Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения сбалансированному управлению компанией в рисковой среде'

Инновационные методы обучения сбалансированному управлению компанией в рисковой среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ТРЕНАЖЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунин Владимир Александрович, Поскряков Андрей Викторович, Кузнецов Алексей Викторович

В статье проведен критический анализ существующих активных методов подготовки специалистов в области экономики и управления. Предложено применять для практической подготовки специалистов технологию ситуационного моделирования экономических процессов СМЭП-технологию. В статье дано описание данной технологии, представлена классификация учебных задач, схема их реализации, структура и особенности тренажерного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кунин Владимир Александрович, Поскряков Андрей Викторович, Кузнецов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения сбалансированному управлению компанией в рисковой среде»

о =

< =

о

10. Тис Д. Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «Новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента. 2004. № 1.

11. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. М.: Прогресс, 1986.

12. Бизнес-школа «Green City». Проект «Лучшее образование и книги для бизнеса». Вып. 3. «Супербестселлер — перечитываем заново!». 21.08.2007 г (http://www.greencity-nn.ru/?id=922).

13. Косоруков О. А., Мищенко А. В. Исследование операций: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2003.

14. БойеттД. Г., Бойетт Д. Т. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления. Олимп-Бизнес, 2001.

15. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление: Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. 6-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2002.

16. ЛамбенЖ.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2005.

17. Петухов М. Ранец для менеджера высшего звена // Обучение в России. 2006. № 5(46), май (http://www.oulink. ги/риЬ/2006_оЬисЬ|_у_го88_5.Мт).

18. Словарь терминов (http://www.ckat.ru/keywords/answer. php?id=9163&letter=Н&page=7).

< о

Инновационные методы обучения сбалансированному управлению компанией в рисковой среде

УДК 378.14

<

<

В. А. Кунин

профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат технических наук, доцент

А. В. Поскряков

аспирант АНО ВПО «Международный банковский институт» (г Санкт-Петербург)

1. Задачи образования и подходы к их решению

1.1. Новые задачи бизнес-образования

Современный этап экономического развития России характеризуется рядом изменений в области ведения бизнеса, которые затрагивают как крупные компании, работающие на международных рынках, так и средний бизнес. Наряду с тенденцией повышения конкуренции и негативной демографической ситуацией, которые предсказуемы и носят всеобщий характер, можно выделить группу тенденций более низкого уровня:

1. Развитие практики стратегического менеджмента.

А. В. Кузнецов

аспирант АНО ВПО «Международный банковский институт» (г Санкт-Петербург)

Появилась необходимость разработки и реализации обоснованных целей развития компании и стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, экономическую эффективность и устойчивое развитие в долгосрочном периоде. Стратегический менеджмент выводит на первый план проблемы системного подхода к анализу и проектированию организаций, «измеримого управления» на основе количественной оценки деятельности компании, соответствия стратегических планов, тактических решений и ежедневной операционной деятельности, создания системы управления проектами развития компании.

2. Развитие практики управления рисками и проектами развития.

Усилилась необходимость обеспечения устойчивого развития компании на основе инноваций. В то же время реализации любого инновационного проекта сопутствуют риски, как правило, большие, чем риски ведения основной операционной деятельности компании. Для смягчения этого противоречия применяются методы управления рисками организаций (enterprise risk-management) и управления рисками проектов (project risk-management).

3. Работа в условиях экономики знаний.

Расширилось использование внешних источников

информации при принятии решений, растет количество консалтинговых компаний, предоставляющих аналитические доклады различного характера.

Современным российским менеджерам приходится работать в условиях возрастания ценности информации, т. е. когда структурированная информация обладает ценностью не только сама по себе, но и для компании. Возрастает роль объектов, прав и носителей интеллектуальной собственности в основной деятельности компаний и проектах развития.

Указанные изменения создают новые вызовы образованию и требуют модификации форм обучения и содержания учебных программ. Дефицит квалифицированных менеджеров и повышенный спрос на качественное образование уже привели к усложнению учебных курсов, распространению метода «case study» и деловых игр, стремительному развитию дистанционной формы обучения и усилению конкуренции за квалифицированных преподавателей и методистов. Ведущие российские школы бизнеса на основе применения активных методов обучения решают задачи повышения практической ориентации обучения и роста инициативности студентов.

1.2. Существующие подходы

Основными активными методами практической подготовки специалистов сегодня являются метод «case study» и метод компьютерных деловых игр.

Метод «case study» (метод «кейсов», метод деловых ситуаций) [1] основан на изучении кейса — задания на разработку плана мероприятий, содержащего подробное описание бизнес-ситуации и требования к решению. Классический метод «case study», разработанный в начале XX в. в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School), не предполагает применения какого-либо конкретного способа решения ситуации, а оставляет выбор за учащимся. Выполнение этого задания, как правило, осуществляется в несколько этапов.

1. Предварительное обсуждение с коллегами и преподавателем полученной бизнес-ситуации и требуемых результатов.

2. Исследование возможных путей разрешения ситуации.

3. Подготовка плана мероприятий.

4. Презентация плана мероприятий коллегам и итоговое обсуждение с участием преподавателя. Метод «case study» представлен многочисленными разработками преподавателей вузов, проводятся соревнования по решению кейсов: чемпионат по решению бизнес-кейсов MindWrestling [2], кейс-турнир газеты «Ведомости» и др.

Метод компьютерных деловых игр предусматривает работу слушателей с компьютерной имитационной моделью организации или группы организаций. Как правило, учебная игровая система моделирует

хозяйственную деятельность производственной или торговой организации и рыночное взаимодействие предприятий одной отрасли. На российском рынке компьютерных деловых игр представлен ряд продуктов отечественных разработчиков.

1. Игра «Бизнес-курс: Корпорация» и другие игры серии «Бизнес-курс» [3].

2. Игра «Никсдорф Дельта» и другие игры серии «Никс-дорф» [4];

3. Всероссийские интернет-игры «Business Battle» [5] и «Global Management Challenge» [6].

При работе с этими системами слушатель получает отчет о текущей ситуации, разрабатывает план действий на следующий период и вводит его в систему. Цикл работы слушателя в процессе игры представлен на рис. 1.

С методической точки зрения, компьютерная программа выступает в роли генератора последовательности связанных кейсов. Тем не менее обучение с использованием компьютерных деловых игр отличается от метода «case study», во-первых, ориентацией на разработку и принятие решения, а не на его презентацию; во-вторых, возможностью моделировать последствия принятого решения.

