УДК 34.06
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ГАЛАС МАРИНА ЛЕОНИДОВНА, д-р ист. наук, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Финансового университета E-mail: [email protected]
Статья написана по результатам научно-исследовательского моделирования процессов генезиса государства и права и деловых игр, а также материалов Международного финансово-экономического форума, состоявшегося в Финансовом университете, который стал основой для уточнения методики обучения студентов.
Тематика статьи охватывает основные стадии процесса подготовки и проведения исследования по одной из актуальных проблем определенной отрасли знания и позволяет сконструировать модель, которая может быть реализована на практике.
Цель описания инновационных образовательных методик и технологий - определение роли научно-исследовательского моделирования в творческом осмыслении актуальных проблем соответствующей сферы знания.
Сделан вывод об актуализации разработки высшей школой инновационных методик и технологий в профессиональном образовании. Обосновано применение научно-исследовательского моделирования не только в преподавании базовых юридических дисциплин, но и в сфере экономики, политики, образования и культуры, воспитания и социализации. Доказано, что проблемное обучение является важным элементом инновационного образования, которое может быть эффективным в изучении естественных, технических и гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: проблемное обучение; инновационные методики; профессиональное образование; моделирование; деловая игра.
Innovative Methods and Technologies in Vocational Training: Problem-based Learning
MARINA L. GALAS, ScD (History), Professor of the Theory and History of State and Law Chair, the Financial University E-mail: [email protected]
The article is based on the results of simulation of processes of the genesis of the state and law as well as business games. Also, it uses the materials of the International Financial and Economic Forum held at the Financial University. It is worth to note that the forum enabled to obtain more precise data on training techniques. The topic covers the main stages in the process of preparation and conducting of research dedicated to one of the most pressing problems in the particular area of expertise and allows to build a model that can be implemented in practice. The purpose of description of innovative training techniques and technologies is the assessment of the role of research simulation in creative interpretation of hot issues in respective areas of expertise. It is concluded that the development of innovative techniques and technologies for vocational training is gaining the highest priority. The author substantiates the use of research simulation not only in teaching basic legal disciplines, but also in the sphere of economics, politics, education, culture, personal development and socialization. The study proves that problem-based learning is an important element of innovative education and it may be effective in natural, technical disciplines as well as humanities.
Keywords: problem-based learning; innovative methods; vocational training; simulation; business game.
Методология и технология проектного научно-исследовательского моделирования
Апробация идей проектной модели осуществляется в производственном процессе, бизнес-программах, а также в сфере культуры и просвещения, социальных акциях. Деловая игра как форма поиска и разработки управленческих решений в многофакторных условиях имеет 80-летнюю научно-методическую и полити-
ческую историю. Впервые методика игрового социального моделирования (далее — МИСМ) была разработана в 1932 г. отечественными учеными М. М. Бирштейном, Т. П. Тимофеев-ским и апробирована ими в Ленинградском инженерно-экономическом институте [1, с.10-38, 50-98]. Однако в 1938 г. деловые игры были признаны не соответствующими советской социально-экономической модели и общественному строю и запрещены.
Новый виток развития МИСМ получила в период либерализации политического режима в СССР (1953-1964 гг.). К этому времени данная методика стала активно внедряться в США (Ч. Абт, К.Ф. Грей [2], К. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом). В итоге деловая игра трансформировалась в форму развивающего обучения [1, с. 5-49].
Следует отметить уникальные научно-методические разработки в области развивающего обучения и деловых игр отечественных ученых, в частности Б.Т. Лихачева [12], Л.С. Выготского [5], Г.К. Селевко [6], В.Я. Платова [7], Д.Б. Эльконина [8].
Современная деловая игра основана на методе имитации принятия решений.
Новой техникой апробации исследовательских моделей является флешмоб (flash mob1) — массовая акция, проводимая с определенной социальной, профессиональной, научной целью и организованная с помощью современных средств мультимедиа, коммуникаций, культурных артефактов, производственных объектов, музейных экспонатов и т.д. Мобберы2 готовят модель проекта, сценарий, собираются в установленном месте, выполняют определенные, заранее оговоренные действия, взаимодействуют со зрителями, которые также становятся субъектами акции.
