Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ВУЗЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / графический дизайн / проектирование / инно-вационные технологии / design / graphic design / project development / innovative tech-nologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поласов Дмитрий Евгеньевич

В статье анализируются инновационные методики преподавания на примере курса «Проектирование». Автор приходит к выводу, что для реше-ния различных задач преподавания творческих специальностей необходимо не только использовать современные информационные технологии, но и ра-ботать над повышением качества подготовки и мотивации обучающихся, в том числе путем установления доверительного общения между преподава-телем и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поласов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE “DESIGN” AT HEI

The article analyzes innovative teaching methods using the case of the course “Design”. The author comes to the conclusion that in order to solve vari-ous tasks of teaching creative professions, it is necessary not only to use modern information technologies, but also to work on increasing the motivation of stu-dents, including by establishing trusting communication between the lecturer and students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ВУЗЕ»

DOI: 10.17805/ggz.2023.2.2 EDN: OGHAMJ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ВУЗЕ

Д. Е. Поласов Московский гуманитарный университет, Российская Федерация

В статье анализируются инновационные методики преподавания на примере курса «Проектирование». Автор приходит к выводу, что для решения различных задач преподавания творческих специальностей необходимо не только использовать современные информационные технологии, но и работать над повышением качества подготовки и мотивации обучающихся, в том числе путем установления доверительного общения между преподавателем и студентами.

Ключевые слова: дизайн; графический дизайн; проектирование; инновационные технологии

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING THE COURSE "DESIGN" AT HEI

Dmitry E. Polasov Moscow University for the Humanities, Russian Federation

The article analyzes innovative teaching methods using the case of the course "Design". The author comes to the conclusion that in order to solve various tasks of teaching creative professions, it is necessary not only to use modern information technologies, but also to work on increasing the motivation of students, including by establishing trusting communication between the lecturer and students.

Keywords: design; graphic design; project development; innovative technologies

ВВЕДЕНИЕ

В данное время, когда в нашей стране сложилась сложная политическая обстановка и многие зарубежные компании, чьими графическими программами пользовались в процессе обучения дисциплине «Проектирование», ушли из России, нам приходится осваивать новые отечественные программы и электронные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше. Это требует от преподавателей и обучающихся постоянного совершенствования своих профессиональных знаний и навыков. Таким образом, обучающиеся вынуждены тратить гораздо больше времени для освоения учебного материала. Будем надеяться, что неизбежная временная мера — единственно верная в данной сложившейся ситуации.

Московский гуманитарный университет не стал исключением. Для обеспечения бесперебойного процесса образования кафедра дизайна стала больше использовать новые форматы преподавания учебных дисциплин, применяя современные инновационные интерактивные методики обучения.

В данной работе автором поднимаются к рассмотрению инновационные методы преподавания курса «Проектирование», проведения лекционных, практических и самостоятельных работ, где основополагающим фактором является использование современных технологий, позволяющих сделать форму обучения наиболее интенсивной, гибкой, реагирующей на растущие запросы и потребности современных студентов для более успешного освоения будущей специальности.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Проектирование относят к одной из базовых изобразительных дисциплин, которая изучает не только методы и законы построения изображений различных пространственных объектов и форм, но и ориентирует на развитие пространственного воображения, рационально-конструктивного и изобразительного мышления, позволяющих решать прикладные креативные проектные и дизайнерские задачи. Проектирование относится к числу дисциплин изобразительного искусства, в связи с этим для нее характерна общность методов, свойственных построению художественных композиций.

Поэтому применение информационных технологий для преподавания данной дисциплины позволяет повысить эффективность образовательного процесса, поднять его качество и доступность для различных категорий обучающихся.

Традиционно дисциплина «Проектирование» содействует освоению профессиональных навыков, содействует развитию логического мышления,

внимания и других способностей, являющихся неотъемлемой воспитательной составляющей требований к учебному процессу в высшем учебном заведении.

Нередко в процессе освоения курса большинству студентов сложно дается изучение многих разделов, являющихся для них совершенно методически и научно новыми по содержанию.

Проектирование — дисциплина, где студентам приходится перестраивать свое мышление, рассматривая непривычные для них абстрактные объекты, которые отличаются от изученных ранее изобразительных образов.

Затруднения в учебном процессе у обучающихся связаны также с тем, что подготовка к освоению достаточно сжатого материала требует большего внимания, умения оперировать в трехмерном пространстве с помощью направленных умственных усилий, распределения ресурсов полученных знаний и творческого мышления.

