Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Платонова Юлия Юрьевна, Мишина Ирина Васильевна

Статья посвящена рассмотрению инновационных направлений совершенствования социального образования специалистов социальной сферы в условиях реализации национальных проектов. Анализируются требования к образованию в условиях сетевой цивилизации, учитываются новые познавательные возможности личности в условиях сетевых связей в освоении потенциала социального образования как по содержанию, так и в аспектах новых организационных форм и технологий. Развитие социального образования рассматривается в историко-культурном контексте с начала девяностых годов до настоящего времени на фоне совершенствующейся системы среднего и высшего профессионального образования. Раскрывается роль социальных функций образования в контексте международных и федеральных требований к интеграции маломобильных групп населения в современный социум. Анализируется содержание каждой из функций социального образования с учетом новых инновационных направлений реальной действительности в институциональных формах, обновляющейся нормативно-правовой базы, опыта инновационной деятельности с маломобильными группами населения. В едином концептуальном плане рассматривается анализ программ для отдельных получателей социальных услуг, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе и оценка деятельности со стороны студентов актуальности и значимости основных направлений деятельности в рамках программ социального образования. Уделяется особое внимание инклюзивным программам дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются интеграционные процессы в образовании граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью, реализация для них андрагогических программ, получение ими более высоких статусов, повышение качества их жизни. В завершении делаются выводы о инновационном подходе к совершенствованию социального образования специалистов социальной сферы в условиях сетевого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Платонова Юлия Юрьевна, Мишина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIRECTIONS FOR IMPROVING SOCIAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE

The article is devoted to the consideration of innovative directions for improving the social education of specialists in the social sphere in the context of the implementation of national projects. The education requirements in a networked civilization are analyzed, new cognitive capabilities of the individual are taken into account in the context of network environment in the development of the potential of social education, both in content and in aspects of new organizational forms and technologies. The development of social education is viewed in the historical and cultural context from the early 1990s to the present day, against the background of the improving system of secondary and higher vocational education. The role of social functions of education in the context of international and federal requirements for the integration of people with limited mobility into modern society is revealed. The content of each of the functions of social education is analyzed, taking into account the new innovative directions of reality in institutional forms, the updating regulatory framework, and the experience of innovative activities with people with limited mobility. In a single conceptual plan, the analysis of programs for individual recipients of social services, the professional training of specialists in social work and the assessment of students' activities of the relevance and significance of the main activities within the framework of social education programs are considered. Special attention is paid to inclusive complementary education programs for persons with disabilities. Integration processes in the education of elderly citizens and persons with disabilities, the implementation of andragogical programs for them, their acquisition of higher status, and improvement of their quality of life are considered. Conclusions are drawn about an innovative approach to improving the social education of specialists in the social sphere in a networked society.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

Инновационные направления совершенствования социального образования специалистов социальной сферы

Лебедева Светлана Соломоновна

Cтарший научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Российская Федерация, Санкт-Петербург

Платонова Юлия Юрьевна

Pаведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Российская Федерация, Санкт-Петербург

Мишина Ирина Васильевна

Декан факультета психолого-социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению инновационных направлений совершенствования социального образования специалистов социальной сферы в условиях реализации национальных проектов. Анализируются требования к образованию в условиях сетевой цивилизации, учитываются новые познавательные возможности личности в условиях сетевых связей в освоении потенциала социального образования как по содержанию, так и в аспектах новых организационных форм и технологий. Развитие социального образования рассматривается в историко-культурном контексте с начала девяностых годов до настоящего времени на фоне совершенствующейся системы среднего и высшего профессионального образования. Раскрывается роль социальных функций образования в контексте международных и федеральных требований к интеграции маломобильных групп населения в современный социум. Анализируется содержание каждой из функций социального образования с учетом новых инновационных направлений реальной действительности в институциональных формах, обновляющейся нормативно-правовой базы, опыта инновационной деятельности с маломобильными группами населения. В едином концептуальном плане рассматривается анализ программ для отдельных получателей социальных услуг, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе и оценка деятельности со стороны студентов актуальности и значимости основных направлений деятельности в рамках программ социального образования. Уделяется особое внимание инклюзивным программам дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются интеграционные процессы в образовании граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью, реализация для них андрагогических программ, получение ими более высоких статусов, повышение качества их жизни. В завершении делаются выводы о инновационном подходе к совершенствованию социального образования специалистов социальной сферы в условиях сетевого общества.

