Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / инновационные методы / дисциплины криминалистической направленности / развивающее обучение / репродуктивные технологии / продуктивные технологии / teaching / innovative methods / criminalistic disciplines / developmental education / reproductive technologies / productive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Г. Жигалова, Н.Г. Радзиевская

В статье рассматриваются репродуктивные и продуктивные технологии в обучении дисциплинам криминалистической направленности. Авторы статьи активизируют внимание на применении современных педагогических технологий в преподавании, использовании продуктивных методов в обучении через сочетание репродуктивных и продуктивных технологий. Авторы статьи рекомендуют сочетать в обучении по дисциплинам, в основе которых лежит информация, требующая тщательного усвоения как медицинских, так и юридических познаний, репродуктивные и продуктивные методы, начиная с репродуктивных, а затем постепенно увеличивая долю продуктивных методов в обучении. Решение профессионально ориентированных задач, анализ полученных результатов возможны только после качественного усвоения и закрепления базового теоретического материала. В статье приводятся примеры применения сочетания репродуктивных и продуктивных методов в преподавании дисциплин криминалистической направленности, таких как судебная медицина и судебная психиатрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Г. Жигалова, Н.Г. Радзиевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS IN TEACHING FORENSIC DISCIPLINES – FORENSIC MEDICINE AND FORENSIC PSYCHIATRY

The article says about the reproductive and productive technologies in teaching criminalistic disciplines. The authors of the article focus on the application of modern pedagogical technologies in teaching, the use of productive methods in teaching through a combination of reproductive and productive technologies. The authors of the article recommend combining reproductive and productive methods in teaching disciplines based on information that requires careful assimilation of both medical and legal knowledge, starting with reproductive methods, and then gradually increasing the share of productive methods in teaching. Solving professionally oriented tasks and analyzing the results obtained are possible only after qualitative assimilation and consolidation of basic theoretical material. The article provides examples of the use of a combination of reproductive and productive methods in teaching criminalistic disciplines, such as Forensic medicine, Forensic Psychiatry.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ»

По результатам ряда психологических исследований [1; 2; 5; 9], основными причинами, провоцирующими трудности работы педагогов и приводящими к дестабилизации психологической безопасности образовательного пространства, выступают следующие:

- фактическое лишение педагога «права на ошибку»;

- низкий уровень стимулирования педагогического труда;

- постоянная нехватка свободного времени и условий для рационального отдыха учителя;

- недостаточность возможностей и условий для самореализации педагога;

- низкий уровень развития системы психологической поддержки в образовательной организации.

Подобные обстоятельства при отсутствии должной психологической поддержки могут приводить даже к профессиональной деформации личности педагога. Поэтому психологически безопасной может считаться, с нашей точки зрения, лишь такая образовательная среда, субъекты которой характеризуются положительным отношением к ней, высоким уровнем удовлетворенности ее

Библиографический список

функциональностью и защищенностью от каких бы то ни было проявлений психологического насилия во взаимодействии.

В качестве вывода на основании вышеизложенного необходимо отметить, что психологически безопасное образовательное пространство есть итог взаимосвязанной, систематичной, продолжительной, тщательно структурированной психолого-педагогической деятельности, результат которой состоит в создании:

- гуманистически ориентированной учебно-воспитательной системы образовательной организации;

- единого воспитательно-образовательного пространства в окружающей учреждение социальной среде;

- включенности каждого обучающегося в образовательный процесс в качестве активного субъекта;

- наличия значимых для школьников сообществ, обеспечивающих удовлетворение их потребности в интерперсональном взаимодействии и отличающихся единым характером взаимоотношений, исходящих из взаимной требовательности и взаимного уважения.

1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. Москва: Эконом-Информ, 2019.

2. Бобрышева И.В. К вопросу о психологической безопасности образовательной среды. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 26-28.

3. Галустова О.В. Психологическое консультирование. Москва: Приориздат, 2016.

4. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Семья и школа: педагогические основы воаимодействия. Уфа: Аэтерна, 2022.

5. Ермолаева В.С. Особенности обеспечения психологической безопасности личности в образовательном пространстве детского сада. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 30-31.

6. Зотова Н.Г Ценностно-смысловое пространство образовательной среды. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2019: 11-13.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Москва, 1991.

8. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. Москва: Наука, 2017.

9. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Москва: Смысл, 2017.

10. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии. Оренбург, 2009: 127-146.

