Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения принятию управленческих решений'

Инновационные методы обучения принятию управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Брунман В. Е., Кузнецов А. В., Кунин В. А., Поскряков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения принятию управленческих решений»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2008. № 6

В.Е. Брунман, А.В. Кузнецов, В.А. Кунин, А.В. Поскряков

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Введение

Принятие правильных, адекватных реальному состоянию внутренней и внешней среды предприятия управленческих решений — одна из важнейших задач управления его предпринимательской деятельностью.

Ключевым элементом процесса принятия управленческих решений является исключение рисков или по крайней мере снижение возможности их реализации. Достижение этой цели требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, включающего умение действовать в нестандартных ситуациях, характеризующихся реализацией различных предпринимательских рисков.

1. Существующие подходы

Основными активными методами практической подготовки специалистов на сегодня являются метод «кейсов» и метод компьютерных деловых игр.

Метод «кейсов»» или, как его называют, метод case-study [4] основан на изучении «кейса» — задания на разработку плана мероприятий, содержащего подробное описание бизнес-ситуации и требований к решению. При выполнении этого задания слушатель, как правило, проводит следующую работу:

— предварительное обсуждение с коллегами и преподавателем полученной бизнес-ситуации и требуемых результатов;

— исследование возможных путей разрешения ситуации;

— подготовку плана мероприятий;

— презентацию плана мероприятий коллегам и итоговое обсуждение с участием преподавателя.

Метод компьютерных деловых игр предусматривает работу слушателей с компьютерной имитационной моделью организации или группы организаций. Как правило, учебная игровая система моделирует хозяйственную деятельность производственной или торговой организации и рыночное взаимодействие предприятий одной отрасли. На российском рынке компьютер-

ных деловых игр представлены следующие продукты отечественных разработчиков:

— игра «Бизнес-Курс: Корпорация» и другие игры серии «Биз-нес-Курс»1;

— игра «Никсдорф Дельта» и другие игры серии «Никс-дорф»2;

— всероссийские интернет-игры «Business Battle»3 и «Global Management Challenge»4.

При работе с этими системами слушатель получает отчет о текущей ситуации, разрабатывает план действий на следующий период и вводит его в систему. Цикл работы слушателя в процессе игры представлен на рис. 1.

/-N

Получение отчетов по текущей ситуации из игры Анализ отчетов, разработка решения, ввод решения в игру Моделирование последствий решения и генерация отчетов

Действия, выполняемые игроком Действия,

выполняемые игрой

Рис. 1. Цикл работы слушателя

С методической точки зрения компьютерная программа выступает в роли генератора последовательности связанных «кейсов». Тем не менее обучение с использованием компьютерных деловых игр отличается от метода case-study, во-первых, ориентацией на разработку и принятие решения, а не на его презентацию, во-вторых — возможностью моделировать последствия принятого решения.

К сожалению, существующие компьютерные деловые игры обладают рядом недостатков, снижающих эффективность их применения в учебном процессе:

— игры не содержат учебных материалов и не предоставляют рекомендаций по принятию решений. Более того, в существующих системах не предусмотрены механизмы интеграции с элек-

1 Сайт ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», страница «Описание продуктов» (http://www.vkkb.ru/products.html).

2 Сайт «Фонд Хайнца Никсдорфа в России», страница «Программное обеспечение» (http://www.nixdorf.m/cgi-bm/viewpl?lmk=software).

3 Сайт игры «Business Battle» (http://www.businessbattle.ru/).

4 Сайт игры «Global Management Challenge» (http://www.globalmanager.ru/).

тронными учебными комплексами, которые сейчас разрабатываются в большинстве высших учебных заведений;

— в основе игры лежит настраиваемая имитационная модель одной организации и как следствие моделируются организации одного вида хозяйственной деятельности;

— игра функционирует в пошаговом режиме, моделируя последствия очередного введенного игроком решения. При этом единовременно вводится решение, описывающее всю деятельность организации на будущий период. Фактически при таком алгоритме работы не учитывается длительность протекающих в организации процессов, а их связь упрощается до уровня связи чисел в отчетах за очередной период.

Таким образом, применяемые сейчас активные методы обучения принятию управленческих решений, такие, как изучение «кейсов» и компьютерные деловые игры, имеют определенные недостатки и не позволяют решать некоторые задачи подготовки высококвалифицированных специалистов.

