Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как механизм распространения инноваций в образовании'

Сетевое взаимодействие как механизм распространения инноваций в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Котлярова Елена Анатольевна, Терновая Людмила Николаевна

Цель исследования разработка модели распространения инноваций в образовании. Известно, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений наиболее передовая форма их социального партнёрства. Также известно, что благодаря сетевому взаимодействию возможно объединение ресурсов (консолидация усилий) его участников для решения всевозможных задач, как “традиционных”, так и современных. Одной из наиболее актуальных задач, детерминированных современным (информационным) обществом, является распространение инноваций в образовании, в том числе новых образовательных инструментов. Авторами настоящей статьи предложены информационно-вероятностные модели и критерии распространения инноваций в образовании посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Экспериментальная работа на базе Института развития образования Краснодарского края показала, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений (“ядром” является учреждение дополнительного профессионального образования педагогических кадров) эффективный механизм решения вышеуказанной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Котлярова Елена Анатольевна, Терновая Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network interaction as means of distribution of innovations in education

The purpose of investigation is elaboration of the model of distribution of innovations in education. It is known, that the educational establishment network interaction is advanced means of their social partnership. Also, it is well known, that thanks to the network interaction is possible to unite recourses (labor consolidation) of its participants for all kinds problems solving, the traditional and contemporary. One of the most actual problems, determined by contemporary (post-industrial) society, is distribution of innovations in education, also the new educational means. The authors of this article offered the informational-probabilistic models and criteria of innovations distribution in education through the educational network interaction. The experiment in Institute of development of education of Krasnodar region proved, that the educational establishments network interaction (the corn is establishment for complimentary vocational training for teachers) is effective means of the reflected problem solving.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как механизм распространения инноваций в образовании»

Таблица 5 - ИЭК после нагрузки девушки

ИЭК (1 семестр 09.2015) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 3 20 21 10 0 1 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 5% 36% 38% 18% 0% 2% 0% 0% 0% 0%

ИЭК (2 семестр 05.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 3 9 6 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 0% 15% 45% 30% 10% 0% 0% 0% 0% 0%

ИЭК (3 семестр 09.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 1 9 17 9 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 3% 24% 45% 24% 5% 0% 0% 0% 0% 0%

ВЫВОДЫ

Показатели кардио-респираторной системы имеют практически мало выраженную положительную или даже отрицательную динамику. Этот факт требует решения в плане:

1. Возбуждения мотивации у студентов к занятиям физической культурой вне учебного времени,

2. Организации активного отдыха студентов,

3. Консультативная помощь преподавателей в составлении индивидуальной программы оздоровления студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, О.И. Отклонения физического развития и состояния здоровья юношей специальной медицинской группы, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, и пути их коррекции / О.И. Кузьмина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 84-91.

REFERECES

1. Kuzmina O.I. (2016), "Deviations of the physical development and health status of the young men of a special medical group studying at the technical university of the Baikal region, and the ways of their correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 84-91.

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2017

УДК 316.422

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-

математических наук, профессор, Елена Анатольевна Котлярова, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Людмила Николаевна Терновая, кандидат педагогических наук, Институт развития образования Краснодарского края, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели распространения инноваций в образовании. Известно, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений - наиболее передовая форма их социального партнёрства. Также известно, что благодаря сетевому взаимодействию возможно объединение ресурсов (консолидация усилий) его участников для решения всевозможных задач, как "традиционных", так и современных. Одной из наиболее актуальных задач, детерминированных современным (информационным) обществом, является распространение инноваций в образовании, в том числе новых образовательных инструментов. Авторами настоящей статьи предложены информационно-вероятностные модели и критерии распространения инноваций в образовании посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Экспериментальная работа на базе

Института развития образования Краснодарского края показала, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений ("ядром" является учреждение дополнительного профессионального образования педагогических кадров) - эффективный механизм решения вышеуказанной задачи.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательное учреждение, педагог, инновации, синергетический подход.

