Научная статья на тему 'Современные модели конкурентоспособной личности'

Современные модели конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1180
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МОДЕЛЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Олеся Юрьевна, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Лысенко Наталья Владимировна, Хамзина Людмила Николаевна, Романова Марина Леонидовна

Статья посвящена моделям и методам диагностики конкурентоспособности как интегральной характеристики выпускника образовательного учреждения. Показано, что модели оценки конкурентоспособности детерминированы потребностями социальных заказчиков. Обосновано, что конкурентоспособность неразрывно связана с социально-профессиональной компетентностью и составляющими её личностно-профессиональными качествами. Методологические основы исследования: системный подход (провозглашает неразрывную связь конкурентоспособности индивида с его социально-профессиональной компетентностью), компетентностный подход (ориентирует профессиональную подготовку не на содержание, а на результат), вероятностно-статистический подход (позволяет создать информационно-вероятностные модели факторов риска недостаточной образованности обучающегося) и личностно ориентированный подход (провозглашает приоритет личности обучающегося в образовательном процессе). Нормативная база исследования Закон Российской Федерации “Об образовании” (2012) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Олеся Юрьевна, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Лысенко Наталья Владимировна, Хамзина Людмила Николаевна, Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern models of the person competitiveness

The article is devoted to the competitiveness models and assessment methods, as educational establishment graduate integrative parameter. The authors declared that the competitiveness evaluation models are determined by the requirements of the social customers. It has been proved that competitiveness is tightly interrelated with the socially-professional competence and personally-professional abilities. The methodological bases for the investigation are system approach (declared the interrelation between socially-professional competence and competitiveness), competence oriented approach (oriented the vocational training to the result), probabilistically-statistical approach (give opportunities to weak education risk factors models elaboration) and personal oriented approach (proclaim the student person priority during the educational process). The normative bases for the investigation are Federal Law “About education” (2012) and federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Современные модели конкурентоспособной личности»

доказана в ходе проведенных формирующих педагогических экспериментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, Р. С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р.С. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 25-29.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А. Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.

3. Зайцева, Н. В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Зайцева Н.В. - М., 2003. - 24 с.

4. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.

5. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 296 с.

6. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чернышенко К. Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.

REFERENCES

1. Akhmetov, R. S. (2013), "The formation model of basic professionally-applied physical culture of 1-3 courses' cadets in universities of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation - future members of special police units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 2529.

2. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N. L. (2014), "Pedagogical technology of management development of students' communicative abilities in universities of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.

3. Zaitseva, N.V. (2003), The interrelation of children's mental and physical education of in preschool institutions, dissertation, Moscow.

4. Kagan, V.E. (2000), "Cognitive and emotional aspects of gender attitudes of 3-7 year old children", Questions of psychology, No. 2, pp. 65-69.

5. Kudryavtsev, V.T. and Egorov, B.B. (2000), Developmental pedagogy of health promotion (preschool age): methodological guide, publishing house "Linka-Press", Moscow.

6. Chernyshenko, K. Y. (2012), Physical culture formation of primary school pupils based on the ideals and values of Olympus, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2014.

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Олеся Юрьевна Зайцева, старший преподаватель, Галина Евгеньевна Тюпенькова,

старший преподаватель, Наталья Владимировна Лысенко, старший преподаватель, Людмила Николаевна Хамзина, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация

Статья посвящена моделям и методам диагностики конкурентоспособности как интегральной характеристики выпускника образовательного учреждения. Показано, что модели оценки конкурентоспособности детерминированы потребностями социальных заказчиков. Обосновано, что конкурентоспособность неразрывно связана с социально-профессиональной компетентностью и

составляющими её личностно-профессиональными качествами. Методологические основы исследования: системный подход (провозглашает неразрывную связь конкурентоспособности индивида с его социально-профессиональной компетентностью), компетентностный подход (ориентирует профессиональную подготовку не на содержание, а на результат), вероятностно-статистический подход (позволяет создать информационно-вероятностные модели факторов риска недостаточной образованности обучающегося) и личностно ориентированный подход (провозглашает приоритет личности обучающегося в образовательном процессе). Нормативная база исследования - Закон Российской Федерации "Об образовании" (2012) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, непрерывное образование, обучающийся, модель, диагностика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p68-72

MODERN MODELS OF THE PERSON COMPETITIVENESS

Olesya Yurievna Zaytseva, the senior teacher, Galina Eugenievna Tyupenkova, the senior teacher, Natalia Vladimirovna Lysenko, the senior teacher, Lyudmila Nikolaevna Hamzina,

the senior teacher, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The article is devoted to the competitiveness models and assessment methods, as educational establishment graduate integrative parameter. The authors declared that the competitiveness evaluation models are determined by the requirements of the social customers. It has been proved that competitiveness is tightly interrelated with the socially-professional competence and personally-professional abilities. The methodological bases for the investigation are system approach (declared the interrelation between socially-professional competence and competitiveness), competence oriented approach (oriented the vocational training to the result), probabilistically-statistical approach (give opportunities to weak education risk factors models elaboration) and personal oriented approach (proclaim the student person priority during the educational process). The normative bases for the investigation are Federal Law "About education" (2012) and federal state educational standards.

