Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2086
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Тамара Борисовна, Гурьева Дина Халимовна

Статья посвящена изучению организации специальных условий обучения и воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается важность использования инновационных эффективных приемов и методов по обеспечению обученности, воспитанию и социализации личности, сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS FOR TEACHING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The article is dedicated to the organization of special conditions for training and education for students with special needs. The article emphasizes the importance of using innovative effective techniques and methods to ensure training, education and socialization of the individual, maintaining the health of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

18. Виртуальная академия [Электронный ресурс] // http://virtualacademy.ru/videouroki.

19. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Научный анализ активных методов обучения студентов // Вестник Атырауского университета нефти и газа N 4. 2017. С. 242-254.

20. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Проблема оценки компетенций студентов получаемых в вузах // Вестник международного университета Кыргызстана №3 (33). 2017.

АВТОРЫ:

Мурзаева Айнагуль Кадыровна

Проректор Баткенского государственного университета по государственному языку и информационным ресурсам, Кыргызстан, г.Баткен. +996777047840

Murzaeva Ainagul Kadyrovna

Vice-Rector for State Language and Information Resources, Batken State University, Kyrgyzstan, Batken. +996777047840

Зикирова Шайгуль Камаловна

Заведующий кафедрой "Мировых языкой", Кызыл-Кийского педагогического института Баткенского государственного университета, Кыргызстан, г.Кызыл-Кия, +996774159222

Zikirova Shaigul Kamalovna

Head of the World Language Department, Kyzyl-Kyi Pedagogical Institute, Batken State University, Kyrgyzstan, Kyzyl-Kiya, +996774159222

Мергенбаева Салтанат Рапыковна

Преподаватель кафедры "Мировых языкой", Кызыл-Кийского педагогического института Баткенского государственного университета, Кыргызстан, г.Кызыл-Кия, +996777727027,

Mergenbayeva Saltanat Rafikovna

Teacher of the Department of "language Management", Kyzyl-Kiya pedagogical Institute of Batken state University, Kyrgyzstan, Kyzyl-Kiya, +996777727027

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авдонина Тамара Борисовна

учитель-логопед Гурьева Дина Халимовна

педагог-психолог

ГБОУ города Москвы Школа №1228 «Лефортово» INNOVATIVE METHODS FOR TEACHING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Avdonina Tamara Borisovna

speech therapist Gurieva Dina Xalimovna

education psychologist of Moscow State School №1228 «Lefortovo»

Аннотация: Статья посвящена изучению организации специальных условий обучения и воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подчеркивается важность использования инновационных эффективных приемов и методов по обеспечению обученности, воспитанию и социализации личности, сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ.

Annotation: The article is dedicated to the organization of special conditions for training and education for students with special needs.

The article emphasizes the importance of using innovative effective techniques and methods to ensure training, education and socialization of the individual, maintaining the health of students with disabilities.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инновационный подход, коррекционная работа, образовательная среда.

Key words: students with special needs, innovative approach, correctional work, educational environment.

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется ...

Януш Корчак [9].

Инновационное обучение - обучение, направленное на развитие личности обучающихся при помощи оптимальных и эффективных приемов и методов обучения. Инновационные процессы (нововведения) помогают перейти к поиску результативных решений в образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении 2016-2020 г. в ГБОУ города Москвы Школы №1228 «Лефортово» решаются вопросы организации специальных условий обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ.

Главная задача школы - дать качественное образование, создать благоприятную, психологически комфортную образовательную среду.

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Остановимся на детях, при обучении у которых возникают трудности усвоения учебного материала. Наибольшие сложности в обучении испытывают дети, имеющие следующие отклонения в здоровье:

» функциональная незрелость центральной нервной системы;

» легкие остаточные нарушения функций головного мозга;

» незрелость эмоционально-волевой сферы (психофизический инфантилизм);

» соматическая ослабленность;

» тяжёлые нарушения речи;

» астенические состояния при хронических заболеваниях;

» педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий.

Коррекционная работа (учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога) обеспечивает успешное усвоение школьной программы, гармоничное развитие личности, социальную адаптацию и включенность в современное общество обучающихся с ОВЗ.

Речевая функция тесно связана с формированием высших психических функций. У детей с особенностями в развитии часто наблюдаются своеобразные психологические особенности:

1. Неустойчивость произвольной деятельности

При выполнении самых разнообразных видов учебной работы, таких, как восприятие инструкций, учебных заданий, обучающиеся не предпринимают волевых усилий для полноценного осмысления поставленной задачи, следовательно, не могут ее успешно выполнить;

2. Низкая способность к переключению внимания

Такие дети с опозданием включаются в решение задания, поставленного учителем. С трудом переключаются на другой вид деятельности. Их индивидуальный темп учебной работы значительно отстает от группового темпа работы остальных школьников;

3. Неустойчивость внимания

Внимание таких обучающихся рассеянно. Они легко отвлекаются. С трудом сосредотачиваются, не достигая нужной концентрации для успешного выполнения учебного задания;

4. Память

Низкий уровень различных видов памяти не позволяет быстро запоминать необходимый учебный материал. Информация быстро забывается, что вызывает необходимость постоянного дублирования пройденных тем.

