Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/54ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 24.01.2019; опубликована 15.03.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Применение игровых технологий и искусственного интеллекта в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/54ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Chulanova O.L., Fomina E.V. (2019). Application of game technologies and artificial intelligence in teaching industrial personnel at energy complex enterprises. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https ://esj. today/PDF/54ECVN 119.pdf (in Russian)
УДК 331.103.4; 331.103.6
Чуланова Оксана Леонидовна1
БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления и управления персоналом»
Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=535996
Фомина Елизавета Вячеславовна
ПАО «ФСК ЕЭС»
Центральное предприятие магистральных электрических сетей (филиал), Сургут, Россия
Специалист отдела корпоративных сервисов E-mail: [email protected]
Применение игровых технологий и искусственного интеллекта в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса
Аннотация. Актуальность исследования, результаты которого частично представлены в статье, обусловлена тем, что виртуальная реальность (VR) и дополнительная реальность (AR) - это горячая тенденция, которая будет востребованной на рынке обучения и поддержки производительности. В докладе «Отчеты о технологиях для персонала на 2018 год» указывается, что VR и AR позволят нам переводить учащихся в симуляции и научить их тому, что нужно выполнять в реальном времени». VR позволяет предприятиям погружать кандидатов в реальную рабочую ситуацию, давать им виртуальные туры в офис и привлекать их лично к культуре компании. В статье представлены возможности применения технологии геймификации (игровизации) в обучении производственного персонала. Опыт показывает, что использование этой технологии позволяет значительно увеличить эффективность процесса обучения персонала. В настоящее время проблемным полем обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса является то, что тренировки производственного персонала на предприятиях энергокомплекса производятся с использованием предварительно составленных сценариев, с применением средств связи, с условными действиями диспетчера на мнемосхеме. Это приводит к неминуемым нежелательным последствиям (вплоть до несчастных случаев на производстве). В статье представлен проект обучения
1 https://www.chulanova.com.
производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора. В статье представлены возможности Teacher-симулятора (что дает применение данного симулятора-тренажера и от чего избавляет). В исследовании авторами рассмотрены риски реализации проекта Teacher-симулятор. В статье представлены разработанные авторами этапы реализации проекта «Teacher симулятор» (концептуальное проектирование; техническое проектирование; реализация; комплексное тестирование; опытно-промышленная эксплуатация; лицензирование продукта) с точки зрения необходимых на каждом этапе ресурсов, прогнозируемых рисков и предполагаемых авторами вариантов минимизации.
Ключевые слова: цифровая экономика; искусственный интеллект; виртуальная реальность. геймификация; производственный персонал; проблемы обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса; teacher-симулятор; проект обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора; этапы реализации проекта «Teacher симулятор»; минимизация рисков реализации проекта «Teacher симулятор»
Проблемы качества обучения персонала организации в цифровой экономике
В январе 2019 года в швейцарском Давосе проходил ежегодный Всемирный экономический форум. Главная тема этого года - "Глобализация 4.0: формирование глобальной архитектуры в век четвертой индустриальной революции". Эксперты отмечают, что основные дискуссии ошибочно сфокусированы в цифровой трансформации только на технологиях, а не на новых моделях бытия, кооперации, коммуникации, бизнеса и регулирования.
Основные вводы форума относительно перспектив рынка труда лежат в плоскости двух видов кризиса: кризис доверия и кризис навыков, которые находятся под давлением цифровых вызовов.
У цифровой экономики есть свои большие плюсы: каждый, кто к ней подключается, сразу имеет колоссальные возможности. Но это создает и новые проблемы, которые не учитывают национальные, географические, религиозные и другие особенности экономических субьектов. В результате, цифровая экономика будет иметь общемировой эффект в следующих направлениях: повсеместный доступ к интернету и быстрая адаптация; ответственная цифровая трансформация; соответствие и ответственное управление; безопасность взаимодействий и гибкость людей, процессов и практик; клиентоориентированность и простота в управлении персональной идентификацией/доступами; доверие к инновациям в данных с уважением к приватности информации.2
На современном этапе развития рынка труда в России к качеству рабочей силы предъявляются достаточно высокие требования. Научно-технический прогресс, смена технологий производства, изменение ассортимента продукции почти каждого предприятия, рост конкурентоспособности, сдвиги в политических и экономических связях государств - это не полный список причин, которые обуславливают потребность в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров [1].
Цели обучения, которые ставит перед собой организация (руководитель) и цели обучаемого сотрудника имеют отличия. Среди основных целей обучения персонала, которые ставит организация первостепенными можно назвать следующие: повышение производительности и качества трудовой деятельности работников предприятия; повышение
2 Глобализация 4.0. Шесть самых интересных материалов с Давоса 2019 URL: https://biz.liga. net/hr/it/article/globalizatsiya-40-samye-interesnye-materialy-po-ito gam-davosa (дата обращения 10.02.2019).
уровня трудовой мотивации работников предприятия; повышение уровня конкурентоспособности производимых товаров/услуг; сохранение и максимально эффективное использование ресурсов организации [2].
Цели обучения с точки зрения сотрудника: получение профессиональных знаний, в том числе и вне сферы профессиональной деятельности; повышение уровня преданности и идентификации работников с организацией; создание возможностей для профессионального роста и условий для самореализации; формирование и укрепление корпоративной культуры организации; подготовка к ротационному замещению.
Исследователи отмечают, что в последнее время затраты на обучение персонала рассматривают как капиталовложения в человеческие ресурсы [3]. Данные затраты на обучение персонала приносят следующие результаты: повышение результативности труда работников, получение дополнительной прибыли, уменьшение текучести персонала, повышение удовлетворенности сотрудников. Капиталовложения в обучение персонала являются затратами при расчете экономической эффективности обучения.
При правильном выборе методов обучения персонала, профессиональное развитие должно затрагивать две очень важные, функции - эффективное использование потенциала сотрудника и главное его высокую мотивацию (поддержание позитивного отношения к работе)
[4].
Динамические рабочие процессы меняются на основе новых технологий искусственного интеллекта [5].