К сожалению, существующие компьютерные деловые игры обладают рядом недостатков с точки зрения применения этого метода в учебном процессе.

1. Они не содержат учебных материалов и не предоставляют рекомендаций по принятию решений. Более того, в существующих системах не предусмотрены механизмы интеграции с электронными учебными комплексами, которые в настоящее время разрабатываются в большинстве высших учебных заведений.

2.В основе игры лежит настраиваемая имитационная модель одной организации и, как следствие, моделируются организации одного вида хозяйственной деятельности.

3. Игра функционирует в пошаговом режиме, моделируя последствия очередного введенного игроком решения. При таком алгоритме работы фактически не учитывается длительность протекающих в организации процессов, а их связь упрощается до уровня связи чисел в отчетах за очередной период.

Применяемые ныне активные методы обучения принятию управленческих решений, такие как «case study» и компьютерные деловые игры, не позволяют решать некоторые задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, такие как • развитие навыков эффективной диагностики текущей хозяйственной деятельности организации и принятия большого количества тактических решений с учетом стратегических целей;

< о

о о

CD

J

<

к

<

с

Действия, выполняемые игроком

1

Получение отчетов по текущей ситуации из игры Анализ отчетов, разработка решения, ввод решения в игру Моделирование последствий решения и генерация отчетов

Действия, выполняемые игрой

Рис. 1. Цикл работы слушателя в компьютерной деловой игре

• обучение действиям в нештатных ситуациях, возникающих при внезапной реализации рисков, которым подвержена деятельность моделируемой организации, и оценке эффективности предпринимаемых действий по предупреждению и нейтрализации рисков;

• постановка перед учащимися управленческих задач различного характера в различные моменты времени и предоставление контекстно-зависимых учебных материалов, необходимых для решения этих задач;

• решение сквозных задач — учебных заданий, для решения которых необходимо моделировать взаимодействие организаций разных сфер деятельности. Простейший пример сквозной задачи — кредитование банком оборотных средств производственного предприятия. Эта учебная задача должна включать все действия от прогнозирования сотрудниками предприятия потребности в оборотных средствах до обслуживания выданного кредита сотрудниками банка.

Несмотря на отмеченные недостатки, использование тех или иных имитационных моделей в экономическом образовании не исчерпало своего потенциала, о чем свидетельствуют следующие факторы:

• возможность и эффективность использования имитационного моделирования при обучении студентов экономических специальностей теоретически обоснована в современной науке (см., например, статью Р. Акоффа, известного специалиста по системному анализу и менеджменту [7, p. В170-В179]);

• в последние десятилетия тренажеры на основе имитационных моделей успешно применяются, например, при подготовке космонавтов [8];

• в стандарте описания электронных учебных материалов (SCORM [9]), де-факто признанном во всем мире, содержатся рекомендации по включению имитационных моделей в учебные материалы. Для решения перечисленных выше задач подготовки специалистов в настоящей работе предлагается применять технологию ситуационного моделирования экономических процессов — СМЭП-технологию [10], представляющую собой новый подход к построению компьютерных тренажерных комплексов для подготовки высококвалифицированных специалистов, умеющих разрабатывать и принимать управленческие решения в рисковой среде.

2. Построение тренажера и его основные характеристики

2.1. СМЭП-технология

В основе СМЭП-технологии лежит моделирование хозяйственной деятельности организации как системы бизнес-процессов и процессов принятия решений [11]. Тренажерный комплекс, реализующий СМЭП-технологию, осуществляет имитационное моделирование среды, которая включает различные экономические объекты: банки, промышленные предприятия, логистическую компанию, страховую компанию, лизинговую компанию и т. д. При этом моделируются как внутренние процессы, протекающие на каждом из моделируемых объектов, так и процессы их взаимодействия, в том числе заключение контрактов, моделирование процессов поставки сырья, кредитования, отгрузки и доставки товаров, страхования

рисков и т. п. Моделируемая среда может подвергаться внешним воздействиям, таким как изменение макроэкономической ситуации, налоговой системы и т. п. По существу, тренажерный комплекс моделирует экономическую среду минигосударства с протекающими в ней процессами.

Применение технологии ситуационного моделирования экономических процессов обеспечивает реализацию единого подхода, который позволяет построить тренажер, обладающий определенными свойствами.

1. Одновременное взаимодействие моделей организаций различных сфер деятельности в единой виртуальной среде осуществляется в форме взаимодействия команд слушателей, управляющих организациями (в полуавтоматическом режиме), или обмена данными между процессами (в автоматическом режиме).

2. В тренажере моделируются различные виды рисков, возникающих при работе предприятия: риски поставок, технологические риски, риски ошибочных решений и др. Финансовые последствия реализации этих рисков не описываются и не задаются в модели напрямую. Как и в реальной хозяйственной деятельности, риски проявляются в отклонении реальных бизнес-процессов от планируемых, что оказывает косвенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.

3. Модели организаций содержат блоки принятия решений, которые могут использоваться как для автоматизации работы моделей, так и для выработки рекомендаций по принятию решений;

4. Благодаря единому подходу к моделированию на основе описания взаимодействующих бизнес-процессов становится возможным выключать блоки, моделирующие отдельные бизнес-процессы, и формировать упрощенные тренажеры для демонстрации конкретных примеров и задач.

Важная особенность тренажерного комплекса заключается в возможности его наращивания путем добавления в среду либо новых экономических объектов, либо экспертных блоков, позволяющих в автоматическом и полуавтоматическом режиме анализировать протекающие в среде процессы и формировать рекомендации по совершенствованию принимаемых управленческих решений и их оценке. Указанные свойства позволяют расширить область применения тренажеров до решения сквозных задач, моделирования нештатных ситуаций, демонстрации связей тактического и стратегического уровня планирования, что в конечном итоге повышает эффективность их применения для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Принципиальная особенность тренажерных комплексов, реализующих СМЭП-технологию, состоит в моделировании реальных фактов хозяйственной деятельности организаций и формировании баланса, отчета о прибылях и убытках и других документов, а также показателей эффективности хозяйственной деятельности объектов экономической среды как результата реализации этих фактов. При этом СМЭП-технология позволяет осуществлять моделирование не только в реальном, но и в ускоренном масштабе времени, что существенно расширяет область практического применения тренажерных комплексов. В частности, ускоренный режим может применяться для формирования исходной информации и для оценки последствий решений при работе в реальном масштабе времени.

2.2. Классификация образовательных задач

Тренажерный комплекс, реализующий СМЭП-техно-логию, может быть использован для решения образовательных задач разных уровней.