Недостатки методов

1. Решение сквозных задач — учебных заданий, для решения которых необходимо моделировать взаимодействие организаций разных сфер деятельности. Простейший пример сквозной задачи — кредитование банком оборотных средств производственного предприятия. Эта учебная задача должна включать все действия: от прогнозирования сотрудниками предприятия потребности в оборотных средствах до обслуживания выданного кредита сотрудниками банка.

2. Обучение действиям в нештатных ситуациях, возникающих при внезапной реализации рисков, которым подвержена деятельность моделируемой организации, и оценка эффективности предпринимаемых действий по предупреждению и нейтрализации рисков.

3. Развитие навыков эффективной диагностики текущей хозяйственной деятельности организации и непрерывного принятия большого количества тактических решений с учетом стратегических целей.

4. Постановка перед учащимися управленческих задач различного характера в различные моменты времени и предоставление контекстно зависимых учебных материалов, необходимых для решения этих задач.

5. Развитие практических навыков решения текущих задач, возникающих в повседневной деятельности работников организации, занимающих различные должности.

Несмотря на указанные минусы, использование тех или иных имитационных моделей в экономическом образовании не исчерпало своего потенциала. Данное утверждение связано со следующими обстоятельствами:

— возможность использования имитационного моделирования при обучении студентов экономических специальностей (обоснована в статье Р. Акоффа, известного специалиста по системному анализу и менеджменту [5]);

— последние десятилетия тренажеры на основе имитационных моделей успешно применяются, например, при подготовке космонавтов [3];

— в стандарте описания электронных учебных материалов SCORM [6], де-факто признанном во всем мире, содержатся рекомендации по включению имитационных моделей в учебные материалы.

В настоящей работе для подготовки специалистов предлагается применять технологию ситуационного моделирования экономических процессов — СМЭП-технологию [1], представляющую собой новый подход к построению компьютерных тренажерных комплексов, предназначенных для подготовки высококвалифицированных специалистов, умеющих разрабатывать и принимать управленческие решения в рисковой среде.

2. СМЭП-технология

В основе СМЭП-технологии лежит моделирование хозяйственной деятельность организации как системы бизнес-процессов и процессов принятия решений. При описании и моделировании бизнес-процессов учитываются [2]:

1) продолжительность бизнес-процесса во времени;

2) риски, сопутствующие выполнению бизнес-процесса;

3) связь с другими бизнес-процессами, в том числе внешними для организации;

4) воздействие на ресурсы организации.

Тренажерный комплекс, реализующий СМЭП-технологию, осуществляет имитационное моделирование среды, содержащей различные экономические объекты: банки, промышленные предприятия, логистическую компанию, страховую компанию, лизинговую компанию и т.д. При этом моделируются как внутренние процессы, протекающие на каждом из моделируемых объектов, так и процессы их взаимодействия, включая заключение контрактов, процессы поставки сырья, кредитования,

отгрузки и доставки товаров, формирования и реструктуризации портфелей финансовых инвестиций, страхования рисков и т.п. Кроме того, моделируемая среда может подвергаться внешним воздействиям, таким, как изменение законодательной базы, налоговой системы и т.п. По существу тренажерный комплекс воспроизводит экономическую среду мини-государства с протекающими в ней и характерными для нее процессами.

Применение СМЭП-технологии обеспечивает реализацию единого подхода, позволяющего построить тренажер, обладающий определенными свойствами.

1. В единой виртуальной среде одновременно взаимодействуют модели организаций различных сфер деятельности. Взаимодействие организаций осуществляется в виде взаимодействия команд слушателей, которые управляют организациями (в полуавтоматическом режиме), или обмена данными между процессами (в автоматическом режиме).

2. В тренажере моделируются различные виды рисков, возникающих при работе предприятия: риски поставок, технологические риски, риски ошибочных решений и др. Финансовые последствия их реализации не описываются и не задаются в модели напрямую. Как и в реальной хозяйственной деятельности, риски проявляются в отклонении реальных бизнес-процессов от планируемых. Это оказывает косвенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.

3. Модели организаций содержат блоки принятия решений, которые могут использоваться как для автоматизации работы моделей, так и для выработки рекомендаций по принятию решений.

4. Благодаря единому подходу к моделированию на основе воссоздания взаимодействующих бизнес-процессов становится возможным выключать блоки, воспроизводящие отдельные бизнес-процессы, и формировать упрощенные тренажеры для демонстрации конкретных примеров и задач.

