Таким образом, выделенные нами организационно-педагогические условия разработки и реализации методического обеспечения процесса профильного обучения учащихся старших классов сельской школы дают возможность обеспечить при их реализации следующие позитивные моменты:
- расширить спектр профильных образовательных программ;
- обеспечить гибкость всех форм организации процесса профильного обучения;
- обеспечить соответствие процесса профильного обучения образовательному заказу и государственному образовательному стандарту.
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - 150 с.
2. Калугина, Т. Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея. - Челябинск, 1999. - 190 с.
3. Клюев, Ф. Н. Подготовка руководителя к разработке программы развития учреждения начального профессионального образования. - Челябинск: ЧелИРПО, 1998. - 88 с.
4. Козловская, С. Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. - М., 1996. — 20 с.
5. Щеблева, С. В, Профессиональная подготовка студентов на основе образовательных технологий. Дис. ... канд.лед.наук. - Магнитогорск, 2000. — 154 с.
УДК 371.398
О. Г. Тавстуха, А. А. Муратова
ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На современном этапе развития российского образования направленность инновационных процессов обусловливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного оценивания образовательных достижений учащихся.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности чётко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос остаётся одним из наименее определённых, так как в этой сфере отсутствуют единые образовательные стандарты, с которыми соотносится достигнутый уровень обученности в системе общего среднего
образования. Это значительно осложняет определение успешности обучения учащихся по дополнительным образовательным программам, особенно в рамках пред профильной подготовки, результаты которой должны обозначить дальнейший образовательный и, возможно, профессиональный путь ребёнка.
Анализ теории и практики учреждений дополнительного образования свидетельствует о наличии разных позиций к определению критерия качества и результативности обучения учащихся.
Образовательная деятельность ребёнка в практике дополнительного образования детей чаще всего оценивается по учебным (предметным) параметрам. Результативность образования детей определяется по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; награждению грамотами, знаками отличия. Данный подход имеет существенные недостатки:
- у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения материала;
- фиксация преимущественно предметных результатов ограничивает диапазон истинных достижений ребёнка, так как остаются незамеченными его личностные результаты.
Показатели результативности освоения воспитанниками образовательной программы в системе дополнительного образования И. В. Калиш обосновывает через необходимость успешного освоения воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их учас тие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; раннюю профессиональную ориентацию.
Под качеством образования воспитанника Е. В. Титова понимает деятельность учащихся, которая обеспечивает реальные возможности: разностороннего личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных) [8].
Одним из критериев оценки качества обучения воспитанников рассматривается модель выпускника учреждения дополнительного образования детей (А. В. Берсенева, А. И. Щетинская и др.). Данная модель выглядит следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни [9].
Обобщение позиций ученых позволяет отметить, что в дополнительном образовании детей личностные достижения воспитанника могут рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.
Согласно Закону РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это обеспечивает условия для развития индивидуального потенциала учащихся, формирования их готовности к социальной и профессиональной адаптации. Последнее является особенно актуальным в рамках реализации предпрофилыгой подготовки в образовательных учреждениях рассматриваемого типа.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки предполагает как обучение детей знаниям, умениям, навыкам, так и развитие многообразных личностных качеств обучающихся и определяет учебные и личностные показатели результативности. Учебные фиксируют предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения курсов по выбору; личностные отражают изменения личностных качеств ребёнка под влияние занятий в творческом объединении [2].
Учебными показателями являются: теоретическая подготовка (теоретические знания по программе, владение специальной терминологией по тематике программы), практическая подготовка (практические умения и навыки, владение необходимым для освоения курса специальным оборудованием и оснащением, творческие навыки - творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте); общеучебные умения и навыки (учебно-интеллектуальные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки). Методами диагностики данных показателей являются наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося ит. д.
