РАЗДЕЛ V
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.26:371.398
Черных Анатолий Иосифович
Доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», ponamoreva@kubstu.ru, kucyna@kubstu.ru, Краснодар
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Chernykh Anatoly Iosifovich
Doctor of psychological sciences, associate professor, Vice principal of academic activity of Kuban State Technological University, ponamoreva@kubstu.ru, kucyna@kubstu.ru, Krasnodar
AUTHENTIC ESTIMATION IN THE SYSTEM OF CHILDREN SUPPLEMENTARY EDUCATION
Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом оценочной деятельности является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой [1].
В психолого-педагогической литературе понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и другие часто смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значениях [3; 4]. Под «контролем» следует понимать выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. «Проверка» предполагает выявление и измерение, поэтому проверка - это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях ученика. Проверка имеет целью определение не только уровня
и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме «проверки» контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки [9].
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоял во все времена. Легко войдя в школьную практику разных стран, контроль принимает различные формы, а отметки приобретают социальную значимость.
При выставлении отметок обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем: а) уровня учащегося относительно определенного эталона; б) уровня учащегося относительно класса в целом; в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов) и процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия до практического применения. Наглядность (гласность) подразумевает, прежде всего, проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого участника в данном случае носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и выставления отметок, т. к. они являются ориентиром, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога [9].
Несмотря на общую положительную оценку балльного учета успеваемости учащихся, многие из авторов отмечают его отдельные недостатки [3; 4]. Действительно, отметки очень часто не показывают настоящего уровня владения знаниями, в различных учебных заведениях они не одинаковы, оценка зачастую зависит от характера, темперамента и других личностных особенностей учителя, не редко школьная отметка не совпадает с действительным уровнем подготовки ученика.
В настоящее время проводятся активные исследования по совершенствованию системы оценки знаний в зарубежных странах (Германия, Франция, Япония, США и др.). Внимание ученых направлено на применение многобалльной шкалы отметок. Как показал анализ зарубежных научно-пе-дагогических источников последних лет, серьезной критике подвергаются традиционные формы оценивания, в первую очередь, имеющие долговременную практику применения в англо-саксонских странах стандартизированные тесты и другие аналогичные методики. Исследователи отмечают, что традиционные тесты не способны измерять многие важнейшие аспекты обучения, а также не поддерживают инновационные образовательные стратегии. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентиро-ванного обучения в большинстве экономически развитых странах приводит
к большему использованию других, альтернативных методов оценивания. К их числу относятся: экзамены в форме эссе, исследовательские проекты учащихся, научные эксперименты, устные презентации, дебаты, дискуссии, художественные (креативные) работы учащихся, являющиеся практическим результатом их деятельности. Другие формы оценивания предусматривают ответы учеников на вопросы со стороны одноклассников или внешних экзаменаторов, которые помогают им научиться думать и защищать свои точки зрения и одновременно позволяют учителям слушать и понимать особенности мышления обучаемых,
Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки: а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения; б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно, на основе формирования ключевых компетенций).
Многие зарубежные авторы не проводят различий между оцениванием на основе результатов (performance assessment) и аутентичным оцениванием (authentsic assessment). Вместе с тем, ряд исследователей отмечают, что обучение и оценивание, ориентированное на поведенческий результат, подразумевает вовлечение учащихся в ситуации, где они могут применить полученные знания, а аутентичное обучение и оценивание связаны с созданием ситуаций, приближенных к реальной жизни («real life» situations), где учащиеся должны продемонстрировать применение знаний [13, с. 39].
На страницах прессы и в научных и педагогических коллективах активно обсуждается возможность замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является безотметочное оценивание, в старшей школе - дополнение к существующей отметке - разработка учебного «портфолио» ученика. Портфолио - одна из альтернативных форм, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебнопознавательной деятельности. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и на самооценивание. Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио»: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения; коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях; систематический и специально орга-
низованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; рабочая, файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Несмотря на различные подходы в определении, можно с уверенностью сказать, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т. д. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является важнейшим элементом практи-ко-ориентированного подхода к образованию.
Как указывает ряд авторов, желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио он включал три обязательных элемента: сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; самоанализ и взгляд в будущее. Это придает портфолио упорядоченность и удобство при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т. д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании - удобство хранения [13, с. 64].
Важнейшее значение при выполнении аутентичных заданий приобретает самооценка. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Все это составляет сущность самонаправляемой деятельности, само-мотивирован-ного личностного совершенствования, то есть именно тех качеств, которые требуются сегодня от человека в реальных трудовых ситуациях. В данном случае учителя выполняют новую роль, они становятся наставниками и консультантами, а учащиеся в дополнение к роли «деятелей» приобретают роль «оценивающих самих себя».
И, наконец, в процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно. Это углубляет процесс обучения за счет новых требований к обучаемым -рефлексии достигнутого и подачи его таким способом, чтобы результаты их деятельности стали понятны другим. Аутентичное оценивание в этой связи реализует еще одну важную задачу - оно показывает учащимся, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества - учащимся, преподавателям, родителям - не только
оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном итоге, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни [13, с. 40].
