евую экономику на индустриальную, или нас ожидает прозябание на уровне Северной Кореи.
Последние встречи В. Путина с финансовыми олигархами, с политическими кругами внушают надежду, что у руководства страны есть
политическая воля на то, чтобы не на словах, а на деле перейти к эффективным экономическим реформам, которые, надеемся, сыграют свою достойную роль и в развёртывании инвестиций (в том числе и родителей) в образование детей.
Примечания
1. дятлов с. А. Основы теории человеческого капитала. Санкт-Петербург : Изд-во СПбУЭФ, 1994. 160 с.
2. ремизов в. а. Обыденная культура: альтернативы, тупики и выходы — анализ существенного на уровне российских явлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 32—36.
3. Щетинин в. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 42—49.
References
1. Dyatlov S. A. osnovy teorii chelovecheskogo kapitala [Fundamentals of the theory of human capital]. St. Petersburg, Publishing house of Saint-Petersburg State University of Economics, 1994. 160 p.
2. Remizov V. A. Obydennaya kul'tura: al'ternativy, tupiki i vykhody — analiz sushchestvennogo na urovne rossiyskikh yavleniy [Everyday culture: alternative, stubs and outputs — analysis significant at the level of Russian phenomena]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts]. 2013, No. 1 (51) , pp. 32—36.
3. Shchetinin V. Chelovecheskiy kapital i neodnoznachnost' ego traktovki [Human capital and the ambiguity of its interpretation]. world Economy and International Relations. 2001, No. 12, pp. 42—49.
ИсСКУССТВО ИЛИ БИЗНЕС? ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 378.1 В. А. Е саков
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрены перспективы государственно-частного партнёрства в вузах культуры и искусства. Возникающие инновационные технологии в сфере образования, культуры и искусства являются движущей силой общественного, экономического и культурного прогресса нашей страны. В свете развития инноваций в последнее время стали возникать различного рода концепции, направленные на взаимодействие частного бизнеса и государства. В статье предложен проект объединения вузов культуры и искусства в единый проект, целью которого является интенсификация обучения и воспитания с привлечением широкой общественности. Данный проект направлен на культурное воспитание и обучение как студентов, так и широкой общественности, результатами его должны стать: подъём уровня культуры в нашей стране, рост интереса к своей и зарубежной культуре, воспитание бережного отношения к памятникам старины, привитие и развитие культурных и творческих способностей, а также умения культурно организовать досуг для всей семьи.
ключевые слова: государственно-частное партнёрство, вузы культуры и искусства, творческий проект, образование.
ЕСАКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор культурологии, профессор, проректор по попечительскому
совету и общественным организациям Московского государственного института культуры, заслуженный
работник культуры Российской Федерации 193
ESAKOV VALERII ANATOL'EVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Vice rector for the Board
of Trustees and public organizations of Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture
of the Russian Federation
e-mail: esakov.ya@yandex.ru © Есаков В. А., 2015
1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
V. A. Esakov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE ART OR BUSINESS? PROSPECTS FOR PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS
The article discusses prospects for public-private partnership in higher education institutions of culture and arts. Emerging innovative technologies in the sphere of education, culture and art are the driving force of social, economic and cultural progress of our country. In the light of development of innovations in recent years began to emerge various concepts aimed at the interaction between private business and the state. In the article the project of the Association of universities of culture and art in a single project aimed at intensification of training and education with the involvement of the General public. The project will focus on cultural education and training both students and the General public, resulting in an expected increase in the level of culture in our country, the growth of interest in their own and foreign culture, the education of careful attitude to the monuments of antiquity, the inculcation and development of cultural and creative skills, and the ability to organize cultural activities for the whole family.
Keywords: public-private partnership, institution of culture and art, creative project, education.
Рост инновационных технологий во всех сферах нашей жизни диктует и новые формы взаимодействия государства и общества, государства и вузов. К новым условиям приходится быстро приспосабливаться, придумывая новые технологии обучения и управления учебным процессом. При этом возникающие инновационные технологии в сфере образования, культуры и искусства являются движущей силой общественного, экономического и культурного прогресса нашей страны. В свете развития инноваций в последнее время стали возникать различного рода концепции, направленные на взаимодействие частного бизнеса и государства. В частности, успешно развивается концепция государственно-частного партнёрства (ГЧП). Задача статьи — рассмотреть перспективы ГЧП в области культуры и выявить потенциал МГИК по внедрению ГЧП. Формирование института ГЧП в современной России началось в 2004 году (в июне 2004 года при Председателе Правительства РФ был создан Совет по конкурентоспособности). В 2005 году был создан Инвестиционный фонд Российской Федерации, а в 2006 году под его деятельность была подведена юридическая база. 1 марта 2008 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 134 «Об ут-
верждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».
