, формирование коммуникативной компетенции, способности к иноязычной профессиональной коммуникации практически невозможно без живого общения. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, посвященные поиску путей повышения эффективности языковой и профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в условиях дистанционного или смешанного обучения.
В период пандемии в качестве основной образовательной платформы, как правило, использовалась система дистанционного обучения (СДО) Moodle. Ее возможности достаточно широки: она позволяет проводить занятия онлайн, в режиме чата или видео-конференц-связи, организовывать обмен учебным материалом между преподавателем и курсантами, а также привлекать различные ресурсы сети Интернет, включая аудио- и видеоматериалы, подкасты, блоги и т.д. В настоящей статье представлен
107
опыт организации профессионально ориентированного обучения курсантов системы МВД России с применением технологии веб-квеста на базе СДО Moodle.
Целью была разработка профессионально ориентированного веб-квеста для курсантов юридического факультета, который можно было бы использовать как на аудиторных занятиях, так и в условиях дистанционного обучения. Для реализации цели было последовательно решено несколько задач: проведены анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучен практический опыт применения технологии веб-квеста, подготовлен сценарий профессионально ориентированного квеста с учетом специализации обучающихся, разработан и апробирован веб-квест на базе СДО Moodle.
Теоретической базой послужили труды современных как отечественных [1; 2; 3], так и зарубежных исследователей [4; 5; 6], посвященные проблемам профессионально ориентированного обучения иностранному языку и использованию компьютерных технологий в образовательном процессе. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение научных источников по теме исследования, анализ практического опыта применения технологии веб-квеста, моделирование ситуаций межкультурной профессиональной коммуникации, метод вероятностного прогнозирования.
Разработанный авторами профессионально ориентированный веб-квест может использоваться в учебном процессе в образовательных организациях системы МВД России для обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность».
Применение компьютера в обучении отнюдь не ново, а дистанционные формы работы в той или иной мере используются преподавателями иностранного языка сравнительно давно. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий и практически повсеместное распространение Интернета предоставили широкие возможности для создания иноязычной информационно-образовательной среды.
На сегодняшний день существует значительное количество открытых источников с возможным доступом к аутентичным текстовым, аудио- и видеоматериалам, которые могут быть интегрированы в учебный процесс. Некоторые организации, учебные заведения, известные педагоги создают специальные сайты для онлайн-обучения, в том числе и иностранным языкам [7; 8; 9]. Возможность читать ино-
странные газеты и журналы, смотреть зарубежные фильмы, переписываться и общаться на иностранном языке с коллегами на различных форумах также создает благоприятные условия для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции. Профессионально ориентированные журналы и блоги позволяют знакомиться с достижениями зарубежной науки в той или иной области.
Однако все многообразие существующих ресурсов ориентировано главным образом на развитие коммуникативной и социокультурной компетенций. При обучении иностранному языку для специальных целей выбор учебных материалов, к сожалению, уже не столь велик, а учитывая специфику ведомственных образовательных организаций и закрытый характер профессиональной и служебной информации в сфере деятельности правоохранительных органов, подобный учебный материал практически отсутствует. В этих условиях задача преподавателя - расширить образовательное пространство путем насыщения учебного процесса профессионально ориентированными материалами, которые могут быть созданы с помощью современных технологий.
Веб-квест является одной из инновационных технологий, но уже достаточно популярной в современном образовании. В конце ХХ в. Б. Додж и Т. Марч, которые по праву считаются основоположниками данного метода, определили веб-квест как вид деятельности, направленный на поиск информации в сети Интернет, что позволяет студентам приобрести новые знания [4]. На сегодняшний день предложены разные определения веб-квеста [10], детализирующие его функции и содержание или, наоборот, подчеркивающие его универсальный характер [1].
Растущий интерес исследователей и преподавателей-практиков к данной технологии объясняется целым рядом ее преимуществ, среди которых наиболее значимыми для данного исследования являются связь учебного процесса с реальной жизнью и будущей профессиональной деятельностью, расширение и укрепление междисциплинарных связей, вовлеченность обучающихся в непрерывную образовательную и языковую деятельность, а также их нацеленность на конкретный практический результат. Более того, данная технология позволяет организовать автономную учебную деятельность, стимулируя самообучение и саморазвитие, но в то же время управлять ею дистанционно.
Веб-квесты являются прекрасным способом увлечь обучающихся учебным процессом и позволить им исследовать в управляемой, осмысленной манере. В основе квеста лежит, как
108
правило, проблемное задание, которое развивает навыки индивидуальной и групповой работы, критического и творческого мышления. Способность анализировать и перерабатывать информацию, принимать взвешенные решения становится гораздо более важной в современном мире, чем запоминание заранее заданного содержания. Веб-квесты позволяют студентам исследовать проблемы и находить свои собственные ответы, способствуя раскрытию их личностного и творческого потенциала.