В этой связи эффективным является применение информационных технологий для решения целого ряда дидактических задач. В частности, автором применяются компьютер, проектор для презентации графического материала во время проведения лекций и лабораторных занятий. Учебные эскизы, рисунки и т. д., заранее подготовленные при помощи специализированного программного обеспечения, позволяют повысить наглядность представления сложного визуального материала для студентов. Кроме того, преподаватель экономит до 20 % времени проведения лекционных занятий за счет того, что ему не надо вычерчивать указанные материалы на доске.

Рассмотрим платформы помощники, описанные в научной статье «Особенности и инновации в преподавании дисциплины "Информационные технологии" в рамках инклюзивного образования». Ее авторы пишут, что «сегодня мы имеем огромное количество платформ помощников для осуществления преподавания на дистанции» (Попов и др., 2021: 109). Их можно разделить на:

• «мессенджеры и облачные технологии для обмена данными и информацией» (WhatsApp, Telegram, Mail.ru, «ЯндексПочта», «ЯндексДиск», Gmail, «Google Диск» и др.), «которые позволяют обучающемуся и преподавателю в режиме реального времени обмениваться информацией, проконтролировать ход выполнения проектного задания, вносить неотложные изменения и правки в процессе проектирования;

• онлайн-платформы для видеоконференций и непосредственного общения студента и преподавателя, такие как ZOOM, Skype, Discord, My-OwnConfere^e, BigBlueButton и другие. Эти платформы позволяют вести дискуссию в процессе работы, обсуждать трудности и вопросы... С помощью своих инструментов онлайн-платформы позволяют преподавателю наглядно показать те или иные действия при работе с проектом, демонстрируя рабочий экран, записать весь урок и выложить на облачные платформы для повторного просмотра при необходимости, что позволяет студенту просмотреть и по-

нять даже неосвоенный или пропущенный материал с мультимедийным и с круглосуточным доступом»1 (там же).

Применение данных средств позволяет обеспечить коммуникацию между педагогами и студентами с минимальными временными затратами и вне зависимости от того, где они физически находятся. Эти интерактивные технологии стали постепенно вытеснять традиционную электронную почту и особенно полезны при проведении консультаций обучающихся, которым предстоит выбрать тему, подготовить и оформить проектные, научно-исследовательские, квалификационные работы, а также пройти практику.

Эффективным является применение мессенджеров для организация подобного типа мероприятий. Предмет «Проектирование в графическом дизайне» является обязательной дисциплиной первого блока программы бакалавриата и относится к вариативной части программы 54.03.01 «Дизайн» (профиль «Графический дизайн»).

Дисциплина реализуется в Московском гуманитарном университете на кафедре дизайна. Занятия семинарского типа проходят в виде практических занятий, где студенты разрабатывают проекты, работают в группах и выполняют различные практические задания, ведут самостоятельную работу, получают групповые и индивидуальные консультации.

При организации групповой работы следует обращать внимание на то, обладают ли учащиеся необходимыми знаниями и умениями, чтобы успешно выполнить предложенное совместное задание. Инструкции преподавателя должны быть максимально четкими и понятными.

Студенты разрабатывают общую концепцию, которая складывается из авторских работ, выполненных каждым обучающимся в соответствии с общим заданием группового проекта. Технология группового проектного обучения стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей.

Проектный метод используется в рамках группового проектного обучения, развивает навыки коллективной работы, а также организаторские способности учащихся.

Традиционное преподавание предмета «Проектирование» давно уже требует изменения и ее методов, и форм. До не давнего времени преподаватель во время чтения лекций использовал в аудитории обычную меловую доску, где для «ручной» подачи теоретического учебного материала требовалось достаточно много времени и сил. Студенты в связи с дефицитом времени не получали информацию в полном объеме, а материалы курса трудно было систематизировать, обосновать принятые графические условности для осмысления разнообразных приемов и решений задач. Также возникали сложности из-за трудоемкости работ и ограниченном времени для их выполнения.

1 В цитате были исправлены некоторые орфографические и пунктуационные ошибки, а также названия некоторых сервисов (прим. ред.).

Предмет «Проектирование» стремительно развивается, требуя от обучающихся все больше знаний и умений, обогащается новыми формами и методами, что приводит к изменению методики его преподавания.

В настоящее время графическая подготовка студентов предполагает широкое использование современных информационных технологий, что дает возможность сделать учебный процесс более доступным, интересным и стимулирующим, обеспечивающим сознательное понимание предлагаемого учебного материала. Сегодня роль электронных изданий, мультимедийных и интерактивных систем является принципиально решающим фактором успеха методики преподавания дисциплины. Такая методика способствует реализации наглядности различных видов презентаций, дает возможность демонстрировать графический материал, последовательно показывая алгоритмы различных построений. Наглядно представленная преподавателем информация способствует концентрации внимания учащихся, снижению потребности волевого регулирования процесса восприятия и осмысления учебного материала.