1-й уровень — частные образовательные задачи по отдельным дисциплинам, таким как экономика организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, банковское дело, деньги, кредит, банки, рынок ценных бумаг, логистика и др. В рамках этих задач применение тренажерных комплексов в отличие от других обучающих инструментов позволяет слушателям понять, как конкретные решения по заключению или не заключению того или иного контракта, по привлечению на выбранных условиях и в выбранной форме определенного объема кредитных ресурсов, по формированию и реструктуризации портфеля финансовых инвестиций и т. п. влияют на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и темпы развития бизнеса. Кроме того, при моделировании учитываются реальные взаимосвязи различных бизнес-процессов, аналитическая формализация которых, необходимая при использовании моделей более высокого уровня, не «опускающихся» до моделирования конкретных бизнес-процессов, практически невозможна. При обучении выполнению указанных задач команда слушателей или конкретный слушатель работают обычно на одном из объектов экономической среды, воспринимая информацию от других объектов как входную.

2-й уровень — решение кейсов и проведение деловых игр на одном из объектов экономической среды, комплексно охватывающих совокупность различных дисциплин. В частности, использование тренажерных комплексов позволяет на принципиально более высоком уровне, чем обычно, проводить известную деловую игру «Создание системы BSC» (Сбалансированной системы показателей), разработанную в Гарвардской школе экономики и используемую в России, в частности, при подготовке специалистов по программе «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)». Новый образовательный аспект применения тренажерных комплексов для проведения деловых игр связан, в частности, с тем, что, моделируя бизнес-процессы и формируя финансовую отчетность объекта экономической среды по результатам практической реализации этих бизнес-процессов, комплекс показывает слушателям, к каким реальным последствиям приводят принимаемые ими частные управленческие решения. При обучении решению этих задач, так же как и задач 1-го уровня, команда слушателей или конкретный слушатель работают обычно на одном из объектов экономической среды, воспринимая информацию от других объектов как входную.

3-й уровень — проведение деловых игр командами участников, одновременно работающих на различных взаимодействующих объектах экономической среды. При этом на каждом из объектов могут одновременно работать как одна, так и несколько команд участников, выполняющих возложенные на них обязанности, а также отдельные слушатели, выполняющие функции различных работников банков и предприятий, моделируемых в системе. Проведение таких игр позволяет максимально приблизить образовательный процесс к реальности и обеспечить эффект «реального погружения» в экономическую среду. Наряду с бизнес-процессами блоков принятия решений и

возможностью включать или выключать определен- <

ные блоки моделирование позволяет отрабатывать о

на тренажере различные навыки, не меняя при этом □

структуры моделей, например отрабатывать отде- к

льные этапы взаимодействия предприятия и банка □

при кредитовании. У

Возможный пример среды, в которой могут ставить- т

ся и решаться задачи всех трех уровней, приведен х

ниже. На рис. 2 показаны процессы, непосредственно ш

участвующие в процедуре кредитования банком (мо- ^

дель «Банк») предприятия (модель «Предприятие»). ^ Стрелками показана передача сообщений от процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к процессу. 2

При использовании данных моделей в ходе обуче- >

ния процедуре кредитования целесообразно включить ^

в автоматический режим работы все процессы, кроме н

процессов «Принятие решения о целесообразности с=

привлечения кредита на основе финансового анализа ^

состояния предприятия»; «Подготовка кредитной за- ^

явки»; «Прием и первичный анализ кредитной заявки» о

и «Оценка кредитоспособности заемщика». ^

Слушатели, работающие с моделью в качестве со- х

трудников предприятия, выполняют работу в рамках о

двух первых процессов, а преподаватель показывает, д

как идет дальнейшая обработка кредитной заявки ^

банком в рамках двух следующих процессов. Пос- >х

ле ввода результатов оценки кредитоспособности °

заемщика в тренажер остальные действия по учету ^

проводятся в автоматическом режиме. Такой порядок х

обучения дает слушателям возможность отработать <

навыки анализа потребности в кредитных ресурсах, ™

подготовки кредитной заявки и позволяет просле- 1

дить дальнейшую обработку кредитной заявки банком. х

В ходе дальнейшей работы на тренажере слушатели ^

могут использовать полученные кредитные ресурсы в ^

предпринимательской деятельности предприятия. ^

Слушатели, работающие с моделью в качестве ^

сотрудников банка, выполняют работу в рамках 3- ^ го и 4-го процессов, а преподаватель оценивает их действия. В ходе дальнейшей работы на тренажере слушатели могут определить, как сказывается их решение по данной кредитной заявке на показателях работы банка.

2.3. Ролевой подход к обучению на тренажере

Управление сложными системами, такими как хозяйствующие субъекты, не может осуществляться одним человеком, поэтому задача построения организационной структуры и разграничения зон ответственности никогда не теряет актуальности. Под зоной ответственности одного человека мы понимаем перечень управленческих решений, которые он принимает. Безусловно, стратегические управленческие решения принимаются коллегиально, однако до принятия коллегиальных решений необходимо научить слушателей выделять типовые управленческие решения и воспитать культуру разделения информации, задач и ответственности. С этой целью предлагается строить тренажерный комплекс, исходя из «ролевого подхода к управлению».

Роли описываются на основе должностных инструкций, регламентирующих работу сотрудников хозяйствующих субъектов. В рамках каждой роли (должности) описывается перечень ролевых функций (должностных обязанностей) слушателя (сотрудника). Управление хозяйствующими субъектами в тренажерном комплексе имитируется путем управления имитационной моделью его функционирования. Ролевые функции

о =

к <

=

С

<

С

<

<

регламентируют, кто, в какой момент и какие решения может (должен) принять, а также, какая информация о работе организации доступна слушателю. Выполнение ролевых функций осуществляется путем формирования управленческих решений и ввода их в тренажер. Ролевой подход, с одной стороны, позволяет сфокусировать внимание студентов на принятии решений в рамках отведенных им ролей, с другой — формирует понимание сущности командной работы.

Функции сотрудников хозяйствующих субъектов варьируются в зависимости от направлений деятельности и размеров организации, поэтому при разработке курсов обучения на основе тренажера предлагается выбрать критерии выделения ролей.

1. Системность структуры управления организацией. Даже если обучение на тренажере той или иной роли представляется нецелесообразным, необходимо представить ее в структуре управления и моделировать либо автоматизированным принятием управленческих решений (по заданным сценариям), либо вводом управленческих решений вручную преподавателем.