опыт международного и российского инновационного развития показывает, что ГЧП способствует расширению базы ресурсов, поиску неиспользуемых резервов экономического развития. Также при использовании ГЧП повышается эффективность управления государственной и муниципальной собственностью. Ведь вузы, находящиеся в федеральной, муниципальной, государственной или городской собственности, фактически используют её не в полной мере. Их деятельность могла бы не исчерпываться учебной или коммерческой составляющими (например, сдача в аренду резервных, неиспользуемых помещений), но она могла бы служить развитию у студентов предпринимательских, творческий качеств. Проекты в области культуры, развиваемые на площадках самого вуза, могут служить и коммерческой, и учебной целям. Приведём пример. В коломне существует музей пастилы, или, как говорится на сайте, Музей исчезнувшего вкуса: «Музей "Коломенская пастила" представляет собой новый тип музея: сохраняющего и предъявляющего нематериальное наследие, нечто эфемерное и ускользающее — вкусы, запахи, культуру
бытования, манеру говорить...» [3]. В качестве помещения для музея использован флигель старинной купеческой усадьбы Сурано-вых. Здесь и разворачивается всё священнодействие: посетители приглашаются на чай с неспешными разговорами на старинный лад, с угощением пастилой разных сортов. При этом вам расскажут предания старины, в которых будут фигурировать Иван Грозный, масоны, Иван Лажечников и Борис Пильняк. В музее собраны старинные рецепты пастилы, которыми работники могут поделиться с интересующимися посетителями.
Получается при этом, что усадьба купцов Сурановых приносит доход. Люди посещают эту усадьбу не просто как старинное здание, музей, но и как культурное учреждение, приобщающее их к старинным обычаям, традициям наших предков. Таким образом, музейные работники задействовали резервные базы усадьбы. Точно так же можно использовать резервы вузов культуры и искусства.
Обратимся к истории вопроса. С расширением и усложнением форм взаимодействия государства и бизнеса стали возникать формы ГЧП. В 2010 году вышло учебное пособие В. Г. Варнавского, А. В. Клименко, В. А. Королева «Государственно-частное партнёрство: теория и практика», освещающее историю и теорию ГЧП [1]. В пособии рассматриваются концептуальные вопросы ГЧП, его возможности. Так, авторы пишут, что ГЧП является одним из механизмов смешанной экономики, позволяет вовлекать ресурсы частного сектора в процессы, находящиеся в собственности государства, а также использовать предпринимательскую инициативу. Авторы отмечают, что бизнес более мобилен, по сравнению с государственными институтами, и быстрее реагирует на рынок. Бизнес способен к нововведениям. Однако ему нужна поддержка правительства, которая может обеспечить успешную реализацию задуманного. Кроме того, правительство обеспечивает финансирование и даёт гарантии, устанавливает налоговые льготы и оказывает другие виды поддержки.
Авторы книги подробно прописали меха-
низмы управления и регулирования в области ГЧП, на которые можно ориентироваться, в частности — при осуществлении подобной деятельности в вузах культуры и искусства. В такой ситуации возможна конкуренция этих вузов между собой, которую можно решить в рамках содружества вузов культуры и искусства, каждый из которых будет выполнять свою функцию в общей культурной программе. Однако у нас подобная идея ещё не выдвигалась, но она могла бы стать инновацией в области образования творческой молодёжи. плюсы такого содружества, сообщества очевидны: это вовлечение молодёжи ещё в годы обучения в активную социальную и культурную жизнь страны, проба сил в выбранной профессии. Кроме того, это приобретение студентами важных партнёрских связей, которые в дальнейшем помогут им быстрее и легче построить свою карьеру на поприще культуры и искусства. Студенты могут участвовать в международных конкурсах и проектах, представляя интересы своего учебного заведения и зарабатывая таким образом баллы и себе, и своему вузу, способствовать повышению престижа своей альма-матер на международной арене. С другой стороны, поднятие престижа вуза отражается и на отношении студентов к своему учебному заведению — они начинают им гордиться и будут стараться приумножить его славу и повысить его авторитет.
Сам термин ГЧП происходит от английского public-private partnership. При этом государство трактуется в странах ЕС как обобщающий субъект общественной власти, который включает в себя все уровни управления. Государство — это все общественные институты, у которых есть властные полномочия. У нас же государство — это только совокупность учреждений, которые осуществляют властные функции. Поэтому и ГЧП у нас понимается и осуществляется немного иначе. За рубежом инициатором ГЧП выступает государство. у нас же — сами вузы, поскольку государством им предписывается найти себе варианты самообеспечения, начать приносить доход
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
или же сливаться с другими, более сильными вузами. Понятно, что в трудных экономических условиях, при перманентном сокращении бюджета каждый вуз стремится извлечь максимальную выгоду из своих ресурсов (интеллектуальных, теоретических, педагогических, хозяйственных). Поэтому назревает потребность реализации в вузовской сфере такого проекта, который позволил бы вузам функционировать с максимальной культурной, экономической и общественной отдачей.