11. Сальцева С.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технологии, иннова-тика развития: коллективная монография. Оренбург, 2013.

References

1. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy: uchebnoe posobie. Moskva: 'Ekonom-Inform, 2019.

2. Bobrysheva I.V. K voprosu o psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah XXI veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 26-28.

3. Galustova O.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva: Priorizdat, 2016.

4. Gacalova L.B., Parsieva L.K. Sem'ya i shkola: pedagogicheskie osnovy voaimodejstviya. Ufa: A'eterna, 2022.

5. Ermolaeva V.S. Osobennosti obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve detskogo sada. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah xXi veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 30-31.

6. Zotova N.G. Cennostno-smyslovoe prostranstvo obrazovatel'noj sredy. Gumanno-lichnostnoe prostranstvo soprovozhdeniya sem'i v realiyah XXI veka: materialy I regional'nyh pedagogicheskih chtenij. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2019: 11-13.

7. Lesgaft P. F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie. Moskva, 1991.

8. Novikov A.M. Obrazovatel'nyjproekt: metodologiya obrazovatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 2017.

9. Petrovskaya L.A. Obschenie - kompetentnost' - trening. Moskva: Smysl, 2017.

10. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyj pedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii. Orenburg, 2009: 127-146.

11. Sal'ceva S.V., Zhdanova S.N., Pak L.G., Kochemasova L.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo social'nogo rabotnika: model', tehnologii, innovatika razvitiya: kollektivnaya monografiya. Orenburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University

(Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

Radzievskaya N.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Pathophysiology, Savropol State Medical University (Stavropol, Russia),

E-mail: ONG82@mail.ru

INNOVATIVE METHODS IN TEACHING FORENSIC DISCIPLINES - FORENSIC MEDICINE AND FORENSIC PSYCHIATRY. The article says about the reproductive and productive technologies in teaching criminalistic disciplines. The authors of the article focus on the application of modern pedagogical technologies in teaching, the use of productive methods in teaching through a combination of reproductive and productive technologies. The authors of the article recommend combining reproductive and productive methods in teaching disciplines based on information that requires careful assimilation of both medical and legal knowledge, starting with reproductive methods, and then gradually increasing the share of productive methods in teaching. Solving professionally oriented tasks and analyzing the results obtained are possible only after qualitative assimilation and consolidation of basic theoretical material. The article provides examples of the use of a combination of reproductive and productive methods in teaching criminalistic disciplines, such as Forensic medicine, Forensic Psychiatry.

Key words: teaching, innovative methods, criminalistic disciplines, developmental education, reproductive technologies, productive technologies

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

Н.Г. Радзиееская. канд. мед. наук, доц., Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: ONG82@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ

В статье рассматриваются репродуктивные и продуктивные технологии в обучении дисциплинам криминалистической направленности. Авторы статьи активизируют внимание на применении современных педагогических технологий в преподавании, использовании продуктивных методов в обучении через сочетание репродуктивных и продуктивных технологий. Авторы статьи рекомендуют сочетать в обучении по дисциплинам, в основе которых лежит инфор-

мация, требующая тщательного усвоения как медицинских, так и юридических познаний, репродуктивные и продуктивные методы, начиная с репродуктивных, а затем постепенно увеличивая долю продуктивных методов в обучении. Решение профессионально ориентированных задач, анализ полученных результатов возможны только после качественного усвоения и закрепления базового теоретического материала. В статье приводятся примеры применения сочетания репродуктивных и продуктивных методов в преподавании дисциплин криминалистической направленности, таких как судебная медицина и судебная психиатрия.

Кточевые слова: преподавание, инновационные методы, дисциплины криминалистической направленности, развивающее обучение, репродуктивные технологии, продуктивные технологии

Актуальность темы исследования определена потребностью владения преподавателем высшей школы в современном мире новаторскими методами обучения, применением методик развивающего обучения. Современное поколение обучающихся, обладая свободным доступом к источникам информации, нуждается в оказании им помощи по вопросам выборки нужных материалов среди массива данных. Современные технологии обучения направлены на формирование умения самостоятельно подбирать материал для подготовки как к промежуточной аттестации, так и к дальнейшей профессиональной деятельности. При изучении ряда дисциплин обучающийся может столкнуться со спецификой, связанной с практической направленностью или разграничением знаний, относящихся к тем или иным научным направлениям, авторитетным мнениям, предоставленным создателями учебников. В условиях необходимости формирования неизменной фундаментальной теоретической основы изучаемых дисциплин обучающемуся при применении преподавателем лишь инновационных форм обучения сложно сформировать компетенции.

