Педагогические науки
УДК 378.147:378.018.43
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Нина Александровна Агеева, старший преподаватель, Вера Николаевна Ерёменко, преподаватель, Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка инновационной модели социально-педагогического взаимодействия. Известно, что на личностно-профессиональное развитие обучающихся влияет множество внешних и внутренних факторов. Поэтому для решения актуальных социально-педагогических задач необходимо сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие - системный способ организации образовательного процесса, представляющий особую форму связи между его участниками, в ходе которого происходит взаимное обогащение их интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер. Именно педагогическое взаимодействие между участниками образовательного процесса позволяет обеспечить синергичное взаимодействие факторов личностно-профессионального развития обучающихся и его объективный мониторинг. На основе общеизвестного вероятностно-статистического подхода авторами разработана информационно-вероятностная модель социально-педагогического взаимодействия, направленного на решение актуальных социально-педагогических задач. Методологические основы исследования - системный, процессный и вероятностно-статистический подходы.
Ключевые слова: социально-педагогическое взаимодействие, образовательное учреждение, участники, педагогические задачи.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p7-10
INNOVATIVE MODELS OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION
Nina Alexandrovna Ageeva, the senior teacher,
Vera Nickolaevna Eremenko, the teacher, Olga Alexandrovna Snimschikova, the teacher, Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher,
Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is innovative socially-pedagogical interaction model elaborating. As well known, the personal and professional development is determined by many external and internal factors that is why the educational process participant's cooperation for actual socially-pedagogical problems solving is necessary. The pedagogical interaction is a systematical method for the educational process organization, representing the special type of the participant's interrelation, directed at mutual enriching of the intelligence, emotional and activity components. Educational process participants' interaction allows providing the synergetic interaction of the students' personally professional development factors and its objective monitoring. Based on the well-known probabilistic and statistical approach, the authors have elaborated the informative probabilistic model for the social and pedagogical interaction, directed at actual solving of the socially-pedagogical problems. The methodological bases of investigation are systematic, procedural and probabilistically-statistical approaches.
Keywords: social and pedagogical interaction, educational establishment, participants, pedagogical aims.
Современное динамично развивающееся общество ставит перед образовательными учреждениями (в том числе дошкольными) сложные задачи, решение которых возможно на основе системного подхода [1-2]. Сложность их решения обусловлена многофакторностью процесса личностно-профессионального развития обучающихся, взаимодействием между образовательными учреждениями, иными социальными институтами и т.д. Общепризнанно, что решение актуальных социально-педагогических задач возможно только на основе консолидации различных социальных институтов (центральное место занимает образование), сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Современные исследователи рассматривают социально-педагогическое взаимодействие как ключевое условие решения актуальных социально-педагогических задач, таких как формирование личностно-профессиональных качеств обучающихся, создание безопасной образовательной среды (гуманизация образовательного процесса), поддержка обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении и т. д.
Однако по-прежнему слабо разработаны модели социально-педагогического взаимодействия, направленного на гармонизацию деятельности образовательного учреждения и иных социальных институтов (семья и т.д.), на обеспечение синергичного взаимодействия факторов личностного развития обучающихся и т.д. Проблема исследования -вопрос: какими должны быть модели социально-педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, чтобы они служили научной основой проектирования инновационных педагогических технологий? Цель исследования - разработка инновационной информационно-вероятностной модели социально-педагогического взаимодействия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, создание моделей социально-педагогического взаимодействия должно быть основано на теории надёжности (прикладной ветви теории вероятностей). Пусть имеется социально-педагогическая задача, которую необходимо решить совместными усилиями. Рассмотрим два возможных варианта.
Первый вариант предполагает, что решение социально-педагогической задачи представляет собой цепочку действий, при этом задача может быть решённой только в том случае, если успешно выполнены все действия. Пусть N - число таких действий, р1 -вероятность успешного выполнения /-го действия, тогда вероятность успешного решения
N
социально-педагогической задачи Р = ^ р..
1=1
При таком подходе деятельность в системе взаимодействия рассматривается в виде множества действий или подзадач А = \ai} (а - элемент множества действий или
подзадач), при этом и = и }, ии = (а1 а^ - выражение того, что при выполнении
действия (или подзадачи) а^ будут использованы результаты, полученные в результате выполнения действия или подзадачи а.
Второй вариант предполагает наличие резервирования. Это означает, что одна и та же задача либо действие может быть выполнено различными участниками социально-педагогического взаимодействия. Пусть М - число таких участников, - вероятность того, что -м участником будет успешно выполнено действие, тогда вероятность успеш-
м
ного выполнения действия вообще составит X = 1 — ^^ (1 — 2 .).