2. Программы, по которым обучаются студенты. С нашей точки зрения, СМЭП-тренажер может быть эффективно использован, например, в обучении следующим курсам: «Экономика предприятия», «Финансы корпорации», «Финансовый менеджмент», «Управление стоимостью компании», «Управление рисками компании», «Управление проектами», «МСФО», «Транспортная логистика».

3. Возможность адекватно смоделировать показатели, описывающие ситуацию, в которой необходимо принять управленческое решение, а также оценочные показатели качества принимаемого решения. Тренажер невозможно использовать для обучения всем ролям на предприятии. К числу ролей, не подлежащих реализации в тренажере, относятся, например, такие, как «менеджер по продажам» или «маркетолог».

На базе описания ролей формируются учебные задачи, для решения которых слушателям или группе слушателей необходимо работать в рамках нескольких ролей. Учебные задачи определяют степень детализации описания бизнес-процессов и в конечном итоге формируют рабочее место слушателя в рамках некоторой роли в программном комплексе СМЭП-тренажера. Таким образом, через механизм ролей согласуются основные структурные элементы тренажера: учебная задача, модель, программный комплекс.

2.4. Моделирование рисков в тренажере

В качестве понятийной основы при моделировании факторов риска в тренажере было использовано следующее определение: «Риск — ситуация возможного отклонения будущих результатов от ожидаемых вследствие непредсказуемости среды, а также несовершенства планирования и управления». Данное определение риска не противоречит сложившимся научным взглядам, практическим подходам к оценке

рисков и отраслевым рекомендациям [12, 13], а также позволяет явно указать факторы риска высшего уровня.

В соответствии с данным подходом на первом шаге проектирования моделей описываются алгоритмы бизнес-процессов без учета рисков, процессы функционируют по детерминированным алгоритмам. На втором этапе вводится учет рисков: моделируются случайные события, вызывающие колебания параметров процессов (длительности работ, затрат ресурсов, объемов брака и др.) и параметров внешней среды (условий контрактов на поставку материалов, условий предоставления кредитных ресурсов и других). Возникающие отклонения документируются, доводятся до сведения пользователей и впоследствии оказывают влияние на итоговые показатели деятельности компании. Таким образом, на тренажере удается продемонстрировать развитие последствий рисков во времени и связь рисков отдельных бизнес-процессов с финансовыми рисками компании.

Согласно рекомендациям [13], эффективная система управления рисками организации должна разрабатываться на основе системы целей организации и ее организационной структуры с учетом стандартных компонентов процесса управления рисками. Данная взаимосвязь отражена на рис. 3.

Опыт разработки тренажерного комплекса показал, что для рисков, влияющих на различные группы целей, оптимально применение различных методов моделирования влияния и управления. Данное соответствие показано в табл 1. Стоит заметить, что моделированию в автоматическом режиме хорошо поддаются риски, влияющие на операционные и стратегические цели, а те, которые воздействуют на цели подготовки отчетности и соблюдения законодательства, требуют значительного участия преподавателя и разработки уникальных деловых ситуаций.

К сожалению, при обучении экономическим и управленческим специальностям зачастую не уделяется

внимание практическому применению методов принятия решений в условиях риска. Например, многие методы, изучаемые в рамках финансового менеджмента, требуют сбора и анализа исходной информации и должны быть еще в процессе обучения увязаны с соответствующими методами анализа данных. Для развития навыков принятия обоснованных решений необходимо предоставить слушателям расширенную информацию о вероятности возникновения и влиянии отдельных событий. Такая информация может иметь форму статистической и требовать от пользователя дальнейшего анализа либо предоставляться в форме заказных исследовательских отчетов. Включение исследовательских работ, заказываемых за плату моделируемой организацией, подчеркивает необходимость работать в условиях ценности информации: когда структурированная информация имеет ценность и при профессиональном использовании способна принести дополнительную ценность компании.

2.5. Моделирование проектов развития в тренажере

Возможные проекты развития в тренажере разделены на две группы: проекты улучшений и проекты инноваций. Проекты улучшений изменяют параметры бизнес-процессов организаций и, как правило, нацелены на оптимизацию использования ресурсов, таких как сокращение использования материалов на единицу продукции, сокращение количества работников, перепланировка используемых помещений, обучение сотрудников, рефинансирование задолженности и др. Такие проекты содержат до трех последовательных этапов работ и длятся не более шести месяцев. Проекты инноваций изменяют как параметры бизнес-процессов организаций, так и сам набор бизнес-процессов, а также их связи. Типичный проект инноваций — разработка, запуск производства и продвижение нового товара (услуги). Такие проекты содержат 10-15 связанных эта-

<

<

Рис. 3. Взаимосвязь между компонентами процесса управления рисками, целями организации и ее структурой

<

о =

< =

о ^

со

0

ш

1

со

X

ш

Таблица 1

Соответствие между рисками, методами моделирования влияния и методами моделирования управления

Направление влияния рисков, Методы моделирования влияния Методы моделирования управления

Стратегические цели Моделирование долгосрочных сценариев изменения параметров внешней среды, в том числе моделирование рыночных шоков Моделирование возможных проектов инноваций, позволяющих скорректировать стратегию организации

Операционные цели Моделирование случайных отклонений в работе процессов и в параметрах внешней среды Моделирование последствий операционных решений, введенных пользователем в тренажер, а также моделирование возможных проектов улучшений

Цели подготовки отчетности Самостоятельная подготовка отчетности пользователями тренажера по результатам работы моделируемой организации и проверка отчетности преподавателем Моделирование управления не требуется

Цели соблюдения законодательства Моделирование штрафов за нарушение законодательства и оценка преподавателем законности действий пользователей Моделирование возможных проектов улучшений

< _

>

ш ш ш

0 пов, выполняемых последовательно либо параллельно, g и длятся 2-3 года. По окончании проекта созданные ^ бизнес-процессы встраиваются в основную систему >х бизнес-процессов организации.

В ходе реализации проекта в тренажере моделиру-

1 ются основные группы проектных рисков, влияющих § на длительность, стоимость, результаты выполнения ^ работ и, как следствие, на итоговые результаты проек-g та. Описания проектов, предоставляемые слушателям, i могут иметь различное качество подготовки проектной х документации и требовать проведения организацией к дополнительных предпроектных работ, выявляющих ^ недостатки проекта или меняющие первоначальный з план работ.

