ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
В статье описывается, как можно начать использовать портфолио как эффективное средство компенсации отрицательных последствий оценивания школьных достижений учащихся; рассматривается понятие достоверности портфолио, предлагается использование портфолио при оценивании.
Новикова Т.Г.,
доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО
ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ.
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
Можно ли решить проблему школьной отметки с помощью портфолио ученикаЛ
Школьные отметки и оценки; способы компенсаций отрицательных последствий; технология оценивания деятельности школьников; эффективное портфолио
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования. И является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.
Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л. Н. Толстой. В своих трудах он сформулировал несколько основополагающих положений, нашедших осуществление в Яснополянской школе. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», «чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях». В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника.
Классическую точку зрения на учение и обучение школьника сформулировал К. Д. Ушинский. Учение, по его утверждению, «есть труд и должен оставаться трудом, но трудом, полным мысли, чтобы самый процесс учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьезную мысль» тут следует рассматривать как познавательную активность, естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности и интересы.
С начала 70-х гг. XIX века в кругах прогрессивной общественности России, кровно озабоченной проблемами воспитания подрастающего поколения, ведутся дискуссии о пороках сложившейся практики обучения. В этих дискуссиях прослеживаются направления связанные с усовершенствованием оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов уче-
ния, с созданием условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника.
Отметки широко применяются и кажутся обязательными, потому что система отметок имеет то же значение, что и некогда розга - значение вечного «дамоклова меча» над головой ребенка. При помощи балла преподаватель старается карать или поощрять ученика, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учиться исключительно ради баллов.
В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками.
Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С. Т Шацкий. В своих школах он вел поиски разнообразных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С. Т. Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения. Он так определяет основные требования к оценке. Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом станет тормозящим моментом в его работе. «Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам».
Следует учитывать, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.
Предмет детских достижений и выполнения работы в школе, и даже перед школой, получил возросшее внимание общественности в конце1980-ых и начале 1990-ых. Общий взгляд на оценочную реформу отражен в большом объеме разнообразной професси-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
35
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
ональной литературы по различным оценочным методам и количеству организаций (стран), которые ищут альтернативные средства оценивания.
Проблема оценки актуальна и сейчас, это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по разному смотрят на само значение отметки - балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены. Да и познания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо.
И поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить, две основные тенденции, в русле которых, рассматривается вопрос об изменении отметки - усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения и перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно модульной).
Активно обсуждается как на страницах прессы, так и в научных и педагогических коллективах изыскание возможности замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является безотметочное оценивание, в старшей школе в дополнение к существующей отметке - разработка портфолио ученика.
Обратимся к зарубежному опыту разработки и использования портфолио.
Педагоги используют термин подлинная оценка, чтобы определить практику, в которую вовлекают действительных учащихся с целью оценивания ими своих собственных достижений. Подлинное оценивание осуществляется на основе выполненных заданий, реалистично и соответствует инструкциям (Pett, 1990). Один метод подлинной оценки состоит в том, чтобы собрать и рассмотреть портфолио работы ребенка. Что такое портфолио? В зарубежной литературе встречаются различные подходы к определению этого понятия, приведем некоторые из них.
Портфолио - отчет по процессу обучения ребенка: что ребенок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими.
Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся работы, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях.
Согласно Meisels и Steele (1991), портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы; смотрите вслед индивидуальному прогрессу ребенка; и обеспечьте базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование портфолио может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.
Портфолио - целеустремленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Собрание должно включать следующее: -участие самих учащихся в разработке курса -критерии отбора -критерии оценки достоинств.
-свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.
Преподавателю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т.д.
Paulson, F.L. Paulson, P.R. и Meyer, CA (1991, февраль). “Что делает портфолио - портфолио?” Лидерство в образовании, pp. 60-63.
Перед зарубежной школой, как и перед российской возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения?
В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:
-ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;
-поддерживать учебные цели;
-фиксировать изменения и рост за определенный период времени;
-поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;
-обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
Преподаватели могут использовать их для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:
-поощрение самообучения -расширение возможностей обучения.