Цель исследования - изучить взаимодействие репродуктивных и продуктивных методов обучения в преподавании учебных дисциплин криминалистической направленности, таких как судебная медицина, судебная психиатрия.

Задачи исследования - оценить эффективность репродуктивных методов обучения в преподавании учебных дисциплин криминалистической направленности, выявить соотношение и последовательность в применении в обучении репродуктивных и продуктивных методов обучения.

Научная новизна статьи заключается в применении к дисциплинам криминалистического профиля, совмещающим в себе данные юридических и медицинских знаний, рассмотреть взаимодействие репродуктивных и продуктивных методов обучения. В условиях необходимости перестроения учебно-воспитательного процесса в сторону применения инновационных технологий заслуживают внимание особенности применения развивающего обучения при преподавании учебных дисциплин, в которых возможность построения развивающего обучения ограничена догмами как медицинских, так и юридических познаний.

Теоретическая значимость статьи состоит в определении значимости репродуктивных и продуктивных технологий при преподавании дисциплин, сочетающих в себе медицинские и юридические науки.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования применения репродуктивных и продуктивных методов на примере дисциплин криминалистического профиля - судебной медицины, судебной психиатрии и первой помощи.

Среди методов обучения, применяемых в преподавании дисциплин медицинской направленности, особую педагогическую стратегию приобретают как традиционные педагогические технологии - репродуктивные методы обучения, так и инновационные технологии развивающего обучения - продуктивные методы.

Теоретические и практические вопросы применения в обучении педагогических технологий с использованием репродуктивных методов обучения изучены ПА. Пичугиной [1, с. 18], которая репродуктивному методу в изучении материала школьниками отводит пассивную роль.

К вопросам применения продуктивных технологий обращались в своих трудах такие учёные, как Ю.К Бабанский, С.И. Пессен, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и другие.

Проанализировав основные труды в сфере педагогических технологий, можно сделать вывод, что педагоги высшей школы в последнее время отдают предпочтение продуктивным технологиям в обучении, при которых делается упор на саморазвитие, на самостоятельную подготовку. Но при этом преподаватели-методисты в работе в организации познавательного процесса чаще используют репродуктивные технологии.

По данным, приведённым в работе Пичугиной ПА., в результате анкетирования 286 преподавателей г Саратова показали, что 67% выбирают репродуктивный метод обучения в преподавании, 26% организуют процесс познания с помощью репродуктивного метода, 7% применяют иные методы обучения.

Сделать однозначный вывод об эффективности применения продуктивных и репродуктивных методов на данном этапе не представляется возможным. С одной стороны, традиционные педагогические технологии, зарекомендовавшие себя в обучении курсантов и слушателей как надёжные методы, ориентированы на формирование прочных знаний, на основе которых при необходимости обучающиеся получают возможность усовершенствования и саморазвития. С другой стороны, продуктивные технологии направлены на развитие личностных качеств обучающихся.

Представляется интересным рассмотреть вопрос применения репродуктивных и продуктивных технологий в обучении по отношению к преподаванию отдельных юридических учебных дисциплин криминалистического профиля, в

которых важное значение имеет формирование прочного фундамента знаний из медицинских и юридических терминов, алгоритмов, вопросов. Известный в области педагогики специалист И.Я. Лернер выделял ряд основных методов обучения, которые условно можно подразделить на репродуктивную группу (объяснительно-иллюстративный метод (рецептивный метод)) и продуктивную группу методов (частично-поисковый метод, исследовательский метод) [2, с. 12]. К продуктивным методам обучения можно отнести и метод проблемного изложения, при котором обучающийся усваивает готовую информацию, при этом расширяя обучение проведением исследовательского поиска.

Для детального изучения и анализа возможностей взаимодействия репродуктивных и продуктивных методов обучения в преподавании дисциплин криминалистического профиля с уклоном в сферу медицинского направления необходимо познакомиться более подробно с их положительными и отрицательными сторонами. Группа репродуктивных методов обучения при проведении лекций предполагает усвоение обучающимся готовой информации, которая в дальнейшем может быть воспроизведена на учебных занятиях семинарского типа.