^ Важно отметить, что благодаря совмещению в тре-

< w

^ нажере элементов операционной и инвестиционной деятельности компании в рисковой среде слушатели вынуждены решать задачу оценки предлагаемых проектов развития через их влияния на итоговые показатели деятельности компании с учетом рисков. Такая постановка задачи позволяет продемонстрировать пользователям тренажера ряд трудностей, возникающих на практике при анализе проектов развития.

1. «Механическая» оценка чистой приведенной стоимости проекта не дает достаточного представления о влиянии проекта на показатели деятельности компании, что вынуждает слушателей обратить внимание на оценку проектов через их влияние на показатели сбалансированной системы показателей [14, р. 62-77; 15, р. 150-161] и оценку проектов с использованием моделей управления стоимостью компании (модель дисконтированных денежных потоков, модель добавленной экономической стоимости EVA, модель Эдвардса— Белла — Ольсона EBO и др.) [16].

2. При анализе рисков проектов развития должны учитываться несистематические риски, а также связь проектных рисков и рисков основной деятельности компании. В противном случае, неудачная реализация проекта развития может вызвать лавинообразную реализацию рисков в основной деятельности компании, вплоть до потери платежеспособности и банкротства. Для учета этих факторов при оценке проектов развития необходимо проводить анализ причинно-следственных связей и корреляции рисков, изучать чувствительность показателей деятельности компании к проектным рискам и оценивать

скорости лавинной реализации рисков. Следует отметить, что систематизация и развитие методов управления рисками проектов развития компаний должна стать предметом будущих научных работ.

3. Практическая реализация тренажера

3.1. Место тренажера в образовательном процессе

При разработке пилотного варианта тренажерного комплекса в качестве курсов, для которых будут создаваться учебные задачи, были выбраны «Экономика и управление предприятием» и «Финансы и кредит» и поставлена задача определить место СМЭП-трена-жера в учебном процессе вуза для студентов, получающих первое высшее образование. В целях решения данной задачи были проанализированы существующая практика обучения студентов в вузе (уровень автоматизации образовательных процессов, навыки преподавателей по использованию компьютерных технологий, система заработной платы преподавателей), а также требования государственных образовательных стандартов.

В рамках образовательных стандартов аудиторная и внеаудиторная работа студентов разбита в учебном плане по часам и программам. В свою очередь, аудиторная работа состоит из лекционных и семинарских занятий, а внеаудиторная включает самостоятельную подготовку студентов к занятиям и написание курсовых и дипломных работ. Учебный план определяет последовательность изучения дисциплин, содержание которых закреплено в учебных программах, состоящих из ряда разделов.

Результатом проведенного анализа стал выбор следующих форм проведения занятий со студентами с использованием тренажера:

• демонстрация преподавателями в ходе лекции сложных эффектов в области управления и экономики на примере решения учебной задачи 1-го или 2-го уровня (см. раздел 2.2 «Классификация учебных задач»);

• решение студентами учебной задачи 1-го или 2-го уровня в рамках домашнего задания по семинарам или лекциям;

• решение студентами учебной задачи 1-го уровня в рамках лабораторной работы или практикума;

• включение обязательного решения учебной задачи 1-го или 2-го уровня на СМЭП-тренажере при проведении экзамена или зачета по дисциплине;

• подготовка курсовой работы по дисциплине, содержащей элементы решения учебных задач 2-го или 3-го уровня;

• проведение бизнес-игр или чемпионатов среди студентов в режиме долгосрочной учебной задачи. Сложность учебных задач зависит от курса, на котором обучается студент, а также от его ролевой функции. При проведении групповых бизнес-игр предполагается вовлекать студентов разных курсов на различные роли. Использование тренажера при проведении долгосрочных учебных задач 3-го уровня возможно только после того, как будет создана достаточно обширная база моделей и задач 3-го уровня, разработанных с использованием данных моделей.

3.2. Выбор учебных задач и моделей

Для пилотного варианта тренажерного комплекса были выбраны «модель лесообрабатывающего предприятия» (МЛП) и «модель банка» (МБ), для которых были разработаны учебные задачи, представленные в табл. 2.

Модель лесообрабатывающего предприятия (см. рис. 4) содержит следующие элементы: четыре бизнес-процесса (поставка леса, продажа готовой продукции (ГП), производство, кредитование) и два блока, реализующих их сопряжение (блок работы со счетами и блок моделирования агрегированного бухгалтерского учета). Источников входной информации в МЛП может быть несколько.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сообщения, моделирующие ручное заключение контрактов на поставку леса, продажу ГП. Данные контракты являются долгосрочными сценариями работы «заглушек» и задают правила отгрузки леса или поставки ГП на длительный период времени. «Заглушкой» мы называем любого контрагента модельного предприятия, полноценная модель которого не включена в СМЭП-тренажер. Использование механизма «заглушек» позволяет расширить масштаб СМЭП-тренажера. Преимущество такого подхода состоит в том, что, задавая всего лишь несколько параметров контракта, мы получаем большое количество событий в системе, которые отражаются в фактах хозяйственной жизни.

2. Сообщения, отправляемые от «заглушек» предприятия, таких как поставщик леса (предъявленный счет за поставленный лес, информация о пришедшей партии леса); покупатель ГП (оплаченный счет за поставленную ГП, информация об отгруженной

Таблица 2

Учебные задачи для пилотного варианта СМЭП-тренажера

<

Название задачи

Входная информация

Задание

Критерий оценки

Перечень ролевых функций

3

4

<

Модель лесообрабатывающего предприятия

Планирование контрактов на поставку материалов и сбыт готовой продукции

Перечень возможных долгосрочных контрактов на поставку материалов и сбыт готовой продукции

Выбрать реализуемые контракты на поставку материалов и сбыт готовой продукции

Обеспечение платежеспособности предприятия в течение года; объем чистой прибыли/ убытка за год

«Планирование финансово-хозяйственной деятельности» в рамках ролей «начальник планово-экономического отдела», «начальник финансового бюро», «начальник отдела сбыта и снабжения»

Кредитование оборотных средств предприятия

Заключенные контракты на поставку материалов и продажу готовой продукции

Подготовить кредитную заявку в банк. Содержание кредитной заявки: сумма кредита, график кредитования

Обеспечение платежеспособности предприятия в течение года; коэффициент финансовой рентабельности

«Планирование потребности в кредитных ресурсах» в рамках роли «специалист по финансовому планированию»

Расширение бизнеса предприятия

Статистическая информация о работе предприятия за заданный период; прогнозные коридоры закупок материалов и сбыта готовой продукции, прогнозные коридоры цен на материалы и готовую продукцию на заданный период