Ключевые слова: инновационные направления, специалисты социальной сферы, сетевое общество, социальные функции, социальное образование, междисциплинарный подход, инклюзивное образование, интеграционные процессы, андрагогическая направленность

Ссылка для цитирования:

Лебедева С. С. , Платонова Ю. Ю. , Мишина И. В. Инновационные направления совершенствования социального образования специалистов социальной сферы // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018622-9-1 (дата обращения:

15.02.2022).

1 Введение. Актуальность исследования заключается в обосновании вектора развития социального образования специалистов социальной сферы, где выделяются следующие приоритетные направления:

2 • новые требования сетевого общества к подготовке специалистов социальной

сферы в контексте целей и ценностей образования и культуры в эпоху неопределённости XXI века;

• новые познавательные возможности, открывающиеся для обучающихся с учетом специфики инновационного содержания и организации социального образования;

• обогащение социальных функций образования в связи с постоянно изменяющейся социальной реальностью, обновлением нормативно-правовой базы реализации социальной политики, системой поддержки граждан, социальной защитой отдельных групп населения, взаимодействием ведомств, научных и профессиональных сообществ, общественных организаций, направленных на развитие системы действий, связанных с реализацией национальных проектов «Демография», «Образование», государственной программы «Доступная среда» и др.

3 Цель исследования: обоснование инновационных направлений совершенствования социального образования специалистов социальной сферы в условиях цифровой цивилизации.

4 Методы были определены целью нашего исследования, в них входят: контент-анализ современной научной литературы по вопросам формирования и развития социального образования, метод анкетирования для выявления отношения обучающихся к вопросам формирования доступного социального образования, а также анализ официальных интернет ресурсов (сайтов) на предмет выявления инновационной направленности обучения людей старших возрастных групп.

5 Результаты. Анализ современной научной литературы выявил, что совершенствование социального образования в условиях новых требований общества предполагает ориентацию на следующие приоритеты:

• опора на сетевые ресурсы сети интернет как базового канала коммуникации, способствующего развитию коммуникативной среды, преодолению пространственно-временных, межпоколенческих, межотраслевых, межэтнических и других ограничений;

• доминирование горизонтальных связей над вертикальными во всех сферах коммуникации и взаимодействия, что приводит к новым моделям связей мини-сообществ в аспекте межотраслевого взаимодействия, обогащающего содержание и технологии социального образования;

• поддержка личностно-ориентированных тенденций в пространстве сетевых ресурсов (индивидуализация образовательных услуг, создание сообществ, организующих волонтёрскую помощь, объединений, ориентированных на творчество, образование, социокультурную коммуникацию, персонализированный сервис);

• учет новых запросов, которые вызваны высоким уровнем динамики изменений в обществе, связанным с созданием новой информации, которая выступает основной ценностью и требует дополнительных экономических ресурсов. Необходимо учитывать, что меняется расстановка сил в системе «человек-информация»; если раньше пользователь, как правило, выступал потребителем информации, то теперь его роль в сетевом пространстве становиться более активной и ориентированной на получение конкретного результата.

6 Сетевой характер жизни и деятельности человека требует мобильности, гибкости, адаптивности, качеств, которые выступают характерными для современной социальной общности. Несмотря на постоянные возникающие трансформации в сетевом пространстве, незыблемым остается защита ценностей личной уникальности, разнообразия при сохранении

высокого уровня креативности, мобильности, открытости.

7 Социальное образование удовлетворяет общественные и индивидуальные потребности в интеллектуальном, духовном и социальном развитии, выступает стратегическим фактором социального и общественного развития. В современной действительности социальное образование приобретает особое значение как социальный институт усвоения и воспроизводства нового социального опыта, отвечающего запросам всех основных групп населения.

8 Социальное образование представляет собой относительно самостоятельный вид в рамках всей системы образования, результатом которого является формирование у каждого человека социального сознания (мышления), социального поведения и социального функционирования в обществе, а в подсистеме профессионального образования - выработка у каждого специалиста знаний, умений и навыков социального анализа, проектирования, конструирования в зависимости от уровня образования. [9, 331].

9 На каждом этапе своего становления социальное образование отражает ценностные концепции образовательной системы, которые доминируют в определенный период социального развития нашего общества.

