УДК 372.881.161.1
Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа "Альфа" с углубленным изучением отдельных предметов г. Уфа» канд. филол. наук, учитель русского языка и литературы Тугузбаева О.В.
Россия, Республика Башкортостан, тел. +79273254939 e-mail: [email protected]
О.В. Тугузбаева
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В статье рассматривается применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. Выделяются особенности такого обучения и рассматриваются технологии личностно-ориентированного урока.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, технологии личностно-ориентированного урока.
O.V. Tuguzbaeva
PERSONALLY-AIMED ATTITUDE IN THE PROCESS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE TEACHING
The article submits for consideration the use personally-aimed teacher in the Russian language and literature classes in comprehensive secondary school. This method of teaching is noted for its peculiarities and personally-aimed class technologies are considered.
Key words: personally-aimed attitude, personally-aimed class technologies.
Как известно, в российском образовании с каждым годом усложняются требования к личностным результатам школьников. Речь идет непосредственно о личностно-ориентированном обучении.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такое обучение, в котором учитываются индивидуальные особенности ребенка. В последнее время такое обучение приобретает все большую популярность и начинает с успехом применяться не только в частных, но и в государственных общеобразовательных детских садах и школах.
Личностно-ориентированному обучению посвящены исследования В.М. Викули-ной, Е.В. Бондаревской, Э.А. Голубевой, Г.Ф. Кумариной, A.A. Кирсанова, Е.С. Рабун-ского, Н.С. Славиной, Н.Э. Унт, JI.M. Фридмана, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и
Non-state educational institution Comprehensive secondary Alfa school with profound study of several subjects g. Ufa PhD, the Russian language and literature teacher
Tuguzbaeva O.V.
Russia, The Republic of Bashkortostan, + 79273254939
e-mail: [email protected]
© Тугузбаева О.В., 2015
др.; разработана концепция индивидуальности (О.С. Гребешок). Развитию личности, закономерностям развития ребенка, применению индивидуального подхода в обучении и воспитании, проектированию личностно-ориентированной модели обучения посвящены исследования H.A. Алексеева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. В психологическом аспекте проблема индивидуальности и индивидуального развития рассматривается К. А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмоловым, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др.
Главной целью личностно-ориентированного обучения является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится так, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации, личные убеждения. Поскольку на этих факторах и складывается внутренняя модель мира ребенка. При личностно-ориентированном обучении учитель строит процесс обучения таким образом, чтобы на первый план выдвигались именно интересы и потребности ученика.
Выделим особенности личностно-ориентированного обучения.
Во-первых, личностно-ориентированное обучение основано на равноправии. Учитель и ученик являются абсолютно равноправными субъектами процесса обучения. Учитель может дать нужный совет, направить ученика на решение определенной задачи. В данном случае учитель может являться лидером или служить примером для подражания.
Во-вторых, личностно-ориентированное обучение базируется на основе личностного опыта ребенка. Учитель должен знать уровень подготовки ребенка, его способности.
В-третьих, при личностно-ориентированном обучении важную роль играют естественные навыки познания ребенка. Учитель должен поддерживать в ребенке стремление к познанию всего нового для него. Потому что только с помощью этих способностей и навыков ученик может усвоить весь учебный материал.
В-четвертых, личностно-ориентированное обучение должно быть направлено на творческое развитие ребенка. Несомненно, в первую очередь это касается уроков русского языка и литературы, МХК, ИЗО. Ученика нужно заинтересовать и дать возможность попробовать себя во всех областях знаний.
В рамках личностно-ориентированного обучения в качестве самостоятельных технологий можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Рассмотрим пути реализации в учебном процессе личностно-ориентированных технологий.
Технология разноуровневого обучения. Особенность данной технологии в том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.
Технология коллективного взаимообучения. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Учебное занятие в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организовано по-разному. Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.
Технология сотрудничества. Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология модульного обучения. Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением.
Существует огромное разнообразие форм, методов и приемов в рамках личностно ориентированного подхода. На уроках русского языка и литературы целесообразнее использовать систему деления класса на разноуровневые группы. В первую группу следует включить учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Вторую группу образуют учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, средними показателями успеваемости. В третью группу войдут учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету. Для каждой группы учитель может подготовить задания разного уровня сложности при изучении любых тем по русскому языку. Данный вид работы способствует качественному усвоению материала учеников разного уровня успеваемости.
Также на уроках русского языка и литературы можно использовать диалоговую и групповую формы обучения.
Групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы, воспитывает уважение к работе одноклассников, к чужой точке зрения. При этом виде работы можно использовать работу в парах, которая дает возможность учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера.
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное произведение, необходимо обращаться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
61
При помощи наводящих вопросов, путем выполнения определенных заданий учащихся нужно подвести к самостоятельной формулировке целей и задач урока. В этом поможет технология применения игровой формы работы на уроке и во внеклассных мероприятиях. К сожалению, в настоящее время у учеников снижается интерес к русскому языку, что приводит к снижению грамотности, неумению правильно высказать свою мысль.
Кроме знания науки учителю необходимо знать возрастные психологические особенности детей для применения на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. Для того чтобы решить эту проблему, можно использовать на уроках русского языка и литературы игровые моменты.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творче-ско-поисковом уровне, но и привить любовь к русскому языку. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты: мотивационный; ориентационно-целевой; содержательно-операционный; ценностно-волевой; оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
Принято считать, что главный возрастной мотив школьников - мотив достижения успеха. Это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Главным элементом технологии личностно-ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. Учителю следует принимать во внимание этапы, на которых обычно выстраивается ситуация успеха: на мотивацион-ном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие; на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно; на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он прежде всего должен узнать, что с заданием он справился.
Личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования не только к ученику, но и к учителю, поскольку результат обучения зависит в большей мере от учителя. Привить интерес к предмету, повысить мотивацию учения, уровень знаний может только учитель.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностный компонент личност-но-ориентированного подхода предполагает, что в процессе преподавания русского языка и литературы максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях лич-ностно-ориентированного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют его учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Человек - уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Как говорил В.Я. Брюсов: «Каждый человек - отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, - яснее проступают его самобытные черты».
Библиографический список
1. Бережная С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 211с.
2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Л.П. Гамезо. М.: Просвещение, 2009. 345 с.
3. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. М., 2007. 234 с.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 2004. 156 с.
5. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 2005. 392 с.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2006.
References
1. Berezhnaya S.K. Varied attitude towards improvement of pedagogical emploees' qualifications of professional school: Candidate of Pedagogical Sciences. Yaroslavl, 2000. 211 p.
2. Age and pedagogical psychology / edited by L.P. Gamezo. M.: Prosvesheniye, 2009. 345 p.
3. Kala U.V., Raudik V.V. Psychological service at school. M., 2007. 234 p.
4. Klarin M.V. Innovative teaching model in foreign pedagogical search. M., 2004. 156 p.
5. Kovalev A.G. Person's psychology. M.: Prosvescheniye, 2005. 392 p.
6. Yakimanskaya I.S. Personally-aimed teaching in modeln school. M., 2006.