ERP-системы (Enterprise Resource Planning, что дословно означает «планирование ресурсов предприятия») 3 теперь могут анализировать способ доступа пользователей и взаимодействия с системами и использовать эту информацию, чтобы рекомендовать изменения в процессах, которые оптимизируют функциональность ERP. Системы ERP могут воспринимать эти шаблоны и создавать автоматические действия, чтобы сэкономить время и даже перенастроить интерфейсы, чтобы наилучшим образом соответствовать общим шаблонам использования пользователя.
Современные технологии позволяют техническим специалистам и другим сотрудникам на местах использовать инструменты виртуальной реальности, которые взаимодействуют с ERP и содержащиеся в нем данные, чтобы обеспечить понимание и решить проблемы. Виртуальная реальность, чат-боты и смарт-устройства будут взаимодействовать по-новому, чтобы помочь ERP повысить ценность для компаний, сотрудников и клиентов. Например, расширенная реальность и цифровые помощники могут помочь техническим специалистам по техническому обслуживанию диагностировать и исправлять проблемы обслуживания через доступ в режиме реального времени к историям обслуживания, спецификациям дизайна, виртуальным погружным диаграммам, техническим документам и истории производительности.
Возможна более глубокая аналитика, поскольку системы ERP используют огромные объемы данных, предоставляемых связанными частями и машинами. Программы Analytics, встроенные в ERP, могут собирать, составлять таблицы и отображать эту информацию в режиме реального времени, что позволяет лучше понимать и принимать решения. Сотрудники смогут точно определять и реагировать на тенденции, обеспечиваемые интеллектуальным отображением этой информации в режиме реального времени. Вместо того, чтобы полагаться
3 ERP-системы URL: https://ardma.ru/razvitie/liderstvo/upravlenie-biznesom/431-erp-sistemy-chto-eto-prostymi-slovami-plyusy-i-minusy-erp-obzor (дата обращения 18.12.2019).
на команды ученых-исследователей, которые могли бы проникнуть через данные и найти возможности, сами ERP будут предоставлять эти идеи.
Интеллектуальный мониторинг производительности и аналитика будут зависеть от того, как функции человеческих ресурсов в системах ERP обеспечивают новый анализ производительности сотрудников, начиная с более глубокого анализа территорий продаж и сопоставляя оценки эффективности с демографическими показателями и коэффициентами удержания. Вооруженные дополнительной информацией и анализом, HR-команды и менеджеры могут помочь тренерам сотрудников повысить производительность. Эти сведения будут проинформированы другими данными, хранящимися в ERP, о клиентах, машинах, сравнительных стандартах производительности, производственных и прибыльных центрах [611].
Виртуальная реальность (VR) и дополнительная реальность (AR)
По словам Джоша Берсина, директора и основателя Bersin от Deloitte, виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) - это горячая тенденция, которая будет востребованной на рынке обучения и поддержки производительности [8].
В докладе «Отчеты о технологиях для персонала на 2018 год» указывается, что VR и AR позволят нам переводить обучающихся в симуляции и научить их тому, что нужно выполнять в реальном времени».
Jess Fuhl считает, что VR позволяет предприятиям погружать кандидатов в реальную рабочую ситуацию, давать им виртуальные туры в офис и привлекать их лично к культуре компании».
Смирнов Н. приводит пример того, как в компании «Крок» (Российский системный интегратор, одна из десяти крупнейших ИТ-компаний России) существовал автоматизированный процесс заказа и управления обучение, и его обработка занимала 8 часов. Оказалось, что при использовании платформы управления бизнес-процессами и роботов работу можно сделать за 15 минут. Также чат-боты выполняют процесс онбординга - адаптации новых сотрудников. Полная их адаптация проходит за год, и весь этот период должен отслеживаться и контролироваться, а том числе с помощь инструментов геймификации [12].
Проведя контент-анализ определения геймификации (игрофикации) (таблица 1), можно сказать, что под геймификацией в общем виде исследователи понимают применение игровых методик в неигровых процессах.
Таблица 1
Контент-анализ дефиниции геймификация (игрофикация)
Автор Понятие
Вербах К. Геймификация - это применение игровых элементов и технологий создания игр в неигровом контексте [13]
Гейб З. Геймификация - новейшая бизнес-концепция, в которой используются лучшие идеи, взятые от программ лояльности, игровых механик и поведенческой экономики [14]
Ткачик П.П. Геймификация - внедрение элементов удовольствия в ту деятельность, которая нам обычно его не доставляет [15]
Варенина Л.П. Геймификация - процесс мотивации и вовлечения персонала [16]
Макарова С.А. Игрофикация - использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом прикладном программном обеспечении для привлечения пользователей и повышения их вовлечённости в использование программы, интереса к решению прикладных задач [17]
Автор Понятие
Евдаков К.В. Геймификации - использование опыта создания игр в неигровом контексте, с целью решения стоящих перед сотрудниками задач [18]
Составлено авторами
Опыт показывает, что использование этой технологии позволяет значительно увеличить эффективность процесса обучения персонала.
Данная технология уже давно применялась отдельными составными частями в различных сферах жизни людей, но как полноценный инструмент в развитии и обучении персонала стала использоваться совсем недавно. И причиной тому - противоречия обусловленные особенностями работы в разновозрастных командах и коллективах (на основе теории поколений) [19]. В любой современной компании поколения работают «рука об руку», поэтому в управлении такими штатами необходимо внедрять эффективные инструменты, работающие во всех направлениях, в частности, игровые методы.
Основной принцип игрофикации - обеспечение получения постоянной, измеримой обратной связи от пользователя, обеспечивающей возможность динамичной корректировки пользовательского поведения и, как следствие, быстрое освоение всех функциональных возможностей приложения и поэтапное погружение пользователя в более тонкие моменты профессиональной деятельности [20].
Что касается применения геймификации в управлении персоналом, то можно сказать, что применение данной технологии затрагивает многие функции управления персоналом:
В подборе персонала. Вовлечение, отбор будущих кадров происходит через различные мероприятия: например, Сбербанк использует международную студенческую олимпиаду по управлению коммерческим банком «Banks Battle» («Битва Банков»). С помощью компьютерной игры, имитирующую работу коммерческого банка, студенты оценивают свои возможности, а Сбербанк отбирает перспективных выпускников.