10 Как известно, после введения в 1991 году в систему высшего образования нового перечня дисциплин более интенсивное развитие в системе социального образования получили такие дисциплины, как социология, политология, экология и культурология. Под влиянием социально-экономических изменений в экономики государства существенно обновилось содержание исторического, экономического, философского, педагогического, психологического, лингвистического знания и др. Повысился интерес со стороны общества к анализу социальных связей и отношений, к проблемам социализации человека. После введения специальности «социальная работа» в 1991 году бурное развитие получили такие направления как социальная педагогика, социальная психология, социальная политика, социальная экология, социальная медицина, социальная конфликтология, гендерология, герантология, гериатрия и др.

11 В этот период сформировались три основных подхода к пониманию содержания социального образования:

• во-первых расширительное толкование социального образования как института общества;

• во-вторых, социальное образование, означающее подготовку профессиональных кадров для учреждений социального обслуживания;

• в-третьих, социальное образование, рассматривающееся как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы.

12 Необходимо отметить, что социальное образование выступает как всеобщий компонент любой ступени, формы и вида образования, с одной стороны, и с другой стороны, рассматривается как вид профессионального образования.

13 Общенаучный уровень социального образования отождествляется с современным социально-философским и социологическим образованием. В данном контексте специалист должен владеть законами и принципами развития мира социального в целом и социальной сферы в частности, социального взаимодействия коллективов и групп, обладать навыками прогнозирования и анализа тенденций развития данной сферы, иметь потенциал для проектирования социальных преобразований и социальных изменений.

14 В данной статье авторы опираются на сущность социального образования в контексте содержательной основы подготовки специалистов в области социальной работы, профессиональная деятельность которых значительно возрастает в системе социальной защиты населения, основываясь на принципах социального развития, социального воспитания и толерантности личности, с учетом ее адаптации к изменившимся условиям трансформирующегося социума.

15 Современное социальное образование в России развивается в русле мировых тенденций модернизации образовательного процесса, что проявляется в профессионализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно решается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений [2, с.94].

16 Основой социального обучения выступает освоение обучающимися особой образовательной области - социальных наук, объединённых междисциплинарными связями. Как известно, социальные науки включают социальную антропологию, социологию, социальную экологию, социальную психологию и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект, внимание к развитию которого кардинально возрастает в эпоху неопределенности XXI века [8].

17 На сегодняшний момент обучение по направлению «социальная работа» осуществляется в многоуровневой системе подготовки кадров, где можно выделить:

• допрофессиональный уровень (в профессиональных объединениях и школах -выпускники со средним образованием могут работать социальными работниками отделений по непосредственному обслуживанию больных, престарелых, одиноких и в дальнейшем повысить свою квалификацию);

• уровень базовой профессиональной подготовки (средние специальные учебные заведения - выпускники могут найти себе применение специалистами по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, проблемных семей и т.д.);

• уровень профессиональной подготовки (вузы: бакалавриат, магистратура), ускоренная подготовка на базе имеющегося образования - выпускники работают специалистами по социальной работе, руководителями отделов в учреждениях с перспективой дальнейшего карьерного роста);

• уровень переподготовки и повышения квалификации кадров [9. с. 95].

18 Как показывает рынок труда, сегодня сформирован общественный запрос на работников, подготовленным по так называемым «коротким» программам повышения квалификации и повышения квалификации, этот запрос будет возрастать, особенно в области социальной работы.

19 В настоящее время существует две ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями:

• 39.03.02 - бакалавр социальной работы (4 года обучения);

• 39.04.02 - магистр социальной работы (2 года обучения).

20 Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу дополнительности, что позволяет студентам переходить с одного уровня на другой.

21 Однако развитие всей социальной сферы, новые тенденции и подходы к ее формированию не могут не найти свое отражение в формировании компетенций специалистов по социальной работе, спектр которых расширяется в связи с новыми вызовами времени.

22 Сетевой характер жизни и деятельности современного человека создает дополнительные условия для формирования всестороннего познавательного интереса, который выступает мощнейшим стимулом творческой созидательной деятельности, что особенно ценно в профессиональной сфере сетевого общества.