Важной особенностью тренажерного комплекса является возможность его наращивания как в плане добавления в среду новых экономических объектов, так и в плане добавления экспертных блоков, позволяющих в автоматическом и в полуавтоматическом режиме анализировать и оценивать протекающие в среде процессы, и формировать «подсказки» и рекомендации, направленные на совершенствование принимаемых управленческих, финансовых и инвестиционных решений и их оценку.

Указанные свойства позволяют расширить область применения тренажеров до решения сквозных задач, моделирования нештатных ситуаций, демонстрации связей тактического и стра-

тегического уровня планирования, что в конечном итоге повышает эффективность применения тренажеров для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Принципиальной особенностью тренажерных комплексов, реализующих СМЭП-технологию, является воспроизведение реальных фактов хозяйственной деятельности моделируемых объектов и формирование отчетных документов (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.), а также показателей эффективности хозяйственной деятельности объектов экономической среды как результата реализации этих фактов. При этом СМЭП-тех-нология позволяет осуществлять моделирование как в реальном, так и в ускоренном времени, что существенно расширяет возможности практического применения тренажерных комплексов. В частности, ускоренный режим может применяться для формирования исходной информации и для оценки последствий решений при работе в реальном времени.

3. Классификация образовательных задач

Тренажерные комплексы, реализующие СМЭП-технологию, могут использоваться для решения образовательных задач разных уровней.

В частности, возможна реализация трех уровней образовательных задач.

1-й уровень — частные образовательные задачи по отдельным дисциплинам, таким, как экономика организаций, анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, банковское дело, деньги, кредит, банки, рынок ценных бумаг, логистика и т.п. В рамках этих задач применение тренажерных комплексов, в отличие от других обучающих инструментов, позволяет слушателям понять, как конкретные решения по заключению или незаключению того или иного контракта, привлечению на выбранных условиях и в выбранной форме определенного объема кредитных ресурсов, формированию и реструктуризации портфеля финансовых инвестиций и т.п. влияют на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и темпы развития бизнеса. При этом поскольку тренажерный комплекс моделирует реальные бизнес-процессы, то в нем, в отличие от других обучающих инструментов, также учитываются реальные взаимосвязи этих бизнес-процессов, аналитическая формализация которых, необходимая при использовании моделей более высокого уровня, не «опускающихся» до моделирования конкретных бизнес-процессов, практически невозможна.

При обучении этим задачам команда слушателей или конкретный слушатель работают обычно на одном из объектов экономической среды, воспринимая информацию от других объектов как входящую.

2-й уровень — решение «кейсов» и проведение деловых игр на одном из объектов экономической среды, комплексно охватывающих совокупность различных дисциплин. В частности, использование тренажерных комплексов позволяет на принципиально более высоком уровне проводить известную деловую игру «Создание системы BSC» (Система сбалансированных показателей), разработанную в Гарвардской школе экономики и используемую в России при подготовке специалистов по программе «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)». Новый образовательный аспект применения тренажерных комплексов, реализующих СМЭП-технологию, для проведения деловых игр связан с тем, что, моделируя реальные бизнес-процессы и формируя финансовую отчетность объекта экономической среды по результатам практической реализации этих бизнес-процессов, комплекс показывает учащимся, к каким реальным последствиям приводят принимаемые ими частные управленческие решения, обеспечивая тем самым эффект реального участия в управлении объектом.

При обучении этим задачам команда слушателей или конкретный слушатель, так же как и при решении задач 1-го уровня, работают обычно на одном из объектов экономической среды, воспринимая информацию от других объектов как входящую.

3-й уровень — проведение деловых игр командами участников, одновременно работающих на различных взаимодействующих объектах экономической среды. При этом на каждом из объектов могут одновременно работать как одна, так и несколько команд-участников, выполняющих возложенные на них обязанности, а также отдельные слушатели, выполняющие функции различных работников банков и предприятий, моделируемых в системе. Проведение таких игр позволяет максимально приблизить образовательный процесс к реальности и обеспечить эффект реального погружения в экономическую среду. Моделирование наряду с бизнес-процессами блоков принятия решений и возможностью включения или выключения определенных блоков позволяет отрабатывать на тренажере различные навыки, не меняя при этом структуры моделей, например отрабатывать отдельные этапы взаимодействия предприятия и банка при кредитовании.

Возможный пример среды, в которой могут ставиться и решаться задачи всех трех уровней, приведен ниже. На рис. 2 показаны процессы, непосредственно происходящие при процедуре кредитования банком (модель «Банк») предприятия (модель «Предприятие»). Стрелками показана передача сообщений от процесса к процессу.

