Научная статья на тему 'Инновационные модели обучения в персональной образовательной среде'

Инновационные модели обучения в персональной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TECHNOLOGICAL SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONALIZED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Бебешко Лариса Олеговна

Рассматриваются подходы к организации образовательного процесса в условиях персонализации образования. Показана характеристика инновационных способов обучения: адаптивное обучение, флип-обучение и тьюториал, которые представлены в виде учебных моделей в персональной образовательной среде. Эти модели выступают как успешное технологическое обеспечение персонализированного обучения.The article represents the modern approaches to the organization of educational process in the conditions of the educational personalization. The authors offer the description of the innovative ways of learning, which are presented in the form of training models in a personalized educational environment: adaptive learning, flip training and tutorial. These methods are the successful technological support of the personalized learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Бебешко Лариса Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные модели обучения в персональной образовательной среде»

А.Н. Ксенофонтова, Л.О. Бебешко,

Оренбургский государственный педагогический университет

УДК 378

Инновационные модели обучения в персональной образовательной среде

Необходимость проектирования персональной образовательной среды на современном этапе развития образовательной практики обусловлено следующими тенденциями: необходимостью в развитии талантливых детей и молодежи в регионах, повышением показателей государственной аттестации выпускников, участием молодежи в конкурсах и олимпиадах различного уровня, ориентацией учащихся на самообразовательную деятельность и ее самоуправление [2]. Основными идеями проектирования персональной образовательной среды выступают:

- совокупность организационно-педагогических условий, обуславливающих успешность про-

Инновационные технологии обучения студентов

ектирования персональной образовательной среды (актуализация мотивационного потенциала образовательной среды на самообразовательную деятельность; включение субъектов образовательного процесса в автодидактику; использование инновационных способов обучения);

- этапность проектирования образовательной среды по Е.С. Заир-Бек, требующая реализации персонализированных технологий;

- концептуальные основы персонализированного обучения, включающие два основных методологических подхода: деятель-ностный и персонологический, а также принципы обучения с позиции этих подходов;

- автодидактика как организация самообучения на основе информационно-коммуникационных технологий.

Особым этапом проектирования выступает набор научно-методического обеспечения. Это может быть как определенная система инновационных способов, так и авторские разработки педагогов [3]. Информационно-коммуникационные технологии на этом этапе играют важную роль, так как инновационные технологии обучения напрямую связаны с использованием технических средств. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы мы выявили следующие наиболее удачные инновационные модели, которые применимы в условиях персональной образовательной среды.

Модель адаптивного обучения (Adaptive learning). Представляет собой совокупность методов, которые реализуются при помощи компьютерных средств в качестве интерактивных способов обучения, а также служат в качестве способа организации и распределения человеческих и технических ресурсов в соответствии с индивидуальными потребностями каждого учащегося. Актуальность этой технологии была обусловлена осознанием того, что адаптивный подход необходим при смене традиционной парадигмы, так как он стремится перевести учащегося из позиции пассивного реципиента информации в соавтора.

История возникновения адаптивного обучения, или как еще называют его ученые «интеллек-

© Ксенофонтова А.Н., Бебешко Л.О., 2016

АЛЛА

НИКОЛАЕВНА

КСЕНОФОНТОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: речевая деятельность, субъектная позиция обучающегося, инновационные дидактические модели обучения. Автор 89 публикаций

ЛАРИСА

ОЛЕГОВНА

БЕБЕШКО

аспирант Оренбургского государственного педагогического университета, директор гимназии №1» г. Оренбурга. Сфера научных интересов: речевая культура подростка, конструирование учебных задач, инновационные технологии в воспитании речевой культуры. Автор более 5 публикаций

Рассматриваются подходы к организации образовательного процесса в условиях пер-сонализации образования. Показана характеристика инновационных способов обучения: адаптивное обучение, флип-обучение и тьюториал, которые представлены в виде учебных моделей в персональной образовательной среде. Эти модели выступают как успешное технологическое обеспечение персонализированного обучения. Ключевые слова: персонализация обучения, технологическое обеспечение, педагогические инновации, персональная образовательная среда.

The article represents the modern approaches to the organization of educational process in the conditions of the educational personalization. The authors offer the description of the innovative ways of learning, which are presented in the form of training models in a personalized educational environment: adaptive learning, flip training and tutorial. These methods are the successful technological support of the personalized learning. Key words: educational personalization, pedagogical innovations, technological support, personalized educational environment.