Keywords: competitiveness, continuing education, student, model, assessment.

Согласно современным воззрениям, формирование конкурентоспособной личности - целевой ориентир системы образования, т.к. миссия образования - гармонизация деятельности индивида и общества [2, 3]. Конкурентоспособность индивидов в решающей мере детерминирует конкурентоспособность общества и государства, сфер и отраслей человеческой деятельности, предприятий и организаций.

Современными исследователями выделены модельные характеристики поведения, деятельности, общения и личности выпускника образовательного учреждения: эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, профессиональный опыт; конструктивные отношения с руководством, с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность деятельности, готовность к повышению уровня профессиональной ответственности [3]. Соответствие выпускника образовательного учреждения внешним критериям обеспечивается через потребительские свойства:

- функциональные (сложность, разнообразие решаемых задач; уровень профессиональной ответственности; инновационность деятельности);

- эргономические (соответствие содержания и качества деятельности жизненным потребностям, интересам и возможностям потребителей);

- эстетические (соответствие внешнего вида, поведения требованиям профессиональной этики);

- надежность и безопасность (устойчивая эффективность деятельности; удовлетворенность потребителей качеством деятельности);

- долговечность (стабильность работы, современность знаний и умений, самосо-

вершенствование);

- социальные (наличие смежных специальностей);

- экономические (готовность к временным трудностям; активность в компенсации трудностей).

Также трудно не согласиться с современными специалистами, что главными детерминантами конкурентоспособности индивида является социально-профессиональная компетентность и конкурентоопределяющие личностные качества [1-3]. Оправданным представляется условное разделение конкурентоспособности на социальную и профессиональную [3], т.к. социально-профессиональная компетентность интегрирует индивидуальный социальный опыт и профессиональную компетентность.

Анализ состояния проблемы позволил сделать вывод, что конкурентоспособность - интегральный параметр состояния личности, а социально-профессиональная компетентность - многокомпонентная система, детерминирующая это состояние; данная взаимосвязь неоднозначна: в различных условиях у конкретного индивида при одном и том же уровне составляющих компетентности (компетенций, личностно-профессиональных качеств) может быть различная конкурентоспособность. Иначе говоря, конкурентоспособность индивида всегда относительна и в значительной мере зависит от сферы или места работы, в то время как социально-профессиональная компетентность является инвариантной величиной.

Однако, по-прежнему, не в должной мере разработаны математические (особенно информационно-вероятностные) модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения. Слабо исследована взаимосвязь между конкурентоспособностью личности и её важнейшими детерминантами - социально-профессиональной компетентностью в целом, компетенциями и личностно-профессиональными качествами. Анализ научно-методической литературы выявил наличие противоречия между потребностью общества в формировании конкурентоспособной личности выпускника образовательного учреждения и слабой разработанностью критериально-диагностического аппарата мониторинга личностно-профессионального развития обучающегося. Проблема исследования: какими должны быть модели и методы диагностики конкурентоспособности личности? Цель исследования: разработать модели и методы диагностики конкурентоспособности личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, в основу диагностики конкурентоспособности индивида должна быть положена количественная оценка её детерминант - компетенций или лич-ностно-профессиональных качеств (составляющих социально-профессиональной компетентности). Рассматривая конкурентоспособность в контексте исследуемой социальной системы (сферы, отрасли, предприятия и т.д.), необходимо помнить, что, во-первых, у конкурентоспособности всегда будут выделяться критические (принципиально важные) детерминанты, во-вторых, данные детерминанты будут характеризоваться пороговым уровнем, ниже которого личность даже не может считаться конкурентоспособной. Приведём простой пример. При подаче конкурсной заявки на соискание грантов в Российский научный фонд руководитель проекта должен быть автором либо соавтором не менее 3 статей в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus (это - показатель поведенческого компонента готовности к исследовательской деятельности). Поэтому простейший метод диагностики конкурентоспособности состоит в следующем.