Методика научно-исследовательского моделирования коррелируется с просветительской работой Государственного исторического музея (далее — ГИМ). В зале экспозиции Исторического музея, посвященной правлению Петра I, студенты юридического факультета Финансового университета представили 24 апреля 2014 г. основанную на достоверных исторических документах, нормативно-правовых актах первой четверти XVIII в. игровую модель следствия по делу о политической измене царевича Алексея Петровича.
Совместно с ГИМ было подготовлено научно-просветительское мероприятие, вызвавшее интерес среди ученых, преподавателей и студентов ведущих вузов России и Западной Европы.
Эмоциональные переживания исполнителей главных ролей, подлинный драматизм осмысления студентами-мобберами государственно-политических событий эпохи становления абсо-
1 Флешмоб в переводе с английского — вспышка в группе людей.
2 Моббер — человек любого пола, возраста, расы, вероисповедания и социального положения, который участвует во flashmob-акциях.
лютизма в России позволили достичь одной из важных целей научно-исследовательского моделирования — объединения студентов и посетителей музея посредством включения в вероятностную среду.
По окончании исторической реконструкции мобберы и гости музея приняли участие в научном обсуждении этой исторической темы.
Проблемное обучение предполагает специально сформированное содержание программного и дополнительного материала изучаемой дисциплины, его изложение в виде системы учебных и научно-исследовательских проблем
Научное обсуждение, доклады специалистов, лекции экспертов, дискуссия зрителей и участников мероприятия в комплексе с театрализацией и конструированием исторических процессов развития государства и права позволяют максимально объективно, репрезентативно, научно рассмотреть тему проекта, предоставляют возможность изложить различные исследовательские концепции, трактовки документов, нормативно-правовых актов, эпистолярного наследия политических деятелей рассматриваемой эпохи. Источниковедческая оценка архивных документов, положенных в основу реконструкции, была дана директором Российского государственного архива древних актов М.Р. Ры-женковым.
Сила эмоционального воздействия флешмоба пробуждает интерес к истории России, воспитывает уважение к Родине, человеку, способствует развитию чувства патриотизма, гуманизма. В этом состоит педагогическая задача интерактивного образования в инновационной технике флешмоба.
Научно-просветительское мероприятие, проведенное в ГИМ, соответствует федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «бакалавр»], обеспечивает инструментарий представленных далее общекультурных и профессиональных компетенций [15].
Концепция
проблемного обучения
Проблемное обучение, т.е. обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности, предполагает специально сформированное содержание программного и дополнительного материала изучаемой дисциплины, его изложение в виде системы учебных и научно-исследовательских проблем. В проблемной ситуации решения могут быть неоднозначными, как и сам путь их нахождения.
Научный руководитель управляет педагогической и исследовательской ситуацией, складывающейся в ходе разрешения проблемы, например с помощью заданий, актуализирующих ранее полученные студентами знания, необходимые в данной ситуации, либо уточняющих их поиск.
Для успешной подготовки и реализации проектных моделей творческого коллектива студенты должны знать:
• эволюцию отечественного государства и права — этапы, закономерности, особенности генезиса;
• основные положения законодательства России соответствующего исследованию хронологического периода;
• категории, понятия, дефиниции, юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, коррелирующие с темой исследования;
• формы государства на разных этапах исторического развития России.
Помимо знаний, от творческого коллектива студентов требуется уметь:
• соотносить исторические знания с общими тенденциями развития современной государственности;
• анализировать источники права, нормативно-правовые акты, исторические документы и материалы;
• толковать нормы права, изучаемые в рамках дисциплины «История отечественного государства и права»;
• применительно к проблематике исследования использовать комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе методов обобщения, описания, сравнения, систематизации, конкретно-исторического, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа;
• для решения исследовательских задач уметь применять современные научные методики сбора и обработки информации: проблемно-тематического анализа, индукции и дедукции, синтеза, предметного детерминизма, критической оценки и сопоставления данных.