Рис. 2. Пример системы процессов тренажерной среды

При использовании данных моделей для обучения процедуре кредитования целесообразно включить в автоматический режим работы все процессы, кроме:

4 ВМУ, экономика, № 6

49

1) процесса: «Принятие решения о целесообразности привлечения кредита на основе финансового анализа состояния предприятия»;

2) бизнес-процесса: «Подготовка кредитной заявки»;

3) бизнес-процесса: «Прием и первичный анализ кредитной заявки»;

4) бизнес-процесса: «Оценка кредитоспособности заемщика».

Слушатели, работающие с моделью в качестве сотрудников

предприятия, выполняют работу в рамках двух первых процессов, а преподаватель показывает, как идет дальнейшая обработка кредитной заявки банком в рамках двух следующих процессов. После ввода результатов оценки кредитоспособности заемщика в тренажер остальные действия по учету проводятся в автоматическом режиме. Это дает обучающимся возможность отработать навыки анализа потребности в кредитных ресурсах, подготовки кредитной заявки и позволяет проследить ее дальнейшую обработку банком. Далее в ходе работы на тренажере участники процесса могут использовать полученные кредитные ресурсы в предпринимательской деятельности предприятия.

Слушатели, работающие с моделью в качестве сотрудников банка, выполняют работу в рамках 3 и 4-го процессов, а преподаватель оценивает их действия. В ходе дальнейшей работы на тренажере учащиеся могут определить, как сказывается их решение по данной кредитной заявке на показателях работы банка.

4. Схема проведения сквозных задач

Схема проведения сквозной задачи на базе тренажерного комплекса состоит из четырех последовательных этапов:

1) подготовки преподавателем сквозной задачи;

2) анализа слушателями сквозной задачи;

3) выполнения сквозной задачи;

4) анализа результатов сквозной задачи.

Данный процесс представлен на рис. 3.

На первой стадии преподаватель выбирает из списка реализованных в тренажерном комплексе задач шаблон сквозной задачи, которую он хочет предложить слушателям (п. 1). В шаблоне заданы: стартовые состояния модельных предприятий (параметры работы оборудования, стартовые сообщения и т.п.), параметры внешней среды (налоговые ставки, цены на ресурсы и т.п.), время старта и окончания сквозной задачи, скорость протекания сквозной задачи, роли5 участников сквозной зада-

5 Здесь: роль — список разрешенных управляющих воздействий на модель и доступных отчетов о работе модели; каждому слушателю можно приписывать несколько ролей.

чи, настройки отображения событий, возникающих на предприятиях. Преподаватель может поменять стартовые состояния, если ему это требуется для учебных целей (п. 2).

Стадия 1: Подготовка преподавателем сквозной задачи

1. Выбор шаблона сквозной задачи

*

2. Корректировка параметров сквозной задачи по умолчанию

*

3. Распределение ролей в сквозной задаче между слушателями

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подготовка шаблонов корректирующих воздействий

5. Опубликование задачи

1

Стадия II: Анализ сквозной задачи слушателями

6. Анализ начальных данных сквозной задачи

*

7. Использование информации электронных

учебных комплексов для выработки решений

*

8. Подготовка шаблонов управляющих воздействий

Стадия III: Выполнение сквозной задачки

9. Старт сквозной задачи

10. Возникновение нового события в сквозной задаче

* *

11.1. Анализ слушателями изменившейся ситуации и выработка решения 11.2. Анализ преподавателем изменившейся ситуации и выработка корректирующих воздействий

* *

12.1. Ввод слушателями управляющих воздействий 12.2. Ввод преподавателем корректирующих воздействий

I I I I

13. Окончание сквозной задачи

Стадия IV: Анализ результатов сквозной задачи

14. Совместный разбор слушателями и преподавателями результатов решения сквозной задачи

Рис. 3. Схема проведения сквозной задачи

Далее каждому обучающемуся приписываются роли, которые ему придется выполнять в рамках сквозной задачи (п. 3). Кроме того, преподаватель может подготовить корректирующие шаблоны для воздействия на модели, которые он будет использовать для оперативного изменения состояния сквозной задачи (п. 4). Примерами таких воздействий могут быть: шаблон, изменяющий параметры внешней среды, например налоговые ставки; шаблон, с помощью которого можно промоделировать поломку оборудования, и т.п. Корректирующие шаблоны также можно создавать и отправлять в модели непосредственно в рамках уже стартовавшей сквозной задачи (п. 11.2, п. 12.2).