Оценить целесообразность расширения бизнеса путем увеличения производительности оборудования (фондовооруженности, фондоотдачи) за счет средств акционеров; определить требуемые параметры оборудования (производительность, стоимость), которое приобретается для расширения производства

Обеспечение платежеспособности предприятия в заданный период; коэффициент финансовой рентабельности в конце заданного периода

«Подготовка элементов ТЭО расширения производства» в рамках роли «коммерческий директор» и «директор по экономике и финансам»

^ Окончание табл. 2 о _

3 1 2 3 4 5

к < 3 Бухгалтерский Исходные ф. 101 Отразить возника- Соблюдение пра- «Бухгалтерский учет на

учет на пред- и ф. 102 б. у., ющие события в вил бухгалтерс- предприятии» в рамках

С приятии факты хозяйс- соответствии с прави- кого и налогового роли «бухгалтер»

т твенной жизни лами б. у., составить учета

X итоговые ф. 101

С ш и ф. 102

I со Модель банка

X ш Оценка креди- Кредитная заявка По имеющейся ме- Соответствие «Оценка кредитоспособности

< _ сг тоспособности заемщика, в том тодике определить определенных заемщика» в рамках ро-

заемщика числе содержащая индивидуальный студентами ли «сотрудник кредитного

> ш ф. 101, ф. 102, кредитный рейтинг значений кредит- отдела»

сг ш ш П сроки получения и возврата кредита, объемы креди- заемщика ного рейтинга заемщика эталонным значениям,

— тования, инфор- рассчитанным

< мацию о залоге экспертным бло-

о ком системы

X V Прогнозиро- Бухгалтерский 1. Для входного ба- Соблюдение нор- «Планирование ликвидно-

2 вание агре- баланс банка; те- ланса банка оце- мативов ЦБ РФ, сти коммерческого банка»

0 1 гированного кущий портфель нить, как изменят- правил бухгал- в рамках роли «специалист

О бухгалтерского финансовых инс- ся нормативы ЦБ терского учета отдела планирования»

00 баланса банка трументов(кре- РФ в случае про-

X 0 1 диты, депозиты, ведения активной

портфель акций, операций: выдача

I о МБК), формиру- кредита.

X ющие баланс 2. Для входного ба-

< со ланса банка оце-

О нить, как изменят-

I I ся нормативы ЦБ

X к РФ при возможном

оттоке части депозитов

Съ Управление Лимиты вложе- Разработать и реа- Доходность «Управление портфелем

< портфелем ния средств лизовать стратегию проводимых акций» в рамках роли

акций в акции различных эмитентов, рекомендации по потенциалам роста/падения котировок акций управления портфелем акций банка, при соблюдении лимитов и возникновении неожиданных требований на срочную продажу/покупку акций операций по итогам заданного периода «трейдер-аналитик»

Бухгалтерский Факты хозяйс- Учет операций Соблюдение «Бухгалтерский учет в кре-

учет в коммер- твенной жизни в учетной системе правил бухгал- дитной организации»

ческом банке банка (операции по РКО, кредитование, операции по депозитам, операции с ценными бумагами) «АБС Бисквит» терского учета в коммерческом банке в рамках ролей «бухгалтер» и «кассир-бухгалтер»

партии ГП); коммунальные услуги (предъявленный счет за коммунальные услуги: газ, вода, электричество, ГСМ). Заложенная в модель идея множественности объектов одного типа позволяет загружать на параллельной основе нескольких поставщиков леса и покупателей ГП.

3. Сообщения, моделирующие ручное управление планами производства: объем леса по типам, который необходимо перевезти с основного склада на склад при производстве, объем леса по типам, который необходимо запустить в линию по подготовке сырья, объем ГП, который необходимо произвести, максимальный объем ГП, который может храниться на складе ГП на производстве, после превышения данного объема ГП отправля-

ется в порт, где и происходит его продажа покупателям;

4. Сообщение, моделирующее ручной ввод начальных параметров кредитной заявки в банк. После ввода данной заявки в модель система формирует недостающую информацию (бухгалтерские балансы за заданные отчетные периоды, информацию о движении денежных средств и т. п.) и отсылает ее в банк. После принятия решения о выдаче кредита банк отправляет кредитный договор предприятию. Параметрами настройки МЛП являются:

• параметры предприятия: информация о банках, связанных с данным предприятием, расчетные счета сотрудников, куда перечисляется заработная

Партия леса

Поставленная

< о

<

<

Рис. 4. Структура модели лесообрабатывающего предприятия

плата, перечень наименований типов леса и видов затрат, соотношения типов леса, используемых в производстве, емкости производственных складов, параметры работы установленного оборудования и используемого транспорта;

• текущее состояние складов;

• прогнозы погоды на местах добычи леса;

• рыночные цены на газ, электричество, услуги по ремонту оборудования и автотранспорта, ГСМ, упаковочные материалы;

• план счетов бухгалтерского учета;

• бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на заданный период;

• статистическая информация о финансовых потоках предприятия за заданный период: поступление денежных средств в кассу предприятия, поступление денежных средств на расчетный счет предприятия, статьи поступления денежных средств, остатки;

• общая для всех моделей информация: расчетные счета налоговых органов; порядок уплаты налогов и т. п.

Источники выходной информации при моделировании:

• информация о движении денежных и товарных потоков между предприятием и его контрагентами, обусловленная долгосрочными контрактами на поставку леса, продажу ГП, кредитными договорами (формируется путем перехвата данных или сообщений в системе);

• информация о реализовавшихся рисках на предприятии: остановка оборудования, срыв контракта, изменение цен на основные ресурсы, плохая погода и т. п. (формируется путем перехвата данных или сообщений в системе);

• бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, отражающие финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период.

В рамках бизнес-процессов идет моделирование отдельных операций, возникающих в процессе работы производственного предприятия.

1. Обработка товарных накладных, счетов-фактур, платежных поручений.

2. Учет на балансе склада пришедшего леса по типам, транспортировка леса по типам между основным складом и производственным, поступление леса в цех по подготовке сырья по типам, поступление сырья по

< типам в производственный цех в заданной пропорции о и формирование готовой продукции, транспортировка

□ ГП в порт, отгрузка ГП в порту покупателям.

к 3. Моделирование элементов учетной политики:

□ начисление заработной платы, амортизации, пере-У менных затрат на газ, электричество, ГСМ, упаковку, т процентов по кредиту, а также моделирование на-х логообложения на предприятии: НДС, ЕСН, налог на ш имущество, налог на прибыль.