В обучении. Программы стажировки и развития молодых специалистов существуют во многих компаниях и в них включаются элементы игровой интриги, социальное общение, соревновательные и другие моменты с акцентом на важных новому поколению ценностях. Широко известно обучение технического персонала на тренажерах-симуляторах (авиаперсонал и т. д.).
В мотивации. Больше всего геймификацию используют для повышения лояльности и мотивации сотрудников: компании придумывают различные игры одновременно и для обучения, и для удержания с помощью эмоциональных и порой экстремальных игр [21].
Можно выделить следующие преимущества данной технологии (рисунок 1):
П Геймификация повышает вовлеченность в работу. Одной из наиболее распространенных причин, по которым компании внедряют технологии геймификации, является недостаточный уровень мотивации персонала. Очевидно, что многие из нас нуждаются в дополнительных стимулах.
Геймификация визуализирует достижения и прогресс. В геймифицированном рабочем пространстве каждый из сотрудников постоянно получает уведомления о результатах своей работы, а также может следить за результатами работы коллег.
Р Геймификация дает лучшим сотрудникам возможность проявить себя. Одним из наиболее существенных преимуществ геймификации является то, что она помогает компаниям определить будущих «звезд» и лидеров. Инструменты геймификации направлены не на то, чтобы мотивировать пассивных незаинтересованных сотрудников, а на то, чтобы позволить наиболее талантливым кадрам проявить себя и получить заслуженное вознаграждение.
Рисунок 1. Преимущества геймификации [22]
В случае если все наиболее распространенные ошибки учтены, а игровые механизмы тщательно изучены, геймификация рабочего процесса поможет достичь наивысших результатов.
Анализ обучения производственного персонала в ПАО «ФСК ЕЭС»
ПАО «ФСК ЕЭС» реализует политику, направленную на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и развитие кадрового потенциала.
Система обучения в ПАО «ФСК ЕЭС» направлена на: повышение надежности работы электросетевых объектов Компании; удовлетворение потребности Компании в квалифицированном персонале; повышение эффективности профессиональной деятельности работников; наращивание интеллектуального, образовательного, профессионального и управленческого потенциала персонала для обеспечения достижения стратегических и тактических целей Компании; обеспечение готовности персонала ПАО «ФСК ЕЭС» к выполнению профессиональных функций, поддержание уровня его квалификации на требуемом уровне; повышение мотивации работников Компании.4
Обучение производственного персонала для ПАО «ФСК ЕЭС» является одной из приоритетных задач. Кроме того, особое внимание и особую значимость в программах обучения учебные центры Компании стараются уделять отработке практических навыков.
Также руководители центров отмечают важность личного контакта преподавателя и обучающегося не только в целях передачи производственного опыта, но и в целях повышение продуктивности обучения. Так, те или иные эмоциональные и ассоциативные реакции, возникающие в процессе личного общения с преподавателем, способствуют более прочному и осознанному усвоению материала. В целях систематического повышения профессиональной квалификации работников в Компании на регулярной основе (еженедельно) проводится «День знаний».
В ПАО «ФСК ЕЭС» создана сеть собственных учебных центров, каждый центр территориально находится по месту расположения филиалов Компании - магистральных электрических сетей (МЭС). Центры подготовки персонала лицензированы и представляют собой целостные образовательные комплексы. В центрах расположены учебные и тренажерные классы, лаборатории релейной защиты и противоаварийной автоматики, учебно-тренировочные электросетевые полигоны, оснащенные современными техническими средствами обучения и макетами действующего оборудования.
Важно отметить, что в Компании ведется постоянная работа по актуализации компьютерных тренажерных комплексов в соответствии с реальными изменениями, происходящими в схемах подстанций.
В соответствии с установленной целью центры подготовки персонала Компании решают следующие задачи и выполняют следующие функции (таблица 2):
Таблица 2
Основные Задачи и функции центров подготовки персонала ПАО «ФСК ЕЭС»
Задачи Центров подготовки персонала Функции Центров подготовки персонала
Поддержание профессиональных знаний, умений и навыков персонала на требуемом уровне - организация повышения квалификации персонала; - организация предэкзаменационной и предаттестационной подготовки персонала.
4 Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы / Официальный сайт. URL: http://www.fsk-ees.ru/staff/training_and_development/ (дата обращения 01.02.2019).
Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today
Задачи Центров подготовки персонала Функции Центров подготовки персонала
Обеспечение системного, постоянного и эффективного учебного процесса - анализ и внесение предложений по расширению направлений обучения или изменению действующих программ; - разработка программ обучения; - поиск стратегических партеров в обучении и развитии персонала; - формирование и контроль исполнения плана обучения; - оптимизация процесса обучения с привлечением внутренних и внешних контрагентов; - участие в тематических совещаниях, выставках; - участие в освоении передового опыта в организации обучения, а также его внедрение; - подготовка предложений и осуществление мер, направленных на систематическое улучшение выполнения задач центров.
Реализация корпоративной системы обучения и развития персонала - техническое сопровождение противоаварийных тренировок; - участие в проведении учебных семинаров по вопросам оперативно-технологического управления.
Обеспечение тренажерной подготовки персонала - обеспечение функционирования тренажерных комплексов; - обеспечение технического сопровождения тренажерных комплексов и программ.
Техническое обеспечение в организации и проведении соревнований профессионального мастерства персонала - обеспечение условий для проведения соревнований профессионального мастерства оперативного и производственного персонала; - подготовка и проведение отборочных соревнований профессионального мастерства персонала в качестве судьи, посредника и консультанта.
Техническое обеспечение и организация дистанционных форм обучения персонала - осуществление контроля процедуры разработки образовательных программ для дистанционного обучения оперативного и диспетчерского персонала; - работа по проведению дистанционного обучения для оперативного и диспетчерского персонала.
Обеспечение условий для проведения стажировок работников - обеспечение условий для проведения стажировок персонала; - оказание помощи в проведении оценки эффективности стажировок работниками.
Реализация потребности в обучении персонала по экологической безопасности и системы экологического менеджмента (далее СЭМ) - формирование плана обучения по экологической безопасности и СЭМ; - обработка заявок от структурных подразделений о необходимости обучения по экологической безопасности и СЭМ; - подготовка отчетов по проведенному обучению.