NETWORK INTERACTION AS MEANS OF DISTRIBUTION OF INNOVATIONS IN

EDUCATION

Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical

and mathematical sciences, professor, Elena Anatolievna Kotlyarova, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar, Lyudmila Nikolaevna Ternovaya, the candidate of pedagogical sciences, Institute of Education Development in Krasnodar Region, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of the model of distribution of innovations in education. It is known, that the educational establishment network interaction is advanced means of their social partnership. Also, it is well known, that thanks to the network interaction is possible to unite recourses (labor consolidation) of its participants for all kinds problems solving, the traditional and contemporary. One of the most actual problems, determined by contemporary (post-industrial) society, is distribution of innovations in education, also the new educational means. The authors of this article offered the informational-probabilistic models and criteria of innovations distribution in education through the educational network interaction. The experiment in Institute of development of education of Krasnodar region proved, that the educational establishments network interaction (the corn is establishment for complimentary vocational training for teachers) is effective means of the reflected problem solving.

Keywords: network interaction, educational establishment, teacher, innovations, synergetic approach.

ВВЕДЕНИЕ

В информационном обществе происходит инновационное развитие всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования. Напомним, что образование - социальный институт, обладающий ни с кем не делимой ответственностью за судьбу страны, за развитие (становление) конкурентоспособной личности обучающегося, в целом - за гармонизацию деятельности человека и общества [1-5]. Актуальность инновационных процессов в образовании обусловлена, как минимум, проблемой эффективности и конкурентоспособности образовательных сред (особенно макросред, т.е. учебных заведений).

Известно, что новшество только тогда является инновацией, когда получило повсеместное признание и применение, повлияло на определённую сферу человеческой деятельности, а также имеет перспективы для дальнейшего развития [1, 2, 5]. В настоящее время инновации в образовании классифицируют по следующим основаниям: по отношению к структурным элементам образовательных систем, по отношению к личностному становлению субъектов образования, по области педагогического применения, по типам взаимодействия участников педагогического процесса, по функциональным возможностям, по способам осуществления, по масштабности распространения, по социально-педагогической значимости, по объёму новаторских мероприятий, по степени предполагаемых преобразований; авторов настоящей статьи интересуют, в первую очередь, новые образовательные инструменты.

Нельзя не отметить, что инновационные процессы в образовании сталкиваются с трудностями, прежде всего - с сопротивлением инновациям; в настоящее время известны следующие причины сопротивлений педагогов в инновационной деятельности: индивидуально-психологические, социально-психологические, демографические, экономические, социальные, политические, правовые, организационно-методические. С точки зрения

современных специалистов, ведущую роль играют индивидуально-психологические и социально-психологические причины; установлено, что готовность к инновационной деятельности, как педагогических коллективов, так и отдельных педагогов, включает операционную, мотивационную и поведенческую составляющие [1, 2].

В настоящее время в России всё большую популярность приобретет сетевое взаимодействие образовательных учреждений, как ведущая форма их социального партнёрства. Благодаря сетевому взаимодействию возможно объединение ресурсов (консолидация усилий) участников для эффективного решения всевозможных задач, в том числе распространения инноваций в образовании. Сетевое взаимодействие позволяет организовать системную деятельность по созданию и актуализации инноваций, обучению педагогов и менеджеров образования по их применению, содействию педагогическим коллективам в их освоении.

Несмотря на очевидные преимущества (достоинства) сетевого взаимодействия, по-прежнему слабо используется его потенциал для распространения инноваций в образовании. Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом использовать потенциал сетевого взаимодействия для распространения инноваций в образовании? Цель исследования - разработка модели распространения инноваций в образовании.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было организовано на базе Института развития образования Краснодарского края, как образовательного учреждения, ответственного за профессиональную переподготовку педагогических кадров; с 2015 по 2017 годы профессиональную переподготовку прошло N=373 учителя-предметника.

