Научная статья на тему 'Инновационные педагогические формы и методы организации обучения в вузе архитектурной направленности'

Инновационные педагогические формы и методы организации обучения в вузе архитектурной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенко Людмила Витальевна, Кочеткова Светлана Юрьевна

При рассмотрении способов организации занятий в архитектурном вузе авторы статьи уделяют особое внимание организации самостоятельной работы студентов над проектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические формы и методы организации обучения в вузе архитектурной направленности»

Л. В. КОТЕНКО, С. Ю. КОЧЕТКОВА

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ АРХИТЕКТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

При рассмотрении способов организации занятий в архитектурном вузе авторы статьи уделяют особое внимание организации самостоятельной работы студентов над проектами.

Ключевые слова: архитектурное проектирование, методы организации учебных занятий, профессиональное образование.

Качество знаний и оптимизация компонентов обучения с целью повышения эффективности системы вузовского профессионального образования входят в число насущных задач педагогического процесса [1]. Применительно к архитектурным вузам следует поднять и вопрос о соотношении периода активной работы совместно с преподавателем-архитектором и самостоятельной работы студентов над проектами. Последнему благоприятствуют два условия. Во-первых, повышенная степень мотивации к чертежно-графической деятельности, во-вторых, эмоциональный подъем, усиливающийся в зависимости от качества производимых работ.

Активизация обучения, эффективное развитие и воспитание достигаются как результат постоянно действующих взаимосвязей в системе педагог-архитектор / учащийся. В плане методики это требует комбинировать традиционные виды занятий с имитационными, применение которых, как правило, связано с появлением в учебном процессе новых управленческих форм [2]. И поскольку основное отличие подобных методов от других заключается в отсутствии устоявшейся модели, в этом случае средством прямой / обратной связи выступает профессиональное архитектурное проектирование.

Эффективность обучения достигается лишь при обеспечении постоянной интенсивной самостоятельной работы будущего архитектора в рамках образовательного процесса и вне учебной аудитории [3]. Этот аспект деятельности представляет для студентов особую сложность из-за масштабности решаемых архитектурных задач, а следовательно, требует рациональности и умения ограничить себя во времени при их выполнении. Он способствует формированию чертежно-графических умений и навыков, развитию пространственно-образного мышления; помогает преподавателю распознать в учениках задатки будущих архитекторов. При этом выявляются их индивидуальные потребности и творческие особенности, наиболее эффективно вырабатываются навыки самооценки [4]. Все перечисленное так или иначе реализуется в дальнейшей профессионализации. Контроль качества сказывается не только на работе студентов, но и на самом учителе, помогая ему совершенствоваться [5].

Хотя преподавание как род деятельности относится к традиционно-педагогической сфере, большая часть сотрудников управленческой системы, организующих образовательный процесс, не имеет

соответствующей подготовки и опирается исключительно на эмпирический опыт, что выигрышно при оперативном решении различных проблем.

В условиях архитектурных образовательных учреждений неизбежно значительное увеличение времени, отводимого на самостоятельную работу по проектированию и другим дисциплинам. Учащийся параллельно работает над освоением многих предметов, поскольку это предусмотрено учебным планом. Для ликвидации негативных последствий загруженности важно как можно ранее обеспечить непрерывную информационную связь преподавателя профильных дисциплин со студентами. Можно также обновить систему управления: пригласив специалистов, имеющих теоретические знания и твердые практические навыки по архитектуре, разработать особые учебные программы [6].

В данном случае акцент на раннее обращение к профессиональному образованию архитекторов ставится не случайно: для педагогики оно является синтезом искусства, науки и производства. Специалист в этой области должен обладать умением проектировать, знать и соблюдать эстетические и экологические нормы жизнеобеспечения, понимать культурно-исторические ценности и преумножать их в строительных объектах. Усвоение необходимых навыков осуществляется посредством теоретического анализа и практического изучения архитектурных стилей, разных исторических и современных памятников зодчества и др.