1=1
Пример. Вероятность того, что у конкретного студента сформируется должный уровень мотивационного компонента физической культуры личности благодаря взаимодействию с другими студентами, составляет 70% (0,70), благодаря взаимодействию со своей семьёй - 80%, благодаря взаимодействию с педагогами - 88%, благодаря осталь-
ным участникам социально-педагогического взаимодействия - 55%, тогда вероятность того, что у студента сформируется ценностное отношение к физической культуре: р = 1 - (1 - 0,88) • (1 - 0,80) • (1 - 0,70) • (1 - 0,55) = 0,997(99,7%). При информационно-вероятностном моделировании социально-педагогического взаимодействия целесообразно формировать матрицу размером N х M, строки которой -действия, столбцы - структурные единицы или участники, пересечение /-строки и ]-го столбца означает вероятность р^ того, что 1-е действие (или подзадача, или функция) будет успешно выполнено ]-м участником (если /-й участник не может выполнить ]-е действие, то такая вероятность равна нулю).
Математические модели социально-педагогического взаимодействия должны быть основаны не только на теории вероятностей, но также на теории графов, множеств и отношений. Пусть V - множество категорий участников социально-педагогического взаимодействия, тогда W = Р(у') - число таких категорий (Р - мощность множества). Множество V зависит от типа образовательного учреждения. Так, например, для вузов обязательными элементами множества V будут работодатели выпускников, представители общественных (в том числе религиозных) организаций и т.д. Множество участников со-
W
циально-педагогического взаимодействия q = ^ wi , где и - символ объединения мно-
1=1
W
жеств. Очевидно, что Р^P(wi). Последнее объясняем тем, что один и тот же
1=1
участник может одновременно относиться к нескольким категориям.
Применение теории множеств даёт возможность построения математических моделей социально-педагогического взаимодействия. Пусть для решения некой социально-педагогической задачи /-й участник социально-педагогического взаимодействия выполнил множество действий г1 (может быть и пустым множеством), тогда множество выпол-р (я)
ненных действий г = ^ г, . Коэффициентом недовыполненное™ назовём величину
/=1
а = Р()- р(г), где С - множество обязательных (для решения задачи) действий (в Р(сС )
"идеале" такой коэффициент равен нулю).
Благодаря социально-педагогическому взаимодействию можно объективизировать мониторинг личностно-профессионального развития обучающегося. Пусть Ь, - множество элементов мониторинговой информации, полученной об обучающемся от /-го участника взаимодействия, тогда множество полученных порций информации об обуча-
W
ющемся: £ = ^ . Создание моделей вероятности успешного выполнения действий
1=1
участниками социально-педагогического взаимодействия - отдельная научная задача. Такая вероятность зависит от личностно-профессиональных качеств участников взаимодействия, а совокупность должных качеств - от типа образовательного учреждения и категории участников.
При моделировании социально-педагогического взаимодействия учитывают все возможные виды работы (учебной и внеучебной), связанные с решением социально-педагогических задач. Например, главными задачами внеучебной работы, направленной на обеспечение качества физического воспитания студентов вуза, являются: обеспечение учебно-тренировочного процесса; организация и проведение вузовских соревнований по видам спорта; привлечение студентов, аспирантов и сотрудников вуза к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осуществление мероприятий по организации
активного отдыха; организация работы по проведению массовых спортивных и зрелищных мероприятий; агитационно-пропагандистская работа по физической культуре и спорту; обеспечение безопасности зрителей и участников при проведении занятий и массовых мероприятий; укрепление и развитие спортивной материально-технической базы; научно-исследовательская работа в области физической культуры и спорта.
Заключение. Системно организованное социально-педагогическое взаимодействие - важнейшее условие успешного решения большинства дидактических задач. Это - гуманистически направленный, личностно ориентированный способ организации учебно-воспитательного процесса, представляющий собой форму сотрудничества между его участниками.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.
REFERENCES
1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), "Students' personal physical culture as life activity resource", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 32-35.
2. Izotova, L.E. (2014), "Factor risk models of weak education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.10.2014.
УДК 796.8
СТРУКТУРА ТЕХНИКИ СМЕШАННОГО БОЕВОГО ЕДИНОБОРСТВА
Максим Петрович Анисимов, доцент,
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПБГАУ)
Аннотация
Статья посвящена смешанному боевому единоборству, определению структуры техники. Приводится схематическая структура техники смешанного боевого единоборства, а также отдельные ее элементы, техника атаки, защиты, техника ударов и борьбы.
Ключевые слова: единоборства, смешанные единоборства, техника смешанного боевого единоборства.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p10-13
TECHNIQUE STRUCTURE FOR THE MIXED FIGHTING SINGLE COMBAT
Maxim Petrovich Anisimov, the senior lecturer, St. Petersburg State Agricultural University
Annotation
The summary article is devoted to the mixed fighting single combat, definition of the technique structure. The schematic structure for the mixed fighting single combat technique, and also its separate