Для решения проблемы и достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта сетевого взаимодействия образовательных учреждений, методы квалиметрии, моделирование, методы теории вероятностей и математической статистики, методы теории множеств, педагогический эксперимент. Методологические основы исследования: метасистемный, процессный, синергетический и вероятностно-статистический подходы. Научной основой исследования служили первичные математические модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений [4]. Пусть Б', Б" и Б/// - соответственно множество учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, вузов и общеобразовательных учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии, тогда широта образовательной ме-

гасреды а =

p (я' и5'' и5''' )=p (я) , где и - символ объединения множеств, Р - мощность множества Б организаций, участвующих в сетевом взаимодействии).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, именно синергетический подход должен быть основой моделирования и оценки эффективности распространения инноваций в педагогическом сообществе (синергетические модели иногда называют моделями "зажигания огня" [1, 3, 4]). Это означает, что в социуме должны быть налажены механизмы оперативного распространения инноваций, чтобы они становились достоянием всего педагогического сообщества, а не отдельных лиц.

Приведём пример. На кафедре физики Кубанского государственного технологического университета (участник сетевого взаимодействия образовательных учреждений в пределах Краснодарского края) была разработана методика конструирования многосерийных наборов педагогических заданий, применение которой позволяет диагностировать банк знаний обучающегося и их освоенность (вероятность их успешного применения в учебно-познавательной деятельности). Благодаря работе ведущих преподавателей кафедры физики в Институте развития образования Краснодарского края (в пределах

региона является интегратором сетевого взаимодействия) указанная методика была успешно освоена педагогами-предметниками Краснодарского края (по физике и по математике).

Представим модели и критерии распространения инноваций в образовании, в том числе новых образовательных инструментов (под распространённостью инновации будем понимать состояние, при котором она усвоена на должном уровне и применяется в соответствующей деятельности). Пусть А - число общеобразовательных учреждений, в которых должна быть распространена инновация (очевидно, что А = р(Б""), А <а), Мг -число работников ,-го учреждения, которые должны освоить инновацию, ш1 - число рада.

ботников, освоивших её, тогда освоенность инновации г-м учреждением ж = —-, сетью

М

г

1 А

учреждений № =~ ^ т, .

^М '=1

Я

Отметим, что число работников в учреждении, которые должны освоить инновацию, не обязано совпадать с общим числом работников в нём, т. к. инновация может подходить лишь определённым категориям работников. Например, инновации, затрагивающие управление образовательными системами, должны осваивать именно менеджеры образования, т.е. директора общеобразовательных учреждений и их заместители. Или, например, существуют инновации, применимые к конкретным предметным областям, например, к обучению физике.

Если оценивать освоенность инновации работниками по В-балльной шкале отноше-

1 да 1 Ада,

ний, то вышеуказанные параметры w. =-^Ь. . и № =-А-] , где Ь-

в•М ^=1 , в• ^м/=1 -1 '

,=1

освоенность инновации (по 5-балльной шкале) /-работником в г-м образовательном учреждении.

Вместе с тем очевидно, что у "выдающихся" работников (педагогов-предметников или менеджеров образования) освоенность инновации по В-балльной шкале может быть выше В, если они развивают новшество, а не "просто" применяют его. Более того, представленные выше параметры по своей математической сущности являются эмпирическими средними. Но известно, что при усреднении одни объекты могут характеризоваться высшими значениями качества, другие - низшими. С точки зрения авторов статьи, для оценки распространённости инновации более целесообразно применять статистический метод каменистой осыпи: распространённость инновации равна №, если не менее чем № процентов работников (в образовательном учреждении или сети учреждений) освоили инновацию не менее чем на № процентов каждый. Градации параметра не менее 90 -высший уровень, от 75 до 90 - должный (достаточный), от 60 до 75 - средний, от 40 до 60 - низкий, ниже 40 - инновация не освоена.