На усвоение школьной программы дети вынуждены затрачивать много сил и времени.

Развитие психических функций, которым мы уделяем большое внимание наряду с логопедической работой, позволяет детям с ОВЗ повысить работоспособность, раскрыть свой творческий потенциал. Это дает возможность детям с наименьшими энергозатратами усвоить учебный материал.

Одним из наиболее сложных и в последнее время часто встречающимся нарушением является умственная отсталость.

Понятие "умственно отсталый ребёнок" как в нашей стране, так и в большинстве других стран охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, имеющих стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь, интеллектуального развития, которое связано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Всё это обуславливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко - в познавательной.

При этом нарушении в той или иной степени страдают все компоненты речи: произношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

Развитие умственно отсталого ребёнка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно - действенного и словесно -логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4 - 5 годам.

Эти нарушения неизбежно приводят к появлению серьезных трудностей в усвоении образовательной программы по всем предметам, нарушается коммуникативная функция, снижается самооценка и мотивация к учебе.

Дети с диагнозом умственная отсталость требуют особого внимания с первых дней пребывания в школе. Учитель-логопед и педагог-психолог подбирают индивидуальные, адекватные возможностям обучающегося специальные методы и приемы работы компенсации выявленных особенностей.

На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский доказал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются

сложные виды психической деятельности («психологические функции»). Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций

[5].

Коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всем процессе обучения и воспитания, путем использования специальных педагогических приемов. Физиологической основой коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей является учение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации дефектов. Компенсация представляет собой одну из форм приспособляемости организма при нарушении функции. При развитии компенсаторной приспособляемости в случае необратимого повреждения происходит возмещение функции по типу иного способа действия.

С помощью компенсаторных приспособлений восстанавливается нарушенное равновесие. Благодаря этим приспособлениям обучающийся приобщается к деятельности. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету» [17].

Исходя из вышесказанного, перед нами встали задачи поиска новых инновационных методов работы с детьми с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы.

Учитывая особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями (сниженная познавательная активность), используем разнообразные методы, побуждающие познавательную активность.

Очень эффективным методом в работе с обучающимися с такими особенностями является использование их индивидуальной модальности, т.е. максимальное использование ведущего канала приема информации конкретного обучающегося.

Люди с ведущим визуальным каналом при обработке информации сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые и запоминают. Другие, предпочитающие слуховой канал, все делают через речь: слушают, говорят, размышляют. Кинестетики же все жизненные события переводят на язык телесных ощущений, вкуса, обоняния. Человек устроен так, что ведущим у него является один из каналов.

В зависимости от этого может быть визуальный, аудиальный или кинестетический вид работы. По нашим наблюдениям, уровень результативности при использовании таких видов работы повышается на 15-20%. Каждый обучающийся становится активным участником и партнером учебного процесса. Использование модальности обучающегося позволяет активизировать познавательный потенциал и приводит к максимально эффективным результатам.

Инновационным и достаточно продуктивным методом является метод построения кластеров.

Кластер - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами, блок-схема.

Эта технология наиболее полно учитывает своеобразие речевых недостатков и позволяет их эффективно компенсировать. Предлагаемая технология через постепенное развитие абстрактного мышления, словесно-логической памяти помогает обучающимся активизировать ранее не задействованные резервы центральной нервной системы, мыслительные процессы. Через наглядно схематические образы значительно быстрее формируются закономерности устной и письменной речи. Эта работа вызывает у детей большой интерес. Внимание становится более устойчивым, и наглядно-схематические образы быстрее запоминаются. Усвоение школьного материала по темам идет значительно успешнее. Одновременно усваивается наиболее продуктивный способ расширения словарного запаса через словообразование. Кластеры систематизированы по темам: словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фонетика.

Кластер является основой для методики развития критического мышления через чтение и письмо. Развитие креативного или творческого мышления позволяет сформировать у обучающихся процессы сравнительного анализа, умение систематизировать и классифицировать учебные материалы. Развивается наблюдательность, воображение, фантазия.

Метод позволяет расширить словарный запас, строить связные высказывания. Он также учит рассуждать, делать логически правильные выводы, что позволяет дать развёрнутый ответ на поставленное учебное задание.

Базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского и др. [4,11].

Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не брать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Задача вызова - активизировать, заинтересовать, мотивировать детей. Результатом этого этапа становится формулирование собственных вопросов, на которые хочется найти ответы.

На фазе осмысления идёт непосредственная работа с информацией. Она предполагает чтение текстов.

На заключительной фазе, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, творчески перерабатывается.

_Таблица № 1

Технологические этапы

1 стадия 2 стадия 3 стадия

Вызов: имеющиеся знания; интерес к получению новой информации; постановка обучающимися собственных целей Осмысление содержания: получение новой информации; корректировка обучающимися поставленных целей Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка обучающимся новых целей

Формы организации занятия по технологии развития критического мышления через чтение и письмо отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики, слушая учителя, становятся главными действующими лицами. Они думают, вспоминают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя, в основном, координирующая.

Разберём для примера, работу над текстом А. Брема «Лесная куница» [3]. ¡.Вызов

Сегодня прочитаем рассказ А. Брема «Лесная куница»

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в этом рассказе? (о животном, под названием «куница»)

- Вы встречали куницу?

(видели на картинках, в мультфильмах)

- Где она живёт? (в лесу)

- Как вы думаете, она какая по размеру? (маленькая)

Сейчас начертите на доске кластер, на котором куница будет в центре, как солнышко. Вокруг солнышка будут маленькие планеты, в которых вы напишите то, что вы знаете о кунице. (лесная, маленькая) Такой же рисунок сделайте в тетради. Вам хотелось бы узнать о кунице побольше? (очень интересно)

Вы знаете, что маленькая куница может напасть на косулю? На зайца? Вы верите, что зверёк может съесть своих детей? (не может такого быть)

Сейчас прочитаем рассказ и узнаем много нового и интересного.

2. Осмысление

Рассказ А. Брема «Лесная куница». Чтение текста учителем. Чтение текста детьми. Что нового узнали про куницу?

(хищный зверёк, всеядный, живёт в дупле или в гнёздах, рождается 3-4 детёнышей, очень трудно поймать, мех у куницы - ценный, иногда ест своих детёнышей)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети продолжают заполнять «планеты» на кластере. Работают в тетради и на доске. При повторном чтении зелёным цветом отмечают те факты, которые они знали, красным - то, что было незнакомо, жёлтым - думают иначе.

3. Рефлексия

Почему люди ловят куниц? (у них очень ценный мех) Где обитают куницы? (в лесах Европы, Кавказа) Чем питается куница?

(ягодами, птицами, мёдом, зайцами, мышами) Можем ли данный текст отнести к описательному? (этот текст описательный)

Далее дети самостоятельно записывают короткий рассказ в тетради. Самое главное на этом этапе - самоанализ своей деятельности.

Дать оценку конечному результату своей работы можно только при самостоятельном её выполнении. В конце занятия необходимо поставить вопросы: » Понравилась работа? » Как каждый из вас работал?

Приведённый приём технологии критического мышления через чтение и письмо позволяет построить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельность и сознательную деятельность обучающихся, нацеленную на решение жизненных задач, формирование обобщённых знаний, умений, навыков и способов мышления.

Ещё одним оригинальным творческим методом является использование Сказкотерапии.

Программа «Сказкотерапия» построена с учетом качественных возрастных изменений в личности младшего школьника, которые выражаются в его новых, требующих своего удовлетворения потребностях. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, обучающийся получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Наряду с традиционными методиками, можно использовать сказкотерапию в комплексе с релаксацией и подборкой музыкальных произведений для гармонизации психоэмоционального состояния.

В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в работе.

Основное отличие этой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В своей работе можно использовать разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие-спектакль, где ребенок - участник спектакля и зритель, в другом он учитель, а в третьем - он ученик. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания ребенка с нарушениями познавательных возможностей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лето» начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представь, что сейчас лето. Протяни руки к солнышку, подставь лицо. Тебе тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмись в комочек, покажи, как тебе холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное и эмоциональное напряжение у детей.

В другом варианте можно использовать психогимнастику [20].

Рассмотрим элементы психогимнастики на примере занятия "У нас в гостях гномы».

"Ты помнишь сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Ребенок изображает ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов).

Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики можно использовать в оргмоменте -ребенок изображает хитрых, голодных и жадных мышат, показывает как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок.

Затем ребенок изображает спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению ребенка, проявлению своего "Я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Игровые технологии представляют широкие возможности для интеллектуальной деятельности, формирования познавательного интереса, творческого мышления и речевого развития детей. Вызывают интерес такие упражнения, выполнение которых сочетается с проговариванием слов, коротких стихотворений и рифмовок.

При автоматизации и дифференциации звуков используем следующие дидактические игры:

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.

