Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ») ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ») ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Linguistic Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иноязычная профессиональная компетентность / структурный компонент / инновационные методы / коммуникативный подход / ролевые игры / foreign language professional competence / structural component / innovative methods / communicative approach / role-playing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладонина Е.Ю., Сытина Н.А.

В статье рассмотрены основные современные подходы к пониманию понятия профессиональная компетентность и требования к подготовке студентов, обучающихся по направлению «Туризм», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Авторы анализируют понятие профессиональной компетентности и приводят примеры инновационных методов ее формирования посредством иностранного языка. Цель данного исследования заключается в уточнении структурных компонентов понятия «профессиональная компетентность», выявлении инновационных методов обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм» и описании практического опыта их применения, с учетом образовательной траектории «бакалавр-магистр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладонина Е.Ю., Сытина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS FOR DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS ("TOURISM" SPECIALITY) IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article examines the main modern approaches to understanding the concept of professional competence and the requirements for the preparation of students majoring in the speciality of "Tourism" in accordance with the Federal State Educational Standard. The authors analyse the concept of professional competence and give examples of innovative methods of its formation by means of a foreign language. The aim of this study is to clarify the structural components of the concept "professional competence", identify innovative methods of foreign language training for "Tourism" speciality students and describe the practical experience of their application, taking into account the "Bachelor-Master" educational trajectory.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ») ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА / THEORETICAL, APPLIED AND COMPARATIVE LINGUISTICS

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2023.43.28

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ») ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Научная статья

Ладонина Е.Ю.1' *, Сытина Н.А.2

1 ORCID : 0000-0002-3369-3806;

2 ORCID : 0000-0001-8247-6157;

1 2 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (e.ladonina[at]volsu.ru)

Аннотация

В статье рассмотрены основные современные подходы к пониманию понятия профессиональная компетентность и требования к подготовке студентов, обучающихся по направлению «Туризм», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Авторы анализируют понятие профессиональной компетентности и приводят примеры инновационных методов ее формирования посредством иностранного языка. Цель данного исследования заключается в уточнении структурных компонентов понятия «профессиональная компетентность», выявлении инновационных методов обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм» и описании практического опыта их применения, с учетом образовательной траектории «бакалавр-магистр».

Ключевые слова: иноязычная профессиональная компетентность, структурный компонент, инновационные методы, коммуникативный подход, ролевые игры.

INNOVATIVE METHODS FOR DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS ("TOURISM" SPECIALITY) IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Research article

Ladonina Y.Y.1' *, Sytina N.A.2

1 ORCID : 0000-0002-3369-3806;

2 ORCID : 0000-0001-8247-6157;

1 2 Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

* Corresponding author (e.ladonina[at]volsu.ru)

Abstract

The article examines the main modern approaches to understanding the concept of professional competence and the requirements for the preparation of students majoring in the speciality of "Tourism" in accordance with the Federal State Educational Standard. The authors analyse the concept of professional competence and give examples of innovative methods of its formation by means of a foreign language. The aim of this study is to clarify the structural components of the concept "professional competence", identify innovative methods of foreign language training for "Tourism" speciality students and describe the practical experience of their application, taking into account the "Bachelor-Master" educational trajectory.

Keywords: foreign language professional competence, structural component, innovative methods, communicative approach, role-playing.

Введение

Современный этап профессионального образования обусловлен тенденциями экономического роста и меняющейся геополитической ситуацией. Как известно, туристический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся секторов, и проблема профессиональной компетентности специалистов этого направления становится особенно острой. На сегодняшний день актуальным является не только изучение иностранного языка, но и формирование иноязычной профессиональной компетентности специалистов. В свою очередь, иноязычная профессиональная компетентность - это сложный комплекс соответствующих знаний, умений и навыков, а также составляющих ее компетенций, в число которых входит и иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция. Формирование у студентов-бакалавров и магистров данной компетенции способствует решению не только образовательной, но и воспитательной задачи обучения в целом. Целью данного исследования является рассмотрение иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как одного из компонентов единой системы формирования профессиональной компетентности специалистов и целесообразности использования различных инновационных методов в этом процессе.