Используя современные информационные технологии, преподаватель увеличивает заинтересованность студентов в изучении преподаваемого материала. При совместным использовании текстовой, графической, видео- и звуковой информации повышается мотивация обучения. Этому способствуют наглядно представленные различные графические задания, где используются возможности различных компьютерных программ, которые дают более полное представление об объекте. Такая методика позволяет усилить прикладное направление обучения, моделируя различные процессы, а применение интерактивных способов — объединить и усилить образовательные, воспитательные и развивающие способности студентов, дает возможность рассмотреть множество графических примеров, применить методы проблемного обучения (проблемное изложение и частично поисковый метод). Современный преподаватель, внедряя интерактивную методику в процесс обучения, одновременно способствует реализации принципов дидактики — научности, систематичности, последовательности, доступности и прочности усвоенных знаний.

Исследуя педагогические аспекты преподаваемой дисциплины, необходимо более подробно рассматривать весь учебный процесс, разбитый на модули (разделы) следующим образом:

• Вводная часть, содержащая примерно 10 % от всего раздела, которую лучше проводить в виде беседы с установкой цели и задач всего изучаемого раздела; ее необходимой составляющей является получение студентами дополнительной информации из учебной, методической и справочной литературы, анализ аналогов по итогам изучения каждого раздела; должна быть создана графическая работа, при этом преподаватель мотивирует успешность выполнения заданий различными критериями оценок, ранжированием по достигнутым успехам, индивидуальным подходом к формулировке заданий.

• Диалогическая часть, содержащая примерно 80 % от всего раздела — ее лучше проводить с установкой на деятельно-ценностную технологию учебного процесса, делая акцент на различных подходах к решению задач, а не на их содержании; используя новые технологии, методом мозгового штурма нужно стимулировать умственную деятельность студентов, дискуссии, презентации, сообщения, проводить деловые игры, использовать работу в малых группах; достигая побочных целей развития речи и умений, следует давать себе оценку.

Все эти педагогические аспекты расширяют методические возможности преподавателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная подготовка специалистов в высшей школе ставит новые задачи в преподавании предмета «Проектирование», где использование методов информационных технологий, тестирования и традиционных форм контроля знаний, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом, несомненно, не только повысит эффективность всего учебного процесса, но и профессиональное качество подготовки будущих специалистов. В заключение следует выразить мнение многих преподавателей (особенно творческих дисциплин) о том, что отсутствие личного общения между преподавателем и студентом порой так или иначе негативно влияет на успеваемость, социализацию и качество обучения. Есть надежда, что дальнейшее развитие современных технологий поможет нивелировать все эти плюсы и минусы особенно в творческих специализациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Попов, С. А. и др. (2021) Особенности и инновации в преподавании дисциплины «Информационные технологии» в рамках инклюзивного образования / С. А. Попов, Т. С. Бастрыкина, Б. Ю. Беляковский, Е. В. Киселева // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. № 3. С. 107-111. ББК: БЬ01АС. Б01: 10.17238^1999-2351.2021.3.107-111

Дата поступления: 21.12.2022 г.

Дата принятия: 26.01.2023 г.

REFERENCES

Popov, S. A. et al. (2021) Osobennosti i innovatsii v prepodavanii distsipliny «Informatsionnye tekhnologii» v ramkakh inkliuzivnogo obrazovaniia [Features and innovations in teaching the discipline "Information Technologies" in the framework of inclusive education] / S. A. Popov, T. S. Bastrykina, B. Yu. Belya-kovsky and E. V. Kiseleva. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, no. 3, pp. 107-111. EDN: BLGJAC. DOI: 10.17238/issn1999-2351.2021.3.107-111

Submission date: 21.12.2022.

Acceptance date: 26.01.2023.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Поласов Дмитрий Евгеньевич — доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета; член Союза художников города Москвы, член Творческого союза дизайнеров. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-72-98. Эл. адрес: polasov.dmitry@bk.ru

ABOUT THE AUTHOR

POLASOVDmitry Evgenievich, Associate Professor, Department of Design, Moscow University of the Humanities; member of the Union of Artists of the City of Moscow, member of the Creative Union of Designers. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-72-98. E-mail: polasov.dmitry@bk.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Поласов Д. Е. Инновационные методы преподавания курса «Проектирование» в вузе [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 2. С. 13-19. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1825 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: OGHAMJ. DOI: 10.17805/ggz.2023.2.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.