У нас существуют три проблемы: оскудение культуры, нехватка экономических ресурсов и слабое взаимодействие с обществом.
Проект, который мы хотим предложить для вузовской сферы, призван эти три сложные задачи если не решить, то свести к минимуму.
ГЧП — это совокупность общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права. отношения между бизнесом и государством определяются:
• Конституцией РФ (равенство перед законом — ст. 19; недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — ст. 34; возможность заключения соглашений между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней в целях передачи полномочий с одного уровня на другой — ст. 78 и другие положения);
• административным законодательством;
• гражданским законодательством;
• бюджетным законодательством;
• градостроительным, земельным и другим законодательствами.
Это далеко не полный перечень законодательной базы ГЧП, поскольку развитие форм, моделей и механизмов ГЧП требует введения соответствующей специальной законодательной базы. В настоящее время единственным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который определяет порядок применения механизма концессии при реализации проектов ГЧП.
Приняты также региональные законы, по-
свящённые ГЧП: «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрст-вах» (20 декабря 2006 года), «О государственно-частном партнёрстве в Республике Калмыкия» (1 января 2009), «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнёр-ствах» (1 февраля 2008) и др.
ГЧП направлено прежде всего на ликвидацию провалов рынка. Однако рынок можно понимать не только как рынок экономический, рынок товаров и услуг, но это может быть и культурный рынок, который испытывает в настоящее время если не «застой», то отсутствие истинно культурной, развивающей, творческой, качественной продукции.
В Российской Федерации закреплён приоритет государства в решении проблем социально-экономического развития с использованием механизма ГЧП в ряде нормативно-правовых актов, таких, например, как Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы, Федеральная целевая программа «Культура России (2012— 2018 годы) [2; 4; 5].
ГЧП — важный механизм привлечения внебюджетных средств для развития инфраструктуры. Приоритетными сферами применения ГЧП выступают здравоохранение, образование, космическая отрасль, лесное хозяйство, транспортная инфраструктура. При этом условиями успешной реализации планов ГЧП являются такие факторы, как разработка соответствующего законодательства, обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности, выработка чётких рекомендаций и инструкций, строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП, стабильность общей политической обстановки.
Необходимо сказать о факторах успеха ГЧП, поскольку в этой сфере существует масса юридических нюансов. Обязательно юридическое оформление партнёрства между государством и участниками. Одним из стимулов развития ГЧП может быть софинан-сирование деятельности. При этом снижает-
ся нагрузка на бюджет и расширяется сфера деятельности партнёров.
Сфера культуры и искусства может быть успешно задействована в ГЧП при правильном распределении сил и ролей в едином культурно-образовательном проекте в рамках, например, Московского региона. В рамках всей России такой проект будет иметь меньше успеха, поскольку потребует большей экономической поддержки.
Проект, который мы хотим представить, состоит в следующем. Мы хотим объединить вузы культуры и искусства Москвы и области по принципу единого образовательного и культурного пространства, куда были бы вовлечены как студенты и их преподаватели, так и широкая общественность. При этом цель нашего проекта — культурно-просветительская. Мы хотим улучшить культурную атмосферу, обогатить представление людей о культуре, искусстве, творческих возможностях человека.
В Москве и Московской области существует несколько крупных вузов культуры и искусства, такие как Московский государственный институт культуры (МГИК); Российский университет театрального искусства (ГИтИС); Государственная академия славянской культуры (ГАСК); Гжельский государственный университет; Российская академия музыки имени Гнесиных; Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ип-политова-Иванова; Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке и многие другие.
В данном проекте в качестве ведущего учреждения может выступать МГИК, предоставляя свои творческие площадки для концертов, конференций, мастер-классов, а также выступая со своими культурными программами на площадках других вузов культуры и искусства для обмена творческим опытом и теоретическими инновациями. Культурное и творческое поле для более успешного развития и функционирования должно быть единым. В этом единстве — секрет успеха всего предприятия.