Методы и принципы исследования

Теоретическими и методологическими основами послужили работы авторов в области социолингвистики (В.В. Сафонова [10], [11], Дж. Савиньон [15]), социальной психологии (М.Н. Вятютнев [3], И.А. Зимняя [6]), а также по методике (И.Л. Бим [2], Н.И. Гез [4], Е.И. Пассов [9], Г.М. Чудайкина, Н.Ю. Логинова, В.В. Костоварова [14]). Основными методами исследования являются приемы научного описания (изучение специальной литературы по теме

исследования, систематизация и интерпретация) и методы эмпирического исследования (выделение инновационных методов формирования профессиональной компетентности и описание примеров их использования в образовательном процессе). В работе рассмотрены понятие «профессиональная компетентность» и составляющие ее компоненты. Обучение иностранному языку специалистов в сфере туризма на этапе бакалавриата и магистратуры в современных условиях требует интеграции инновационных методов в традиционную систему обучения с целью формирования профессиональной компетентности. При рассмотрении этих задач предлагается понимание векторной направленности образовательного процесса «бакалавр-магистр» и система последовательно применяемых методов обучения. Результатом исследования является применение методов формирования иноязычной профессиональной компетентности с учетом двух уровней обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм».

На современном этапе значительное внедрение в процесс обучения новейших информационных и коммуникационных технологий качественно меняет подготовку специалистов, которая все больше сегодня зависит от эффективности самого учебного процесса.

В рамках нашего исследования мы выделяем те структурные компоненты, которые образуют иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию бакалавра и магистра, и отмечаем значимость перехода от традиционных методов обучения, которые уже не соответствуют требованиям, как самих учащихся, так и общества в целом, к инновационным методам.

Чтобы достигнуть поставленной цели, были определены следующие задачи:

-изучить особенности формирования «профессиональной компетентности» студентов направления подготовки «Туризм»;

-выделить структурные компоненты понятия «профессиональная компетентность»;

-выявить и охарактеризовать инновационные методы обучения иностранному языку с учетом двухуровневого принципа обучения.

Основные результаты

3.1 Формирование иноязычной профессиональной компетентности специалистов при обучении иностранному языку

Как показывает опыт работы со студентами неязыковых специальностей, содержание обучения их иностранному языку должно быть направлено, прежде всего, на успешную профессиональную подготовку. Кроме того, студенты должны уметь интегрироваться в мировое сообщество, что обеспечивается наличием целого ряда компетенций. Безусловно, важную роль среди них играет иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция. Формирование и развитие данной компетенции у студентов предполагает овладение ими целым комплексом знаний, умений и навыков.

Рассмотрим требования государственного образовательного стандарта к дипломированному специалисту, который изучил программу бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 Туризм [12]. В соответствии с требованиями стандарта выпускник должен уметь осуществлять коммуникацию на русском и иностранном языках в условиях межличностного и межкультурного взаимодействия. Что касается программы по магистратуре 43.04.02, то согласно ее требованиям выпускник должен уметь применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия [13].

Таким образом, введение новых образовательных стандартов в условиях перехода на двухуровневое образование вызвали необходимость уточнения понятия иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как ключевого аспекта формирования профессиональной компетентности специалистов.

Итак, при анализе категории «иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция» в ее структуре мы выделяем два основных компонента: коммуникативный и профессиональный. Коммуникативный аспект широко представлен в работах отечественных и зарубежных авторов (М.Н. Вятютнев [3], И.А. Зимняя [6], Н.И. Гез [4], Дж. Савиньон [15], и др.). В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был впервые рассмотрен М.Н. Вятютневым «как выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения» [3]. Н.И. Гез определяет ее «как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [4]. Вместе с тем необходимо отметить, что в современном обществе возникает потребность не только обучать иностранному языку как средству общения, но и воспитывать профессионально компетентную личность, что вызывает необходимость формирования профессионального компонента иноязычной коммуникативной компетенции.

В связи с этим актуальным является анализ работ ряда исследователей, которые рассматривают коммуникативную компетенцию с точки зрения профессиональной подготовки специалистов различного профиля. Так, Т.М. Балыхина определяет коммуникативную компетенцию как «способность посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностное общение в профессиональной (учебной, научной, производственной) сфере и ситуациях человеческой деятельности» [1].

На основе анализа исследования «коммуникативной компетенции» и «профессиональной компетенции» мы вводим свое определение иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как результата обучения иностранному языку специалистов основам профессионального речевого общения. В ходе этого процесса студенты должны овладеть целым комплексом теоретических знаний и практических навыков и умений.