Мы согласны с исследователями в том, что технология веб-квеста может быть использована в процессе преподавания разных дисциплин и при реализации различных подходов. Описаны основные методические принципы и педагогические условия эффективного применения данной технологии при обучении иностранному языку [11, с. 104]. Исходя из предложенной модели, нами был разработан комплексный профессионально ориентированный веб-квест, предполагающий решение обучающимися нескольких коммуникативных задач в разных ситуациях профессионального общения на иностранном языке.
Для подготовки квеста на базе СДО Moodle применялась интерактивная вкладка «Лекция», возможности которой используют в работе и другие педагоги [12], так как она позволяет объединять информационные страницы и различного рода задания, прикреплять видеосюжеты, переходить по ссылкам в Интернете, вести статистику работы и подсчитывать набранные баллы.
При разработке квеста авторы опирались на схему, предложенную Б. Доджем, которая включает в себя следующие составляющие:
1. Введение: представлены тема и сценарий квеста «Работа полицейского», знакомящие обучающихся с ситуациями, в которых им предстоит оказаться. Во введении также отражен результат работы как конечный продукт -при успешном выполнении заданий участники получают соответствующие награды; объясняются стратегии, которые должны использоваться при выполнении заданий. Во время работы над квестом курсанты решают задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.
2. Ресурсы объединяют ссылки на веб-сайты и интернет-источники, необходимые для выполнения заданий, прикрепленных в СДО Moodle.
3. Оценка: в ходе выполнения квеста происходит измерение результатов учебной деятельности, которое отражено в количестве баллов, набранных обучающимися за выполненные задания.
4. Заключение: подводятся итоги работы, количество набранных баллов определяет итоговую оценку.
Разработанный квест является индивидуальным, профессионально ориентированным и направлен на получение целостного опыта выполнения обязанностей сотрудника полиции и стимулирование обучающихся к самостоятельному аналитическому и креативному мышлению.
В каждой из предложенных в квесте ситуаций необходимо выполнить несколько заданий, при этом порядок работы над ними участники определяют самостоятельно. Так как уровень сложности заданий не идентичен, то и количество баллов за них предусмотрено различное. Разнообразие упражнений в данном случае придает динамику учебному процессу.
Первая ситуация, в которой оказываются курсанты в ходе выполнения квеста, - это необходимость проверки документов у иностранных граждан. В связи с этим обучающимся предлагается посмотреть видеосюжет о способах защиты документов, удостоверяющих личность [13], размещенный во вкладке «Ресурсы», и выполнить инвариантные тестовые задания, содержащие множественный и одиночный выбор вариантов ответов. Материалы сервиса YouTube в настоящее время широко используется преподавателями иностранных языков, так как это отличная возможность включить аутентичные материалы в программу обучения [14]. Видеосюжет является эффективным инструментом для повышения качества обучения и преподавания.
Следующий шаг - это выполнение языкового трансформационного упражнения. Проверка документов чаще всего представляет собой диалог. Обучающимся даны предложения на английском языке, наиболее часто используемые в подобных ситуациях. Их задача - расширить эти предложения, верно употребив предложенные слова и словосочетания. Далее следует ситуативное упражнение, в котором необходимо составить диалог в письменной форме, продумав ответы иностранца.
Во второй ситуации обучающимся следует помочь иностранцу добраться до какого-либо объекта инфраструктуры. Сначала курсантам предстоит выполнить интерактивные задания на сайте Британского совета для контроля владения вокабуляром темы [15]. Сайт Британского совета является одним из самых посещаемых и популярных веб-ресурсов среди изучающих и преподающих английский язык, так как открыт свободный доступ не только к тестовым заданиям, но и к подкастам, видео.
Далее следует языковое конструктивное упражнение - составление предложений с использованием заданных моделей и слово-
109
сочетаний. Третье задание - языковое упражнение на идентификацию и дифференциацию утверждений - включает в себя карту города и две колонки предложений, которые необходимо соединить так, чтобы получились связанные утверждения.
К сотруднику полиции могут обратиться иностранные граждане, потерявшие вещи. Это третья ситуация, связанная с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. В данном случае необходимо выполнить перевод предложений на русский язык; подготовить 5 вопросов, которые полицейский задаст иностранцу; просмотрев анимационный видеоролик по теме [16], следует выполнить упражнение, согласившись или опровергнув утверждения по содержанию фильма.
Кроме того, сотрудник правоохранительных органов должен уметь оказать первую медицинскую помощь, а для этого необходимо владеть лексическим минимумом по данной тематике. Последняя ситуация включает тестовые задания на знание лексического материала темы и некоторых грамматических структур, речевое ситуативное упражнение - по предложенным картинкам составить повествовательные и вопросительные предложения, а также выполнение упражнения из приложения сервисов Web 2.0 «LearningApps.org» [17]. Этот интерактивный ресурс отличается высокой степенью наглядности и помогает в данном случае освободить курсантов от рутинной деятельности.
1. Багузина Е.И. Определение сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе веб-квест технологии // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 1. С. 302-306.
2. Беляева В. А. Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 122-126.
3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2000.
4. Dodge B. Some thoughts about WebQuests [Электронный ресурс]. URL: http://www. webquest. org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 07.05.2021).
