Научная статья на тему 'Инновационные методы выявления преступлений экономической направленности как инструмент обеспечения экономической безопасности России'

Инновационные методы выявления преступлений экономической направленности как инструмент обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ECONOMIC SAFETY / THREAT / CRIME IN SPHERE OF TAXATION / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терзиди Андрей Владимирович, Михалко Елена Романовна, Анищенко Евгений Владимирович

Статья посвящена обоснованию необходимости внедрения инновационных методов выявления преступлений экономической направленности в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности России; анализу преступлений экономической направленности в налоговой сфере, инновационному аспекту функционирования органов полиции в сфере противодействия экономическим преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терзиди Андрей Владимирович, Михалко Елена Романовна, Анищенко Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION METHODS OF DETECTING ECONOMIC CRIMES AS A TOOL FOR ENSURING ECONOMIC SAFETY (SECURITY) OF RUSSIA

The article substantiates the necessity to introduce the innovation methods for detecting economic crimes as a means of ensuring economic safety of Russia; analyses economic crimes in the tax field as well as the innovation aspects of the police (law enforcement body) activity in fighting economic crimes.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы выявления преступлений экономической направленности как инструмент обеспечения экономической безопасности России»

А. В. Терзиди, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Налоговый контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности» Академии экономической безопасности МВД России e-mail:conception07@rambler. т

Е. Р. Михалко, кандидат экономических наук, Советник Председателя Правления ОАО «Международный банк финансов и инвестиций» e-mail: alena.mikhalko@mail.ru

Е. В. Анищенко, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Налоговый контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности» Академии экономической безопасности МВД России e-mail: akadem421@bk.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Статья посвящена обоснованию необходимости внедрения инновационных методов выявления преступлений экономической направленности в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности России; анализу преступлений экономической направленности в налоговой сфере, инновационному аспекту функционирования органов полиции в сфере противодействия экономическим преступлениям.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угроза, преступление в налоговой сфере, преступление экономической направленности.

В настоящее время категория «экономическая безопасность» рассматривается в виде качественной характеристики национальной экономической системы, отражающей ее способность реализовывать национально-государственные интересы, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, стабильно обеспечивать необходимыми ресурсами развитие народного хозяйства, поддерживать достойные условия жизни и развития личности. В качестве источника экономического законодательства государство использует обширный инструментарий финансового регулирования, вырабатывает и реализует конкретную экономическую политику, которая целиком зависит от целей и задач, стоящих перед обществом. Так, с целью обеспечения эффективного воздействия на субъекты экономических отношений органы государственной власти используют такие мощные финансовые регуляторы, как денежное обращение, внешнеэкономическая деятельность, налоговое и бюджетное регулирование.

Преступления экономической направленности представляют собой серьезную угрозу для экономической безопасности России, а именно - для бюджетной системы государства, что обуславливает необходимость переориентации органов внутренних дел именно на раскрытие престу-

плений экономической направленности в сфере собственности, кредитно-финансовой сфере, во внешнеэкономической деятельности, в топливноэнергетическом комплексе, а также на потребительском рынке.

Преступность в налоговой сфере приобретает все более изощренные и организованные формы, проникает во все сферы хозяйствования, совершенствуются старые и появляются новые способы совершения налоговых преступлений в связке с коррупцией в органах государственной власти и иными должностными преступлениями.

В свете этого, все более актуальной становится необходимость совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и, в первую очередь, такой ее формы, носящей разведывательно-поисковый характер, как аналитическая разведка по выявлению лиц и самое главное фактов, представляющих оперативный интерес.

Анализ преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями органов внутренних дел Московской области, позволяет отметить прирост их количества в 2009 г. по сравнению с уровнем 2008 г. на 11,1%. При этом на 10,7% увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами, в том

числе на 12,2% - совершенных в крупном и особо крупном размерах; количество преступлений против собственности увеличилось на 15,7%, в финансово-кредитной сфере на 24%, во внешнеэкономической деятельности на 42,9%, на потребительском рынке на 27,4%.

Существенно возросло количество преступлений экономической направленности, совершаемых организованными группами, против собственности - на 21,3%, в финансово-кредитной сфере - на 21,9%, во внешнеэкономической деятельности -на 20%, в топливно-энергетическом комплексе -на 21%, на потребительском рынке - на 20,1% [1].

Сведения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, являются доступными ограниченному кругу лиц. В связи с этим возникают факты заинтересованности в их сокрытии, применяются разнообразные, зачастую сложные и ухищренные способы и средства маскировки. Поэтому, как свидетельствуют результаты практики, интенсивность поступления первичной информации зависит от правильности осуществления ряда организационно-тактических мероприятий, касающихся определения направления информационного поиска, обеспеченности этого участка работы необходимыми силами и средствами выявления, организации четкого взаимодействия различных служб органов внутренних дел при выполнении данной задачи и др. факторов.