Следует отметить, что проблемное обучение характеризуется психологическим состоянием познающей личности, включенной в вероятностную среду. Понимание противоречия в процессе подготовки студентами модели, интеллектуальная сложность выполнения теоретического или практического задания посредством ранее усвоенных знаний приводят к формированию устойчивой потребности в новых знаниях, умениях, навыках, которые помогают разрешить исследовательское противоречие, инициируют новые творческие цели и задачи.
Задачами научно-исследовательского моделирования в экспозиционном пространстве ГИМ автором методики определены:
• поиск новых интерактивных форм работы со студенческой аудиторией, посетителями музея;
• перенесение результатов научного исследования студентов на посетителя музея, который становится действующим лицом процесса познания;
• профессиональное развитие студентов юридического факультета посредством презентации научного знания, важного для их профессиональной подготовки.
Целями научно-исследовательского моделирования являются:
• развитие у студентов проективного научного мышления и умения реализовывать творческие замысли в просветительских проектах;
• формирование у молодежи устойчивого интереса к истории России;
• обучение студентов мыслить в рамках системно связанных понятийных образов, понимать механизмы и законы исторического генезиса, анализировать исторические факты, источники, документы, экспонаты музея;
• создание атмосферы доброжелательного научного обсуждения и творческой дискуссии.
Решение поставленных задач и определенных целей основывается на следующих принципах интерактивного проблемного обучения:
• имитационного моделирования конкретных событий, процессов истории государства и права России;
• игрового (ролевого) моделирования конкретных исторических событий;
• коллективности познавательной деятельности, разработки сценария, характеристики ролей, распределения полномочий;
• диалога, т. е. всестороннего обсуждения творческой группой источников, научных работ, видео-, фото- и аудиодокументов, иных мультимедиа-ресурсов.
• проблемности — постановки творческой цели, методологии работы;
• самостоятельности организации процесса подготовки и реализации проекта.
Апробация инновационных методик и технологий высшего образования в формате деловых игр и Международного финансово-экономического форума
В 2012-2013 гг. со студентами юридического факультета Финансового университета подготовлено и проведено два открытых занятия в форме деловой игры по вышеуказанной методике. В творческом диалоге со студентами были разработаны два сценария по актуальным темам дисциплины «Истории отечественного государства и права»:
• «Созыв, политическая деятельность, роспуск Учредительного собрания в период становления советского государства»;
• «Уголовное и уголовно-процессуальное право СССР: показательные политические судебные процессы 1930-х гг.».
Темы соответствуют содержанию учебной дисциплины «История отечественного государства и права», и вместе с тем данные темы содержат и научно-исследовательский потенциал, они перспективны с точки зрения диссертационных изысканий, написания монографических работ, научных статей. В настоящее время открываются новые, не введенные в широкий исследовательский оборот документы и материалы, публикуются архивные источники, нормативно-правовые акты, позволяющие более объективно оценить факты, события и процессы истории государства и права России.
Библиография и источники, использованные в процессе подготовки и проведения деловых игр по этим темам, репрезентативны.
С учебно-образовательной точки зрения тема «Созыв, политическая деятельность и роспуск Учредительного собрания в период
становления советского государства» важна для понимания правосознания и правовой культуры, реализации законодательной воли, правотворческой деятельности, роли государства в обеспечении социального мира и согласия, обеспечении государственной безопасности, становления советской государственности, функционирования государства, правового статуса физических лиц и организаций.
Вторая тема деловой игры важна для изучения уголовного, уголовно-процессуального права Советской России рассматриваемого периода, осознания остроты общественно-политических противоречий в стране, взаимосвязи с Русским зарубежьем, с «правым уклоном» ВКП(б), процесса формирования государственно-партийного социализма.
Тема получила отражение в научной статье [10, с. 89-112]. В деловой игре по данной теме в качестве эксперта [10, с. 90-106] участвовал ведущий научный сотрудник ГИМ, д-р ист. наук А.А. Куре-нышев [11, с. 90-96].