Взаимодействие с высшими учебными заведениями в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала - определение приоритетов в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации; - обеспечение участия специалистов ВУЗов в разработке программ обучения, а также в самой преподавательской деятельности.
Составлено авторами
Анализ системы обучения производственного персонала ПАО «ФСК ЕЭС»
Центры подготовки персонала филиалов ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС реализуют программы дополнительного профессионального образования: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; профессиональная подготовка и повышение квалификации по профессиям рабочих.
Учебные центры ПАО «ФСК ЕЭС» включают в себя учебные (лекционные) и тренажерные классы, которые оснащены современным высокотехнологичным оборудованием и компьютерными тренажерными комплексами для отработки навыков оперативных переключений и мониторинга режима работы электрической сети. Для отработки практических
навыков используются лаборатории РЗА и ПА и учебно-тренировочные электросетевые полигоны, оснащенные основным первичным и вторичным оборудованием электроподстанций.
Оснащение классов позволяет организовывать и проводить противоаварийные тренировки любой сложности как с оперативным персоналом, обслуживающим действующие электроустановки, так и с диспетчерами, в управлении которых находится электроэнергетическое оборудование. Также возможна организация и проведение соревнований профессионального мастерства диспетчеров, управляющих электроэнергетическим оборудованием.
Лаборатории релейной защиты и автоматики (далее - РЗА) и противоаварийной автоматики (далее - ПА) содержат следующие виды защит, объединенных в 4 функциональные группы: комплект защит силового трансформатора, комплект защит линий электропередачи, устройства противоаварийной автоматики, прочие устройства.
Все виды защит выполнены в двух исполнениях: на основе современных микропроцессорных устройств и на основе старых электромеханических реле. Кроме того, лаборатории оборудованы полноценными рабочими местами электромонтеров по обслуживанию устройств РЗА со всем необходимым комплектом инструмента, измерительных и прогрузочных устройств и приспособлений.
Оснащение лаборатории РЗА и ПА позволяет организовать занятия по отработке практических навыков по эксплуатации, техническому и оперативному обслуживанию устройств РЗА и ПА и проведение соревнований профессионального мастерства персонала РЗА.
Оснащение полигонов позволяет проводить практическое обучение ремонтного и оперативного персонала, обслуживающего действующие электроустановки, навыкам технического обслуживания и ремонта, осмотров оборудования, подготовки рабочего места с последующим допуском бригады и т. д. Также полигоны предназначены для организации и проведения соревнований профессионального мастерства ремонтного и оперативного персонала.
Дополнительно все Учебные центры укомплектованы роботами-тренажерами типа «Гоша» для отработки навыков оказания первой медицинской помощи.
По окончании обучения выдаются следующие документы установленного образца: Удостоверение о повышении квалификации и Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Анализ специализированных компьютерных тренажерных комплексов для обучения производственного персонала ПАО «ФСК ЕЭС»
Специфика деятельности производственного персонала ПАО «ФСК ЕЭС» требует постоянного развития и готовности к любым штатным и нештатным ситуациям. В соответствии с 8 разделом Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации для каждой должности (рабочего места) на основании должностных обязанностей и характера производственной деятельности в организации определен объем трудовых функций, теоретических знаний, практических навыков. Данный объем устанавливается трудовым договором, должностной инструкцией, программами подготовки (стажировки) с учетом требований профессиональных стандартов, квалификационных требований и других нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в должностные обязанности по данной должности (рабочему месту).
Проверка знаний, проводимая в соответствии с требованиями федерального законодательства, если трудовые функции работника или работодателя предусматривают обязательность их знания и выполнения, должна проводиться в установленные данными документами сроки.5
Во избежание несчастных случаев и технологических нарушений для производственного персонала ПАО «ФСК ЕЭС» установлена периодичность проведения переподготовки не реже 1 раза в три года. На практике персонал проходит обучение по различным программам подготовки и переподготовки гораздо чаще.
Оснащение тренажерных классов позволяет организовывать и проводить противоаварийные тренировки любой сложности как с оперативным персоналом, обслуживающим действующие электроустановки, так и с диспетчерами, в управлении которых находится электроэнергетическое оборудование.
Далее рассмотрим основные действующие в Центрах подготовки персонала специализированные компьютерные тренажерные комплексы, их предназначение, достоинства и недостатки (таблица 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ компьютерных тренажерных комплексов, используемых для подготовки персонала организаций в ЦПП
Тренажерный комплекс Предназначение Достоинства Недостатки
Модус Ориентирован на оперативные переключения. Программные средства: графический редактор, аниматор схем, редактор сценариев, редактор курсов. - Для каждой подстанции имеет четко прорисованные главные схемы ПС, щит управления, панели РЗиА, автоматы оперативного тока, Ячейки КРУ, экранные формы ОИК (если управление происходит через ОИК). - Удобен для проработки бланков переключений. - Доступен на каждой подстанции. - Имеет возможность проведения самоподготовки. Типовые тестовые и тренировочные задания; Узкая направленность; Интенсивно ведущиеся реконструкции подстанций, сопровождающейся заменой оборудования, панелей, изменениях в схеме, требуют постоянной актуализации макетов по результатам реконструкции - что весьма затратно в рамках работ по технической поддержке тренажера.
РЕТРЕН (Режимный ТРЕНажер) Включает в себя интерактивную динамическую модель ЭЭС, на базе которой функционируют системы анализа текущего режима, мно го функцио нальный тренажер-советчик диспетчера ЭЭС и автоматизированная система обучения. Ориентирован на диспетчерский персонал и предназначен для анализа и - имеет возможность проработки нештатных ситуаций; - учет изменений частоты в каждом узле сети; - расчет динамических режимов с учетом электромеханических и длительных переходных процессов; - возможность моделирования динамических режимов ЭС - установлен только в ЦПП и в ЦУС; - не используется в качестве тренажера оперативных переключений; - непростая задача разработки и создания тренировочных программ.
5 Информационно-правовое обеспечение Гарант.Ру URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619076/#ixzz5eUgkch4Y (дата обращения 03.02.2019).
Тренажерный комплекс Предназначение Достоинства Недостатки
оперативного ведения диспетчерского управления. в реальном масштабе времени (РВ); - использование многоуровневой иерархической модели расчета режима; - учет действия котельной автоматики ТЭС и вторичных регуляторов частоты и мощности (АРЧМ); - моделирование систем противоаварийной автоматики.