После того как все необходимые приготовления проведены, преподаватель опубликовывает задачу (п. 5), и задача становится доступной для анализа слушателями. Они знакомятся с начальными данными, изучают целевые установки задачи (п. 6), а также, при необходимости, обращаются к учебным пособиям и методическим материалам по вопросам, связанным с содержанием задачи (п. 7). Обучающиеся готовят свои шаблоны управляющих воздействий, если этого требует сценарий проведения задачи (п. 8), например готовят кредитную заявку при проведении сквозной задачи кредитования.

Старт сквозной задачи может осуществляться автоматически (например, через полчаса после опубликования задачи) или в ручном режиме преподавателем (п. 9). Аналогично происходит окончание сквозной задачи (п. 13). Слушатели и преподаватели в режиме реального или ускоренного времени после старта задачи реагируют на возникающие в моделях события (п. 10) (например, выставлен счет на оплату материалов или клиент не внес в срок очередной платеж за кредит) шаблонами управляющих воздействий (п. 11.2, п. 12.2).

После окончания сквозной задачи слушатели совместно с преподавателем анализируют ее ход и результаты (п. 14.).

5. Структура тренажерного комплекса

Тренажерный комплекс на программно-логическом уровне состоит из двух взаимосвязанных частей:

— имитационной среды тренажерного комплекса;

— веб-интерфейса тренажерного комплекса.

Основным блоком имитационной среды является обработчик состояний сквозных задач, выполняющий следующие функции:

— загрузку и сохранение текущего состояния сквозной задачи;

— имитационную прогонку сквозной задачи за заданный временной интервал с заданным ускорением времени и с учетом сопутствующих рисков;

— формирование списка произошедших событий и изменений параметров моделей в процессе имитационной прогонки на основе заданных правил автоматизации/полуавтоматизации процессов и параметров генерации отчетов.

Сквозная задача в свою очередь реализуется на основе включенных в тренажерный комплекс моделей взаимодействующих хозяйствующих субъектов (в элементарном варианте модель «Банк» и «Промышленное предприятие»). Для программной реализации модели необходимо:

— достичь договоренности с реально функционирующим предприятием о создании на базе его работы модели для тренажерного комплекса;

— получить информацию о параметрах бизнес-процессов из внутренних документов, регламентирующих работу предприятия, и опросов сотрудников;

— построить имитационную модель предприятия, описав структуру сообщений, хранилищ данных (общие данные для нескольких процессов), алгоритмов работы процессов и блоков принятия решений;

— разработать программную реализацию имитационной модели предприятия и интегрировать ее в тренажерный комплекс.

Использование веб-интерфейса для работы пользователей позволяет применять тренажерный комплекс как элемент системы дистанционного обучения, в том числе выполнять следующие действия непосредственно на сайте:

— управлять ролями пользователей тренажерного комплекса;

— создавать и вводить управляющие шаблоны в сквозные задачи;

— просматривать текущее состояние сквозной задачи (срез моделей);

— просматривать историю протекания сквозной задачи: динамику технологических и финансовых показателей, а также возникших событий;

— управлять временем: задавать текущую дату в сквозной задаче и скорость ее протекания.

Таким образом, структуру тренажерного комплекса можно представить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Структура тренажерного комплекса

Заключение

Тренажерный комплекс на базе СМЭП-технологии возможно эффективно использовать не только в образовательном процессе. Например, еще одной областью его применения может стать научная деятельность. В этом случае тренажер будет использоваться как полигон для проведения серии экспериментов при проверке гипотез или получения фактических данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деревянко Ю.Д. Не догонять прошлое, а создавать будущее // Национальные проекты. 2007. № 3 (10).

2. Брунман В.Е., Кузнецов А.В., Кунин В.А., Поскряков А.В. Методология имитационного моделирования бизнес-процессов в целях превентивного управления предпринимательскими рисками // Управление финансовыми рисками. 2007. № 2.

3. Шукшунов В.Е., Циблиев В.В., Потоцкий С.И. и др. Тренажерные комплексы и тренажеры. Технологии разработки и опыт эксплуатации. М., 2005.

4. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss and Write Persuasively about Cases. Boston, Massachusetts, 2007.

5. Portee J., Sasieni M, Marks E, Ackoff R. The Use of Simulation as a Pedagogical Device // Management Science. 1966. Vol. 12. N 6.

6. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004. 3rd edition Documentation. Suite Release Date: 11/16/2006 (http://www.adlnet.gov/ scorm/index.aspx).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.