Реализованное совместно с ГИМом научно-просветительское мероприятие «Моделирование исторических процессов генезиса государства и права России» имеет аналогичную предысторию. В первом семестре 2013-2014 гг. студенты 1-го курса подготовили сценарий и разыграли историческую модель в рамках учебного процесса. Творческая группа выразила желание усовершенствовать сценарий и театрализовать постановку, продемонстрировав обновленную модель широкому кругу зрителей. Инициатива нашла творческий заинтересованный отклик у руководства ГИМ.
Как основа для второго совместного проекта ГИМ и Финансового университета в рамках временной выставки «Миф о любимом вожде» приняты итоги научного исследования автора по проблеме «Уголовное и уголовно-процессуальное право СССР: «показательные политические судебные процессы 1930-х гг. по делам организаций экономической оппозиции: Промпартии, Трудовой крестьянской партии, Союзного бюро меньшевиков», сценарий модели процессов, а также разработанная для их научного моделирования методика. Научной основой проекта стал международный проект «Власть и гражданское общество в истории экономических трансформаций», реализованный в рамках Международного финансово-экономического форума
совместно с ГИМ 25 и 26 ноября 2014 г. Задача молодежной программы Международного проекта состояла в расширении горизонтов исследования, выработке новых методов познания, концепции, гипотезы научной проблемы, развитии методологии научно-исследовательского моделирования.
Основной направленностью проективного обучения (образования) является развитие у учащихся проективного научного мышления
Базовое отличие научно-исследовательского моделирования от деловой игры состоит в том, что эта форма интерактивного обучения проективная. Основной направленностью проективного обучения (образования) является развитие у учащихся проективного научного мышления, т. е. научного мышления на стадии возникновения замысла той или иной проблемы. Если в концепции проективного образования основным понятием является проект, то в концепции проблемного обучения таким понятием является проблема, или проблемная ситуация. В этом случае можно говорить уже о научном исследовании, т. е. более высоком уровне образования.
Международный научный проект был поддержан ректором Финансового университета М.А. Эскиндаровым, первым проректором по внешним коммуникациям К. В. Симоновым, директором по международному сотрудничеству П. С. Селезневым, деканом юридического факультета Г. Ф. Ручкиной, деканом факультета «Социология и политология» А. Б. Шатиловым.
Были проведены конференции на следующие темы:
1) «Актуальные вопросы и новые стратегии развития власти, гражданского общества, эффективных механизмов государственного управления»;
2) «Право и проблемы глобальной турбулентности»;
3) «Инновационная научно-просветительная работа музея по формированию исторической
памяти и популяризации исторической науки, в развитии национального самопознания»;
4) «Армия, власть и общество: военный фактор в государственной политике и генезисе правовой системы»;
5) «Власть и общество в условиях религиозно традиционного государства и права»;
6) «Демократия, авторитаризм, эгалитаризм: становление и модернизация политических (государственных) режимов и перспектив их эволюции в XXI в.».
В конференциях проекта приняли участие председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей В. Чаплин, академик РАН Г.А. Куманев, генеральный директор Института экономических стратегий РАН А. И. Агеев, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности С. А. Гаврилов, директор Российского государственного архива социально-политической истории А. К. Сорокин и др. Активное участие в конференциях приняли зарубежные коллеги, в их числе заместитель декана факультета экономики и права Университета Реюньон (Франция) М. Мезаннев, директор департамента административного права Университета Фридриха II (Италия) Ф. Пинто, доктор Университета Кардифа (Великобритания) Р. Джеймс и др.
Выводы
Таким образом, научно-исследовательское моделирование исторического генезиса государства и права направлено на развитие творческого и интеллектуального потенциала молодежи, осмысление фактов и событий через посредство теоретического анализа и эмоционально-нравственные переживания личности. Показательно, что Л.С. Выготский, исследуя проблему творческого мышления и воображения обучающегося индивида, экспериментально доказал, что деятельность человеческого сознания проникнута «творческим началом». Восприятие человека возможно только потому, что он привносит «нечто и от себя в воспринимаемое во внешней действительности» [12].