Микропроцессорные установки МПП-Экро Оборудование для тренировок персонала РЗА и ПА. Все виды защит выполнены в двух исполнениях: на основе современных микропроцессорных устройств и на основе старых электромеханических реле. - комплект защит силового трансформатора; - комплект защит линий электропередачи; - устройства противоаварийной автоматики; -прочие устройства. - позволяет организовать занятия по отработке практических навыков по эксплуатации, техническому и оперативному обслуживанию устройств РЗА и ПА; - проведение соревнований профессионального мастерства персонала РЗА. - установлены в релейном зале ЦПП; - стационарны; - крупногабаритны; - отсутствие возможности дистанционного обучения.
Олимп Окс Программный комплекс предназначен для проверки знаний. Используется при: - подготовке к аттестации; - проведении соревнований профессионального мастерства. - большая база организационно-распорядительных документов; - возможность проведения экзамена по теоретическим аспектам деятельности. - типичный набор тестовых программ и заданий; - установлен только учебном классе в ЦПП на 20 рабочих мест.
АСОП-Эксперт Программный комплекс предназначен для проверки знаний. - большая база организационно-распорядительных и информационных документов (оказание медицинской помощи, пожарная безопасность, грузоподъемные механизмы и проч.); - свободный доступ с любого ПК, телефона и проч.; - возможность оценки процессов и результатов обучения по каждому сотруднику и в целом. (сервер ФСК); - возможность подачи заявок на обучение. - находится на этапе внедрения; - теоретически ориентирован.
Составлено авторами
Актуальность нашего исследования продиктована существующим проблемным полем обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса. В настоящее время тренировки производственного персонала энергокомплекса производятся с использованием предварительно составленных сценариев, с применением средств связи, с условными действиями диспетчера на мнемосхеме. Однако, имеющийся опыт проведения подобного рода тренировок, в соответствии с «Единой методикой подготовки и проведения противоаварийных тренировочных учений персонала электрических станций и сетей» и серьезной статистикой несчастных случаев, наглядно свидетельствует, что для энергопредприятий на практике имеет место высокий уровень условности и формальности подхода к тренировочной деятельности, а также субъективизм в организации текущего контроля и оценке результатов в общем (где отсутствует проработка мелких деталей тренировки, которые, как правило, имеют большое значение).
Это вызвано, главным образом, невозможностью реальных действий на работающем оборудовании и низким уровнем приближения обучаемого к реальным происходящим событиям в процессе тренировки или обучения. Минимизация указанных недостатков возможна при применении в тренировочных процессах и при подготовке производственного персонала (в том числе вновь принятых работников) передовых инновационных технологий виртуальной реальности, позволяющих погрузиться в виртуальное пространство и имитировать ту или иную нештатную ситуацию на энергообъекте, при использовании специального программного обеспечения и современных гаджетов (3D очки, специальные перчатки, браслеты, напульсники и т. д.). По большому счету, частично геймифицируя процесс обучения, мы можем рассчитывать на комплексный подход обучения производственного персонала (обучение теоретическим и практическим навыкам) [22].
Целью данного проекта является разработка симулятора - тренажера, способствующего снижению количества несчастных случаев на производстве, а также повышению надежности и эффективной эксплуатации оборудования энергообъектов.
В данной статье мы представляем возможности Teacher-симулятора, как инструмента VR, внедрение которого позволит совершенствовать функцию обучения производственного персонала, позволит геймифицировать обучение, результаты анализа рисков внедрения данного инструмента обучения производственного персонала и разработанные нами этапы реализации проекта «Teacher симулятор».
Существующие в настоящее время проблемы энергопредприятий с точки зрения обучения персонала представлены на рисунке 2.
--Недостаточность практических навыков -
--Длительный процесс подготовки и стажировки -
--Отсутствие объективной оценки практических навыков персонала -
--Недостаточно эффективная программа обучения -
--Формальный подход к обучению -
Недостаточно высокая квалификация молодых сотрудников --Технологические нарушения по вине персонала -
Рисунок 2. Проблемы обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса (составлено авторами)
Возможным решением указанных противоречий, на наш взгляд, будет являться «ТеасИег-симулятор» - программно-аппаратный комплекс, который представляет собой набор современных гаджетов погружения в виртуальную реальность (специальное программное обеспечение, персональные компьютеры, очки УЯ (виртуальной реальности), специальные перчатки, браслеты, напульсники и т. д.) с возможностью обратной связи. Программный комплекс нацелен на производственный персонал, и в большей степени направлен на обучение молодых специалистов, а также дополнительную мотивацию уже работающего персонала.
Рисунок 3. Возможности ТеасЪет-симулятора (составлено авторами)
На рисунке 3 представлены возможности ТеасИег-симулятора (что дает применение данного симулятора-тренажера и от чего избавляет).
ТеасИег-симулятор включает в себя 3 основных блока: теоретическая, практическая и экзаменационная базы. В процессе обучения специалист не нуждается в постоянном и непосредственном присутствии и наблюдении наставника. На стадии обучения сотрудник имеет возможность во время осмотра оборудования видеть всплывающие окна с вырезками из нормативно-технической документации. Во втором блоке обучения комплекс дает возможность получения практических навыков всевозможных штатных и нештатных ситуаций. ТеасИег-симулятор предполагает минимальное физическое воздействие на обучаемого в случае совершения ошибки, вызывая негативные ассоциации. Завершающим этапом предполагается тестирование с занесением результатов в личное дело компетенций.
Отработка на тренажере операций, выполняемых персоналом позволит отточить навыки, технику выполнения операций, повысить уверенность и психологическую устойчивость при возникновении аварийных или иных ситуаций.
Тренировка на тренажере молодых вновь принятых специалистов позволит быстрее включить их в производственный процесс. Так же работа на тренажере позволит меньше отвлекать персонал станции или подстанции для обучения вновь принятых молодых
Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esi.today
специалистов. Им будет легче адаптироваться к новым обязанностям и функциям, быстро повысить свой уровень квалификации до требуемого.
