DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-37-41
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ
ОБУЧЕНИИ
Беляев Д.А., Киреева Е.А.
Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация
В статье рассматриваются современные инновационные образовательные технологии, применяемые в личностно-ориентирован-ном обучении. Отдельное внимание уделяется технологиям усвоения знаний, разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения и модульного обучения. Делается вывод о педагогической эффективности и актуальности использования комплекса инновационных образовательных технологий в личностно-ориентированном обучении.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение; педагогика; образование; образовательные технологии; педагогические инновации; разноуровневое обучение; модульное обучение.
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN STUDENT-CENTERED LEARNING
Belyaev D.A., Kireeva E.A.
Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Lipetsk, Russian Federation
The article presents modern innovative educational technologues used in student-centered learning. Particular attention is given to the technology of mastery learning, multi-level training program, collective learning and modular training. It is also concluded about pedagogical
efficiency and relevance of using a set of innovative educational technologies in student-centered learning.
Keywords: student-centered learning; pedagogy; education; educational technologues; pedagogical innovations; multi-level training; modular training.
В конце 80-х годов XX в. в отечественный педагогический дискурс постепенно входит и начинает теоретически осмысляться понятие о личностно-ориентированном обучении. Утверждение в нем принципа приоритетного отношения к учащемуся, как субъекту образования, указывает на его значительный гуманистический потенциал. Сегодня личностно-ориентированное обучение становится частью современных педагогических практик, активно осваиваясь в российских школах. Одновременно в самой структуре личност-но-ориентированного обучения существует множество инновационных технологий, генерирующих новое содержание образования и интегральные методики обучения, а также формирующих требования к новой инфраструктурной логистики организации образовательного процесса [1]. Но именно они зачастую не учитываются в современных реалиях педагогической деятельности, что создает необходимость их специального рассмотрения.
На данный момент в школьном образовании применяются самые различные инновационные технологии. Однако для личностно-ориентированного обучения в первую очередь характерна группа личностно-ориентированных технологий в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии направлены в первую очередь на саму личность ребенка, обеспечение комфортных, гуманных и безопасных условий ее развития, реализации всех ее теоретических потенциалов. Ребенок здесь не просто субъект, а субъект первостепенный; личность ребенка является целью, а не средством [2, с. 57-63]. Данная группа технологий идеально соотносится с принципами личностно-ориентированного образования, поэтому они являются наиболее удобными для данной образовательной парадигмы.
Среди наиболее актуальных и перспективных педагогических технологий, находящихся в контексте лично-ориентированной принципов образования, можно выделить следующие: технология усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения.
Итак, технология усвоения знаний, разработанная Дж. Кэрроллом и М.В. Кларином, базируется на тезисе, что способности обучаемого определяются не при усредненных, а наилучших для данного ребенка условиях. При этом для ее реализации лучше всего подходит адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Некий эталон задается в единообразном виде при помощи иерархии педагогических целей. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона [3, с. 7].
К достоинствам данной технологии можно отнести то, что она, во-первых, предусматривает адаптацию процесса обучения под лич-ностно-индивидуальные способности ребенка, во-вторых, способствует развитию субъектности и творческой ориентированности у учащихся, в-третьих, имеет общую гуманистическую направленность.
Одновременно педагогическая технология Кэрролла и Кларина предъявляет высокие требования к педагогическим кадрам, создавая необходимость постоянного самообразования и значительных внеклассных трудозатрат. Во многом поэтому на практике данный подход сегодня используется нечасто, т.к. учитель вынужден проводить колоссальную подготовку к каждому уроку, затрачивает больше времени на процесс обучения (в связи с анализом каждого обучающегося и составлением отдельного плана работы с ним), а также отсутствием должной программы и учебных материалов с готовыми планами занятий. Однако при устранении недостатка в материалах данный подход может стать одним из ведущих, т.к. полностью отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения.
Технология разноуровневого обучения (Б. Блум и З.И. Калмыкова) базируется на внедрении образовательным учреждением системы
уровневой дифференциации обучения, достигающейся при помощи деления ученических потоков на относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на уровнях в зависимости от их возможностей, потребностей и целей обучения: минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом).
Использование этой технологии, с учетом предусмотренного однородного состава обучающихся в классе, позволяет сохранить единый темп обучения и получить гарантированный результат усвоения знаний на выбранном уровне при должном соответствии обучающегося заявленному классу. Между тем существующий риск изначально ошибочного распределения обучающихся и сложная структура организации препятствуют активному внедрению технологии разноуровневого обучения. Более того, эффективность данной педагогической технологии держится в основном на профессионализме учителя и его умении определять психологические тонкости при работе с детьми, что также сужает возможности ее реализации в условиях дефицита профессиональных педагогических кадров.
Технология коллективного взаимообучения (Коллективный способ обучения), разработанная А.Г. Ривиным и его учениками, реализуется через общение в парах, где «каждый учит каждого». Каждый ученик получает свою порцию новой информации, необходимой к изучению, затем ученики обмениваются усвоенной ими информацией. Таким образом достигается полное погружение ребенка в процесс обучения, а также повышается его интерес и значимость, переводя таким образом ученика из объектов в субъекты образования.
Данная педагогическая технология делает акцент на развитие коммуникативных компетенций и совершенствование навыков сотрудничества, совместной деятельности, однако не гарантирует улучшения в понимании и усвоении материала. Также необходимо отметить сравнительно сложную систему проверки и оценки знаний при коллективном взаимообучении, что препятствует контролю его эвристической эффективности.
Технология модульного обучения, за авторством П.Ю. Юцявиче-не, П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, предполагает, что ученик полностью самостоятельно работает с модулем, достигая таким образом конкретных образовательных целей. Программа состоит из комплекса модулей и усложняющихся дидактических задач [4, с. 182]. Также обеспечивает входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление процессом обучения и отслеживать оценку его качества, что создает эффективную систему оценки и контроля. Технология модульного обучения обладает большой образовательной гибкостью и направленна на формирование мобильности знаний, способствуя сокращению затраченного учебного времени на его освоения без потери качества. Одновременно она может приводить к сужению подготовки учащихся, а также требует значительных материально-технологических и трудовых затрат.
В заключении стоит отметить, что в системе личностно-ориен-тированного обучения могут быть использованы и другие модули инновационных технологий, однако перечисленные здесь являются приоритетными, т.к. их назначение совпадает с целями и задачами личностно-ориентированного обучения. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что сегодня работникам образовательной сферы в своей повседневной практике особенно важно овладеть комплексом современных интегральных личностно-ориентированных технологий.
Список литературы
1. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании//РОНО. 2012. №16. URL: https://sites.google.eom/a/shko. la/ejrono_l/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 20.03.2017).
2. Джумагулова Ч. Инновационные технологии обучения в школе. Информационно-методические материалы. Бишкек, 2007.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 2008.
4. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., 2001.