Научная статья на тему 'Инновационные модели научной деятельности вуза культуры как фактор развития подготовки отраслевых специалистов'

Инновационные модели научной деятельности вуза культуры как фактор развития подготовки отраслевых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИГА / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ / BOOK / CULTURE / EDUCATION / INNOVATION / RESEARCH ACTIVITIES / UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есаков Валерий Анатольевич

В статье уделено внимание научно-инновационному сопровождению деятельности вуза культуры и, в частности, внедрению инновационных моделей научной деятельности вузов культуры как фактора подготовки отраслевых специалистов. Определены целевые маркеры модели научно-исследовательской деятельности вуза и показатели эффективности. Отмечается большая роль библиотек в научно-инновационном сопровождении деятельности вузов культуры, которые служат развитию научной деятельности вуза и способствуют реализации целей и задач государственной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есаков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODELS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE UNIVERSITY OF CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING INDUSTRY PROFESSIONALS

In article the attention scientific innovation is paid to maintenance of activity of higher education institution of culture and, in particular, introduction of innovative models of scientific activity of higher education institutions of culture as factor of training of branch experts. Target markers of model of research activity of higher education institution and indicators of efficiency are defined. The big role of libraries in scientific and innovative maintenance of activity of higher education institutions of culture which serve development of scientific activity of higher education institution is noted and realization of the purposes and problems of the state cultural policy promotes.

Текст научной работы на тему «Инновационные модели научной деятельности вуза культуры как фактор развития подготовки отраслевых специалистов»

: X Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве»

И

ННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ ОТРАСЛЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 378

В. А. Е с а к о в

Московский государственный институт культуры

В статье уделено внимание научно-инновационному сопровождению деятельности вуза культуры и, в частности, внедрению инновационных моделей научной деятельности вузов культуры как фактора подготовки отраслевых специалистов. Определены целевые маркеры модели научно-исследовательской деятельности вуза и показатели эффективности. Отмечается большая роль библиотек в научно-инновационном сопровождении деятельности вузов культуры, которые служат развитию научной деятельности вуза и способствуют реализации целей и задач государственной культурной политики.

Ключевые слова: книга, культура, образование, инновации, научная деятельность, вузы культуры.

V. A. Esakov

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

INNOVATIVE MODELS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE UNIVERSITY OF CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING INDUSTRY PROFESSIONALS

In article the attention scientific innovation is paid to maintenance of activity of higher education institution of culture and, in particular, introduction of innovative models of scientific activity of higher education institutions of culture as factor of training of branch experts. Target markers of model of research activity of higher education institution and indicators of efficiency are defined. The big role of libraries in scientific and innovative maintenance of activity of higher education institutions of culture which serve development of scientific activity of higher education institution is noted and realization of the purposes and problems of the state cultural policy promotes.

Keywords: book, culture, education, innovation, research activities, universities of culture and arts.

В настоящее время большое значение товки отраслевых специалистов. придаётся инновациям во всех сферах Целевые маркеры модели: науки и культуры. В связи с этим в вузах • ориентация на конкретный результат; культуры стали уделять больше внимания • опора на мировой опыт и на отече-

научно-инновационному сопровождению ственные традиции;

деятельности и, в частности, внедрению • технологичность и структурность мо-

инновационных моделей научной деятель- дели;

ности вузов культуры как фактора подго- • комплексность и системность моделей;

ЕСАКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор культурологии, профессор, проректор по научной деятельности и попечительскому совету Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почётный работник общего образования Российской Федерации

ESAKOV VALERY ANATOLYEVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Vice Rector for

Scientific Activity and Board of Trustees, Moscow State Institute (University) of Culture, Honored 19

Worker of Culture of the Russian Federation, Honored Worker of the General Education of the Russian

Federation

e-mail: esakov.va@yandex.ru © Есаков В. А., 2016

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

• поэтапность и системность контроля исполнения;

• реализм планирования и обеспечение планирования;

• эстафетность планирования и создания моделей.

Научно-инновационное сопровождение деятельности вузов культуры связывается в настоящее время прежде всего с развитием библиотек. Книга, как известно, является древним носителем инновационной и культурной информации, выполняющим образовательные функции. Не случайно сегодня слова «книга», «культура», «образование», «инновации» поставлены в один ряд. Они взаимосвязаны, обеспечивая человечеству хранение и передачу знаний.

В 2015 году научно-исследовательская и научно-методическая деятельность Московского государственного института культуры осуществлялась на основе модели, разработанной в соответствии со «Стратегией развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2010—2015 годы», Стратегией развития научно-инновационной деятельности МГУКИ (МГИК) до 2020 года и Планом мероприятий МГИК, выполняемых по Государственному заданию Минкультуры России.