Песенка. Ребёнок поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. Например, на мотив детской песенки «В лесу родилась ёлочка» можно легко отработать слоговые ряды со звуком [Ш], [Ж], [Л].

Цветочек. Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых на занятиях по закреплению звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием речи, упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры и упражнения.

Обязательно используем пальчиковый массаж в работе детьми. Комплекс состоит из трех упражнений: » самомассаж тыльной стороны кистей рук; » самомассаж ладоней; » самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления: Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Все упражнения повторяются по 5 раз.

Массаж карандашами.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут способствовать овладению тонкими движениями пальцев, стимулировать речевое развитие ребенка.

Особое внимание уделяем песочной терапии [6].

Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой) в работе с детьми. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Дети раскрепощаются, они не боятся неправильно написать, нарисовать (на песке можно легко все исправить). В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Дети обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы.

Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода. В результате проведенной коррекционной работы происходит:

» исправление или сглаживание отклонений в нарушении развития, преодоление трудностей в социализации обучающихся;

» формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом; » усвоение обучающимися учебного материала образовательной программы;

» овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках, определенных образовательной программой.

Только совместная работа учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, родителей может дать хорошие положительные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивное общение между всеми участниками образовательного процесса формирует психологически здоровую личность. В связи с этим в образовательной организации важно создать среду, в которой возможна организация благоприятных условий для обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ Психологические основы: Учебное пособие М. Владос 2003, 368с. [с.37-38]

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. Сфера ТЦ, 2005,

64с.

3. Брэм А. Жизнь животных: публицистика. Том 1. Звери. М. изд Директ-медиа 2004, 3951с. [с.570].

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Полиграфкнига. М. 1934, Глава 2, 368с. [а 19-23, 34-38]

5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений. М. Педагогика 1983, т 5.-с.368 [с.231-256]

6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

7. Гревцова И. Системно-деятельный подход в технологии школьного обучения Школьные технологии №6. [а4-5]

8. Закон об образовании в РФ Ф.З. от 29.12.12 №273-Ф3 http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii.

9. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., Аст, 2014, - 390 с. [с.10]

10. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством М. Смысл, 2009, 274с.

11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М. Просвещение. 1969, - 659 с. [с.34-38, 61-69, 141145]

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 № 1598.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

14. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М. :Мозаика - Синтез 2005 56с.

15. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО 2010 216с. 67с. 85с.

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. АСТ 2004. 46с.

17. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч., М., 1973, т. II, - 438 с. [с. 145-159]

18. Хаяперн Д. Психология критического мышления СПб. 2000.126с.

19. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов. Логопедия № 5, 41с.

20. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995 - 160 с.

ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Комилова М.К.

Преподаватель

Самаркандского института экономики и сервиса.

Аннотация. В данной статье идет речь о методики преподавания иностранного языка в высшей школе, важных методических принципах.

Ключевые слова и выражения: сознательность, интегрированность, дифференцированное обучение, орфография, семантизация;

Методика обучения во вузе может строится не только исходя из конкретных условий обучения, характерных для неязыковой высшей школы: она определяется характером учебных задач особенностями условий обучения. Именно этим обусловливается отбор, репрезентация и усвоение учебного материала, специфика развития соответствующих умений и навыков. Особенности обучения наряду с прочим характеризуется предусмотренным программой соотношением видов речевой деятельности и специфическими для вуза целями практического положения знаний, умений и навыков. Именно из этих условий и следует исходить в определении метода обучения языкам во вузе.

К важным методическим принципам следует отнести принцип дифференцированного и интегрированного обучения как специфический для этого предмета. Суть его сводится к следующему. С одной стороны, для каждого вида речевой деятельности характерен свой «набор» действий и даже свое лексико-грамматическое оформление. Следовательно, необходимо проводить разграничение в обучении устной и письменной речи; аудированию и говорению; чтению и письму; подготовленной и неподготовленной речи и т.д., поскольку в обучении каждому из указанных видов речи, форм речи решаются свои методические задачи и используются упражнения, адекватные формируемой деятельности, выполнение которых должно вести к овладению требуемыми навыками и умениями. Действие этого принципа находит отражение в УМК, в котором для формирования умения понимать иноязычную речь предлагаются материалы и др. Для формирования чтения, входящие в корпус учебников и могут использоваться книги по интересам, периодическая литература на изучаемом языке.

С другой стороны, имеет место интеграции при работе над языковым материалом, когда обучение произношению, слову, грамматике ведется на речевой единице: слове, словосочетании, предложении, сверхфразовом единстве. Кроме того, при обучении одному виду деятельности затрагиваются и другие. Например, аудирование и говорение составляет устную речь, равно как и чтение, и письмо - письменную. Устная речь связана с чтением, чтение - с письмом и говорением и т.д. Психологические исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.