Научная статья на тему 'Инновационные методы оценивания результатов обучения на уроках русского языка как иностранного'

Инновационные методы оценивания результатов обучения на уроках русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
portfolio / pedagogical diagnostics / competences / kanotestes / case-meters / projects / contextual tasks.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the methodology of modern approaches to the evaluation of learning outcomes, among which we should especially mention: portfolio, case-meters, contextual tasks, projects. The use of this technique contributes to the development of cognitive interests and creative activity of students.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы оценивания результатов обучения на уроках русского языка как иностранного»

Баласанян Марианна Альбертовна, кандидат филол. наук, ассоциированный профессор, руководитель направления « Русская филология» Самцхе-Джавахетского государственного университета,

Ахалцихе, Грузия

Натенадзе Марехи Северьянова, кандидат пед. наук, ассоциированный профессор Самцхе-Джавахетского государственного университета,

Ахалцихе, Грузия

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Abstract

The article considers the methodology of modern approaches to the evaluation of learning outcomes, among which we should especially mention: portfolio, case-meters, contextual tasks, projects. The use of this technique contributes to the development of cognitive interests and creative activity of students.

Keywords: portfolio, pedagogical diagnostics, competences, kanotestes, case-meters, projects, contextual tasks.

Требования к повышению качества образования, предопределяют поиск инновационных форм оценивания результатов обучения. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка - это процесс, деятельность оценивания, осуществляемая человеком. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат.Кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. Хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна.

В соответствии с этими функциями выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. В последнее время все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг-непрерывные контролирующие действия в системе «педагог -обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний - экзамены, которые являются и средством государственного контроля работы образовательных учреждений. Сегодня в Грузии это аттестационные экзамены (по 8

школьным предметам) и единый национальный экзамен (для абитуриентов).

К современным методам оценивания результатов обучения относятся: кейс- измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых. Они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); -работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; -презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает такие качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

К современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений

237

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников в последнее время широко распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности(учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико- ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А- нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В- расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен таким образом, что следующий вопрос открывается только тогда, когда ученик ответил на предыдущий. Один из современных методов оценивания знаний - контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное). Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным 238

им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества. Очевидна современная позиция учителя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему.

Приведём примеры разного типа заданий, применяемых на занятиях по русскому языку как иностранному.

Задание 1 Шаги маршрута

Сложи ответ по первым буквам:

1. 1 буква - герой про которого говорят, что он «Золотой» (это слово входит в название известной сказки)

2. 2 буква - это существо таскает на себе свой дом всю свою жизнь

3. 3 буква - кто рассказывал султану сказки 1000 и 1 ночь

4. 4 буква - кто ходил по золотой цепи у Лукоморья

5. 5 буква - десятая буква алфавита

6. 6 буква- «Любопытной Варваре ... оторвали»

Задание 2 Ребус

Задание 3 Кроссворд

1 Ч ВС

2 ч ■с

3 ч ■с

Л ч ■с

5 ч ВС

6 ч ■с

7 ч ВС

Задание 4 Разгадайте и прочитайте пословицу:

RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГG UJZ

ROPJZOДGA

(Люди, а не стены создают города)

Задание 5 Лексика

ш 1 задание. Подберите синонимы к словам:

горе, счастливый, твёрдый, направо стужа, холодный, вверху

ш 2задание. Найдитеантонимы:

Вы - свет, а я похож на тьму, Они сошлись. Волна и камень, Вы параллельны ко всему, Стихи и проза, лёд и пламень А я, напротив, вертикален. Не так различны меж собой. ш Ззадание. Дайтеопределениепонятиям:

антонимы, устаревшие слова, прямое значение слов, синонимы, неологизмы, переносное значение слов

ш 4 задание. Укажите значение слов : конфликт, фантазия, интеллигентный, шедевр, аналогия, интеллект

Задание 6 Словообразование

ш 1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из: корня и окончания; корня, суффикса и окончания; приставки, корня и окончания; приставки, корня, суффикса и окончания

ш 2 задание. Найдите лишнее: желток, железо, жёлтый;

носильщик, нос, носатый; гусь, гусыня, гусеница; росток, рослый, росинка

ш 3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:

очень высокий очень вкусный

около вокзала около озера

близко к земле близко подойти

открыть не полностью затормозить не полностью

возле дороги возле школы

Таким образом, нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, создаем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей. Применение описанных методов является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.

Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2.

2. Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. СПБ. АППО, 2012

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком ( https://ru.wikipedia).

4. Рейтинговая система оценки знаний учащихся ( https://ru.wikipediа).

5. Словарь педагогических терминов ( https://ru.wikipediа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.