Таким образом, в процессе профессионального овладения иностранным языком происходит поэтапное усвоение знаний, умений и навыков профессионального общения, что и обусловливает формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

3.2. Применение эффективных инновационных методов формирования профессиональной компетентности

Следует отметить, что понимание структурных компонентов иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции дает возможность не только определить основополагающие принципы обучения иностранному языку в

рамках дисциплин образовательных программ неязыковых специальностей, но и разработать инновационные методы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

В данной работе мы попытаемся представить наше видение применения эффективных инновационных методов формирования профессиональной компетентности. Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на улучшение качества системы путем внедрения новшества и изменения позиций участников этой системы в связи с нововведениями. Если говорить об образовательном процессе как системе, то это означает новые цели образования, новое содержание, новые методы и формы обучения, а также внедрение и распространение существующих образовательных систем [5] и изменение способов взаимодействия преподавателя и студента, что обусловлено технологическим развитием общества. Кроме того, методы обучения иностранному языку бакалавров и магистров строятся на основе неразрывности связей в обучении, предполагающей двухуровневый принцип, что позволяет студентам продолжать совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, поскольку бакалавры включаются в дальнейший процесс развития профессиональной коммуникации на этапе обучения в магистратуре. В современном образовательном пространстве переход к инновационным методам обучения характеризуется разнообразием методов обучения иностранному языку. С учетом функциональной значимости иностранного языка, коммуникативных и познавательных потребностей обучаемых, такие технологии как проектная деятельность (монопроекты и групповые проекты), деловые игры и круглые столы стимулируют стремление студентов к овладению иностранным языком и формируют профессиональную компетентность, в частности коммуникативную и профессиональную компетенции, средствами иностранного языка.

Данная статья представляет попытку проанализировать опыт применения инновационных методов, а именно метод проекторной деятельности, деловые игры и метод круглого стола при обучении английскому языку в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов направления подготовки «Туризм» в Волгоградском государственном университете. Траектория образовательного процесса «бакалавр-магистр» предполагает последовательное моделирование методики и эффективное применение методов обучения английскому языку. Под моделированием понимается отбор методов с учетом уровней образования, а эффективность зависит от использования современных технологий. Как показала практика, использование метода проекта на этапе подготовки бакалавров носит оправданный характер. Рассмотрим типы проектов. Например, студенты первого курса на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» выполняют различные монопроекты, что объясняется психологическими особенностями студентов первого курса. Метод монопроекта позволяет реализовать деятельностный, компетентностный и коммуникативный подходы, что способствует формированию навыков планирования и реализации определенных задач на иностранном языке. Как правило, на данном этапе это личностные проекты, с творческой и самостоятельной составляющей деятельности студентов. Один из таких проектов - Means of Travelling -предусматривает разработку маршрута путешествия, например, на поезде: You are a travel agent. A client wants a European trip by train. Choose any European country. Find out information about trains and the railway system in this country (itineraries, destinations, ticket prices, discounts). Present the information to the traveler. Проект информационный, краткосрочный, оформление результатов - доклад.

Кроме того, формулировка задания содержит этапы подготовки проекта, что создает условия для формирования навыка иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов. Так, a travel agent - вовлечение студентов в деятельность; travel by train - постановка проблемы; any country - планирование и выбор страны; find out information about trains and the railway system in this country - поиск информации; present the information to the traveler -оформление результатов в виде доклада.

Таким образом, проектная деятельность как инновационный метод и творческий процесс дает возможность в минимально короткий срок добиться максимальных теоретических и практических результатов: студенты не только приобретают знания о сети железных дорог, тарифах, населенных пунктах, удобствах железнодорожного транспорта различных стран, а также у них формируются навыки устного высказывания на иностранном языке.

На старших курсах обучения бакалавров направления подготовки «Туризм» в рамках дисциплины «Профессиональная иноязычная коммуникация» студентам предлагаются уже групповые проекты. Например, работа над проектом - Forms and types of tourism. Проект информационный, групповой, средней продолжительности - две недели, оформление результатов - презентация. Цель проекта - изучить современные формы и направления туризма в выбранной стране и представить проект в виде презентации: Choose any European country. Make a presentation about forms and types of tourism in the chosen country. Describe the trends in the tourism. Make your forecast about tourism development in the chosen country. Present your project to the group. Если говорить, о траектории взаимодействия «студент-преподаватель», то на начальной стадии (монопроект) можно отметить координацию деятельности студентов преподавателем на каждом этапе проекта; при работе над групповыми проектами наблюдается активная самостоятельная работа студентов и совместное решение учебных задач.

Другим методом формирования профессиональной компетенции, который широко используется на занятиях по иностранному языку для студентов продвинутого уровня, является метод ролевых игр. Оказываясь участником ролевой игры, студенты направления подготовки «Туризм» становятся менеджером по работе с клиентами, туроператором, официантом, гидом-экскурсоводом, администратором гостиницы и т. д. Моделирование ситуаций из реальной жизни помогает студентам сформировать необходимые профессиональные навыки. Учитывая опыт проведения ролевых игр (ролевые игры с полным сценарием, частичным и без сценария [7]), следует отметить, что третий тип вызывает наибольший интерес у студентов, так как позволяет импровизацию на иностранном языке, что делает игру приближенной к реальной жизни. Например, Role play:

Partner A. You work on reception. Greet/ask about the journey. Weather forecast -hot and sunny all the week. Deal with the check-in. Give the key card -room 236 on the 5th floor. All rooms have air conditioning. Offer help with the luggage and with the guest an enjoyable stay.