Группа продуктивных методов характеризуется обучением исследовательской деятельности, при этом новые знания приобретаются посредством творческого процесса в получении информации.

При проведении занятий семинарского типа репродуктивный метод предполагает использование обучающимся изученного ранее на лекции материала. Цель данной методики - повысить внимание, память, усилить волевой компонент изучения. Без основы, сформированной репродуктивными технологиями обучения, невозможна дальнейшая работа обучаемых с изучаемых материалом.

Репродуктивные методы по способу подачи и усвоения материала можно разделить на три группы - на словесные, наглядные и практические. Построение преподавателем лекции идёт с учётом ранее изученного материала, накладывая новый материал на уже знакомый обучающемуся. Полученные при ознакомлении с лекцией знания обучающиеся используют в дальнейшем на практических и семинарских занятиях.

Репродуктивный метод дает конкретные правила, алгоритмы действий и т. д., что, несомненно, является положительным аспектом при изучении медицинских и юридических постулатов.

Для повышения эффективности в усвоении изучаемого материала репродуктивный метод дополняется использованием демонстрационного и иллюстративного материала. В преподавании судебной медицины и судебной психиатрии находят применение информация, собранная в презентациях в виде таблиц (например, упорядочение данных по установлению давности наступления смерти), схем (например, взаимодействие психических симптомов при формировании психических заболеваний). Не менее популярны для иллюстрации видеозаписи, просматриваемые на практических занятиях по судебной психиатрии (например, определить симптомы психических расстройств по поведению и речи больного лица).

Одним из эффективных способов повышения эффективности обучения считаются средства и методы активизации мышления обучающегося. По словам Г К. Селевко, основной принцип в дидактике - это активизация учащегося в процессе обучения [3, с. 52]. Группа продуктивных методов обучения требует от обучаемого самостоятельности в выдвижении версий, анализе ситуации, решении задачи. Указанное невозможно без сформированного критического мышления и творческого подхода. Здесь нельзя отвергать роль педагога-наставника, который руководит мыслительным процессом через наводящие вопросы, подведение к логическому выводу. Важно научить обучающегося видеть проблему, самостоятельно ставить задачи по её решению, уметь подбирать методы решения задачи и быть готовым объяснить возможные варианты расхождения выводов с ожидаемым результатом. Способность оценивать результат, оперировать полученной информацией, подвергать её критическому анализу, чтобы сделать выводы и положить их в основу следующего этапа получения знаний, возможно лишь на основе ранее приобретённых знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным методом (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга. Однако до сих пор нет точного ответа о соотношении указанных методов обучения для достижения оптимального результата в виде усвоения знаний и приобретения умений, заложенных в компетентностном подходе обучения.

В своей статье мы готовы поделиться опытом преподавания учебных дисциплин криминалистической направленности с применением репродуктивных и продуктивных методов обучения. В преподавании таких дисциплин, как судебная медицина, судебная психиатрия методы репродуктивного и продуктивного обучения, применяются достаточно широко.

Изучение дисциплин судебная медицина и судебная психиатрия направлено на образование и развитие следующей профессиональной компетенции, формирующей «способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений» [4].

На лекциях по судебной медицине часто применяется объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, используя который преподаватель передает готовую информацию различными приемами и средствами обучения, а курсант (слушатель) воспринимает и запоминает ее. Это самый простой уровень познавательной деятельности. Степень самостоятельности курсанта очень мала. Но при всём этом без данного метода не может обойтись ни одна лекция.

Так, например, на лекции по судебной медицине, посвящённой установлению давности наступления смерти, демонстрируются фотографии ранних и поздних трупных изменений, позволяющие установить давность наступления смерти на конкретных примерах. На лекции, посвящённой повреждениям, причиняемым острыми, тупыми предметами, огнестрельным оружием, курсантам демонстрируются слайды с фотографиями повреждений, причинённых указанными предметами, преподаватель комментирует каждую фотографию, поясняет механизм действия предмета, указывает соответствующие признаки, отобразившиеся в ранах, на признаки, позволяющие установить дистанцию выстрела. На лекциях по судебной психиатрии предусмотрен показ видеофрагментов, демонстрирующих поведение лиц, страдающих нервно-психическими заболеваниями, что позволяет обучающимся сформировать знания по распознаванию видов психических расстройств.