-расширить изучение процесса обучения -демонстрация развития по отношению к выявленным результатам
-создание общего подхода для инструкций и оценки. -обеспечение подхода, при котором учащиеся будут оценивать свое обучение
-возможность одинаковой поддержки развития учащихся.
Какие виды портфолио существуют?
Существует много различных видов портфолио, каждый из которых может служить одной или более целям в качестве части или целой оценочной школьной программы.
Рассмотрим типы портфолио, наиболее часто цитируемых в литературе:
Портфолио документации: этот тип известен также как «рабочий» портфолио. Определенно, этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях. Здесь можно делать ставку и на самую слабую работу.
Портфолио процесса. Эти документы включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса неизбежно позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующих эти результаты, пособия и связанные формы метакогнитивного процесса.
Портфолио показательный: Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающими фотографии, видеозаписи, и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы.
Каковы характеристики эффективного портфолио?
Хотя подходы к развитию портфолио могут варьироваться, существуют основные исследования и литература по портфолио, включающая следующие характеристики:
- они ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается, достигнут.
- они сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ключевых знаний, навыков, и отношений.
- они содержат образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения в большей степени, в одиночные временные промежутки.
- они содержат работы, представляющие использование различных методов и приемов.
Они содержат разные образцы работ и оценивания работ учащихся, учителей, возможно даже отношения родителей.
Оценочное портфолио - разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:
- непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся) так и сформированные, т.е. достигшие высшей точки возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов.
-многомерный, то есть, отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения.
-обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мыш-
ления, делать самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоение умений и навыков.
Источник: Paul S.George, (1995). «Что такое в действительности оценивающее портфолио и как я могу использовать его в своем классе?»
Что является оценочным портфолио?
Концепция и определение портфолио развиваются.
1. Портфолио в основном определяется как «...систематическое и организованное собрание наблюдений, используемых преподавателем и учащимся, чтобы контролировать рост знаний учащихся, навыков, и отношений в определенной учебной обстановке».
2. Квалификации были добавлены к определению: «портфолио должен включать ученическое участие в отборе содержания, критерии для выбора, критерии для оценивания, и свидетельства ученического восприятия.
3. Современное представление портфолио предполагает « ...целеустремленное, совместное, саморефлексивное собрание ученических работ, выполненных в процессе обучения».
4. «Органический» оценочный портфолио касается деятельности, которая прогрессирует из естественных взаимодействий и действий в классной комнате. «Культура портфолио» поддерживает диалоговое общение учеников, которые берут ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать (Dennie Palmer Wolf), Университет Гарвард. В классной комнате данного вида: Обычное сотрудничество Учащиеся повторно проверяют и пересматривают свою работу. Учащиеся и преподаватели размышляют над работой каждого учащегося и класса в целом. Учащиеся понимают и используют явные стандарты, чтобы оценить качество своей работы и работ других учащихся. Учащиеся гордятся своей работой, готовя ее для публикации и выставки.
5. Рассмотренной оценочный портфолио представляет глубокое изменение в отношениях к роли оценки в изучении. Преподаватели, владеющие культурой портфолио в своих классных комнатах меняют акцент от оценки результатов через сравнительные ранжирования достижений к повышению уровня работ через оценочную обратную связь и восприятие.
Каковы стадии развития портфолио?
Первая стадия: Организация и планирование - эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, учащиеся могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. Ключевые вопросы о преподавателе и учащемся должны включить:
Как я выбираю время, материалы, и т.д. восприятие того, что я узнаю в этом классе?
Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы, и т.д., что у меня собрано?
Как портфолио будут поддерживаться и храниться?
Вторая стадия: Собрание - этот процесс представляет собой собрание значимых материалов, от-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
37
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
ражающих образовательный опыт учащихся и цели. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к контексту и содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать:
Специфический предмет;
Процесс обучения, или специальные проекты, темы, и/или объединяются. Все отобранные материалы, включенные в собрание должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания Третья стадия. Осмысливание - везде, где возможно, должно быть свидетельство метакогнитивных реакций учащихся после процесса обучения и их контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов, и других форм размышлений, проявляющихся после опытов, обдумывания процессов, в которых они были задействованы, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени. Помимо размышлений учащихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.