Пусть N - число критических детерминантов конкурентоспособности, Wi - пороговый уровень конкурентоспособности i-го детерминанта, Qi - фактический уровень сформированности i-го детерминанта у индивида, f - функция, отражающая вклад i-го детерминанта в конкурентоспособность, тогда вклад i-го детерминанта в конкурентоспособность

% = {/,■ (б, - Щ), (б, - W¡ )> 0 ' 10, (б, - Щ )< о

Очевидно, что конкурентоспособность индивида равна нулю, если хотя бы один

N

детерминант ниже порогового значения, иначе К = ^ %, . Например, если у сотрудника

,=1

службы МЧС физическая культура личности не на должном уровне, то он не конкурентоспособен. Коэффициент сформированности конкурентоспособности составит

1 ^Л Л IX (б,-Щ)>0

к = — > Л,, где Л, = { , ч . N¿1 - , [0, (б, - Щ,)< 0

Менее "жёсткая" модель диагностики не предполагает рассмотрение порогового

N

уровня, а конкурентоспособность К = ^ (б,).

1=1

В то же время, различные факторы риска недостаточной образованности могут быть устранены в процессе жизнедеятельности в целом или профессиональной деятельности в частности (это, например, возможно благодаря самостоятельности и развитым умениям личностно-профессиональной самоорганизации). Современные специалисты под факторами риска недостаточной конкурентоспособности понимают недостаточный уровень составляющих социально-профессиональной компетентности, которые могут пагубно отразиться на конкурентоспособности индивида [2]. Например, низкий уровень физической культуры личности приведёт к ухудшению здоровья, следовательно, и качества профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно введение промежуточной модели расчёта конкурентоспособности, учитывающей как пороговый уровень детерминант, так и возможность устранения факторов риска недостаточной образованности:

К=(п4(1 %,), где %, ={0-Щ>>^ А = ,,((б, -щ) б).

Здесь: М - число факторов риска недостаточной образованности, р, - вероятность того, что ,-й фактор риска будет устранён (сформированность детерминанты будет доведена до порогового уровня), gi - функция, отражающая взаимосвязь между вероятностью устранения ,-го фактора риска, уровнем фактора риска и уровнем сформированности всех детерминант конкурентоспособности. Например, недостаточный уровень специальных знаний возможно восполнить благодаря высокому уровню самостоятельности и умений профессиональной самоорганизации, а также информационной компетентности (в условиях информационного общества). Иначе говоря, при моделировании и диагностики конкурентоспособности необходимо учитывать взаимосвязь между детерминантами конкурентоспособности, т.е. личностно-профессиональными качествами или компетенциями.

Известно, что конкурентоспособность необходима не просто для "выживания" (в том числе на рынке труда), а для достижения успеха, занятия лидирующих позиций, вершин профессионального мастерства (и карьеры). Пусть ,-й фактор конкурентоспособности характеризуется пороговым значением мастерства (высоких или высших достиже-

N ,

ний) Я,, тогда индекс достижимости индивидом мастерства ^ = ^ si ((Я, - б,), б).

¿=1

Здесь: - функция, отражающая вероятность достижения индивидом уровня Я, при фактическом уровне сформированности детерминант конкурентоспособности. Очевидно, что s¿ = 1, если б, > Я,. Вместе с тем, конкурентоспособность индивида детерминируют не только критические факторы. Детерминанты конкурентоспособности можно разделить

на критические, важные (значимые, но не принципиальные) и рекомендательные. Например, заданную систему знаний и умений следует относить к критическим факторам, сверхзаданную - к важным (иногда - рекомендательным). Конкурентоспособность возможно определить как

K=3(3-if (Q - W ) +2 i (H )+Ии< (U ))..

3 i=i i=i i=i

Здесь: L - число важных факторов, D - рекомендательных, H - уровень /-го важного фактора, Ui - рекомендательного.

Заключение. Диагностика конкурентоспособности личности - обязательная составляющая мониторинга личностно-профессионального развития индивида (психолого-педагогического мониторинга).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.

2. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.

3. Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - Вып. 1. - С. 25-30.

REFERENCES

1. Valchuk N.K., Savenko A.V. and Romanov D.A. (2013), "Students' personal physical culture as life activity resource", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 32-35.

2. 2. Izotova L.E. and Romanov D.A. (2014), "Factor risk models of weak education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 56-59.

3. Khazova S.A. (2011), "Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport", VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.10.2014.

УДК 796.41-055.2

ГРУППОВЫЕ ПРОГРАММЫ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ФИТНЕСА КАК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Юлия Александровна Ильюхина (Харлампенкова), преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Татьяна Михайловна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Научно-исследовательского университета Московского энергетического института в г. Смоленске (филиал ФБОУВПО «НИУ МЭИ» в г. Смоленске)

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые проблемы терминологии в области фитнеса. Проведен анализ современных трактовок понятия «фитнес», в результате чего приведены аргументы в пользу понимания данного термина как наиболее близкого к понятию «здоровый образ жизни» с применением особо организованным способом двигательной активности. Так же, проведенный анализ показал необходимость введения особого термина для групповых программ силового характера, которые приобретают большую популярность в современной фитнес-индустрии. Выявлено, что су-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.