Личностными показателями являются: организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные свойства личности (самооценка, интерес), поведенческие характеристики (отношение ребёнка к конфликтам в группе, тип сотрудничества). Методами диагностики личностных изменений используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Обозначенные выше показатели делают насущной задачу обеспечения предпрофильной подготовки педагогической технологией, позволяющей оценить ее результаты в соответствии с тенденциями предпрофильного обучения учащихся в учреждении дополнительного образования детей и
способами реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования, которая и определяет изменение характера и технологий оценивания результатов обучения, связанное с переходом от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико- и личностно-ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствующей будущему профилю обучения учебной и внеучебной деятельности [7].
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки.
Согласно Д. Виггинсу, аутентичное оценивание имеет следующие характеристики: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточно места для развития учебных стилей учащихся, их способностей и интересов как источников для формирования компетентностей и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон; критерии, используемые в оценивании такого типа, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции); в процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно [12].
Такая особенность аутентичного оценивания, как необходимость создания ситуаций, приближенных к реальной жизни («real life» situations), где учащиеся должны продемонстрировать применение знаний и умений, указывает на то, что наиболее успешно оно будет осуществляться в учреждениях дополнительного образования детей, имеющих для этого необходимые материально-технические и кадровые ресурсы [13].
Таким образом, в ситуации внедрения и распространения предпрофилъ-ной подготовки в отечественной системе дополнительного образования детей актуальной становится тема разработки инструмента эффектив-
ново оценивания образовательных и личностных достижений учащихся. В настоящее время инновационной формой фиксации и оценки личностных достижений воспитанников в учреждениях дополнительного образования являются карта-профиль индивидуальных достижений, «Тетрадь успешности», «Портфолио достижений воспитанников», «Кейс-стади» и т. п.
Одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности -портфолио. Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Поэтапное отслеживание в рамках предпрофильной подготовки динамики результатов ребёнка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом; оценивание через сравнение ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем —важнейшее отличие дополнительного образования детей, стимулирующее мотивацию обучения каждого ребёнка.
Самостоятельное ведение учёта собственных достижений в портфолио, приучение детей к рассуждениям о качестве своей работы имеет определяющее значение для формирования их самооценки.
Самооценивание позволяет учащимся поэтапно фиксировать собственное продвижение и развитие. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ своих результатов стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески.
Работа над портфолио помогает детям в познании самих себя, в формировании навыков самоорганизации и самоуправления. То, в какой мере личность способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств, определяет успешность адаптации личности в современных условиях.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной, является важным элементом предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей.
С точки зрения отслеживания и оценивания результатов прохождения курсов по выбору, а также выполнения профессиональных проб по избранным видам деятельности в процессе прохождения предпрофильной подготовки учащихся в системе дополнительного образования детей портфолио позволяет решить следующие задачи:
- выявить индивидуальные способности учащегося к определенному виду деятельности;
- оценить уровень возможностей и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;
- показать обоснованность выбора профиля обучения на старшей ступени среднего образования.
На сегодня не существует единой точки зрения на то, каким должен быть портфолио. Основанием для выделения различных его типов, по мнению Т. Г. Новиковой, может служить цель создания и ситуация, в которых он может быть использован. Такой подход к типологизации используется в английской системе образования, где предложена следующая классификация: портфолио развития, учебное планирование, портфолио подготовленности, показательное портфолио, портфолио трудоустройства, портфолио для поступления в вуз [7].
Разновидностью портфолио являются паспорта или сертификаты карьеры, в которых особое внимание уделяется оцениванию основных умений. Сертификаты карьеры включают следующую информацию:
- ведения об этапах образования, трудовой деятельности, общественной работы, о полученных дипломах, сертификатах, наградах, о дальнейших перспективах на обучение;
- профиль профессионального самоопределения;
- результаты тестирования академических знаний, полученных за период обучения.
У портфолио как формы представления достижений учащихся наряду с представленными достоинствами существует и серьёзный недостаток -сложность оценки. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио.
