Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационные технологии / модульное обучение / учебный элемент / современные педагогические технологии / модульные технологии обучения / педагогическое образование / основная образовательная программа. / innovation / innovative technologies / modular training / educational element / modern pedagogical technologies / modular teaching technologies / pedagogical education / basic educational program.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова, Кадрия Федоровна

Статья посвящена актуальной проблематике – внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс. Рассматриваются понятия инновации и инновационных технологий. Организация модульного обучения в структуре образовательного процесса профессиональной подготовки обучающихся вуза. Раскрываются смысловые понятия структуры программы модуля, основанные на содержании основной образовательной программы. Приведены исторические данные по организации модульного обучения в целом. Определена эффективность модульного обучения в структуре вуза, как один из методов организации образовательной среды, которая дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход, управляя процессом обучения каждого обучающегося. Показаны преимущества и недостатки внедрения модульных технологий обучения как инновационных составляющих современных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS

The article is devoted to topical issues the introduction of innovative educational technologies in the educational process. The concepts of innovation and innovative technologies are considered. Organization of modular training in the structure of the educational process of vocational training of university students. The semantic concepts of the structure of the module program, based on the content of the main educational program, are revealed. Historical data on the organization of modular training in general are presented. The effectiveness of modular training in the structure of the university has been determined as one of the methods of organizing the educational environment, which makes it possible to implement a personality-oriented approach, managing the learning process of each student. The advantages and disadvantages of introducing modular teaching technologies as innovative components of modern pedagogical technologies are shown.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Scientific Journal Impact Factor

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Камалова Кадрия Федоровна

зав. кафедры НамИТИ Узбекского языка и литературы

АННОТАЦИЯ.

Статья посвящена актуальной проблематике - внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс. Рассматриваются понятия инновации и инновационных технологий. Организация модульного обучения в структуре образовательного процесса профессиональной подготовки обучающихся вуза. Раскрываются смысловые понятия структуры программы модуля, основанные на содержании основной образовательной программы. Приведены исторические данные по организации модульного обучения в целом. Определена эффективность модульного обучения в структуре вуза, как один из методов организации образовательной среды, которая дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход, управляя процессом обучения каждого обучающегося. Показаны преимущества и недостатки внедрения модульных технологий обучения как инновационных составляющих современных педагогических технологий.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии; модульное обучение; учебный элемент; современные педагогические технологии, модульные технологии обучения, педагогическое образование, основная образовательная программа.

The article is devoted to topical issues - the introduction of innovative educational technologies in the educational process. The concepts of innovation and innovative technologies are considered. Organization of modular training in the structure of the educational process of vocational training of university students. The semantic concepts of the structure of the module program, based on the content of the main educational program, are revealed. Historical data on the organization of modular training in general are presented. The effectiveness of modular training in the structure of the university has been determined as one of the methods of organizing the educational environment, which makes it possible to implement a personality-oriented approach, managing the learning process of each student. The

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor

advantages and disadvantages of introducing modular teaching technologies as innovative components of modern pedagogical technologies are shown.

Keywords: innovation, innovative technologies, modular training; educational element; modern pedagogical technologies, modular teaching technologies, pedagogical education, basic educational program.

ВВЕДЕНИЕ

Основополагающим фактором, влияющим на темпы и качество развития современного общества, являются его объективные потребности во всех сферах жизни, будь то политика, культура, наука, медицина и т. д. Прогресс в любой области возможен лишь тогда, когда определяются новые цели, ставятся новые задачи, достижение, решение которых возможно лишь при внедрении новых подходов, методов и методик. Не является исключением и область современной педагогической науки, изучающая проблемы высшей школы.