На семинарах и практических занятиях по судебной медицине и судебной психиатрии применяется непосредственно репродуктивный метод, который заключается в воспроизведении (репродуцировании) обучающимся уже полученных знаний, но при этом курсант не демонстрирует свои интеллектуальные умения, не высказывает свою точку зрения, он лишь старается максимально полно воспроизвести материал, который он читал, слышал. Этот метод чаще используется на семинаре или практическом занятии, однако он применим и на лекции. Так, по ходу лекции преподаватель для активизации внимания курсантов (слушателей) или для установления связи нового материала с предыдущим задает серию вопросов на репродуцирование (небольшая фронтальная беседа или разрозненные вопросы на повторение предыдущего материала).

Репродуктивный метод продолжает использоваться преподавателем и на семинаре с целью проверки знаний учащихся. Так, например, на следующем после лекции по теме «Судебно-медицинская танатология. Установление давности наступления смерти» семинарском занятии преподаватель проводит обучающий контроль. Курсантам предлагается заполнить самостоятельно таблицу, с которой они ранее не встречались, но которая собирает воедино все способы установления давности наступления смерти пострадавшего. К доске вызывается один из курсантов. Остальные заполняют таблицу на своих местах. Предварительно преподаватель озвучивает, что индивидуальная работа на местах тоже оценивается. Данный приём даёт результат, позволяя обучающимся вовлечь себя в соревновательный компонент реализации репродуктивного метода.

Ещё один приём реализации репродуктивного метода применяется по теме «Механическая асфиксия» по дисциплине «Судебная медицина». Реализация метода производится через игру «Да или нет». На листочках указываются виды механической асфиксии с соблюдением медицинской и юридической классификации механической асфиксии. К доске вызывается курсант, который вытягивает листочек с видом асфиксии, но остальным его не показывает. Обучающиеся должны угадать, что написано на листочке, задавая ведущему вопросы о признаках того вида асфиксии, который, как они предполагают, написан на листочке. Принципиально вопросы нужно задавать таким образом, чтобы ведущий ответил «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто по признакам сможет угадать вид смерти, написанный на листочке. Несмотря на незамысловатость игры, вся группа курсантов вовлекается в обсуждение, пытаясь угадать вид асфиксии. В это же время преподаватель может оценить знание курсантами того или иного вида асфиксии по задаваемым вопросам и владению признаками асфиксии.

Универсальным приёмом в реализации репродуктивного метода на занятиях по судебной медицине и судебной психиатрии выступает составление кроссворда - обучающимся предлагается назвать десять терминов по теме, а остальные должны расшифровать значение этого термина.

Немаловажным способом закрепления полученных знаний выступает заполнение бланков процессуальных документов по заранее составленной ситуационной задаче, в которых курсанты тренируются в отработке профессиональных навыков. Надо отметить, что ряд задач имеют несколько вариантов решения, что будет отражаться и в особенностях составления процессуальных документов.

В преподавании дисциплин криминалистической направленности реализуются и продуктивные методы обучения.

На занятиях по дисциплинам «Судебная медицина», «Судебная психиатрия» достаточно часто применим кейс-метод - метод ситуационного анализа.

Опыт использования кейс-метода при обучении показал его особую результативность с позиции актуализации и практического применения накопленного опыта в принятии решений, выгодного взаимодействия в процессе групповой

дискуссии и обоснования найденного результата, ломки стереотипного решения в ходе поиска возможного решения, развитие алгоритмизированного знания; повышения мотивации на повышение уровня теоретических знаний для решения практических задач [5, с. 95].

Использование кейс-метода предполагает решение ситуационных задач с множественным вариантом ответа, «особыми условиями» и групповым взаимодействием, предполагающим распределение обязанностей среди участников.

Репродуктивные методы обучения достаточно эффективно сочетаются с позиции реализации взаимодействия с продуктивными технологиями, например, методом проектов, предусматривающим сочетание как индивидуальной проектной деятельности с групповыми занятиями, так и обсуждение дискутабельных вопросов [6, с. 5]. Метод проектов на занятиях рекомендуем сочетать с групповой дискуссией.

Групповая дискуссия дополняет метод проектов в выработке уникальных решений в условиях неоднозначности или спорности обсуждаемого вопроса, определения мотивации участников дискуссии и предполагает вдохновение каждого обучающегося на детальное выражение мыслей [7, с. 129; 8, с. 72].