^ 4. Моделирование элементов кредитования произ-^ водства: подготовка кредитной заявки в банк, оплата процентов и основной суммы долга в соответствии с £ графиком кредитования.

> Модель банка (см. рис. 4) содержит следующие

сь элементы бизнес-процесса:

н- • кредитование физических лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с= • управление портфелем ценных бумаг;

^ • межбанковские кредиты (МБК);

• депозиты физических лиц;

о • два блока, реализующих сопряжение элементов: ^ блок моделирования расчетно-кассового обслуживания (РКО) и блок моделирования учета операций

0 банка, реализованный в виде матричной модели. § Источников входной информации в МБ несколько. ^ 1. Сообщения, отправляемые со стороны МЛП: платеж->х ные поручения от предприятия и его контрагентов ° на перевод средств, а также заявка на кредитование ^ со стороны предприятия и платежные поручения на

погашение данного кредита. Тиражирование модели

< предприятия позволит промоделировать взаимо™ действие нескольких предприятий с банком.

1 2. Сообщения, отправляемые от «заглушек» банка: х «заглушки», моделирующей поведение контрагента

по МБК, а также «заглушки», моделирующей при-^ влечение новых клиентов на заданную депозитную ^ программу банка и стратегию их поведения. ^ 3. Сообщения, моделирующие ручное управление ^ портфелем акций: изменение структуры портфеля акций банка; увеличение (расширение) лимитов, которое может быть задействовано для приобретения акций (реализуется путем зачисления/списания денежных средств с соответствующих счетов). Параметры настройки МБ:

• стратегия банка на год, в том числе содержащая лимиты на проведение операций по кредитованию, базовые ставки по кредитам, лимиты на проведение активных операций на рынке акций;

• отдельные положения Банка России, в том числе содержащие значение нормативов ликвидности, ставки резервирования по кредитам юридических лиц, ставки резервирования по ценным бумагам;

• рыночные цены акций;

• параметры настройки депозитной программы банка, реализованной в процессе привлечения клиентов на новую депозитную программу: процентные ставки, интенсивность прихода новых клиентов.

Источники выходной информации при моделировании:

• внутренние данные РКО — состояния лицевых счетов контрагентов банка (физических лиц, юридических лиц, участников МБК);

• матричный баланс банка, содержащий информацию по счетам 1-го порядка банка, на базе которого исчисляются нормативы ликвидности, а также производится оценка финансового состояния банка. Изменение выходной информации происходит следующим образом. Все денежные переводы в системе реализуются путем отправки сообщения в блок РКО банка, который отвечает за перевод денег с лицевого

I

счета плательщика получателю, а кроме того, отправляет пришедшие сообщения в блок учета операций банка. В блоке учета определяется причина прошедшего платежа и после этого происходит изменение элементов матричной модели. В блок учета операций поступают также сообщения о формировании резервов под активы от бизнес-процессов банка. По типу пришедших сообщений банк видоизменяет элементы матрицы бухгалтерского баланса. В рамках бизнес-процессов идет моделирование отдельных операций, возникающих в процессе взаимодействия банка

• с внешними контрагентами: юридическим лицом, физическим лицом, банком-кредитором по МБК;

• с внешней средой: реакция сотрудника банка на изменения рыночных цен на акции.

Для достижения целей учебных задач, связанных с обучением методам принятия решений, в рамках МБ реализованы два экспертных блока: оценка кредитоспособности заемщика и формирование рекомендаций по рынку ценных бумаг.

3.3. Структура тренажерного комплекса

Тренажерный комплекс на программно-логическом уровне состоит из двух взаимосвязанных частей: имитационной среды тренажерного комплекса и его веб-интерфейса. Основным блоком имитационной среды является обработчик состояний сквозных задач, выполняющий следующие функции:

• загрузка и сохранение текущего состояния сквозной задачи;

• имитационная прогонка сквозной задачи на заданный временной интервал с заданным ускорением времени с учетом сопутствующих рисков;

• формирование списка произошедших событий и изменений параметров моделей в процессе имитационной прогонки на основе заданных правил автоматизации/полуавтоматизации процессов и параметров генерации отчетов.

Сквозная задача реализуется на основе включенных в тренажерный комплекс моделей «Банк» и «Лесообрабатывающее предприятие». Для программной реализации модели необходимо

• получить информацию о параметрах бизнес-процессов реально функционирующего предприятия на основе опросов сотрудников и внутренних документов, регламентирующих работу предприятия;

• построить имитационную модель предприятия, описав структуру сообщений, структуру хранилищ данных (общие данные для нескольких процессов), алгоритмов работы процессов и блоков принятия решений;

• разработать программную реализацию имитационной модели предприятия и интегрировать ее в тренажерный комплекс.

Наличие веб-интерфейса позволяет использовать тренажерный комплекс как элемент системы дистанционного обучения, в том числе выполнять ряд действий непосредственно на сайте: управлять ролями пользователей тренажерного комплекса, создавать и вводить управляющие шаблоны в сквозные задачи, просматривать текущее состояние сквозной задачи (срез моделей), просматривать историю протекания сквозной задачи: динамику технологических и финансовых показателей, а также возникших событий, управлять временем: задавать текущую дату в сквозной задаче и скорость протекания времени.

Таким образом, структуру тренажерного комплекса можно представить так, как это показано на рис. 6.

Рис. 5. Структура модели банка

КАДРЫ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: БИЗНЕС И ВЫСШАЯ ШКОЛ

<

о =

к <

=

С

^ со

<

С

<

<

Вэб-интерфейс тренажерного комплекса

Блок управления доступом и ролями пользователей

-А-

V

Интерфейс доступа к сквозным задачам

Управление шаблонами

Текущее состояние задачи

Динамика показателей

События в задаче

Управление временем

Хранилище шаблонов управляющих воздействий

Хранилище

истории состояний и событий в задаче

Управляющие воздействия

А Отчеты о состоянии сквозных задач

Имитационная среда тренажерного комплекса

Обработчик состояний сквозных задач

Текущие состояния

сквозных задач _

Состояние сквозной задачи № 1

Состояние сквозной задачи № 2

Рис. 6. Структура тренажерного комплекса

3.4. Схема проведения учебной задачи

Схема проведения сквозной задачи на базе тренажерного комплекса состоит из четырех последовательных этапов (см. рис. 7):

• подготовка сквозной задачи преподавателем;

• ее анализ слушателями;

• выполнение;

• анализ результатов.