При этом необходимо отметить, что изначально поисковая деятельность может осуществляться по неустановленным и заранее индивидуально не определенным признакам. Это имеет место тогда, когда нет достаточно четкой первичной или иной какой-либо строго определенной информации об искомом объекте, в частности, когда поиск объекта осуществляется по признакам, которые заданы не материалами конкретного уголовного дела или дела оперативной разработки, а на основе некоторых отрывочных сведений с использованием в основном знаний о некоторых закономерностях или особенностях совершения преступления. При этом обнаружение и распознавание объекта, представляющего оперативный интерес, достигается путем сравнения признаков, присущих тому или иному объекту, по которому заведомо установлены связи с признаками отдельных видов преступлений. В результате такого сравнения получается ориентирующая информация и делается предположительный вывод о том что выявленные объекты могут быть связаны с каким-либо экономическим преступлением, т.е. устанавливается формальное тождество полученных сведений об объекте с абстрактной моделью противоправного деяния, существующей в сознании оперативного работника. Такие модели преступления предопределяются, прежде всего, положениями, содержащимися в уголовно-правовой науке, кри-

миналистике, криминологии, теории оперативнорозыскной деятельности и профессиональном опыте оперативных сотрудников, осуществляющих разведывательно-поисковую работу.

Процесс обнаружения преступлений экономической направленности и лиц, их подготавливающих либо совершивших, основан на познании события преступления путем вычленения из окружающей среды изменений, которые возникли в связи с его подготовкой или совершением. Такие изменения могут быть обнаружены по оставленным следам на элементах среды. Ими являются документы, вещи, предметы, носители информации, а также люди, в чьем сознании сохраняются сведения о событии налогового преступления.

При этом главной особенностью и характеристикой процесса выявления признаков налоговых преступлений и правонарушений является то, что данный вид деяний, как правило, не имеет прямого физического отображения, как например, следы преступника на земле. Признаки налоговых и экономических преступлений и правонарушений, как правило, содержатся в записях о движении денежных средств по расчетным счетам организаций или записях о фактах совершения хозяйственных мероприятий в бухгалтерской и налоговой отчетности. То есть при выявлении налоговых преступлений (правонарушений) на первое место выходит не поиск улик в их физическом выражении, а логико-мыслительная деятельность оперативного сотрудника, направленная на выявление противоречий между различными документами финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. При этом процесс выявления преступлений экономической направленности отличается от всех прочих видов преступлений необходимостью обработки значительных объемов информационных массивов, отражающих потоки событий, имеющих массовый характер во множестве экономических процессов и связанных с противоправными деяниями. Поэтому существующие методы и методики оперативно-розыскной деятельности, разработанные на основе методов выявления и расследования общеуголовных преступлений, являются недостаточно эффективными в случае их применения для выявления признаков преступлений экономической направленности. Однако это не означает, что их использование нецелесообразно: существующие методы оперативно-розыскной деятельности обеспечивают высокую эффективность при сборе доказательной базы, но при этом они не всегда позволяют осуществлять эффективный анализ и отбор предприятий, включаемых в оперативную разработку по подозрению в совершении экономических преступлений.

Наряду с существующими методами налоговых расследований в последнее время все большее

значение уделяется процессам внедрения инновационных методов информационно-аналитической работы в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и налоговых органов. Одним из таких методов является «репрезентативная система налогового контроля». Репрезентативная система налогового контроля представляет собой систему субъективных и объективных критериев хозяйственной деятельности налогоплательщика, позволяющая налоговым органам наиболее эффективно проводить мероприятия налогового контроля, формирующая налоговую историю налогоплательщика [2].

Идея репрезентативной системы налогового контроля или налогового мониторинга содержится в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 (далее - Концепция). Реализация положений принятой ФНС России Концепции также объясняет высокую эффективность проверок.

Руководствуясь общедоступными критериями, для целей отбора объектов выездных проверок, налоговые органы, в первую очередь, обращали внимание на:

- осуществление субъектами финансово-хозяйственной деятельности с высоким уровнем налогового риска;

- ведение субъектами финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет;

- отражение в налоговой отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период; доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

Инновационный аспект функционирования органов полиции предполагает использование ими в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, систем связи и передачи данных, а также современную информационнотелекоммуникационную инфраструктуру федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [2].

Внедрение инноваций в правоохранительную деятельность полиции не ограничивается развитием и использованием информационно-аналитической составляющей налоговых расследований. Разработка и внедрение инновационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти проводится на уровне государственной программы. Здесь заслуживает внимания направление деятельности, инициируемое Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, по разработке и внедрению инновационных проектов [3], в том числе в правоохранительную деятельность.