Так, например, на занятии по дисциплине судебная психиатрия по теме «Алкоголизм, наркомания и токсикомания» с обучающимися проводится конференция - круглый стол, на которую группы курсантов подготавливают проекты на тему «Самый опасный наркотик». На занятии курсанты представляют проекты, в состав которых входят как статистические данные, найденные самими обучающимися, так и данные о психических и физических последствиях наркомании, токсикомании. Не ставя напрямую перед обучающимися достижения воспитательной цели, преподаватель добивается самостоятельного вывода курсантами о вреде употребления психоактивных веществ. В качестве творческого задания курсанты готовят обращения к разным категориям населения (водителям, школьникам, студентам), почему им стоит остановиться или не стоит начинать употреблять какие-либо вещества.

В учебной дисциплине «Судебная медицина» достаточно популярны выездные занятия как разновидность продуктивного метода обучения, которые проводятся как занятие-экскурсия - это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемого объекта (Бюро судебно-медицинской экспертизы) и непосредственно знакомятся с работой его отделений. Формирование профессиональной направленности занятия возможно только после предварительного усвоения обучающимися всей программы дисциплины, так как выездное занятие завершает изучение раздела «Судебная медицина» и включает в себя тематику ранее пройденных занятий.

Занятие-экскурсия повышает практическую значимость, информативность и профессиональную ориентированность учебного процесса [9, с. 84]. С помощью занятия-экскурсии возможна наглядная демонстрация реального места производства судебных экспертиз в части производства судебно-медицинских, судебно-биологических исследований.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что особое внимание в применении репродуктивных и продуктивных методов обучения необходимо отводить последовательности использования методов обучения в освоении обучающимися каждой темы занятия и своеобразную иерархию методов обучения. Сначала обучающиеся изучают «скелет» по теме при реализации преподавателем репродуктивных методов обучения, а затем на основу наслаиваются знания, полученные путём самостоятельного изучения материала обучающимися при применении преподавателем продуктивных методов обучения.

Наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным методом (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга. Важно обращать внимание преподавателя на соотношение в обучении указанных методов обучения при изучении первых тем учебной дисциплины в пользу репродуктивных методов обучения, а в последующем, ближе к завершению изучения дисциплины, отдать главную роль продуктивным методам для достижения оптимального результата в виде усвоения знаний и приобретения умений, заложенных в компетентностном подходе обучения.

Особое внимание в применении репродуктивных и продуктивных методов обучения необходимо отводить последовательности использования методов обучения в освоении обучающимися каждой темы занятия и своеобразной иерархии методов обучения. Сначала обучающиеся изучают основу по теме при реализации преподавателем репродуктивных методов обучения, а затем на полученную базу наслаиваются знания, полученные путём самостоятельного изучения материала обучающимися при применении преподавателем продуктивных методов обучения.

Проведённое исследование представляет собой перспективный процесс исследования использования репродуктивных и продуктивных методов в обучении обучающихся юридического профиля путём преемственности в изучении учебных дисциплин, таких как «Практикум по проведению следственных действий», «Криминалистика», «Уголовный процесс» и др.

Информация об использовании на занятиях репродуктивных и продуктивных методов обучения будет актуальна для начинающих преподавателей филиала, обучающихся по программе профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных организации системы МВД России (Школы педагогического мастерства).

Библиографический список

1. Пичугина ГА. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования. Балканское научное обозрение. 2020; № 4 (10): 16-19.

2. Кильпикова О.В., Овчаренко В.А. Дискуссионные методы активного обучения. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012; № 16: 128-133.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1424. Available at: https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/ FG0S%20V0/Bakalavriat/Standart_40.05.02_PD_2020.pdf

5. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология. Вестник РМАТ. 2014; № 1: 94-98.

6. Шихваргер Ю.Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов: монография. Новосибирск, 2013.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.

8. Кучугурова Н.Д., Кучугуров И.В. Формы и методы формирования профессиональных умений будущих специалистов. Преподаватель XXI век. 2010; № 3: 69-82.

9. Рыжикова Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии. Вестник ЮУрГГПУ. 2017; № 2: 82-86.

References

1. Pichugina G.A. Produktivnyj i reproduktivnyj metody obucheniya v organizacii sovremennogo obrazovaniya. Balkanskoe nauchnoe obozrenie. 2020; № 4 (10): 16-19.

2. Kil'pikova O.V., Ovcharenko V.A. Diskussionnye metody aktivnogo obucheniya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2012; № 16: 128-133.