На первой стадии преподаватель выбирает из списка реализованных в тренажерном комплексе задач шаблон сквозной задачи, которую намеревается предложить для решения слушателям (п. 1). В шаблоне заданы: стартовые состояния модельных предприятий (параметры работы оборудования, стартовые сообщения и т. п.), параметры внешней среды (налоговые ставки, цены на ресурсы и т. п.), время старта и окончания сквозной задачи, скорость ее протекания, роли участников (роль — список разрешенных управляющих

воздействий на модель и доступных отчетов о работе модели; каждому слушателю можно приписывать несколько ролей), настройки отображения событий, возникающих на предприятиях. Преподаватель имеет возможность изменять стартовые состояния, если это необходимо для учебных целей (п. 2).

Далее каждому обучающемуся слушателю приписываются роли, которые ему придется выполнять в рамках сквозной задачи (п. 3). Кроме того, преподаватель может подготовить шаблоны корректирующих воздействий на модели, которые он будет использовать для оперативной корректировки состояния сквозной задачи (п. 4). Примерами таких воздействий могут быть: шаблон, изменяющий параметры внешней среды (например, налоговые ставки), шаблон, с помощью которого можно промоделировать поломку оборудования, и т. п. Корректирующие шаблоны также возможно создавать и отправлять в модели непосредственно в рамках уже стартовавшей сквозной задачи (п. 11.2, 12.2).

Стадия I: Подготовка преподавателем сквозной задачи

< о

1. Выбор шаблона сквозной задачи

2. Корректировка параметров по умолчанию сквозной задачи

3. Распределение ролей в сквозной задаче между слушателями

4. Подготовка шаблонов

корректирующих воздействий

5. Опубликование задачи

< =

о

< _

сг

>

< о

Стадия II: Анализ сквозной задачи слушателями

6. Анализ начальных данных сквозной задачи

7. Использование информации электронных учебных комплексов для выработки решений

8. Подготовка шаблонов управляющих воздействий

о о со >х

0

1 I

о

X <

о;

Стадия III: Выполнение сквозной задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Старт сквозн ой задачи

10. Возникновение нового события в сквозной задаче

11.1. Анализ слушателями изменившейся ситуации и выработка решения

11.2. Анализ преподавателем изменившейся ситуации и выработка корректирующих воздействий

12.1. Ввод слушателями управляющих воздействий

12.2. Ввод преподавателем корректирующих воздействий

X

13. Окончание сквозной задачи

<

Стадия IV: Анализ результатов сквозной задачи

14. Совместный разбор слушателями и преподавателями результатов решения сквозной задачи

Рис. 7. Схема проведения сквозной задачи

< После проведения всей необходимой подготовила тельной работы преподаватель опубликовывает за-3 дачу (п. 5) — она становится доступной слушателям к для анализа. Слушатели знакомятся с начальными 3 данными, изучают целевые установки задачи (п. 6), У а также при необходимости обращаются к учебным m пособиям и методическим материалам по вопросам, х связанным с ее содержанием (п. 7). Слушатели гото-ш вят свои шаблоны управляющих воздействий, если ^ этого требует сценарий проведения задачи (п. 8), на-^ пример готовят кредитную заявку при осуществлении

сквозной задачи кредитования. £ Старт сквозной задачи может происходить авто> матически (например через полчаса после опублико-cl вания задачи) или производиться в ручном режиме н- преподавателем (п. 9). Аналогично проистекает окон-i= чание сквозной задачи (п. 13). Слушатели и препода-^ ватели после старта задачи в режиме реального или ускоренного времени реагируют на возникающие в о моделях события (п. 10; например, выставлен счет g на оплату материалов или клиент не внес в срок оче-х редной платеж за кредит) шаблонами управляющих о воздействий (п. 11.2, 12.2).

g После окончания сквозной задачи слушатели сов-

^ местно с преподавателем анализируют ход ее реше-

>х ния и полученные результаты (п. 14.).

о

0 Литература

X

^ 1. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss,

m and Write Persuasively About Cases. Harvard Business School

° Press, 2007.

1 2. Сайт чемпионата по решению бизнес кейсов MindWrestling ^ (http://www.mindwrestling.ru).

3. Сайт ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса»: Описание продуктов (http://www.vkkb.ru/products.html).

4. Сайт «Фонд Хайнца Никсдорфа в России»: Программное обеспечение (http://www.nixdorf.ru/cgi-bin/view. pl?link=software).

5. Сайт игры «Business Battle» (http://www.businessbattle.ru).

6. Сайт игры «Global Management Challenge» (http://www. globalmanager.ru).

7. Porter John C., Sasieni Maurice W., Marks Eli S., Ackoff Russell L. The Use of Simulation As a Pedagogical Device // Management Science. 1966. Vol. 12, N 6. P. B170—B179.

8. Шукшунов В. Е. и др. Тренажерные комплексы и тренажеры: Технологии разработки и опыт эксплуатации. М.: Машиностроение, 2005.

9. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004. 3rd ed. Documentation Suite. Release Date: 2006. 11.16. (http://www.adlnet.gov/scorm/index.aspx).

10. Деревянко Ю. Д. Не догонять прошлое, а создавать будущее // Национальные проекты. 2007. № 3(10).

11. Брунман В. Е., Кузнецов А. В., Кунин В. А, Поскряков А. В. Методология имитационного моделирования бизнес-процессов в целях превентивного управления предпринимательскими рисками // Управление финансовыми рисками. 2007. № 2.

12. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения».

13. Enterprise Risk Management — Integrated Framework / The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. 2004.

14. Kaplan Robert S., Norton David P. Mastering the Management System // Harvard Business Review. 2008. Jan. Vol. 86, Issue 1. P. 62-77.

15. Kaplan Robert S., Norton David P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. 2007. Jul/Aug. Vol. 85, Issue 7/8. P. 150161.

16. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2008.

Сегментирование персонала как инновационная управленческая технология повышения конкурентоспособности промышленных организаций

УДК 332.108.2

Н. Р. Молочников

профессор Кубанского государственного университета (г Краснодар), доктор экономических наук

Развитие инновационных процессов в России связано с осознанием того факта, что конкурентоспособность персонала — это основной фактор успешности научно-технических нововведений, решающее условие выживания и роста производительности труда промышленных организаций. Исходя из этого, под конкурентоспособностью персонала следует понимать свойство человеческого капитала, характеризующее степень удовлетворения рыночной потребности в труде. Иначе говоря, конкурентоспособность нужно рассматривать как источник, возможность, средство,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.