туального репетиторства», начинается в 1970-е годы с возникновением искусственного интеллекта, который сейчас набирает все большую популярность. Основной предпосылкой адаптивного обучения было предположение, что эта система или инструмент будет в состоянии приспособиться в качестве метода обучения и приведет к более эффективному изучению опыта. Главным препятствием была стоимость компьютеров, что тормозило их широкое применение. Но и ранние интерфейсы интеллектуальных систем были не применимы к обучению [4].

Технология адаптивного обучения традиционно разделена на следующие компоненты:

- экспертный компонент - система информации, которая должна преподаваться. Может включать как целые уроки, так и обучающие программы, а также различные материалы (иллюстрации, экспертные методологии,вопросы и др.);

- ученический компонент - система отслеживания работы учащегося. Как правило основу этого компонента составляет ком-

пьютеризированное адаптивное тестирование (CAT). Учащемуся предоставляется доступ к тестам (вопросам), которые выбираются в зависимости от уровня их сложности. На протяжении всего теста система ведет подсчет результатов на основании ответов;

- обучающий компонент - система передачи информации. Подразумевает включение в традиционные уроки разнообразных технологий (например, мультимедийные презентации), либо проведение консультаций наряду с изучением материала в режиме офлайн. Необходимо также проводить консультации по отдельным темам по результатам прохождения теста. Так можно адаптировать свой урок под собственные потребности и свой уровень усвоения информации, выстроить личный маршрут изучения нового материала. При этом важно вести переписку с учителем в чате или форуме для обеспечения обратной связи по актуальным вопросам;

- средовой компонент - пользовательский интерфейс для взаимодействия с системами.

Чаще всего адаптивное обучение применяется при реализации дистанционных программ для эффективного группового взаимодействия в рамках персональной образовательной среды и ее элементов (форумы, совместное использование ресурсов). В отечественной педагогике активно применяются следующие технологии адаптивного обучения: веб-квест, имитационное моделирование, бизнес-симуляция и др.

Модель-флип обучения (Flip teaching). Идея флип-обучения возникла как учебная стратегия, которая известна сегодня как «перевернутый класс» (flipped classroom) [1]. Модель флип-обучения переворачивает традиционную образовательную среду путем предоставления содержания обучения в сети Интернет либо за пределами классной комнаты. Применение этой технологии позволяет учащимся смотреть онлайн-лекции, участвовать в онлайн-дискуссиях, проводить исследования в домашних условиях и участвовать в конференции в классе под руководством наставника.

Профессор Гарвардского университета Эрик Мазур сыграл значительную роль в разработке технологии флип-обучения, взяв за основу ее реализации метод взаимного обучения (инструкцию «peer»). Суть этого метода заключается в том, что учащиеся готовятся и учатся за пределами класса, читая внекласные лекции, отвечая на вопросы. В классе учитель привлекает учащихся концептуальными вопросами либо посредством концептуального тестирования («Concept test»), которое представляет собой проблемные вопросы, заставляющие учащихся столкнуться с трудностями при ответе. Такая процедура выглядит следующим образом: инструктор (учитель) ставит вопрос, основываясь на ответах учащихся и их доклассового чтения; учащиеся размышляют над вопросом; они предлагают индивидуальные ответы; инструктор анализирует отве-

ты учеников; ученики обсуждают свои суждения и ответы со своими сверстниками; учащиеся снова предлагают индивидуальные ответы; инструктор вновь анализирует ответы и решает вопрос о необходимости объяснения изученного материала либо о переходе к изучению следующего понятия.

Педагоги Высшей школы Клин-тондейле (штат Мичиган, США) «переворачивали» каждый класс. Грег Грин взялся помочь учителям разобраться в структуре технологии флип-обучения. Под его руководством Энди Шеель в течение двадцати недель применял эту технологию в одном классе, а в другом проводил традиционные занятие. В результате учащиеся «перевернутого» класса превосходили учеников традиционных классов: ни один из учащихся «перевернутого» класса не набрал баллов меньше, чем на C+ («на три с плюсом» — прим. ред.). Было отмечено, что короткие видео (3-6 минут) более эффективны для учащихся. Сегодня школа использует аудио-/видеофайлы и текстовые материалы, размещенные в Khan Academy.

В 2016 году университет MEF г. Стамбула опубликовал книгу «Технология флип-обучения в высшем образовании: проекти-

рование персональной образовательной среды для современной экономики знаний и общества».