Появление разнообразных видов портфолио отвечает практической потребности образования, являясь формой полного и разностороннего представления учащегося. На современном этапе система дополнительного образования детей может предоставить исчерпывающую информацию об учащемся. Знания, умения, опыт, результаты, достигаемые детьми в учреждении дополнительного образования, крайне важны для оценки их уровня и направленности, и они обязательно должны учитываться при определении профиля обучения. Следовательно, необходима разработка инструментария индивидуальной накопительной оценки учащегося в учреждениях дополнительного образования детей.
Соотнесение рекомендаций Министерства образования и науки РФ по введению пред профильной подготовки с многолетним опытом деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что одним из
возможных вариантов инновационной формы оценки личностных достижений воспитанника может выступать портфолио индивидуальных учебных достижений.
Анализ российского и зарубежного опыта по созданию портфолио учащихся, соотнесение его с целями и задачами предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования позволил внедрить в практику их деятельности тип комплексного портфолио в виде дневника. Мы определяем три типа дневника: дневник достижений, дневник-отчёт и дневник-самооценка.
Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающиеся в грамотах, дипломах, свидетельствах участника, призёра или победителя различного уровня конкурсов, конференций, олимпиад и др.
Дневник-отчёт даёт представление о динамике учебной и творческой активности воспитанника, направленности его интересов; позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о прохождении курсов по выбору, выполнении профессиональных проб; выражается в учебных проектах, творческих работах, наборах материалов по определённым рубрикам.
Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определить свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения, педагогу грамотно выстроить профориентационную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах, результатах медицинских и психологических обследований.
Обозначая некоторые подходы к оцениванию портфолио, необходимо отметить, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью оно разрабатывается. Основными характеристиками мы считаем надежность, валидность и полезность информации. Для оценивания портфолио используются следующие критерии:
- оригинальность презентации идеи;
- выполнение работы высокого уровня сложности; наличие элементов собственного исследования; всестороннее понимание проблемы;
- хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;
- умение четко и аргументировано излагать свою мысль во время доклада и при ответах на вопросы;
- использование графиков, таблиц, диаграмм, фотографий при презентации материалов.
Оценивание достижений учащихся учреждения дополнительного образования в форме портфолио даёт возможность определить степень освоения каждым ребёнком программы курса по выбору, проследить развитие лич-
ностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку в процессе формирования профессионального самоопределения.
Таким образом, внедрение инновационных форм оценивания достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования и будущей профессии, соответствующих профессиональному самоопределению.
Библиографический список
1. Бенькович, Т. М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений / Т. М. Бенькович // Профильная школа. - 2005. - № 2. - С. 48-50.
2. Буйлова, Л. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Клёнова. - М.: АРКТИ, 2005.-286 с.
3. Гладкая, И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Ривкина // Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб: КАРО, 2006. - 128 с.
4. Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 181-195.
5. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / 3. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова; Под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006. -128 с.
6. Новикова, Т. Г. Портфолио в профильном обучении / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков. // Профильная школа. — 2005. - № 3. - С. 45-56.
7. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с.
8. Титова, Е. В, Они и мы: о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций / Е. В. Титова, Т. В. Трухачева-М, 1993. - 124 с.
9. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. -Мин-во образования и науки РФ, Оренбург, гос.пед.ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.-404 с.
10. Юдина, И. Г. Портфолио ученика средней школы / Авт.-сост. И. Г. Юдина. -Волгоград: Учитель, 2007. - 223 с.
11. Society's Role in Educating Gifted Students: The Role of Public Policy. Senior Scholars Series. Gallagher, James I; National Research Center on the Gifted and Talented, Storrs, СТ., 2002. - 30 p.
12. Education Company Under Investigation. By: Blumenstyk, Goldie. Chronicle of Higher education, 7/15/2005, Vol. 51 Issue 45, pA33-A33, l/4p.
13. Zeichner, K., Teitelbaum К. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education // Journal of Education for Teaching. - N 8, 1982. - P. 16-23.