Так, в рамках присуждения на конкурсной основе грантов для государственной поддержки

проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации [4] кафедрой налогового контроля Академии экономической безопасности МВД России заявлен проект инновационной образовательной программы по проведению учебно-практической деловой игры-тренинга «Анализ экономических процессов в деятельности фирмы с целью выявления преступлений экономической направленности».

Цель проекта состоит в разработке инновационной учебной программы проведения учебно-практической деловой игры-тренинга для подготовки, переподготовки и повышения квалификации оперативного состава подразделений органов внутренних дел МВД России по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям на основе внедрения в учебный процесс автоматизированных методов аналитических исследований по выявлению признаков преступлений экономической направленности.

К задачам проекта относятся:

1. Повышение качества усвоения знаний курсантами и слушателями, полученных ими в ходе прохождения обучения в Академии экономической безопасности МВД России, и привитие навыков и умений проведения аналитических исследований и выполнения научно-исследовательских работ.

2. Повышение квалификации сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел МВД России по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям в сфере анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий и повышение эффективности выявления признаков экономических и налоговых преступлений и др.

По мнению разработчиков проекта, внедрение инновационной образовательной программы по проведению учебно-практической деловой игры-тренинга в учебный процесс образовательных учреждений системы МВД РФ позволит оптимизировать временные и материальные затраты при решении оперативно-служебных задач подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел, одновременно будет способствовать совершенствованию принципов, форм и инструментария деятельности по проектированию научно-методического обеспечения проблем, угроз и вызовов экономической безопасности России в целом и в налоговой сфере в частности.

Необходимость внедрения инновационных методов обучения обусловлена и тем фактом, что на сегодняшний день при анализе сложных процессов, протекающих в экономике Российской Федерации, широко применяется системный подход. Управление рыночной экономикой

в целом и процессом сбора налогов в частности представляет собой довольно сложную задачу, требующую участия специалистов из различных областей знаний.

По мере развития системы рыночной экономики объективно появляются задачи управления с большой начальной неопределенностью проблемной ситуации. К таким задачам, безусловно, относится и обеспечение эффективного и устойчивого функционирования налоговой системы Российской Федерации. Одним из основных факторов, оказывающих существенное негативное влияние на получение успешного результата при решении указанной задачи, является несовершенство российского законодательства, как собственно налогового, так и уголовно-правового. Негативным проявлением данного фактора является и недостаточная эффективность работы органов налогового контроля и органов внутренних дел, вследствие чего появляется широкое поле деятельности для применения различных способов совершения налоговых преступлений.

Кроме того, указанный негативный фактор и связанные с ним последствия вносят значительную неопределенность в оценки получаемых результатов от проведения мероприятий и внедрения новых методов и способов, изначально направленных на повышение эффективности налоговой системы. Наибольший вклад в формирование такой неопределенности вносит так называемая «преступность экономической направленности» и, в частности, налоговая преступность. Непосредственно к налоговой преступности относятся все виды и способы совершения преступлений, направленных на незаконное снижение юридическими и физическими лицами налоговых платежей, включая незаконное занижение налогооблагаемой базы, уклонение от уплаты налогов,

сокрытие средств, предназначенных для уплаты налогов и им подобные [5]. Однако такой перечень преступных деяний не охватывает всех видов преступлений, следствием от совершения которых является недопоступление налоговых платежей в бюджет, поэтому целесообразно говорить более широко о преступности экономической направленности и, прежде всего, об организованной преступности экономической направленности.

Следует отметить, что особо опасной тенденцией или, можно сказать, свойством указанного вида преступности, является ее самовоспроиз-водство, связанное с криминализацией экономики страны, возрастанием числа лиц с противоправной установкой, их психологическим принятием (оправданием) преступности. На фоне стремительного развития рыночных отношений в экономической системе не менее стремительно возникает и расширяется круг субъектов, способных «эксплуатировать» в криминальных целях легальные экономические институты.

Таким образом, преступления экономической направленности представляют собой непосредственную угрозу экономической безопасности России, так как в качестве деструктивных факторов безопасности имеют широкий диапазон негативных проявлений и постоянно трансформируются. В связи с этим на основе анализа возможного изменения характера и содержания преступления экономической направленности необходимо выбрать соответствующие способы, приемы, методы противодействия, защищающие экономику государства от реальных и потенциальных угроз или направленные на их ликвидацию, а если необходимо, то создать инновационные методы и принципиально новый механизм их предотвращения.

Литература

1. Официальный сайт МДВ России [Электронный ресурс] - иИЬ: http://www.mvd.ru/stats.

2. Плескач, А. Н. Налоговые расследования на основе репрезентативной системы налогового контроля : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / А. Н. Плескач. - Волгоград, 2005. - С. 11-12.

3. Указ Президента РФ от 30 мая 2009 г. № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД РФ от 28.08.2009 № 668 «О порядке присуждения грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.