Стремительное развитие науки и техники формирует некий социальный заказ, предъявляемый обществом к профессиональной подготовке будущих выпускников вуз. Это должны быть люди с сформированным целостным мировоззрением и мироощущением, осознающие свое предназначение в этой жизни и способные занять достойное место в современном обществе. Не приходится сомневаться в том, что высшая школа всегда определяла качество интеллектуального потенциала любого государства с момента ее появления. И дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет зависеть от того, насколько этот потенциал соответствует потребностям и реалиям времени. В связи с этим перед высшими учебными заведениями ставится задача повышения качества образования, такой его организации, чтобы не были утрачены фундаментальные основы и, вместе с тем, оно соответствовало актуальным и перспективным потребностям отдельной личности и общества в целом. Для решения задач подобного рода в современном образовании активно внедряются инновационные образовательные технологии.

Термин «новация» («инновация») означает «новшество», «нововведение».

Инновацию в образовательном процессе можно трактовать как усовершенствование или создание нового вида обучающих технологий, методик, форм контроля и оценивания знаний, учебно-методического обеспечения, организации учебного процесса и т.д. Инновационными можно считать и те образовательные продукты, которые давно известны, но адаптированы к новым условиям и целям.

Scientific Journal Impact Factor

В настоящее время в Узбекистане сформирован и реализуется

комплекс стратегических задач, направленных на формирование гибкой системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики в части образовательных программ и современных педагогических технологий для обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Качество и открытость системы образования несет за собой координатные изменения в свободе планирования обучения, темпа, места и определенного времени в переходе новой системы образования.

Произошедшие в последнее время перемены в стандартах высшего образования и переход обучения в республике к кредитно-модульной системе, согласно постановления Кабинета Министров от 31.12.2020 г. за № 824 «О мерах по совершенствованию системы организации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях», приводят к неизбежному повсеместному внедрению модульной системы в процесс обучения. Проведена огромная работа руководителей и преподавателей по разработке содержания инновационных моделей и структуры учебного процесса вуза.

Понятие Модульное обучение родилось еще в конце 60-х годов и быстро нашло свое применение в странах с англоязычными языками. Спустя некоторое время модульным обучением заинтересовались исследователи нашей страны. Они считали, что цель модульного обучения - это создание благоприятных условий для развития личности с помощью создания гибкого содержания обучения, которое должно выполнять индивидуальные требования обучающегося, создавая при этом индивидуальную учебную программу. Модульное обучение - это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации

Модульная образовательная технология на сегодняшний день является одной из самой востребованной и популярной среди программ направления подготовки специалистов. Организованное модульное обучение в вузе может применяться в любых традиционных формах обучения, педагог в процессе обучения выполняет консультативную деятельность и выступает в роли консультанта обучающегося.[1]. Модульное обучение позволяет

обучающемуся воспользоваться самостоятельно, выбрать темп, время и содержание учебного материала, работать с предложенной ему модульной

учебной программой. Сама программа носит информационно-содержательный

120

Scientific Journal Impact Factor

характер, включая все руководство по освоению дидактического материала. [2]. Она не только направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области образования, но и дает возможность выпускнику реализоваться в производственных сферах и финансово-экономической деятельности. Модульное обучение по данному направлению подготовки начинается с построения учебного плана.

Учебный план включает в себя определенный набор взаимозаменяемых и подвижных модулей. Каждый модуль объединяет родственные дисциплины, что позволяет обучаемому сосредоточиться на изучении отдельных аспектов будущей профессиональной деятельности и лучше усвоить учебный материал, а также выбрать индивидуальную траекторию обучения [3].

Учебный план включает в себя модули технологического, социально-экономического, естественнонаучного, гуманитарного направлений.

Изучение дисциплин технологического направления (прикладная механика, инженерная и компьютерная графика, современное производство и машиноведение, техническое и декоративно-прикладное творчество и мастерство и др.) составляет основу специальной подготовки и позволяет будущему выпускнику грамотно выстраивать и осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Модули включают в себя предметы, в рамках которых обучающиеся осваивают программу по основам менеджмента и маркетинга, микро- и макроэкономики, предпринимательства и бизнеса, бухгалтерского учета и финансовой культуры, проводят деловые игры, учатся составлять бизнес-планы, защищают творческие проекты.