Помимо творческих выступлений, в проект
входит создание музеев (по профилю и возможностям каждого вуза). Это могут быть такие интерактивные музеи:
1. звучащий музей, или музей звука. звуки со всего мира. С одной стороны, это интересно тем, кто ходит на концерты экзотической музыки (японских исполнителей на народных инструментах, индийской музыки, китайской музыки). Это в основном камерные концерты, поскольку их устраивают для любителей. Однако можно такие концерты сделать более массовыми, обогатив тем самым культуру массового досуга, расширив список мероприятий для семейного досуга. Лекторий можно совместить с выставкой инструментов и мастер-классами по обучению игре на них. Это можно сделать темами квалификационных работ, проектов, выполняемых студентами вуза, в том числе и темами межвузовских творческих проектов. Студенты могут приглашать на них своих друзей, участвовать в федеральных программах вместе с руководителями, выигрывать гранты. на деньги грантов можно собирать материал о музыке народов мира, покупать инструменты или даже самим их изготовлять (делать такие мастер-классы), развернуть рекламную кампанию. В программе интерактивного музея могут быть музыкальные гостиные (на площадках разных вузов-партнёров по ГЧП) с лекциями и мастер-классами по музыкальной культуре народов мира. Можно приглашать музыкантов со всего мира, устраивать с ними встречи-концерты.
2. Музей танца.
3. Художественный салон «Многообразие красок планеты» с лекциями и мастер-классами. Комплекс таких мероприятий может быть включён в учебный процесс, обеспечивая вузу насыщенную жизнь. например, можно дать студентам задание подготовить подобный мастер-класс. Можно выстроить программу курса так, чтобы он предполагал систему подготовки, проведения и функционирования музея-лектория. И так — по каждой кафедре. Своего рода интерактивное обучение. Это привлечёт студентов, а тем, кто уже учится, — предоставит возможность увидеть свою
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
реализацию на практике, подскажет, как выстроить будущую карьеру. Для вуза — это привлечение финансовой и информационной поддержки правительства. А также это возможность для педагогов повышать свою квалификацию, участвуя вместе со студентами в культурологическом действе.
Наша концепция направлена и на привлечение внимания к забытым именам в истории культуры, на возрождение забытых мотивов или способов творчества. Целью проекта должно стать привитие интереса к истории культуры, к культурным традициям народов мира и прежде всего к русской культурной традиции и её взаимодействию с другими мировыми традициями.
Помимо всего прочего, целью проекта может стать издательская деятельность. Например, исследование и публикация материалов о забытых культурных промыслах России и т.д. Такой проект позволит участвовать в Федеральной издательской программе. Возможно также издать серию книг для детей, в которой доступным языком, ярко, красочно и глубоко,
с подробностями излагалась бы история культуры и искусства России и других стран.
Таким образом, потенциал МГИК в рамках реализация проекта ГЧП очень велик, и это способствовало бы повышению рейтинга вуза. При этом деятельность каждого преподавателя стала бы более интенсивной, насыщенной, творческой и интересной. Думается, что будущее нашего образования и общественного развития за подобными проектами, вовлекающими в свой круг широкие массы населения. Отдача же от такого проекта могла бы быть не только духовной, но и материальной — с распространением знаний о культуре и искусстве возрос бы интерес к литературе о них и, соответственно, возросла бы прибыль издательств. Символическая (минимальная) плата за билеты на некоторые концерты или мастер-классы (с учётом льгот для малообеспеченных, пенсионеров и т.д.) могла бы составить статью дохода самого вуза, обеспечив частичный возврат денег в государственную казну или сокращение государственного финансирования в этом направлении.
Примечания
1. Варнавский В. Г. и др. Государственно-частное партнёрство: теория и практика : учебное пособие. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. 285 с.
2. Материалы Президиума Правительства РФ. URL: www.investmarket.ru/content/document_r_8C93B6D2-D6AD-421E-9E1F-882DF582548F.html
3. Сайт музея «Коломенская пастила». URL: kolomnapastila.ru/museum/
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы : утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70736882/#review
5. Федеральная целевая программа «Культура России (2012—2018 годы)» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р. URL: fcpkultura.ru/new.php?id=9
References
1. Varnavskiy V. G., etc. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Public-private partnerships: theory and practice]. Moscow, Publishing house of National Research University Higher School of Economics, 2010. 285 p.
2. The materials of the Presidium of the RF Government. Available at: www.investmarket.ru/content/ document_r_8C93B6D2-D6AD-421E-9E1F-882DF582548F.html
3. The web-site of the Museum "Kolomna pastila". Available at: kolomnapastila.ru/museum/
4. Federal target program of education development for the years 2016—2020: approved by the governmental decree on December 29, 2014 № 2765-p. Available at: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/#review
5. The federal target program "Culture of Russia (2012—2018 years)": approved by the Federal Government on February 22, 2012 № 209-p. Available at: fcpkultura.ru/new.php?id=9