Источник: IRI/Skylight Publication
Оценивание с помощью портфолио предполагает системность и систематичность.
Области наиболее удачного применения -...при работе с детьми, имеющими трудности в общении...
-...вовлечение (учете вклада каждого) индивидуумов в процесс изменения общин.
-. обеспечение информацией, для глубинного анализа достижений
-. возможность оценки большого количества сложных структур...
Области ограниченного применения
-... программы с четкими, конкретными целями.
-. программы, где требуется четкое разделение участников в соответствии со стандартом.
-. сравнении участников стандартными методами.
Достоверность портфолио
Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио должны основываться на целях портфолио. Без цели, портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, возможность обсудить ее и придать ей большей смысл. (Arter и Paulson, 1991; Paulson и Paulson, 1991). Согласно Murphy и Smith (1990), портфолио могут быть использованы для мотивации учащихся, осуществления обучения через рефлексию и самооценку, и использоваться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.
При обучении в раннем детстве, портфолио должны содержать постановку целей и большое разнообразие образцов работы, включая последовательные виды работ по специальным направлени-
ям. Дети должны быть вовлечены в выбранные мероприятия с целью самостоятельного анализа своей работы.
Как можно начать использовать портфолио?
Для определения направлений и целей использования портфолио целесообразно рассмотреть вопросы, которые помогут определить смысл этой работы, опрелить ее структуру и наполнение. Вопросы для рассмотрения
1. В каких областях существующего подхода к оцениванию развития учащегося мы испытываем недостаток необходимой информации или средств? Как оценка с помощью портфолио могла бы обрабатывать ее или направлять в зависимости от существующего подхода?
2. Каковы главные поведенческие характеристики, результаты, или поведенческие индикаторы, которые формируют основание для базисного учебного плана в течение определенного периода времени (например, единичного занятия, четверти, семестра, курса, и т.д.)? Который из трех результатов может быть наиболее эффективно использован для подхода, связанного с портфолио?
3. Поскольку учащиеся получают обязательное количество знаний и навыков, мы идентифицировали определенные поведенческие характеристики, которые будут свидетельствовать об их уровне развития и обучения в соответствии со стандартами.
4. Каковы первичные действия, которые могут быть разработаны, чтобы обеспечить очевидность приобретения учащимися обязательных навыков и знаний? Какие из этих действий могли бы оказаться особенно соответствующими с точки зрения оценивания?
5. Как мы можем распределить и подсчитать индивидуальные элементы портфолио в целом? Например, имеем ли мы доступные нам рубрики, правила, ключевые методики, и/или контрольные списки, которые могут управлять процессом?
6. Как мы можем гарантировать, что учащиеся понимают цель и процесс, осуществляющий развитие и поддержание портфолио?
7. Как мы можем вовлечь родителей/семьи в процесс оценки с помощью портфолио, включающий обеспечение первоначальными тренингами
8. Как мы можем объединять устные коммуникативные навыки (например, представления, словесные ответы, диалоги и аудиовизуальные демонстрации) в наш процесс оценивания с помощью портфолио.
Использование портфолио при оценивании
Как только портфолио организован, преподаватель может оценивать достижения ребенка. Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребенка с более ранней. Эта оценка должна указать развитие ребенка по отношению к имеющимся стандартам, которые соотносятся с учебным планом преподавателя и соответствующими прогнозами развития. Портфолио, как предполагается, не используются для сравнения детей между собой. Они являются документацией. Говорящем о конкретном индивидуальном развитии за определен-
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
ный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях ребенка, его способностях, силах, слабостях, и потребностях должны быть основаны на полном диапазоне развития этого ребенка, основываясь на данных портфолио, и на знании преподавателем учебного плана и стадий развития.
Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает преподавателей встроенной системой планирования родительских собраний. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребенка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развития.
Соответствующая оценка детей должна включать непосредственно самих детей, родителей и преподавателей. Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Это освобождает преподавателя от ограничений, связанный со стандартизацией исследований. Наконец, используя портфолио преподаватель имеет возможность расширить работу в классе и с каждым ребенком. Кроме того, использование портфолио позволяет сосредоточить свое внимание на ребенке и развивать межличностные отношения с ним.