Литература
1. Деловые игры в России: материалы международной научной конференции 21-23 марта 2002 г. СПб.: СпбГИЭУ, 2002. С.10-38, 50-98.
2. Грей К.Ф. Управление проектами. 3-е изд. М.: Дело и Сервис, 2007. 597 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Эксмо, 2014. C. 5-49.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос. 2010. 646 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. 533 с.
6. Селевко Г.К. Сделай себя сам. М.: Народное образование, 2009. 110 с.
7. Платов В.Я. Современные управленческие технологии: системный анализ в коллективной выработке решений и переговорах, игровые методы и модели в подготовке управленческих кадров, технология стратегического планирования. М.: Дело, 2006. 383 с.
8. Эльконин Д. Б. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 279 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» [квалификация (степень) «бакалавр»]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/98430/#ixzz34FkXu1BJ (дата обращения: 08.12.2014).
10. Галас М. Л. Разгром аграрно-экономиче-ской оппозиции в начале 1930 г. дело ЦК Трудовой крестьянской партии // Отечественная история. 2002. № 5. С. 89-112.
11. Куренышев А. А. Он слышал музыку полей...: Жизнь и деятельность Алексея Григорьевича Дояренко, ученого, педагога, общественного деятеля, музыканта. 18741958 гг. М.: АИРО-ХХ1, 2011.
12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. URL: http://qame.ru/book/common_psychology/ vigotskij (дата обращения: 09.12.2014).
References
1. Business games in Russia: materials of International Conference 21-23 March 2002. Saint-Petersburg: SpbGIJeU, 2002, pp. 10-38, 50-98.
2. Grej K. F. Project management. [Upravlenie proektami]. Moscow: Delo i Servis, 2007. 597 p.
3. Bern Je. Games people play. [Igry, v kotorye igrajut ljudi]. Moscow, Jeksmo, 2014, pp. 5-49.
4. Lihachev B.T. Pedagogy: a course of lectures. [Pedagogika: kurs lekcij]. Moscow. Vlados, 2010,646 p.
5. Vygotskij L.S. Pedagogical Psychology. [Peda-gogicheskaja psihologija]. Moscow, Pedagogika, 1999,533 p.
6. Selevko G.K. Do it yourself. [Sdelaj sebja sam]. Moscow, Popular education, 2009, 110 p.
7. Platov V. Ja. Modern management technologies: System analysis in collective decision-making and negotiations, gaming methods and models in management training, technology, strategic planning [Sovremennye up-ravlencheskie tehnologii: sistemnyj analiz v kollektivnoj vyrabotke reshenij i peregovorah, igrovye metody i modeli v podgotovke uprav-lencheskih kadrov, tehnologija strategich-eskogo planirovanija]. Moscow, Delo, 2006, 383 p.
8. Jelkonin D.B. Arrangement. The Action. Development [Oposredstvovanie. Dejstvie. Raz-vitie]. Izhevsk, ERGO, 2010, 279 p.
9. Federal State educational standard of higher vocational education in training 030900 jurisprudence (qualification (degree) «bachelor») [Federal'nyj gosudarst-vennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»)]. Available at: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/98430/#ixzz34FkXu1BJ (accessed 08.12.2014).
10. Galas M.L. The defeat of the agro-economic opposition at the beginning of 1930, the case of the Labour of the peasants Party. [Razgrom agrarno-jekonomicheskoj oppozicii v nachale 1930 g. delo CK Trudovoj krest'janskoj partii], Otechestvennaja istorija, 2002, No 5, pp. 89-112.
11. Kurenyshev A.A. Peasant organizations of the Russian diaspora. (1920-1951) [Krest'janskie organizacii Russkogo Zarubezh'ja (1920-1951 gg.)]. Moscow, AIRO, 2008.
12. Vygotskij L.S. Lectures on psychology. [Lekcii po psihologii]. Available at: URL: http://qame. ru/book/common_psychology/vigotskij] (accessed 09.12.2014).