В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся, портфолио могут: ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся; поддерживать учебные цели; фиксировать изменения и рост за определенный период времени; поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей; обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Преподаватели могут использовать их для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного обучаемого (группы), включая: поощрение самообучения; расширение возможностей обучения; расширение изучения процесса обучения; демонстрацию развития по отношению к выявленным результатам; создание общего подхода для инструкций и оценки; обеспечение подхода, при котором учащиеся будут оценивать свое обучение; возможность одинаковой поддержки развития учащихся. Ряд исследователей считает, что внедрение аутентичного оценивания в практику работы образовательного учреждения изменяет его деятельность, оказывает влияние на содержание деятельности учителей и их социально-психологические характеристики [5; 10; 12].
В настоящее время не только и, возможно, не столько школа может предоставить исчерпывающую информацию об ученике: его знаниях, умениях, опыте и прочих достижениях. Реальным образовательным эффектом обладает система дополнительного образования. Соответственно, результаты, достигаемые детьми и подростками в учреждении дополнительного образования, крайне важны для оценки их уровня и их направленности, и они обязательно должны учитываться при определении возможностей обучения по избранным профильным направлениям [2]. Отсюда и возник вопрос о разработке индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений, или «портфолио» в учреждениях дополнительного образования детей. Это тем более оправдано, что в настоящее время, на основе последней редакции закона «Об образовании», победы на олимпиадах международного и всероссийского уровней будут являться достаточным основанием даже для зачисления в вуз без экзаменов, а выдающиеся результаты, показанные в мероприятиях системы дополнительного образования, -для приема в вуз вне конкурса. Отметим, что в версии Министерства образования РФ под «портфолио» понимается совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. К сожалению, в настоящее время выглядит проблематичной идея включения в портфолио результатов, достигнутых внутри «своего» образовательного учреждения (УДО, школы), в силу общей проблемы крайней необъективности самой системы оценивания.
Портфолио, как целеустремленное собрание работ учащихся, демонстрирует их усилия, развитие и достижения в одной или более областях
учебного плана, отражает участие в образовательном процессе, включает критерии оценки деятельности. Преподавателю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т. д. Однако портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но может и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием при условии включения в себя демонстрации выполненных аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий. На сегодняшний день педагогической практикой разработано несколько типов портфолио.
Портфолио документации. Этот тип известен также как «рабочий» портфолио. Определенно, этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях. Здесь можно делать ставку и на самую слабую работу.
Портфолио процесса. Эти документы включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Дополнительно портфолио процесса неизбежно позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующих эти результаты, пособия и формы мета-когнитивного процесса.
Портфолио показательный. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть в него включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включая фотографии, видеозаписи и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы.
Оценочный портфолио - разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами: непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся) так и сформированные, т. е. достигшие высшей точки возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов; многомерный, то есть отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения; обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать
собственный процесс мышления, делать самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоения умений и навыков.
У портфолио как формы представления достижений учащихся есть много достоинств, однако существует и серьезный недостаток - сложность оценки. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио. В-третьих, не исключено противоречие между направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием администрации образовательного учреждения «все переводить в стандартную количественную оценку» [3; 4].
Основными критериями портфолио в зарубежной школе являются: развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность); сформирован-ность умения решать задачи; сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т. п.); развитость коммуникативных и деловых умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т. д.); сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей). По мнению ведущих российских педагогов портфолио является одним из ориентиров качественного обновления оценки, но не претендует на окончательное решение этой проблемы, так как одним из его существенных недостатков является несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп [7].
Интересной разновидностью портфолио являются паспорта или сертификаты карьеры, в которых особое внимание уделяется оцениванию ключевых компетентностей. В них входят: анкеты; сведения об этапах образования, трудовой деятельности, общественной работы, о полученных дипломах, сертификатах, наградах и поощрениях, о дальнейших перспективах на обучение, а также другая информация, позволяющая получить более полную информацию; профиль допрофессиональной компетентности; результаты «рабочих ключей» тестирования академических знаний, полученных за период обучения; любая дополнительная информация, способствующая выгодно представить обучаемого, например, всевозможные дипломы, благодарности, грамоты, дополнительные сертификаты, рекомендательные письма и т. д.