Тьюториал - это групповое практическое занятие, дополняющее самостоятельные занятия при реализации технологии смешанного обучения (blended learning) [5]. Может продолжаться от трех до шести часов. Тьютор выясняет возникшие при самостоятельных занятиях проблемы и дает задания, позволяющие попрактиковаться и освоить новые знания, обменяться опытом с коллегами. На тьюториалах применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм. По сути это легкая форма тренинга, в которой под руководством тьютора другие участники помогают освоить полученные знания. На хорошем тьюториале можно устранить пробелы в знаниях, разобраться в непонятных темах и научиться применять полученные самостоятельно знания. Однако надо быть готовым к тому, что сначала надо получить знания, подготовиться, чтобы стать равноправным участником дискуссий и групповой работы.

В персональной образовательной среде тьюториалом называются очные учебные занятия с уча-

щимися, проводимые с помощью интерактивных технологий. Такие учебные занятия проводят особые специалисты - тьюторы (групповые наставники, преподаватели вузов, специалисты в узкой сфере деятельности).

Существуют следующие виды тьюториалов: установочный тью-ториал, тьюториал перед контрольными занятиями (в конце четверти), тьюториал-тренинг перед единым государственным экзаменом.

Таким образом, в основе этих моделей обучения лежит практи-ко-ориентированная направленность, а также использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в интерактивном режиме. Стоит отметить, что инновацион-ность этих учебных моделей заключается не только в субъект-субъектном взаимодействии, но и в развитии личностных качеств талантливого учащегося (познавательного интереса, творческой активности, исследовательской самостоятельности), а также в реализации принципа постепенного усложнения, выступающего основным в проектировании персональной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимова К.Ю., Еремина А.П., Кабланова А.К., Стуко-лова Е.А. Инновационные стратегии подготовки педагогических кадров: российский и зарубежный опыт: учеб. пособие. Оренбург: «Экспресс-печать», 2015. С. 84.

2. ЕреминаА.П., КсенофонтоваА.Н. Организация работы с педагогическим коллективом как фактор повышения качества образования // Мир молодой .науки. Оренбург: изд-во пед. колледжа им. Н.К. Калугина, 2016. С. 17-24.

3. Заир-Бек Е.С., Ксенофонтова А.Н. Методология инсти-туализма в исследованиях // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Челябинск:

изд-во ЧГПУ, 2013. С. 153-158.

4. Ксенофонтова А.Н. Технология развития субъектной позиции студента / Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: изд-во ООО «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 77-79.

5. Леденева А.В., Зайнутдинов Р.Р., Симонова Д.С., Стуко-лова Е.А., Журавлева С.В., Соловьева С.Ю., Арипова М.М. Педагогические условия организации инновационной деятельности в современной школе: методические рекомендации. Оренбург: «Экспресс-печать», 2014. С. 192.

LITERATURA

1. Gerasimova K.Yu., Eremina A.P., Kablanova A.K., Stukolova E.A. Innovacionnye strategii podgotovki pedagogicheskih kadrov: rossijskij i zarubezhnyj opyt: ucheb. posobie. Orenburg: «Yekspress-pechat'», 2015. S. 84.

2. Eremina A.P., Ksenofontova A.N. Organizacija raboty s pedagogicheskim kollektivom kak faktor povyshenija kachestva obrazovanija // Mir molodoi nauki. Orenburg: izd-vo ped. kolledzha im. N.K. Kalugina, 2016. S. 17-24.

3. Zair-Bek E.S., Ksenofontova A.N. Metodologija institualizma v issledovanijah // Vestnik Cheljabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv. Cheljabinsk: izd-vo: CHGPU, 2013. S. 153 -158.

4. Ksenofontova A.N. ТеЬто1одУа razv^^ sub''ektnoj pozicii studenta / Innovacionnye issledovanijа: problemy vnedrenijа rezul'tatov I napravlenijа razvitijа: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa: izd-vo OOO «OMEGA SAJNS», 2016. S. 77-79.

5. Ledeneva A.V., ZajnutdinovR.R., Simonova D.S., Stukolova E.A., Zhuravleva S.V., Solov'eva S.Yu., Aripova M.M. Pedagogicheskie uslovijа organizacii innovacionnoj dejаtel'nosti v sovremennoj shkole: metodicheskie rekomendacii. Orenburg: «Yekspress-pechat'», 2014. S. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.