Научная статья на тему 'Внедрение технологии модульного обучения студентов в техническом вузе'

Внедрение технологии модульного обучения студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬ / ПРАКТИКО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЙТИНГ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INDIVIDUAL APPROACH / MODULE / PRACTICAL-MODULAR TRAINING / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Л.Б.

Статья посвящена актуальной проблематике - внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс в техническом вузе. Рассмотрен процесс зарождения идей модульного обучения в зарубежных и отечественных концепциях. Автором приводятся разнообразные подходы к толкованию понятия «модуль». Достаточно подробно освещается организация процесса реализации практико- модульного обучения студентов, выявлены особенности данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION ОF MODULAR EDUCATION ОF STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the topical issues of introduction of innovative educational technologies in the educational process in a technical university. The process of the originality of modular learning in foreign and domestic concepts is considered. The author provides a variety of approaches to the interpretation of the concept of "module". The organization of the process of implementing practical-modular student learning is covered in details, and the features of this technology are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологии модульного обучения студентов в техническом вузе»

DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.015 YAK 378.147.68 ББК 74.480.254

A.B. ОСИПОВА

L.B. OSIPOVA

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОАОГИИ МОДУАЬНОГО ОВУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

INTRODUCTION OF MODULAR EDUCATION OF STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY

Статья посвящена актуальной проблематике - внедрению инновационных образовательных технологий в образовательный процесс в техническом вузе. Рассмотрен процесс зарождения идей модульного обучения в зарубежных и отечественных концепциях. Автором приводятся разнообразные подходы к толкованию понятия «модуль». Достаточно подробно освещается организация процесса реализации практико-модульного обучения студентов, выявлены особенности данной технологии.

The article is devoted to the topical issues of introduction of innovative educational technologies in the educational process in a technical university. The process of the originality of modular learning in foreign and domestic concepts is considered. The author provides a variety of approaches to the interpretation of the concept of "module". The organization of the process of implementing practical-modular student learning is covered in details, and the features of this technology are identified.

Ключевые слова: образовательная технология, индивидуальный подход, модуль, практико-модульное обучение, рейтинг.

Key words: educational technology, individual approach, module, practical-modular training, rating.

Введение. В XXI веке со стороны общества возрастает потребность в специалистах, обладающих умением самостоятельного и активного действия, способных к управлению современными процессами и принятию решений, гибкого реагирования и успешной адаптации к современным социально-экономическим условиям. Указанные обстоятельства приводят к увеличению потребности на рынке труда в квалифицированных инженерных кадрах.

Процессы модернизации системы образования нацелены на поиск и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов. Инновационной технологией следует считать и теорию модульного обучения. Причем принципы, методы и формы обучения, положенные в ее основу, интегрируются с дифференцированным подходом, отражающимся на оптимизации образовательного процесса. Использование методов активного обучения обеспечивает систематический самоконтроль учебных достижений обучающихся. Внедрение данной технологии помогает не только расширить интеллектуальный потенциал будущего специалиста, но и определить ориентир овладения системой знаний применительно к избранной сфере профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования. Теоретические методы исследования включают анализ педагогической литературы и учебно-программной документации, анализ процесса внедрения практико-модульного обучения в образовательный процесс.

История развития модульного обучения. Технология модульного обучения имеет давнюю историю своего применения. Впервые в 1869 году в Гарвардском университете американский ученый Дж. Дьюи подверг критике традиционный подход к обучению студентов, который предполагает заучивание и простое воспроизводство теоретического материала. Им

была предложена идея «обучения через действие», которая способствует проектированию образовательного процесса через «открытие знаний» педагогами и студентами. Эта мысль положена в основу концепции модульного обучения, что привело к повышению качества знаний у студентов и предоставлению студентам возможности самостоятельно формулировать образовательную цель и выстраивать график посещения занятий по учебным дисциплинам. Для оценивания учебных результатов студентов впервые стала использоваться рейтинговая система.