Partner B. You arrive as a guest at the hotel. Give your name and reservation details. Journey is long and tiring. Ask about the weather. Ask which floor the room is on. Ask how the key card works. Ask if the room is air conditioned. Refuse help the luggage politely.

Кроме того, международная академическая мобильность выявляется наличием иностранных студентов, обучающихся в магистратуре направления подготовки «Туризм», поэтому метод «круглого стола» при обучении иностранному языку на данном этапе представляется современным и актуальным. В частности, организация круглого стола в дистанционном формате рассматривается нами как один из инновационных методов формирования профессиональной компетентности, что дает преимущество для иностранных студентов, которые пребывают на краткосрочный период обучения. Так, например, работая по учебнику Михайлов Н.Н. "Английский для направлений «Сервис» и «Туризм» [8], студентам предлагаются следующие темы для обсуждения за круглым столом:

1. Some managers meet to discuss the purpose of business:

a) as making a profit

b) as creating and retaining a customer.

They discuss and give their opinions on this issue.

2. Some colleagues choose a foreign restaurant to open in St. Petersburg. They discuss cultural and social factors which impact the success of this restaurant.

3. Environmental policies and restaurants. What actions would you take in an environmentally-friendly manner if you were the manager of a small restaurant? Arrange a talk on this issue. Участники дискуссий за круглым столом обсуждают важные для будущих специалистов вопросы индустрии гостеприимства, а участие иностранных студентов способствует взаимодействию с представителями других культур. Как правило, это подготовленное мероприятие, где студенты работают с источником, критически оценивают информацию, учатся аргументации. Таким образом, оставаясь в рамках образовательного учебного материала, метод «круглого стола» позволяет выйти за пределы набора упражнений, предлагаемых в учебнике, с точки зрения актуальности тем и формирования профессиональной компетентности студентов.

Заключение

Опыт использования инновационных методов в процессе обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм» позволяет сделать вывод о том, что отбор и применение инновационных методов (метод проекта, ролевая игра, круглый стол) осуществляется таким образом, чтобы способствовать приобретению новых знаний и их эффективному усвоению студентами, а также развитию практических исследовательских навыков, позволяющих принимать профессиональные решения. Последовательное применение инновационных методов в соответствии с уровневым обучением также является важным фактором в формировании иноязычной компетентности будущих профессионалов туризма.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Балыхина Т.М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога: Дис. ... д-ра пед. Наук / Т.М. Балыхина. — М., 2000. — 474 с.

2. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И. Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. // под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С. 160-161.

3. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — 38 с.

4. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н.И. Гез // Ино-странные языки в школе. — 1985. — № 2. — С. 17-24.

5. Гурьев А.И. Инновационные методы и приемы обучения в современном образовательном пространстве / А.И. Гурьев // Мир науки, культуры, образования. — 2007. — № 1. — С. 85-87.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 221 с.

7. Кручинина Г.А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева. — Н.Новгород: НГАСУ 2008. — 196 с.

8. Михайлов Н.Н. Английский для направлений «Сервис» и «Туризм»: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Н. Михайлов. — 5-е изд. стер. — М: Издательский центр «Академия», 2011. — 160 с.

9. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

10. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / В.В. Сафонова. — М., 1993. — 47 с.

11. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. — М.: Еврошкола, 2004. — 236 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата). — URL: http://www.osu.ru/ docs/fgos/vo/bak_43.03.02.pdf (дата обращения: 12.04.22).

13. Федеральный государственный образователь-ный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры). — URL: http://www.psu.ru/files/docs/obrazovanie/magistacy/2018/fgos/43_04_02_tur.pdf (дата обращения: 12.04.22).

14. Чудайкина Г.М. Использование ролевых игр в преподавании иностранного языка в вузах туризма и сервиса / Г.М. Чудайкина, Н.Ю. Логинова, В.В. Костоварова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т.11, 2017, №1. — с.13-20.

15. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice / S.J. Savignon. — (2nd). — USA: McGraw-Hill, 1997. — 206 p.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Balykhina T.M. Soderzhanie i struktura professional"noj kompetencii filologa [The Content and Structure of the Professional Competence of a Philologist] / T.M. Balykhina // dis. ... for PhD in Pedagogical Sciences. — M., 2000. — 474 p. [in Russian]

2. Bim I. L. Kompetentnostny"j podxod k obrazovaniyu i obucheniyu inostranny"m yazy"kam [Competence-Based Approach to Education and Teaching Foreign Languages] / I.L. Bim // Kompetencii v obrazovanii: opy"t proektirovaniya [Competence in Education: Design Experience: collection of scientific works]; edited by A.V. Khutorsky. — M.: Scientific and innovation enterprise "INEK", 2007. — p.160-161. [in Russian]

3. Vyatyutnev M.N. Kommunikativnaya napravlennost" obucheniya russkomu yazy"ku v zarubezhny"x shkolax [Communicative Orientation of Teaching Russian in Foreign Schools] / M.N. Vyatyutnev // Russkij yazy"k za rubezhom [Russian Language Abroad]. — 1977. — No. 6. — 38 p. [in Russian]

4. Gez N.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii kak ob""ekt zarubezhny"x metodicheskix issledovanij [Formation of Communicative Competence as an Object of Foreign Methodological Research] / N.I Gez // Inostranny"e yazy"ki v shkole [Foreign Languages at School]. — 1985. — No. 2. — p. 17-24. [in Russian]

5. Guryev A.I. Innovacionny"e metody" i priemy" obucheniya v sovremennom obrazovatel"nom prostranstve [Innovative Methods and Techniques of Teaching in the Modern Educational Space] / A.I. Guryev // Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education]. — 2007. — No. 1. — p. 85-87. [in Russian]

6. Zimnaya I.A. Psixologiya obucheniya inostranny"m yazy"kam v shkole [Psychology of Teaching Foreign Languages at School] / Zimnaya I.A. — M.: Prosveshhenie, 1991. — 221 p. [in Russian]

7. Kruchinina G.A. Formirovanie professional"no-inoyazy"chnoj kompetentnosti studentov inzhenerno-stroitel"ny"x special"nostej v kontekstnom obuchenii [Formation of Professional Foreign Language Competence of Students of Engineering and Construction Specialties in Contextual Learning / G.A Kruchinina, N.V Patyaeva. — N.Novgorod: NGASU, 2008. — 196 p. [in Russian]

8. Mikhailov N.N. Anglijskij dlya napravlenij «Servis» i «Turizm»: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vy"ssh. prof. Obrazovaniya [English for the Directions "Service" and "Tourism" a textbook for students. institutions of Higher Prof. Education] / N.N. Mikhailov. — 5th ed. ster. — M: Publishing Center "Academy", 2011. — 160 p. [in Russian]

9. Passov E.I. Urok inostrannogo yazy"ka v srednej shkole [Foreign Language Lesson in Secondary School] / E.I. Passov. — M.: Prosveshhenie, 1988. — 223 p. [in Russian]

10. Safonova V.V. Sociokul"turny"j podxod k obucheniyu inostrannomu yazy"ku kak special"nosti [Socio-Cultural Approach to Teaching a Foreign Language as a Specialty] abstract dis. ... of PHD in Pedagogical Sciences / V.V. Safonova. — M., 1993. — 47 p. [in Russian]

11. Safonova V. V. Kommunikativnaya kompetenciya: sovremenny"e podxody" k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskix celyax [Communicative Competence: Modern Approaches to Multilevel Description in for Methodological Purposes] / V.V. Safonova. — M.: Euroschool, 2004. — 236 p. [in Russian]

12. Federal"ny"j gosudarstvenny"j obrazovatel"ny"j standart vy"sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 43.03.02 Turizm (uroven" bakalavriata) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 43.03.02 Tourism (bachelor's degree level)]. — URL: http://www.osu.ru / docs/fgos/vo/bak_43.03.02.pdf (accessed: 12.04.22). [in Russian]

13. Federal"ny"j gosudarstvenny"j obrazovatel"ny"j standart vy"sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 43.04.02 Turizm (uroven" magistratury) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 43.04.02 Tourism (master's degree level)]. — URL: http://www.psu.ru/files/docs/obrazovanie/magistacy/2018/fgos/43_04_02_tur.pdf (accessed: 12.04.22). [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Chudaikina G.M. Ispol"zovanie rolevy"x igr v prepodavanii inostrannogo yazy"ka v vuzax turizma i servisa [The Use of Role-Playing Games in Teaching a Foreign Language in Universities of Tourism and Service] / G.M. Chudaikina, N.Yu.Loginova, V.V. Kostovarova // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service].— Vol.11. 2017, No. 1. — pp.13-20. [in Russian]

15. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice / S.J. Savignon. — (2nd). — USA: McGraw-Hill, 1997. — 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.