Безусловно, частные риски со стороны стейкхолдеров проекта «ТеаЛег-симулятор» и предполагаемые противоречия, затрудняющие внедрение ТеасЬег-симулятора, ведут к общим рискам проекта, представленном на рисунке 4.
Разновозрастной персонал и сложность восприятия предлагаемого продукта возрастным персоналом (согласно особенностей теории поколений в управлении персоналом) [19]
Сопротивление изменениям персонала, который занимается обучением и которому нужно переориентироватьс я на применение инновационного
Л подхода и новой технологии обучения
Получение сертификатов, лицензий, прав на обслуживание
Получение технической документации/алг оритмов действия на импортное оборудование
Несовместимость
существующей аппаратной базы с программным обеспечением
V
Рисунок 4. Риски реализации проекта Teacher-симулятор в целом (составлено авторами)
Теперь рассмотрим, разработанные нами этапы реализации проекта «Teacher симулятор» (концептуальное проектирование; техническое проектирование; реализация; комплексное тестирование; опытно-промышленная эксплуатация; лицензирование продукта) с точки зрения необходимых на каждом этапе ресурсов, прогнозируемых рисков и предполагаемых нами вариантов минимизации.
1 этап. Концептуальное проектирование
Этап концептуального проектирования представляет собой начальную стадию реализации проекта, в ходе которого определяется общая концепция проекта, разработка и утверждение документов, отражающих основную концепцию проекта на уровне понимания смысла и содержания.
На основании выявленной проблемы выдвигается проектная инициатива, служащая основанием к совместному совещанию заказчика и исполнителя, по итогам которого заказчиком составляются технические требования разрабатываемого проекта с отражением текущей ситуации (как есть) и итоговой (что хотим). Технические требования утверждаются уполномоченным лицом заказчика и передаются исполнителю в лице главного проектировщика.
На основании технических требований исполнитель составляет задание на проектирование, в котором отражает цели и задачи проекта, описывает предполагаемую реализацию: что будет сделано, какое предполагается оснащение (программное обеспечение, монитор руководителя, сценарии, формы отчетности, аналитическое рабочее место
специалиста), определяет плановые сроки реализации проекта и указывает список оборудования для закупки.
Для минимизации рисков задание на проектирование в обязательном порядке должно быть детально изучено обеими сторонами и только после изучения - утверждено с обязательным указанием сроков выполнения.
Итогом концептуального проектирования выступает составление бизнес-процесса -описание совокупности взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание симулятора. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы.
Схема бизнес-процесса - графическая схема, отражающая структуру бизнес -процесса, а также последовательность выполнения процесса в рамках данной структуры. Данный документ утверждается двумя сторонами. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе концептуального проектирования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе концептуального проектирования
Ресурсы на этапе концептуального проектирования: Риски на этапе концептуального проектирования: Минимизация рисков на этапе концептуального проектирования:
Человеческие: со стороны заказчика специалист НЯ, представитель Центра подготовки персонала, инженер охраны труда и надежности, инженер реализации проектных инициатив, заместитель главного инженера; исполнитель в лице главного проектировщика проекта и его рабочей группы. Нематериальные ресурсы: программное обеспечение, базы данных. Материальные ресурсы: помещение для совещания и необходимое оборудование (ПЭВМ, проектор). На данном этапе может возникнуть риск несогласованности желаний заказчика и возможностей группы проектирования. Важно детально проанализировать первичные данные, исследовать область разработки, понять суть проблемы, уточнить ожидаемый результат.
Составлено авторами
2 этап. Техническое проектирование
Этап технического проектирования как правило представляет собой исключительную работу исполнителя (проектировщика).
По завершении данного этапа создаются два документа:
• Пояснительная записка, отражающая логическую и физическую модель данных, оценку требуемого объема памяти, описание программных продуктов, ролей и выполняемых функций специалистами заказчика.
• Проектное решение - предполагаемый к реализации программный продукт, в котором указаны цели и задачи, необходимые для создания объекта, базы данных, функциональные модули, программы, сценарий работы, описание макетов пользовательских web-интерфейсов. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе технического проектирования представлены в таблице 5.
Таблица 5
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе технического проектирования
Ресурсы на этапе технического проектирования: Риски на этапе технического проектирования: Минимизация рисков на этапе технического проектирования:
Человеческие: главный проектировщик и его рабочая группа (около 3 сотрудников). Нематериальные ресурсы: программное обеспечение, необходимое для разработки, базы данных, знания, умения и навыки сотрудников. Материальные ресурсы: ПЭВМ, минимальный набор письменных принадлежностей. Возможная ошибка в ходе проектирования, которая не совпадает с заявленной методологией заказчика; данный этап не предполагает согласования с заказчиком, исполнитель передает проект в стадию реализации группе программистов, вследствие которого уже будет практически готовый продукт, - который может так или иначе не соответствовать требованиям или представлениям заказчика. Ошибки проектирования в основном минимизируются только наличием должного опыта сотрудников и детальной проработкой входящей информации.
Составлено авторами
3 этап. Реализация
На данном этапе группа проектирования аккумулирует всю информацию по проекту и передает в работу программистам в виде технического задания. Таким образом, проектную группу исполнителя можно назвать связующим звеном - переводчиком с «языка» заказчика на «язык» технического программирования. Техническое задание включает в себя наименование программы, предназначение, входные данные, описание алгоритмов обработки данных, выходные данные. Важно понимать, что техническое задание в рамках рассматриваемого проекта не одно, а достигает десятка и даже сотни, в зависимости от сложности и масштабности разворачиваемого проекта. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе реализации представлены в таблице 6.
Таблица 6
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе реализации
Ресурсы на этапе реализации: Риски на этапе реализации: Минимизация на этапе реализации:
Человеческие: главный проектировщик и его рабочая группа (около 3 сотрудников), группа программирования. Нематериальные ресурсы: Программное обеспечение, базы данных, знания сотрудников. Материальные ресурсы: ПЭВМ, минимальный набор письменных принадлежностей. Неоптимальный код программы, - алгоритмы с ошибками и, как следствие, возможное несоблюдение сроков. Обязательное указание сроков реализации технического задания; должное приемочное тестирование разрабатываемого программного обеспечения согласно разработанному техническому заданию.