Портфолио предлагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы, и измерения изучения значимых задач. Они могут фиксировать как конечные результаты так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в подобных мероприятиях.
Как портфолио могут быть оценены?
Согласно Paulson, Paulson и Meyer, (1991, p. 63): «Портфолио предлагает путь оценки образовательного процесса, который отличается от традиционных методов. Оценка с помощью портфолио обеспечивает преподавателя и учащихся возможность наблюдать учащихся в более широком контексте: риск, развитие творческих решений, и обучение, чтобы иметь суждения об их собственных действиях».
Чтобы вдумчиво оценивать учащихся, учителя должны иметь большое количество стратегий по этому процессу. Критериями для законченного портфолио могли бы оказаться следующие:
1.Обдумывание (включая контроль учащихся собственного понимания, метакогнитивного восприятия, и продуктивных навыков мышления)
2. Рост и развитие в отношениях, являющихся ключевыми к учебному плану
3. Понимание и осознание ключевых процессов.
4.Законченность, правильность, и уместность методов и процессов, представленных в портфолио
5.Разнообразие подходов (например, использование многократных форматов, чтобы демонстрировать достижения по имеющимся стандартам выполнения работы).
Это особенно важно преподавателям и учащимся для совместной работы, чтобы выделить критерии, которые будут использованы в качестве основы для оценивания развития учащихся, как полно-
стью (т.е. в процессе всего учебного периода), так и частично (то есть, как часть законченного проекта, деятельности, или оценки для выявления степени, которую необходимо достигнуть по определенным стандартам)
Для прогрессирования в течение учебного года, учащиеся и преподаватель могут работать вместе, чтобы идентифицировать особенно существенные или важные вещи и процессы, которые будут задействованы в портфолио. Дополнительно, они могут взаимодействовать, чтобы определить назначенные степени и оценки. Рубрики, правила, и ключевые положения могут быть разработаны для разнообразия компонентов портфолио. В конечном итоге некоторые устные обсуждения могут быть включены как частичное оценивание. Этот компонент должен включать учителя, учащегося, и, если это возможно, несколько контролеров для обдуманного изучения компонентов портфолио.
Источник: Mindful School Portfolio connection, Burke, Fogherty, IRI/ Skylight Publication (1994)
Связь обучения с оцениванием
Многим преподавателям трудно понять портфолио как одновременное обучение и оценку. Привычка к тестированию настолько закоренелая в нас, что нам кажется очень сложно отделить процесс обучения от процесса оценивания. Но, фактически, хорошие преподаватели неофициально оценивают прогресс учащихся все время. “Использование оценки деятельности приравнивается к рассматриванию через волшебное зеркало процесс обучения учащихся. Вы верно видите процесс обучения, но не вмешиваетесь в него.”
Учащиеся учатся оценивать их собственный прогресс как обучаемые.
Портфолио, составленные к концу учебного года, представляют улучшенный портрет учащихся, при этом используется процесс, который поощряет учащихся рассматривать обучение как метакогнитивную структуру. Собрание их работ становится текстом, из которого они узнают о себе как писатели и учащиеся. Учащихся привлекают для создания критериев (стандартов) для портфолио.
Процесс отбора, улучшения и оценки собственной работы обеспечивает широкие возможности для учащихся в процессе учения. Учитель играет поддерживающую роль в развитии ответственности учащегося при составлении портфолио, а также в уверенности что портфолио станет основным доказательством достижений каждого учащегося.
Исследования в области оценки посредством портфолио
Некоторые примеры использования портфолио в школах Сан Диего.
Bernardo Heights Middle School, Poway Unified
В этой школе портфолио используется как лучший способ оценки для учащихся. Большая часть учащихся считает, что может добиться лучших успехов, отби-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
39
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
рая и отрабатывая работы для портфолио. Каждую четверть учителя превращают портфолио в оценку, используя шаблон работы “на 5”. Важность этой работы оценивается учителями от 50 до 100 %. “Мы используем портфолио, потому что мы верим, что это позволит вовлечь учащихся в процесс обучения. Для этого учащиеся должны почувствовать себя хозяевами в выборе работ. Размышление над собственными работами позволит им посмотреть на себя как на учащихся. Чтение такого портфолио было бы замечательно, хотя оценка портфолио занимает больше времени, чем условное выставление оценки.