3. Selevko G.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.02 Pravoohranitel'naya deyatel'nost' (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 N 1424. Available at: https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/FG0S%20V0/Bakalavriat/ Standart_40.05.02_PD_2020.pdf

5. Mahotin D.A. Metod analiza konkretnyh situacij (kejsov) kak pedagogicheskaya tehnologiya. Vestnik RMAT. 2014; № 1: 94-98.

6. Shihvarger Yu.G. Metod proektov v professional'nom obuchenii pedagogov: monografiya. Novosibirsk, 2013.

7. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodovobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.

8. Kuchugurova N.D., Kuchugurov I.V. Formy i metody formirovaniya professional'nyh umenij buduschih specialistov. Prepodavatel'XXI vek. 2010; № 3: 69-82.

9. Ryzhikova Yu.A. Tehnologiya organizacii obrazovatel'noj 'ekskursii. Vestnik YuUrGGPU. 2017; № 2: 82-86.

Статья поступила в редакцию 17.01.23

УДК 378

Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru

Aleinikova O.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: aleinikova_026@mail.ru

Benjelloun V.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vera.benjelloun@mail.ru

SELF-WORTH AND TRANSCENDENCE AS THE HIGHEST POINT OF DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONAL POTENTIAL THROUGHOUT HIS LIFE. The objective of the article is an overview of existing terms and concepts about personality, human potential and ways of its development. Special attention is paid to understanding the spiritual and moral components of a person and the directions of development of spiritual and moral values of a person, in order to implement Decree of the President of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022. It is determined that the development of potential directly depends on the expansion of consciousness and the state of spiritual and moral norms and values of a person. A comparison of the concepts "self-actualization" and "self-realization" is carried out, the nature of the term "self-transcendence" is explained. A person's transcendent awareness of his self-worth and the value of other people is offered as an opportunity to achieve optimal human activity and a way to develop personal potential. In particular, an authentic moral awareness of the value of unity with other people and service to higher goals, responsibility and freedom of action proved to be especially effective in personal development. Among the pedagogical factors that make it possible to realize the potential of students, the approaches of the pedagogical concept of teaching based on the competence-based approach of O.M. Kolomiets are proposed. The development of mental abilities and competence leads to the change in personality qualities and the emergence of his new properties. The formation of a person takes place in a purposeful activity in accordance with the psychological theory of assimilation of social experience based on the psychological processes of interiorization and exteriorization.

Key words: education of spiritual and moral values, personal potential, personality development, self-awareness, self-transcendence, competence-activity approach

О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет»), г. Москва, E-mail: kolomiets_o_m@staff.sechenov.ru О.В. Алейникова, аспирант, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: aleinikova_026@mail.ru

В.В. Бенджеллун, аспирант, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени ИМ. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Москва, E-mail: vera.benjelloun@mail.ru

САМОЦЕННОСТЬ И ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ТОЧКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Целью данной статьи являлся обзор существующих понятий и концепций о личности, потенциале человека и путей его развития. Уделено особое внимание пониманию духовно-моральной составляющей личности и направлениям развития духовно-нравственных ценностей человека в целях реализации Указа Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г Определено, что развитие потенциала напрямую зависит от расширения сознания и состояния духовно-нравственных норм и ценностей человека. Проведено сопоставление содержаний понятий «самоактуализация» и «самореализация», объяснена природа термина «самотрасценденция». Трансцендентное осознание человеком своей самоценности и ценности других людей предлагается как возможность достижения оптимальной жизнедеятельности человека и способ развития личностного потенциала. В частности, аутентичное моральное осознание ценности единства с другими людьми и служение высшим целям, ответственность и свобода действий оказались особенно эффективными в личностном развитии. Среди педагогических факторов, позволяющих реализовать потенциал обучающихся, предлагаются подходы педагогической концепции преподавания на основе компетентностно-деятельностного подхода О.М. Коломиец. Развитие умственных способностей и компетентности ведет к изменению качеств личности и появлению новых свойств. Становление человека происходит в целенаправленной деятельности в соответствии с психологической теорией усвоения социального опыта на основе психологических процессов интериоризации и экстериоризации.

Ключевые слова: воспитание духовно-нравственных ценностей, личностный потенциал, развитие личности, самоосознание, самотрасценденция, компетентностно-деятельностный подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.