Несколько позднее, в XX веке, под влиянием К. Ушинского, П. Капте-рева методы активного обучения (например, - эвристический) стали успешно внедряться в образовательную практику. Альтернативой эвристическому методу обучения становится, по мнению Б. Скиннера, программированное обучение. Акцент содержания делается на поэтапное освоение простых операций, которые обучающийся отрабатывает до их безошибочного выполнения [6].

Конструирование модульной технологии было предложено Ф. Келлером. По его мнению, каждый учебный курс содержит несколько тематических разделов, которые используются для самостоятельного изучения. Лекционный материал, как правило, дается обзорно. Кроме того, к каждому модулю прилагается методический материал для самопроверки и контроля [11, с. 57]. В процессе обучения студент самостоятельно выбирает форму получения знаний.

Проблемой модульного обучения активно занимались С. Рассель и С. Постлетуейт, положившие в ее основу принцип автономных «микрокурсов» и раскрытие особенности их свободного объединения в пределах нескольких образовательных программ. Впоследствии это привело к возникновению новых модификаций, позволивших раскрыть сущность понятия «модуль», что окончательно положило начало оформлению модульной технологии обучения [2]. В 80-х годах XX века технология модульного обучения нашла свое применение и в России. Использование данной технологии осуществляется за счет укрупнения законченных теоретических модулей с элементами опережающего обучения. Обучение студентов происходит согласно схеме «всеобщее - общее - единичное» с последовательным погружением в детали [2, с. 24]. Следовательно, содержание технологии модульного обучения сводится к последовательному освоению модулей, т.е. законченных блоков информации.

Интерпретация понятия «модуль». Для понимания содержательной составляющей модульного обучения раскроем сущность понятия «модуль». Как считает Дж. Рассель, модуль представляет собой концептуальную единицу дидактического контента и набор определенных действий обучаемого. При этом он акцентирует внимание на том, что для усвоения новых знаний студент имеет возможность выполнять действия в индивидуальном темпе [11]. К тому же под модулем понимают независимую единицу дидактического контента, способствующего повышению качества обученности [3, с. 15-32]. Аналогичной позиции в определении данного термина придерживается G. Owens, подтверждая, что модуль есть дидактический контент с набором средств обучения [10, с. 20-27].

Неоднозначность содержания «модуля» способствовала рассмотрению данного вопроса на конференции ЮНЕСКО в Сингапуре, на которой окончательно было оформлено его определение как методического пакета для обучения, посредством которого формируются профессиональные умения и навыки с учетом индивидуального подхода [5]. Дополнением к сказанному может служить высказывание П.А. Юцявичене о модуле как законченном блоке информации в получении новых знаний [8, с. 3]. Итак, многообразие определений понятие «модуль» интегрирует в себе все самое прогрессивное, что наработано в педагогической теории.

Опыт внедрения практико-модульного обучения. Одно из важнейших направлений деятельности любого учебного заведения является эффективное обучение. Очень важно, чтобы студенты не только осознанно усваивали прочные знания, но и свободно оперировали его содержанием. Это приводит к тому, что образовательные учреждения главной направленностью деятельности избирают создание условий для самореализации личности студентов. Важно готовить будущих специалистов к интеллектуальному, творческому труду, оказывать им помощь в социализации с учетом реальных потребностей рынка труда. В основе предлагаемой системе профессиональной подготовки будущих инженерных кадров хорошо зарекомендовала себя модульная технология обучения, позволяющая оптимизировать образовательный процесс.

Модульная технология обучения не является изолированной областью исследований. Она носит междисциплинарный характер, т.е. представляет совокупность научных направлений, делая ее мощным инструментом преобразования процесса обучения [9]. Данная образовательная технология способствует формированию новых квалификационных характеристик, которыми призваны обладать будущие специалисты, а именно:

- когнитивными качествами, относящиеся к сфере интеллектуальной деятельности;

- практическими умениями, формирующими профессиональную компетентность;

- дополнительными профессиональными качествами напрямую связанные с производственной деятельностью [7].