Хотелось бы напомнить, что основные показатели эффективности применяемой модели отражены в Государственном задании Минкультуры России. Это:

• соответствие научно-исследовательской деятельности профилю деятельности организации и приоритетным направлениям деятельности Минкультуры России — не менее 70% в общем числе исследований в году;

• доля научных публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), в общей численности научных публикаций сотрудников

учреждения — не менее 0,03%;

• выполнение плана приёма на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре согласно контрольным цифрам приёма — 100%;

• доля аспирантов, посещающих учебные занятия в полном объёме, согласно расписанию учебных занятий, — не менее 90% от общего числа аспирантов;

• доля аспирантов, участвующих в научных проектах, конференциях, форумах, симпозиумах, конкурсах молодых учёных и т.д., — не менее 40% от общего числа аспирантов;

• количество участников научно-практических мероприятий — не менее 100 участников на одном мероприятии;

• подготовка учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий — не менее 5 проектов в год;

• разработка образовательных программ, курсов лекций, видеоматериалов для работы с одарёнными детьми — не менее 3 в год;

• разработка образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для педагогических работников общеобразовательных организаций, детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций отрасли культуры, в том числе программ дистанционного обучения, — не менее 3 программ в год.

В соответствии с Госзаданием Минкультуры РФ в прошедшем году выполнено 114 мероприятий, 18 из них — это фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы. Среди наиболее значимых научных мероприятий следует отметить:

• международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», который прошёл в Республике Крым;

• Московский форум культуры «Россий-

: X Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве»

ская культура как национальный проект»;

• Московский молодёжный форум культуры.

Особое место в плане Государственного задания заняли мероприятия, посвящён-ные празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

• российско-белорусская научно-практическая конференция «Великая Отечественная война: историческая память и современные подходы к исследованию»;

• межвузовская научно-практическая конференция «Культура памяти в кино-, фотоискусстве: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

В этих работах приняло участие более 200 сотрудников вуза. Всего же в 2015 году было проведено свыше 200 научных и научно-методических мероприятий международного, всероссийского, регионального и вузовского уровней.

В связи с этим можно констатировать, что научно-исследовательская деятельность становится важным инновационным элементом функционирования вуза культуры и во многом способствует реализации им функций одного из ведущих научно-методических центров сферы культуры и искусства.

Важным звеном инновационной модели научно-исследовательской деятельности МГИК является библиотека, обеспечивающая просветительскую и образовательную деятельность институтского Информационно-библиотечного центра, который занимается, в частности, установлением связей с электронными библиотеками.

Информационно-библиотечный центр института пополнили почти 9 000 документов (8 803). В рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» приобретена учебная литература для музыкального кадетского корпуса на сумму 857

тыс. руб. (1 601 книга), а также 2 607 учебников на сумму 1 миллион 362 тыс. руб. Проделана работа по списанию морально устаревшей литературы из фондов абонементов и читальных залов. Всего списано по актам 8 943 книги. На 1 января 2016 года фонд составил 589 575 экземпляров документов.

В 2015 году была проведена работа по наполнению электронного каталога и электронной библиотеки. В электронный каталог за год внесено 8 234 записи, из них 576 записей — с возможностью полнотекстового доступа. Электронная библиотека пополнилась 556 изданиями.

На 1 января 2016 года объёмы электронного каталога и электронной библиотеки составили 163 317 библиографических записей и 2 256 полнотекстовых документов соответственно.

Институт также заключил контракты на доступ к электронным библиотекам полнотекстовых учебных изданий с издательством «Юрайт», с электронными библиотечными системами «Лань», «Библио-Россика», IPRbooks, «Университетская книга».

МГИК ведёт активное сотрудничество с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). В 2015 году в его базе научных изданий было размещено 690 публикаций преподавателей, сотрудников и аспирантов МГИК, из них 156 размещено на основании указанного договора.

По данным РИНЦ, в 2015 году представителями вуза было опубликовано 402 научные работы, в том числе 329 статей и 14 монографий или глав в них. В журналах, включённых в Перечень ВАК МОН РФ ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, опубликовано 257 работ, в журналах, входящих в Web of Science или Scopus — 2 работы.

Работы авторов МГИК в 2015 году были процитированы 764 раза, из них 293 раза —

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

статьи, вышедшие в журналах за последние 5 лет.

Библиотеки, таким образом, выполняют, помимо функции хранилища знаний, функцию обмена знаниями, в том числе с использованием инновационных технологий (онлайн-библиотеки, базы данных и т.д.). Библиотека становится центром научной деятельности нескольких вузов, обеспечивая постоянный обмен информацией, возможность доступа к нужным источникам (отечественным и зарубежным), к передовому научному опыту

всего мира в режиме онлайн, а также возможность размещения научных изданий в таких крупных международных базах, как Web of Science и Scopus.

Таким образом,обеспечивая и поддерживая научно-инновационную деятельность вузов культуры на основе модели научной деятельности вуза как фактора развития подготовки специалистов, библиотеки служат развитию научной деятельности и способствуют реализации целей и задач государственной культурной политики.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.