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные преимущества модульного обучения заключаются в следующем:

- обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

- гибкость структуры модульного построения каждого конкретного курса , обеспечивающая также и высокую адаптивность самой модульной системы как по отношению к набору абитуриентов, так и по отношению к выпуску студентов вуза(в случае изменения конъюнктуры на рынке специалистов);

- осуществление в диалектическом единстве интеграции и дифференциации содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном,

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 7

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

сокращенном и углубленном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения [4].

НЕДОСТАТКИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные недостатки модульного обучения заключаются в следующем:

- трудоемкость изготовления модулей и подготовки к проведению занятий;

- внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса: подготовки соответствующей учебно-материальной базы; изменения планирования работы преподавателей; оптимального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможностей

учебно-материальной базы; разработки необходимого методического обеспечения; организации контрольных проверок знаний;

- процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля, целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;

- для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.

Сочетание традиционного и инновационного подхода в преподавании позволяет сглаживать многие недостатки педагогического процесса.

В отличие от стандартов традиционных образовательных программ в содержание подготовки специалистов при помощи модульной технологии обучения, как инновационной составляющей современных педагогических технологий целесообразно дополнительно внести следующие профессионально-квалификационные характеристики:

- навыки эффективного общения и командной работы;

- мотивированность и инициативность; профессиональная этика;

- гибкость и адаптируемость;

- владение средствами современных информационно-коммуникационных технологий и т.п. [5].

Отсюда вытекает, что модальные (средние, а не минимальные как в традиционных стандартах) требования к уровню подготовки специалистов дополняются оценками их профессионализма, системности усвоения

Scientific Journal Impact Factor

инновационных знаний, уровня владения информационными технологиями, активности в процессе обучения и рядом других показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс включения в существующие программы модульной технологии обучения должен быть эволюционным, однако итоговый результат может оказаться революционным. Продвижение специалиста по индивидуальной образовательной траектории это трудный эволюционный процесс, заключающийся в постепенной выработке тех или иных навыков, необходимых ему в дальнейшей трудовой деятельности. Он связан как с личностными особенностями конкретного специалиста, так и с особенностями практической реализации профессиональных программ обучения при помощи модульной технологии обучения как инновационной составляющей современных педагогических технологий.

В процессе обучения специалиста необходимо учитывать реальное состояние и своеобразные особенности национальной инновационной системы, ее положительные и отрицательные стороны, и готовить его к эффективной работе в этой системе. Это можно сделать только на основе концепции стратегического менеджмента подготовки и переподготовки специалистов по поиску и трансферту инноваций, по межотраслевому управлению корпоративными знаниями и их быстрой коммерциализации, путем развития системного подхода, внедрения и реализации принципиально новых образовательных программ при помощи модульной технологии обучения как инновационной составляющей современных педагогических технологий.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что вводимые в современное образование инновационные образовательные технологии способствуют решению таких задач современной высшей школы, как повышение качества образования, переход к личностно-ориентированному обучению и, тем самым, формированию у современного выпускника вуза самостоятельности, целеустремленности. Это, в свою очередь, приводит к развитию профессиональных навыков, творческих способностей, мотивации к научно-исследовательской деятельности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что инновации в высшем образовании прочно входят в жизнь, становятся системой, определяющей дальнейшее его развитие.

REFERENCES

Scientific Journal Impact Factor

1. Смирнова, Ж.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения / Ж.В. Смирнова, М.В. Мухина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-829

2.Юцявичене П.А.Основы модульного обучения. Вильнюс,1989.

3. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. / «Физика в школе», 2012, №5.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

5. Камышенков А.И. и др. Из опыта внедрения модульно-рейтинговой системы обучения на математическом факультете// Модульно-рейтинговая технология обучения. - Барнаул, 1993. С.134-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.