В связи с этим возрастает значимость технологии модульного обучения, выступающей предметом авторского изучения. Примером может стать и Тюменский индустриальный университет, получивший статус опорного вуза страны. Пилотный проект программы модульного обучения был запущен в 2016 году, его целью является создание соответствующей образовательной среды с использованием прикладных методов на площадках предприятий. «Пионерами» данной системы обучения стали студенты, обучающиеся по направлению «Нефтегазовое дело». К 2020 году предполагается 80% инженерных образовательных программ реализовывать в формате модульного обучения, что повлечет кардинальное изменение их содержания. Принять участие в подготовке инженерных кадров региона и сотрудничать с университетом по данному вопросу выразили желание около 60 компаний. В данном случае содержание обучения в большей степени ориентированно на реальную производственную практику.

Вуз уходит от используемых ранее традиционных форм обучения, постепенно переходя на практико-ориентированное модульное обучение. Реализация модульных программ претерпевает несколько этапов и включает:

- определение проблемы;

- целевые установки обучения;

- исходные позиций и требования;

- структурирование содержания учебного материала;

- методы и средства обучения;

- инструменты для оценки результатов учебных достижений.

На сегодняшний день реализация программы модульного обучения в нашем вузе практикуется с 3-го курса обучения. Учебный план разбивается по дисциплинам, формируя модуль. Программа модульного обучения включает содержательную часть из набора законченных модулей и методическую часть. Однако обе части аналогичны в структурном плане, что способствует осуществлению образовательной деятельности по единым правилам, сохраняя гибкость адаптации своего поведения к новым условиям обучения. Представим детально последовательность реализации модульной программы в табл. 1.

Таблица 1

Этапы и действия по разработке программы обучения

Название этапов Конкретные действия

Выявление проблемы Изучение образовательных потребностей, исходя из требований социального заказа.

Определение целевых установок Раскрытие общих и частных целей

Характеристика входных условий Исходный уровень компетентности с использованием модульной технологии

Структурирование содержания учебного материала Отбор содержания учебного материала путем определения дидактических единиц (разделов, тем), построение логической последовательности его предоставления

Выработка стратегии обучения Выбор методов и средств обучения

Подбор инструментов оценивания знаний Критерии оценивания учебных достижений обучающихся

Следует отметить, что для каждого модуля определяется необходимый уровень квалификации для его освоения, определяются целевые установки, приводится краткое описание содержания каждого раздела и рекомендуемое время для изучения. Содержание модуля содержит как теоретический материал, так и задания практического характера, приближенные к области профессиональной деятельности.

Образовательный процесс предполагает работу студентов в лабораториях и использование тренажерного оборудования. Практические и лабораторные занятия проводятся в форме сетевого взаимодействия с предприятиями-партнерами. В настоящее время к реализации программ модульного обучения присоединились 15 предприятий («РН-Уватнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Газпром Уренгой Бурение», «КогалымНИПИнефть», «ТюменНИИгипрогаз», «Интегра - Бурение», завод «Геомаш» и др). Следует отметить, что практическая составляющая обучения возросла примерно на 40%, т.к. при реализации технологии модульного обучения продолжительность практики увеличена до 6 недель в каждом семестре. Во время практики за студентом закрепляются супервайзеры и наставники, которые не только обучают будущих инженеров, но и оценивают уровень теоретической подготовки. Каждый модуль включает контрольный материал для оценивания качества усвоения учебного материала. Оценивание учебных достижений происходит на основе рейтинговой системы. Рейтинг - форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности студентов, которая представляет собой кумулятивный принцип оценивания успеваемости студентов по вынесенным на контроль «зачётным единицам» [1, с. 7]. Кроме того, за весь курс обучения студент может набрать дополнительно к обязательному минимуму баллы творческого рейтинга на основе самостоятельной внеаудиторной работы. Общий результат обучения получается путём деления общей суммы баллов за все обязательные «зачётные единицы», включая зачёты и экзамены, на их количество. Данная система оценки знаний обучающихся считается наиболее объективной, мотивированной и индивидуальной. Благодаря реализации технологии модульного обучения сократился адаптационный период при трудоустройстве выпускников вуза, повысилась их профессиональная конкурентоспособность.