Составлено авторами
4 этап. Комплексное тестирование
На этапе комплексного тестирования проходит приемка разработанного программного обеспечения группой тестирования. После подтверждения успеха теста следует передача в тестирование заказчику. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе комплексного тестирования представлены в таблице 7.
Таблица 7
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе комплексного тестирования
Ресурсы1 на этапе комплексного тестирования: Риски на этапе комплексного тестирования: Минимизация рисков на этапе комплексного тестирования:
Человеческие: главный проектировщик и его рабочая группа (около 3 сотрудников), группа программирования, заказчик в лице инженера по реализации проектов, специалист НЯ. Нематериальные ресурсы: Программное обеспечение, базы данных, знания сотрудников. Материальные ресурсы: ПЭВМ, минимальный набор письменных принадлежностей. Обычно большинство уже изучает готовый продукт, и порой незначительное изменение приводит к полному пересмотру архитектуры проекта. Внедрение одной из технологии гибкого управления проектами на основе ценностей Agile-8СЯиМ [23; 24]
Составлено авторами
5 этап. Опытно-промышленная эксплуатация
На данном этапе составляется акт приема-передачи продукта в опытно-промышленную эксплуатацию. В результате подписанного акта заказчик подтверждает, что программное обеспечение разработано в полном объеме и сообщает о готовности внедрения проекта в Пилотной зоне.
В акте указывается краткий порядок работ (список сотрудников к обучению, роли и полномочия для работы, мониторинг, алгоритмы и ссылки на инструкции пользователя).
По итогам опытно-промышленной эксплуатации заказчиком формируются замечания и предложения к разработанному продукту и официально направляются в адрес исполнителя. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе опытно-промышленной эксплуатации представлены в таблице 8.
Таблица 8
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе опытно-промышленной эксплуатации
Ресурсы1 на этапе опытно-промышленной эксплуатации: Риски на этапе опытно-промышленной эксплуатации: Минимизация рисков на этапе опытно-промышленной эксплуатации:
Человеческие: главный проектировщик и его рабочая группа (около 3 сотрудников), со стороны заказчика специалист НЯ, представитель Центра подготовки персонала, инженер охраны труда и надежности, инженер реализации проектных инициатив, заместитель главного инженера, начальник и персонал подстанции, на которой внедряется пилотный запуск продукта. Нематериальные ресурсы: Разработанное программное обеспечение, базы данных. Материальные ресурсы: Помещение, в котором проводится эксплуатация, рабочее место (ПЭВМ, монитор контролинга), очки УЯ, перчатки с функцией обратной связи, напульсники, датчики, эксплуатируемая подстанция. Обычно сотрудники негативно воспринимают любые изменения, отрицают эффективность, сопротивляются, аргументируя слишком большими временными затратами на обучение, изучение программы и ее работы, мониторинг. Грамотное управление изменениями: четкое определение целей изменений, четкое понимание и осознание текущей ситуации, грамотное планирование изменений, информирование персонала. Успешное внедрение проекта в пилотной зоне дает старт в промышленную эксплуатацию.
Составлено авторами
6 этап. Лицензирование продукта
Как правило, все производители программного обеспечения имеют собственную систему лицензирования для различных типов предприятий и организаций, и различных типов поставок, при этом названия типов лицензий могут варьироваться от производителя к производителю. В нашем случае необходима корпоративная лицензия, предназначенная для самостоятельного проведения большого количества инсталляций продукта. Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе лицензирования продукта представлены в таблице 9.
Таблица 9
Ресурсы, риски и минимизация рисков на этапе лицензирования продукта
Ресурсы на этапе на этапе опытно-промышленной эксплуатации: Риски на этапе опытно-промышленной эксплуатации: Минимизация рисков на этапе опытно-промышленной эксплуатации:
Человеческие: специалист юридического отдела, специалист отдела материально-технического снабжения, лицензирующий орган. Нематериальные ресурсы: Лицензионное соглашение (договор). Материальные ресурсы: оборудование, документы, необходимые для получения лицензии. Постоянно меняющаяся практика лицензирования, приобретение не того типа лицензии. Следует периодически изучать разнообразные виды лицензий и модели лицензирования, а также отслеживать изменения в соответствующем законодательстве. В текущей ситуации необходимо приобретение так называемой Volume Licensing, для осуществления быстрой технической поддержки с возможностью решения нестандартных ситуаций. На сегодня, она является лучшей для покупки нового программного обеспечения или его обновления для компаний.
Составлено авторами
На рисунке 5 представлена блок-схема реализации проекта в целом.
Впервые проект «Teacher-симулятор» был представлен и защищен профессиональным сообществом «Энергия» (в состав которого входили представители (в том числе автор статьи) ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «МОЭСК», ПАО «Ростелеком», ПАО «РусГидро», ОАО «СО ЕЭС» и др.) на VI Международном форуме молодых энергетиков и промышленников «Форсаж-2016» (Калужская область, 10-16.07.2016) - одобрен экспертами предложен к реализации.
В настоящее время авторами статьи продолжено исследование возможностей внедрения «Teacher-симулятор» в обучение технического персонала. Обоснована потребность и возможность применения Teacher-симулятора, рассмотрены проблемы обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса; рассмотрены возможности Teacher-симулятора; проанализированы и выявлены риски и возможности со стороны стейкхолдеров проекта «Teacher-симулятор»; разработана поэтапная программа реализации проекта «Teacher симулятор» с точки зрения необходимых на каждом этапе ресурсов, прогнозируемых рисков и предполагаемых нами вариантов минимизации; разработаны блок-схемы по этапам реализации проекта; разработана блок-схема реализации проекта«Teacher-симулятор».
Таким образом, можно утверждать, что различные виды программного обеспечения представляют собой комбинацию систем и процессов, которые связывают управление человеческими ресурсами и информационные технологии с помощью программного обеспечения для персонала. Инструменты (технологии) обучения персонала на основе VR позволят переводить теоретическое обучение персонала в симуляции и научить их тому, что нужно выполнять в реальном времени на своем рабочем месте.
Рисунок 5. Блок-схема реализации проекта «Teacher-симулятор» (составлено авторами)
54ECVN119
ЛИТЕРАТУРА
1. Чуланова, О.Л. Компетентностный подход как фактор повышения качества трудовой жизни и конкурентоспособности электроэнергетической компании // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: ООО «М-Студио», 2012. - С. 559-568
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / Государственный Университет Управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 437 с. - С. 91.