Например, при изучении математики в это понятие включаются математические идеи и связи, математическое мышление, общение, использование инструментов и техник, рефлексия и оценка.
Chula Vista Junior High School, Sweetwater
Портфолио в указанной школе сейчас ориентированны на учащихся, у которых есть сейчас свобода выбирать работы, включаемые в портфолио, и при этом не существует списка обязательных работ для портфолио. Ранее проводился эксперимент по использованию портфолио, ориентированного на учителя. Но этот список был встречен в штыки как учителями, так и учащимися. Портфолио как собрание сочинений стимулируют рефлексию учащегося по поводу его навыков как письма. Хотя только последний вариант работы учащегося помещается в портфолио, учащимся предлагается разместить хотя бы кусочек проделанной работы, чтобы увидеть разницу. Стандарты или рубрики не являются определителями оценок. “Портфолио Найт” дает учащимся возможность продемонстрировать семейное письмо. Часто участие в этом принимают родители, как правило впервые.
Kelly Elementary School, Carlsbad Unified
Указанная школа использовала стандарты разработанные CLAS. Согласно этим стандартам существует несколько уровней и описаний действий к ним. В результате учащимся предлагается оценить насколько успешно они будут действовать на каждом из выбранных уровней. Работа учащихся в ходе эксперимента значительно улучшилась. Достижения учащихся стали возможны благодаря развитию концептуальной парадигмы педагогики портфолио. При этом оценивание не заканчивается в системе портфолио, оно присутствует на уровне инструктирования. У учащихся в итоге формируются два типа портфолио: рабочее и показательное. Важно что учителя и администрация способствуют развитию у детей концептуального восприятия, а не просто “охватывают материал”.
O'Farrell Community School, San Diego Unified
Учащиеся этой школы используют портфолио, чтобы выполнить 6 пунктов “Устава О'Фаррелл”: общественная деятельность (учащиеся собирают воедино свои размышления о 12-часовой помощи семье, школе, общине), Портфолио (примеры работ), Научный проект (каждую четверть учащиеся отчитываются о проделанной работе), школьное путе-
шествие (ученик 8 класса рассказывает взрослому о школе), академическая компетентность каждый из учащихся пишет 4 разных “воспоминания” по математике и языку, при этом должен быть достигнут ожидаемый уровень), путь О'Фаррелл. Портфолио используются и как формы инструктирования, и как формы оценки. Хотя не существует строгих предписаний к содержанию портфолио, есть сборник “Возможности Портфолио”, где описываются приблизительные и желательные формы. Учителя используют материалы портфолио творчески в классе. Как минимум 50% учащихся используют портфолио, где-то оно может быть использовано как форма выпускного экзамена. Некоторым учителям даже не приходится оценивать некоторые работы - учащиеся заканчивают их для того, чтобы показать свои знания. Около 60% учителей иностранного языка используют портфолио. Они находят, что данный вид оценки требует временных затрат, но позволяет оценить насколько продуктивно оно было использовано
Использование оценивания с помощью портфолио в качестве поощрения.
Meg Sewell, Mary Marczak, Melanie Horn
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Работа с портфолио возможно поможет решить данную и многие другие проблемы. Однако, в этом направлении (использование портфолио) могут встретиться проблемы связанные с различными аспектами, как техническими, так и психологическими и социальными. При решении вопроса школьной отметки целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных учебных заведений. Российская школа богата своей историей и современной инновационной деятельностью. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.
В настоящее время совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Фактически ученые и передовые педагоги-практики получили социальный заказ на скорейшее решение этого непростого вопроса.
Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки, речь идет уже о десятибалльной шкале оценок. Уже сегодня при поступлении в вуз абитуриент в отличие от школьной отметки получает баллы «2», «3», «3,5», «4», «4,5», «5». Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает более требованиям сегодняшнего дня.
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009