Какова вероятность того, что работник освоит инновацию? Данный показатель зависит от великого множества факторов, как от внешних (социальных), так и внутренних (индивидуально-психологических). Пусть р" - вероятность того, что работник узнает об инновации, р"" - вероятность того, что работник её изучит и станет применять (при усло-

// / " вии, тогда вероятность того, что он её освоит, составит р = р • р . Если величина р зависит в основном от социально-обусловленных факторов (хотя при высоком уровне стремления педагога к самообразованию начинают играть роль психологические факторы), то

,=1

параметр р// - от взаимодействия внешних и внутренних факторов, которое можно отразить зависимостью р ' = /(йр, Ье) • / (ш,Ье) • /" (Бек,Ье) . Здесь: Ье - параметр, отражающий качество (эффективность) обучения педагога инновации, йр, Мо( и Бек - соответственно уровень операционной, мотивационной и поведенческой готовности педагога к инновационной деятельности (применению инновации). Например, вероятность освоения такой инновации, как сэмпл-технологии электронного обучения, во многом зависит от информационно-дидактической компетентности педагога [3]. Вероятность того, что в образовательном учреждении или педагогическом сообществе (если взять сеть учреждений)

N

инновацию освоят N работников, составит р = ^ р , гдер; - вероятность того, что 1-й ра-

I=1

ботник освоит инновацию.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений инициаторами инноваций могут и должны быть, прежде всего, высшие учебные заведения (хотя и общеобразовательные учреждения могут играть в этом роль, особенно если в них работают передовые прогрессивные педагоги или руководители). Вероятность инициации инновации (создания новшества либо популяризации существующего) вузами, участвующими в сетевом взаимодействии (при условии, если надёжно функционирует интегратор сетевого взаимодействия - учреждение дополнительного профессионального педагогического образо-

вания), составит ц = 1 - ^(1 - %1), где - вероятность инициации инновации 1-м ву-

1=1

зом, участвующим в сетевом взаимодействии формулу легко доказать на основе теории вероятностей. Если учитывать все учреждения, участвующие в сетевом взаимодействии,

Р(я) а

то Ц= 1 - - ) = 1 - П(1 - ) . Например, инициировать распространение в обще-

1=1 1=1

образовательных учреждениях такой инновации, как сэмпл-технологии электронного обучения, могут одновременно несколько вузов в регионе. Или, например, Кубанским государственным технологическим университетом инициирована такая инновация, как методика конструирования многосерийных наборов педагогических заданий [4].

Чтобы новшество стало инновацией (т.е. повсеместно устойчиво применялось), недостаточно его инициации, а также готовности работников (педагогов или менеджеров образования) к инновационной деятельности. Необходимы механизмы синергичного распространения инновации. При этом ответственными за распространение инновации в педагогическом сообществе должны быть не только учреждения профессиональной переподготовки педагогов, но также наиболее передовые работники общеобразовательных учреждений (промежуточное звено между интегратором сетевого взаимодействия и педагогическим сообществом), готовые не только сами освоить инновацию, но также обучить ей своих коллег. Это необходимо хотя бы по причине дискретности процесса переподготовки педагогических кадров; далеко не все педагоги проходят переподготовку во время инициации инновации, а она должна быть повсеместно распространена. Очевидно, что величина р' в существенной мере зависит от надёжности и интенсивности процессов распространения инновации в социуме. Кроме того, от педагогов или менеджеров образования, готовых

обучить инновации коллег (подчинённых), зависят величины / (Ор,Ье), /" (Мо^ Ье)

и //// (Бек, Ье) . Напомним, что успешность усвоения обучающимся предмета (объекта)

изучения зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от технологий обучения, от профессиональной компетентности тьютора (обучающего). Необходима также помощь в освоении инноваций педагогам, не проходящим переподготовку, со стороны

представителей вузов и учреждений дополнительного профессионального педагогического образования; это возможно благодаря технологиям дистанционного обучения. Вероятность того, что Б педагогов или менеджеров образования, проходящих повышение ква-

¥

лификации, освоят инновацию и смогут обучить ей своих коллег, составит % = ^ g ; ве-

I=1

роятность gi того, что 1-й педагог, проходящий переподготовку, сумеет и освоить инновацию, и обучить ей своих коллег, в решающей мере зависит от его информационно-дидактической компетентности [3].