Выводы. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что существующая система профессиональной подготовки не всегда в полной мере соответствовала социальному заказу со стороны общества. Реформирование системы высшего образования, внедрение инновационных образовательных

технологий, в частности технологии практико-модульного обучения. Как показывает наработанный педагогический опыт, технология модульного обучения предполагает содержательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модулях; четкую структуризацию содержания процесса обучения, последовательное изложение и вариативность теоретического материала, способствует повышению уровня обученности выпускников.

Литература

1. Варламова Л.Д., Луковцева Я.Н. Педагогические технологии в формировании компетенций современного инженера: сб. материалов международной научно-практической конференции «Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации». Якутск, 2017. С. 123-127.

2. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ. М.: Московский институт стали и сплавов, 2005. С. 7.

3. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 30.

4. Кубегенова А.Д., Тажкуран А.Е., Имангалиева А.Н. Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ: материалы X Междунар. науч. конф «Педагогическое мастерство». Ч. II. М., 2017. С. 137.

5. Трофимов В., Ломова И. Методология разработки модульных курсов // Новые знания. 2000. № 2. С. 29.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 255 с.

7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Физика в школе. 2012. № 5. С. 23.

8. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швие-са, 1989. С. 3.

9. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2. Рр. 15-32.

10. Owens G. The Module in Universities Quarterly // Universities Quarterly. Higher education and society. 1970. Vol. 25, № 1. Рр. 20-27.

11. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. 164 p.

References

1. Varlamova L.D., Lukovtseva Ya.N. Pedagogical technologies in the formation of modern engineer's competencies: sb. materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Modernizaciya inzhenernogo obrazovaniya: rossi-jskie tradicii i sovremennye innovacii» [sb. Radulov of international scien tific-practical conference «Modernization of engineering education: Russian traditions and modern innovations»]. Yakutsk, 2017, pp. 123-127(in Russian).

2. Borisova N.V., Kuzov V.B. Metodologiya modul'nogo obucheniya i formirovaniya modul'nyh program [Methodology of modular training and formation of modular programs]. Moscow, Moskovskij institut stali i splavov, 2005, pp. 7.

3. Gareev V.M., Kulikov S.I., Durko E.M. Principles of modular learning. Vestnik vysshej shkoly [Bulletin of the higher school], 1987, N 8, pp. 30 (in Russian).

4. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education, 1972, Vol. 2, рр. 15-32.

5. Kubegenova A.D., Tazhkuran A.E., Imangalieva A.N. Modular training technology as a means of improving the efficiency of training ICT specialists: materialy X Mezhdunar. nauch. konf «Pedagogicheskoe masterstvo» CH.II. [Materials of the X Intern. science. Conf. "Pedagogical skills" P. II]. Moscow, 2017, pp. 137 (in Russian).

6. Owens G. The Module in Universities Quarterly // Universities Quarterly. Higher education and society, 1970, vol. 25, N 1, pр. 20-27.

7. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials, Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974, 164 p.

8. Trofimov V., Lomova I. Methodology for developing modular courses // Novye znaniya [New knowledge], 2000, N 2, pp. 29 (in Russian).

9. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation]. Moscow, The academy, 2008, 255 p.

10. Shamova T.I. Modular training: essence, technology. Fizika v shkole [Physics in school], 2012, N 5, pp. 23 (in Russian).

11.Juceviciene P.A. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya [Theory and practice of modular training], Kaunas: Sviesa, 1989, pp. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.