23 Новые познавательные возможности для обучающихся в содержанияи и организации социального образования в условиях сетевого взаимодействия включают в себя ряд позиций, наиболее значимыми из которых выступают следующие:

• возможность познания системного видения личности в образовании, ее реального

положения в обществе, способность выбора адекватного профессионального поведения, расширение собственного опыта в понимании различных субкультур, взаимодействующих в сфере образования - все это способствует адаптации личности в среде, отличающейся от условий собственной социализации;

• усиление научно-аналитического потенциала, который необходим в связи с интеграционными процессами в сфере наук; взаимосвязь с другими феноменами и институтами и все усложняющейся структурой общества, развивающаяся нормативная база образования и ее ориентация на интересы личности, коллектива, группы;

• знание необходимых для проектирования конкретных образовательных систем, обеспечивающих разные виды поддержки слабых групп населения;

• понимание различных социальных статусов, ролей и ролевых ожиданий, способствующих формированию у специалистов большую толерантность в отношении ролевых определений других специалистов, взаимодействующих с ними, что может помочь улучшению взаимопонимания и предотвращению социальных конфликтов и стрессовых ситуаций;

• знание социальных сил, которые влияют на процессы образования социальных работников: создание условий для участия в организационных процессах повышения квалификации, создание творческих групп образовательной направленности по месту работы, участие в региональных проектах, самообразование и т.д.;

• определение целей и объектов социального взаимодействия, в выборе образа социального поведения, который может стать результатом освоения образовательной программы с учетом использования потенциала сетевого, междисциплинарного, межотраслевого взаимодействия с другими социальными институтами и структурами.

24 Одним из актуальных вопросов подготовки специалистов социальной сферы выступает вопрос развития функций социального образования в связи с обновляющейся нормативно-правовой базой социальной защиты населения и расширяющимися направлениями инновационной деятельности в этом аспекте.

25 Как известно, в функции социального образования входят три преобладающих направления:

• гомогенизация современного общества;

• создание образовательных общностей;

• активизация социальных перемещений, что влечет за собой достижение определенных статусов в соответствии с формально-квалификационными характеристиками, полученными в результате повышения квалификации, обобщения опыта, наличия публикаций и пр.

26 В аспекте гомогенизации современного общества остановимся на наиболее острых проблемах, к которым относятся:

• рост пожилого населения в общей структуре общества и создание условий для адаптации, ресоциализации, социализации в связи с международными стандартами, участие в реализации Мадридского плана действий по проблемам старения с учетом возможностей региона;

• активная деятельность общества в области адаптации и реабилитации людей с инвалидностью в связи с международными и нормативно-правовыми обязательствами Российской Федерации;

• система помощи семьям с детьми-инвалидами в контексте федеральных программ.

27 Однако каждый из этих векторов в последнее время подвергся серьезным изменениям, в связи с чем возросли требования к отдельным направлениям, требующим дополнительной социальной компетентности специалиста социальной сферы.

28

По данным исследований последних лет, выявляются от трех до семи групп граждан

пожилого возраста в зависимости от их активности в социальном пространстве. Наиболее активные работающие пенсионеры, пожилые люди, занимающиеся по программам «Серебряный возраст», «Высшие народные школы», Университеты третьего возраста и др. Пожилые волонтёры, занимающиеся научной, социокультурной, общественной практикой, органично взаимодействуют с социумом. Их успешной гомогенизации может способствовать доступная информационная, архитектурная, транспортная среда.

29 Возможности для активизации социальных перемещений связаны с широким спектром информационных технологий, учитывающих разные ограничения жизнедеятельности, формирование доступной среды, применение универсального дизайна для маломобильных групп населения, включая пожилых людей с разными ограничениями жизнедеятельности.

30 В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, инклюзивную систему образования, возможность для инвалида использовать любой транспорт, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

31 В настоящее время в нашей стране реализуется требования государственной программы «Доступная среда», целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня качества их жизни.

32 Основными задачами государственной программы являются:

• обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

• обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству людей с инвалидностью;

• обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

33 Как показал опрос студентов выпускных курсов направления 39.03.02 «социальная работа», проводимый в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы (СПбГИПСР) в сентябре 2021 года, большинство респондентов выделили социальное образование как «обучение в рамках которого происходит формирование основных правил жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социальных компетенций».

34 Выделяя перспективные направления развития социального образования, респонденты отметили, что наиболее значимыми среди них являются обучение по вопросам:

• формированию доступной универсальной среды (32%);

• цифровизации социальной работы (27%);

• технологий профилактики выгорания в профессиях социальной сферы (25%);

• менеджмент-качеству социальной сферы (7 %)

• другие направления, в том числе проблема этики взаимодействия с людьми с инвалидностью (9%).