Если распространение инновации является синергетическим процессом (усиливающим самого себя), то динамика степени распространённости инновации в педагогическом

\е1('-Т), г < Т

сообществе должна выглядеть следующим образом: / (г) = « , где число е -

[1, г > Т.

основание натуральных логарифмов, Т - желаемое время распространения инновации. Скорость распространения инновации (в случае синергетического процесса)

д/ (г) \к • ек{'-Т), г < Т

-= \ , где к - параметр синергизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дг [о, г > т

Опытно-экспериментальная работа на базе Института развития образования Краснодарского края подтвердила эффективность сетевого взаимодействия как механизма распространения инноваций. С 2015 по 2017 годы в деятельность педагогов по физике общеобразовательных учреждений Краснодарского края были внедрены три образовательных инструмента: методика разработки многосерийных наборов педагогических заданий, виртуальные лаборатории по физике и моделирующие демонстрационные программы по физике. Степени внедрения оказались равными соответственно 65, 79 и 72.

Кроме того, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность сетевого взаимодействия как механизма содействия информатизации образовательных сред -его участников. За период с 2015 по 2017 год повысилась доля общеобразовательных учреждений с должными уровнями информатизации (таблица 1). Это обусловлено повышением информационной компетентности педагогов-предметников, содействием этим учреждениям в формировании систем компьютерной поддержки образовательного процесса, особенно электронных образовательных ресурсов.

Таблица 1 - Доля (%) общеобразовательных учреждений с различными уровнями информатизации_

Уровень информатизации Год

2015 2017

Низший 17 0

Низкий 30 0

Средний 38 27

Выше среднего 15 27

Высокий 0 39

Очень высокий 0 7

Очень высокий 0 0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, предложенные модели распространения инноваций в образовании необходимо дополнять и уточнять. Но уже на данном этапе очевидно: высшие уровни сетевого взаимодействия образовательных учреждений не могут быть диагностированы, если не происходит интенсивного распространения инноваций, не развивается готовность педагогических коллективов к инновационной деятельности. Также на очевидно, что интегрирующим участником сетевого взаимодействия должно быть учреждение дополнительного профессионального педагогического образования, ведущими - высшие учебные

заведения (должны быть источниками инноваций).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснов, С.И. Сетевая форма подготовки педагогов к инновационной деятельности / С.И. Краснов, Н.В. Малышева // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 62-72.

2. Лазарев, В.С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 87-97.

3. Формирование информационно-дидактической компетентности педагогов / Е.В. Рыкова, Е.С. Киселёва, М.Л. Романова, Д.А. Романов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 50-66.

4. Шапошникова, Т.Л. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач / Т.Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 370-384.

5. Atlagic, M. The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia / M. Atlagic, Z. Elezovic, V. Minic // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 5. - P. 138-142.

REFERENCES

1. Krasnov, S.I. and Malyisheva, N.V. (2014), "Network method of teachers training to innovative activity", Pedagogic, No 1, pp. 62-72.

2. Lazarev, V.S. and Eliseeva, I.A. (2015) "Investigation of pedagogical team as subject of innovative activity", Voprosyi psihologii, No 1, pp. 87-97.

3. Ryikova, E.V., Kiseleva, E.S., Romanova, M.L. and Romanov, D.A. (2015), "Formation of informational and didactics competence in teachers", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tech-nologicheskogo universiteta, No 1, pp. 50-66.

4. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs Theory as Mathematical Foundation for Socially-Pedagogical Problems Solving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 370-384.

5. Atlagic M., Elezovic Z. and Minic V. (2016), "The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 138-142.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2017

УДК 796.011:612

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЛЫЖНОГО МАРША К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Андрей Владимирович Шестов, адъюнкт, Борис Алексеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург, Михаил Александрович Бирюков, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведены результаты научных исследований в период совершения многокилометрового лыжного марша к Северному полюсу, который был впервые осуществлен группой военнослужащих ВС РФ; приводятся показатели ежедневного мониторинга объективных и субъективных показателей функционального состояния и физической работоспособности; показаны данные обработанные с помощью математической статистики методом корреляции и факторного анализа с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.