5. Seddiki A. Zur Verankerung der Informationsund Kommunikationstechnolo-gien (IKT) im Spracherwerb // TRANS Internet-Zeitschrift für Kulturwissenschaften. 2019. № 22.
6. Siko K.L. Webquests in the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019.
7. URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ (дата обращения: 10.04.2021).
В целом веб-квест показал себя как эффективная промежуточная форма контроля. Данная инновационная технология позволила решить очень важную задачу - оценить не просто объем знаний, а способность обучающихся применить их на практике. Использование кве-ста на занятии по иностранному языку помогает сделать работу более динамичной, уйти от монотонности традиционных форм, что, несомненно, является мотивирующим фактором в процессе усвоения любой дисциплины. Технология веб-квеста может применяться и при очном, и при дистанционном обучении. Кроме того, она дает возможность преподавателю более рационально использовать аудиторные занятия и время, отводимое на самостоятельную работу, что позволяет индивидуализировать учебный процесс. Например, обучающиеся с более низким уровнем владения иностранным языком могут обратиться к дополнительным онлайн-ресурсам (словарям или энциклопедиям) для понимания незнакомого контента. Применение данной инновационной технологии особенно эффективно, на наш взгляд, в нефилологическом вузе, так как она повышает практическую направленность занятий. В данном случае использование веб-квеста в образовательном процессе способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции будущих сотрудников органов внутренних дел в профессиональной сфере.
1. Baguzina E.I. Determination of the formation of foreign language communicative competence of students on the basis of webquest technology // Bulletin of the University (State University of Management). 2011. No. 1. P. 302-306.
2. Belyaeva V.A. Web quest as a means of achieving educational results in English // Perm Pedagogical Journal. 2018. No. 9. P. 122-126.
3. Ter-Minasova S.G. Language and intercultural communication: study aid. Moscow, 2000.
4. Dodge B. Some thoughts about WebQuests [Electronic resource]. URL: http://www.webquest. org/sdsu/about_webquests.html (date of access: 07.05.2021).
5. Seddiki A. Zur Verankerung der Informationsund Kommunikationstechnolo-gien (IKT) im Spracherwerb // TRANS Internet-Zeitschrift für Kulturwissenschaften. 2019. No. 22.
6. Siko K.L. Webquests in the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019.
7. URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ (date of access: 10.04.2021).
ii0
8. URL: https://Www.myenglishteacher.eu/blog/ (дата обращения: 07.04.2021).
9. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 10.04.2021).
10. Климова А. Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4(14).
11. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации //Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 101-108.
12. Габова М.А. Технология реализации образовательного веб-квеста в системе дистанционного обучения Moodle // Инновации в науке. 2017. № 2(63).
13. National identity cards, creating tamper-proof ID documents [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7i_z32os0Uk (дата обращения: 18.05.2021).
14. Сунцова Е.Н. Использование youtube-ка-нала как эффективного средства дистанционного обучения иностранному языку (английскому) младших школьников // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Всерос. науч.-ме-тод. конф. Чебоксары, 2019.
15. Places in a town 1 [Электронный ресурс]. URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ vocabulary/beginner-to-preintermediate/places-in-a-town-1 (дата обращения: 17.04.2021).
16. Adjectives for Describing Things. Lost&Found. Learn how to describe things [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube. com/watch?v=7LpaWYDOU (дата обращения: 17.07.2021).
17. URL: https://learningapps.org/5147947 (дата обращения: 10.04.2021).
8. URL: https://www.myenglishteacher.eu/blog/ (date of access: 07.04.2021).
9. URL: https://learningapps.org/ (date of access:10.04.2021).
10. Klimova A.B. Web quest technology as a tool of developing information and analytical skills of students when teaching English for special purposes // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2015. No. 4(14).
11. Goltsova T.A., Protsenko E.A. Use of web quest in the process of top-qualification staff training // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020. No. 1. P. 101-108.
12. Gabova M.A. Technology for implementing an educational web quest in the distance learning system Moodle // Innovations in science. 2017. No. 2(63).
13. National identity cards, creating tamper-proof ID documents [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7i_z32os0Uk (date of access:18.05.2021).
14. Suntsova E.N. Using the youtube channel as an effective means of distance learning of a foreign language (English) for younger schoolchildren // Education, innovation, research as a resource for community development: proc. of All-Russian sci. and method. conf. Cheboksary, 2019.
15. Places in a town 1 [Electronic resource]. URL: https://learnenglish. britishcouncil. org/ vocabulary/beginner-to-preintermediate/places-in-a-town-1 (date of access: 17.04.2021).
16. Adjectives for Describing Things. Lost&Found. Learn how to describe things [Electronic resource]. URL: http://www.youtube. com/watch?v=7LpaWYDOU (date of access: 17.07.2021).
17. URL: https://learningapps.org/5147947 (date of access: 10.04.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гольцова Татьяна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков Воронежского института МВД России; e-mail: [email protected];
Проценко Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков Воронежского института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
T.A. Goltsova, Candidate of Philology, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Russian and Foreign Languages of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.A. Protsenko, Candidate of Philology, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Russian and Foreign Languages of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
111