В старшей школе объем портфолио увеличивается. Можно использовать так называемый метод кейс-стади. В данном случае обучаемые должны разработать портфолио, включающий четырнадцать пунктов (план дейс-
твий после окончания школы; автобиография; общественно полезная добровольная деятельность; этические и социальные вопросы; искусство и эстетика; средства массовой информации; практические навыки; география; иностранный язык и/или билингвальная подготовка; наука и технологии; математика; литература; история; физическая подготовка). В материалах портфолио могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т. п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть конкурсы в аспекте деятельности конкретного учреждения дополнительного образования. Это участие в конкурсах рефератов и исследовательских работ, олимпиадах, викторинах и кроссвордах о технике, в работе художественной галереи «Техника и фантазия», участие в работе ежегодных летних смен, объединяющих юных техников из разных школ, городов, стран, участие в спортивно-тех-нических марафонах, организация встреч с учеными, сотрудничество со всемирно известными научно-техническими организациями нашей страны. Это участие в организации исследовательских проектов, разработка деловых игр, которые вместе с серьезной образовательной работой раскрывают перед учащимися широкие горизонты настоящего и будущего, обязательно связанного с наукой и техникой [3; 4]. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например, модели и макеты различной техники, компьютерные программы и игры, а также поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии и т. п.
Обозначая некоторые подходы к оцениванию портфолио, необходимо еще раз отметить, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио. Основными критериями оценивания мы считаем надежность, валидность и полезность портфолио. Для оценивания портфолио мы используем следующие критерии: необычная презентация идеи; выполнение работы свыше возраста или ступени обучения; комплексная или усложненная презентация идеи; глубинное понимание проблемы или идеи; хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов; наличие элементов исследования; хорошая коммуникативная организация материала для презентации; наличие высокой степени интереса и настойчивости [6; 8]. Важными нам представляются и следующие аспекты: степень организации портфолио; его компоненты и характерные детали; использование лексики и грамматики во время презентации проекта и т. д.
В конкретных случаях, например, в кейс-стади, сочетающем групповую междисциплинарную проектную работу и разработку индивидуального порфолио, критерии оценивания различаются [И]. Так, групповая работа оценивается по следующим показателям: количество пропусков и опозданий на занятия по проекту; объем выполненной работы; понимание общей работы группы; умение работать с другими; способность к концентрации; коммуникативный рост. Портфолио же оценивается на основе следующих критериев: четкое и полное объяснение сути выполненного; наличие конк-
ретных примеров; демонстрация обученности; хорошая организация материала; аккуратность; умение пояснять взаимосвязи между конкретными предметами [13, с. 50-51].
Портфолио при переходе на профильное обучение будет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика. Использование портфолио в построении образовательного рейтинга подростка, составление суммарной ведомости по оцениванию портфолио, алгоритмы и структура портфолио, форма устной презентации проектной деятельности, общие положения и рекомендации по работе с портфолио должны быть адаптированы для довузовской подготовки в учреждении дополнительного образования.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1997. - 186 с.
2. Донина, О. И. Управление профориентационной работой в учреждениях общего среднего, дополнительного и начального профессионального образования: метод, рекомендации [Текст] / О. И. Донина, Ю. В. Есенков, А. В. Кузнецов. -Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. - 80 с.
3. Донина, О. И. Организация и методика мониторинга результатов педагогической деятельности учреждения дополнительного образования [Текст] / О. И. Донина. - Ульяновск, 1999. - 56 с.
4. Донина, О. И. Показатели результативности деятельности учреждения дополнительного образования аэрокосмического профиля: пособ. для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей [Текст] / О. И. Донина. - Ульяновск, 1999. - 88 с.
5. Жаркова, Г. А. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения при организации учебно-познавательной деятельности учащихся профильных классов [Текст] / Г. А. Жаркова // Сборник статей и научных материалов УлГПУ. - Ульяновск, 2002. - С. 43-47.
6. Немова, Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников [Текст]: учеб.-метод. пособ. / Н. В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2003.-68 с.
7. Новикова, Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 48-55.
8. Остапенко, А. А. Модели профильного обучения в сельской школе [Текст] / А. А. Остапенко, А. Ю. Скопин // Профильная школа. - 2004. - № 4. - С. 11-22.
9. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И. П. Подласый. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
10. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 324 с.
11. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - № 1. С. 21-23.
12.Солянкина, Л. Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального самоопределения студента [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Е. Солянкина. - Волгоград, 1999. - 25 с.
13. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т. Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с.
УДК 371.398
Болотова Марина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дополнительного образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», orlova-str@mail.ru, Оренбург
Насибуллина Анися Дамировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дополнительного образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ani6064@yandex.ru, Оренбург
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОБЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Bolotova Marina Ivanovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of pedagogics of additional education, the Orenburg state pedagogical university, orlova-str@mail.ru, Orenburg
Nasibullina Anisia Damirovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of pedagogics of additional education, the Orenburg state pedagogical university, ani6064@yandex.ru, Orenburg
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY INTEGRITY AND ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS FOR CHILDREN
Ведущая роль в достижении оптимистических перспектив реформирования образования принадлежит опережающему и системному развитию дополнительного образования детей, в том числе в плоскости установления взаимовыгодных преемственных связей между всеми субъектами образовательной иерархии. Целевые ориентиры современного дополнительного образования детей связаны с проектированием событийных общностей, обеспечивающих человеку способность быть подлинным субъектом общественной жизни, культуры и исторического действия, а соответственно и субъектом собственной жизнедеятельности и собственного развития.