3. Дейнека А.В., Жуков Б.М Современные тенденции в управлении персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие / 2009. - 198 с. - с. 47.
4. Митрофанова Е.А. Формирование и функционирование системы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности персонала организации: Монография / ГУУ. - М., 2008.
5. Чуланова О.Л., Вызовы и тренды на рынке труда: синергия цифровизации и soft skills // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2018. Т. 7. №. 3 С. 66-72 / DOI: 10.12737/article_5b509cc15ef214. 39898999.
6. Baby Steps in HR Technology: HR Tech Definitions. URL: https://recruiterbox.com/ blog/baby-steps-in-hr-technology-hr-tech-definitions (дата обращения: 02.12.2018).
7. Chris Milan. Top trends in ERP for 2018. URL: https://www.nextecgroup.com/top-trends-erp-2018/ (дата обращения: 06.11.2018).
8. Jess Fuhl. 5 HR tech trends to watch in 2018: What the sector says // Sage Business Cloud People, 2017. URL: https://www.sagepeople.com/about-us/news-hub/top-hr-trends-watch-2018/ (дата обращения: 12.11.2018).
9. Maiorino Mike. Types of HR technology systems: HRIS vs. HCM vs. HRMS.URL: https://www.financialforce.com/blog/types-of-hr-technology-systems-hris-hcm-hrms/ (дата обращения: 21.11.2018).
10. Roise Margaret HRIS (human resource information system), 2017. URL: https://searchhrsoftware.techtarget.com/definition/HRIS (дата обращения: 07.12.2018).
11. What's now and what's next in human resources technology, 2017. URL: https://www.pwc.com/us/en/hr-management/technology/global-hr-technology-survey/pwc-hr-technology-survey.pdf (дата обращения: 08.11.2018).
12. Смирнов Н. Цифровизация HR: фактор лояльности сотрудников, 2017. URL: https://www.cio.ru/articles/151217-Tsifrovizatsiya-HR-faktor-loyalnosti-sotrudnikov (дата обращения: 07.11.2018).
13. Вербах Кевин, Хантер Дэн. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Под ред. Малахова Е., Карташова Н. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г. - 224 с.
14. Гейб Зикерманн. Геймификация в бизнесе, как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов: - пер. с англ. Иделии Айзятулловой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 272 с.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21. 22.
23.
24.
Ткачик П. Как превратить жизнь в удовольствие [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ URL: http://inosmi.ru/world/20120708/194507436.html (дата обращения 23.11.2018).
Варенина Л.П. Геймификация в образовании [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii (дата обращения 14.11.2018)
Макарова А.С. Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный способ общения с целевыми аудиториями [Электронный ресурс] / А.С. Макарова, С.Н. Басова // Молодой ученый - 2012. - №8(122-125) - URL: http://www.moluch.ru/archive/43/5174/ (дата обращения 15.11.2018).
Евдаков К.В. [Электронный ресурс] // Бизнес-журнал URL: https://books.google.ru/books (дата обращения 15.11.2018).
Самоукина Н.В. Теория поколений в Российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация: монография / Н.В. Самоукина. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - 186 с.
Чуланова О.Л., Раджабова Г.Р. Использование геймификации в обучении персонала организации: принципы, риски и их минимизация / Чуланова О.Л., Раджабова Г.Р. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2016. - № 2-3 - С. 122-128.
Чем геймификация полезна в обучении и управлении персоналом [Электронный ресурс] // Директор по персоналу URL: http://www.hr-director.ru/article/65686-qqq-15-m9-chem-geymifikatsiya-polezna-v-obuchenii-i-upravlenii-personalom (дата обращения 24.11.2018).
Чуланова, О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски: монография / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 364 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Научная мысль). - www.dx.doi.org/10.12737/ monography_58fe0851975ab0/81878314.
Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами Agile // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/65ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Чуланова О.Л., Госедло А.Д. Методический инструментарий применения SCRUM как разновидности методологии гибкого управления проектами AGILE MANIFESTO в управлении проектной деятельностью // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2018. Т. 7. №. 1 С. 46-50 / DOI: 10.12737/article 5a9cß3a4405c9.99929289.
54ECVN119
^ulanova Oksana Leonidovna
Surgut state university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]
Fomina Elizaveta Vyacheslavovna,
PJSC «FGC UES» Central PMES (branch), Russia, Surgut E-mail: [email protected]
Application of game technologies and artificial intelligence in teaching industrial personnel at energy complex enterprises
Abstract. The relevance of the study, the results of which are partly presented in the article, is due to the fact that virtual reality (VR) and additional reality (AR) is a hot trend that will be in demand in the market for training and supporting performance. The report "Technology Reports for Staff for 2018" states that VR and AR will allow us to translate students into simulations and teach them what to do in real time. VR allows enterprises to immerse candidates in a real work situation, give them virtual tours to the office and involve them personally in the company's culture. The article presents the possibility of using technology gamification (gaming) in the training of production personnel. Experience shows that the use of this technology can significantly increase the efficiency of the personnel training process. Currently, the problem field of training of production personnel at the enterprises of the power complex is that training of the production staff at the enterprises of the power complex is performed using pre-compiled scenarios, using communication tools, with the dispatcher's conditional actions on the mnemonic scheme. This leads to inevitable undesirable consequences (up to accidents at work). The article presents a project for training production personnel at the enterprises of the power complex using a teacher-simulator. The article presents the capabilities of the Teacher-simulator (which gives the use of this simulator-simulator and from which it eliminates). In our study, the risks of implementing the project Teacher-simulator. The article presents the author-developed stages of the "Teacher Simulator" project implementation (conceptual design; technical design; implementation; comprehensive testing; pilot production; product licensing) in terms of the resources required at each stage, the forecasted risks and proposed minimization options.
Keywords: digital economy; artificial intelligence; virtual reality. gamification; production personnel; problems of training industrial personnel at power complex enterprises; teacher simulator; project for training production personnel at power complex enterprises using teacher simulator; implementation stages of the Teacher Simulator project; minimizing the risks of implementing the Teacher Simulator project
54ECVN119