35 Таким образом, можно выделить, что инновации в содержании подготовки в области социального образования работников социальной сферы в условиях сетевого сообщества будут развиваться по следующим направлениям:

• уточнение задач и структуры социальной отрасли как социального института, ее институализации, обновление приоритетов конкретных институциональных форм и структур и их межведомственной связи, и взаимодействия с другими социальными институтами и общественными структурами в рамках реализации государственной

политики;

• обоснование функций социального образования в условиях сетевого взаимодействия;

• повышение социального статуса специалиста социальной сферы и создание научно-методических условий для их профессионального и личностного развития в условиях усиления внимания к инклюзивным процессам в сфере образования;

• обоснование конкретных функций специалистов в определенных учреждениях социальной защиты населения и их межведомственных связей для различных групп получателей социальных услуг в эпоху сетевой цивилизации;

• создание спецкурсов андрагогической направленности для обучающихся специалистов по актуальным направлениям в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, направленных на повышение качества жизни населения;

• рост уровня социологической культуры в обществе;

• повышение статуса социальной сферы в обществе и политике.

36 Заключение. Таким образом, можно сделать вывод: в плане развития инновационных направлений совершенствования подготовки специалистов социальной сферы целесообразно предложить в более конкретном исследовательском и прогностическом аспектах новый уровень осмысления функций, целей и структуры системы образования специалистов социальной сферы с учетом материально-технического перевооружения, реального повышения социального статуса работника данной сферы, ролевых отношений. Для этого необходимо разработать уточняющие положения о деятельности специалистов в определенных социальных формах с учетом их функций и требований развития конкретных социальных учреждений и их межотраслевых связей для различных групп получателей социальных услуг в эпоху сетевой цивилизации.

Библиография:

1. 1. Кондаков.А.М. Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика. 2020. №6. С. 5-23.

2. Кондаков.А.М. Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. №1. С. 5-9.

3. Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. В.Новгород: Изд-во НГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Реализация социальных функций непрерывного образования в процессе подготовки социально-педагогических кадров/ научн. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух, Я.Т. Рзаева. СПбГИПСР; РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»: СПб, Баку, 2015.134 с.

5. Лебедева С.С. Развитие социальных функций образования взрослых (на примере инвалидов)//Человек и образование. 2009. №1(18). С.25-29

6. Рюмина Ю.В., Филиппова Н.Н. Реализация программ дополнительного профессионального образования // научно-методический сборник: социальное обслуживание семей и детей. Выпуск 17. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. СПб., 2019. С. 219-220

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г.» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 [12/09/2021]

8. Платонова Н.М. Основы социального образования: учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР,

2013. 114 с.

9. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография/ред.кол.: Ж.В.Мурзина, О.Л. Богатырева. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 172 с.

Innovative directions for improving social education of specialists in the social sphere

Svetlana Lebedeva

Senior Researcher, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Russian Federation, St. Petersburg Yulia Platonova

Head of the Department of Theory and Technology of Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Russian Federation, St. Petersburg Irina Michina

Dean of Psychological and Social Work Faculty, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Russian Federation, St. Petersburg Abstract

The article is devoted to the consideration of innovative directions for improving the social education of specialists in the social sphere in the context of the implementation of national projects. The education requirements in a networked civilization are analyzed, new cognitive capabilities of the individual are taken into account in the context of network environment in the development of the potential of social education, both in content and in aspects of new organizational forms and technologies. The development of social education is viewed in the historical and cultural context from the early 1990s to the present day, against the background of the improving system of secondary and higher vocational education. The role of social functions of education in the context of international and federal requirements for the integration of people with limited mobility into modern society is revealed. The content of each of the functions of social education is analyzed, taking into account the new innovative directions of reality in institutional forms, the updating regulatory framework, and the experience of innovative activities with people with limited mobility. In a single conceptual plan, the analysis of programs for individual recipients of social services, the professional training of specialists in social work and the assessment of students' activities of the relevance and significance of the main activities within the framework of social education programs are considered. Special attention is paid to inclusive complementary education programs for persons with disabilities. Integration processes in the education of elderly citizens and persons with disabilities, the implementation of andragogical programs for them, their acquisition of higher status, and improvement of their quality of life are considered. Conclusions are drawn about an innovative approach to improving the social education of specialists in the social sphere in a networked society.

Keywords: innovative directions, social specialists, networked society, social functions, social education, interdisciplinary approach, inclusive education, integration processes, andragogical orientation

Publication date: 15.02.2022 Citation link:

Lebedeva S., Platonova Y., Michina I. Innovative directions for improving social education of specialists in the social sphere // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018622-9-1 (circulation date: 15.02.2022).

Код пользователя: 37729; Дата выгрузки: 15.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018622-9-1 Все

права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.