В системе управления образованием предусматривается комплексное решение взаимосвязанных художественно-образных, инженерно-конструктивных, функционально-технологических, познавательных и других задач. Практика позволяет сделать вывод, что управление педагогическим коллективом существенно облегчается, если обеспечена активизация эмоционально-чувственной сферы персонала, его когнитивное и творческое развитие, комплексное взаимодействие всех видов деятельности. Устойчивые психолого-педа-гогические характеристики общения отражают не только уровень сформированных знаний, умений и навыков педагогической деятельности, но и интеллектуальный уровень сотрудников.

Литература

1. Гончаренко Л. П. Инновационная политика. М., 2009.

2. Куницина В. М., Казаринова Н. В. и др.

Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб., 2001.

3. Кудрявцев А. П., Степанов А. В. и др. Профессиональное образование: проблемы развития. М., 2002.

4. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедев-

тика (история, теория, практика). М., 2000.

5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М., 2000.

6. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации: учеб. пособие. М., 2004.

L. V. KOTENKO, s. Yu. KOcHETKOVA. INNOVATION pEDAGOGIcAL FORMs

and methods of organization of teaching at an architectural university

Considering the ways of lessons organization at an architectural university the authors of the article pay special attention to the organization of students' independent work on the projects.

Key words: architectural design, methods of lesson organization, professional education.

т. В. ЛАРИНА

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Рассматривая роль преподавателя в проведении интегративного педагогического контроля, автор статьи выявляет особенности оценивания как целостной системы в процессе обучения.

Ключевые слова: интегративный педагогический контроль, деятельность преподавателя, профессиональный авторитет.

Уровень педагогической готовности преподавателя высшего учебного заведения на сегодняшний день связан с решением ряда актуальных вопросов. Какими качествами должен обладать специалист? По каким критериям необходимо оценивать его профессионализм, умение решать задачи взаимодействия со студентами? Основным направлением современной педагогики на сегодняшний день является гуманистическое, ориентирующееся на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей не только в процессе обучения и воспитания, но и при проведении оценочных мероприятий.

В этом смысле интегративный педагогический контроль есть совокупность организационных, методических, научных и других категорий. Его основой должны стать «ориентация на компетентность и творчество учителя, его академическую свободу и профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве, личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся, открытость, неформальность в общении, создание команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы “сторонних сил” -компетентных специалистов, ученых, деятелей политики и культуры, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности» [1].

Изменение характера проверки знаний подразумевает привлечение - вместо традиционных управленческо-контролирующих - функций координирования и регулирования. Действительно, авторитарность (форма, при которой педагог устанавливал критерии оценки, а ребенок выступал в качестве объекта образовательного процесса) уходит в прошлое. В гуманистическом направлении педагогики школьник, студент рассматривается

как субъект на каждом этапе обучения и, в частности, при проведении контрольных мероприятий. Он участвует в определении целей и задач при получении навыков и умений, составляет правила и планы выполнения действий и следует им. Такой подход предполагает смену средств (а также содержания, способов, форм) взаимодействия преподавателя и студента на более демократичные. Однако фамильярность недопустима: молодые люди должны понимать, что педагог достаточно компетентен и может сориентировать их в потоке информации, направить по нужному пути.

В процессе оценивания качеств преподавателя особую роль играет его профессиональный авторитет, приобретенный благодаря высокому уровню квалификации и компетентности [2]. Когда преподаватель обладает «общепризнанным значением, влиянием» [3], это является главным условием успеха. Выделяют легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет (М. Вебер). Согласно мнению известного западногерманского философа Г. Гадамера, его следует рассматривать не как результат подчинения и слепого повиновения (отречения от собственного мнения), а как итог осознания того, что человек превосходит нас умом и опытом [4].

Авторитет подразумевает рациональное начало [5], равенство, взаимоуважение между людьми, различающимися знаниями и мастерством в той или иной деятельности. Он помогает решать задачи обучения и воспитания, стимулирует самообразование, самовоспитание и развитие молодежи. Именно на такой базе строится гуманистическая педагогика - в противоположность авторитарной, основанной на отсутствии паритета.

Выступая носителем знаний и нравственных ценностей, преподаватель является субъектом пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.