ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ ЖКХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
ЖКУ
Е.Ю. Хрусталев, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, профессор С.Н. Ларин, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-3-180-186
Аннотация. Цель данной статьи заключается в обосновании приоритетных направлений проведения рыночных реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Сегодня эта сфера является одной из наиболее значимых отраслей российской экономики, однако темпы ее реформирования нельзя признать удовлетворительными. В составе приоритетных направлений и задач рыночных преобразований в этой сфере в настоящее время выделяют проведение комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры, повышение эффективности взаимодействия ее экономических субъектов, а также качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Для их реализации предложен метод взаимосвязи входных и выходных процессов, которые возникают при взаимодействиях экономических субъектов сферы ЖКХ. В результате проведенных исследований представлен новый подход, позволяющий учитывать на уровне входных и выходных процессов значимость отдельных компонент, а также их влияние на повышение качества ЖКУ. Этот подход можно рассматривать в качестве инновационного механизма для обеспечения эффективного взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ. Практическое использование данного подхода в виде нового инструментария взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ будет способствовать не только повышению его эффективности, но и качества предоставляемых ЖКУ.
Ключевые слова: сфера жилищно-коммунального хозяйства, инновационные механизмы, инструментарий, жилищно-коммунальные услуги, повышение качества.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда была одной из наиболее значимых отраслей российской экономики. По результатам за 2020 год оборот финансовых средств в этой сфере составил 6,4 трлн. руб., что в процентном выражении эквивалентно 8,5% от общего объема валового внутреннего продукта (ВВП) России. За период реформирования общее число экономических субъектов сферы ЖКХ превысило 42 тысячи предприятий и организаций преимущественно частной формы собственности, которые осуществляют более 20 различных видов хозяйственной деятельности. Экономические субъекты сферы ЖКХ обеспечивают занятость свыше 8,5 млн. чел. трудоспособного населения России [1, 2, 3].
Практически все население нашей страны осуществляет через эту сферу потребление комплекса жизненно важных ЖКУ, а муниципальные образования и предпри-
ятия промышленного комплекса российской экономики получают необходимые для их функционирования коммунальные ресурсы и услуги (холодная и горячая вода, тепловая и электрическая энергия, отвод сточных вод, обеспечение жильем и др.). Для этого используется существующая сетевая инфраструктура поставки коммунальных ресурсов и предоставления услуг конечным пользователям, износ которой по различным ресурсам колеблется в пределах от 55 до 70% [2, 3].
Начиная с последнего десятилетия XX века и до настоящего времени, сфера ЖКХ проходит период реформирования. Его главной целью является перевод деятельности ее экономических субъектов на рыночные принципы. Процесс реформирования предполагает проведение комплексной модернизации сетевой инфраструктуры сферы ЖКХ, а также комплекс институциональных преобразований деятельно-
сти ее экономических субъектов на основе внедрения инновационных технологий, механизмов и инструментария, обеспечения экономии всех видов коммунальных ресурсов, расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых конечным пользователям ЖКУ. Однако запланированные результаты от реализации рыночных реформ в сфере ЖКХ пока не достигнуты. Однако, имеются определенные положительные изменения, как в улучшении деятельности экономических субъектов этой сферы, так и в повышении качества предоставляемых ими ЖКУ.
Результаты исследования
1. Приоритетные направления реформирования сферы ЖКХ
Приоритетные направления реформирования сферы ЖКХ изначально были определены в Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [3]. Однако, как и большинство такого рода программ, за указанный временной период она не была реализована. Для дальнейшего развития сферы ЖКХ и достижения новых показателей была разработана Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов [4]. Цели деятельности Фонда определены Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [4] и зафиксированы в Программе [5]. В составе приоритетных целей деятельности Фонда выделены:
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Указанные цели реализуется Фондом по трем основным направлениям, а именно:
1) предоставления финансовой поддержки;
2) осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3) содействия подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме указанных есть ряд других не менее значимых направлений. К ним относятся:
1) создание условий для развития конкурентной среды и организации управления и обслуживания жилищного фонда в процессе взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ;
В настоящее время 81,3% существующего жилищного фонда находится в частной собственности [2]. Это обстоятельство стимулирует собственников жилья с большей ответственностью походить к выбору форм управления жилищным фондом. Не случайно собственники жилья более 1 млн многоквартирных домов (МКД) активно участвуют в различных структурах, занятых управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
2) использование механизмов государственно-частного партнерства и увеличение объемов государственного (муниципального) имущества, передаваемого в управление, аренду, концессию и на основе других правовых форм экономическим субъектам сферы ЖКХ [2];
3) внедрение инновационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов сферы ЖКХ;
4) привлечение внебюджетных инвестиций для проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры сферы ЖКХ с целью повышения качества предоставляемых ЖКУ и экономии всех видов потребляемых ресурсов и энергии;
5) внедрение систем учета фактических объемов потребления ЖКУ и коммунальных ресурсов для их экономии и снижения расхода тепловой и электрической энергии собственниками жилья за счет повышения доли обеспечения МКД общедомовыми и индивидуальными прибо-
рами учета расхода всех видов ресурсов и энергии.
Для реализации указанных выше приоритетных направлений предлагается использовать программно-целевой метод. Его применение позволит получить мультипликативный эффект за счет объединения отдельных мероприятий Комплексной [5] и Долгосрочной [3] программ, а также внедрения инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ. Отдельные составляющие программно-целевого метода в качестве инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ будут описаны в следующем разделе.
2. Инновационные механизмы взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ и их влияние на повышение качества ЖКУ
За период рыночных преобразований сферы ЖКХ количество экономических субъектов в ее составе значительно возросло, также расширились спектр их правовых форм собственности и количество видов деятельности. При этом любой экономический субъект сферы ЖКХ, стремится осуществлять взаимодействия с другими субъектами таким образом, чтобы соблюдался приоритет его интересов и целей развития [6, 7]. Именно поэтому, в состав важнейших направлений рыночных преобразований сферы ЖКХ включены разработка, внедрение и развитие инновационных механизмов, обеспечивающих эффективные взаимодействия ее экономических субъектов. Одним из таких инновационных механизмов может стать экономико-математическое моделирование деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне входных и выходных процессов. Его краткое описание представлено ниже.
Учитывая увеличение числа экономических субъектов и видов осуществляемой ими деятельности в рамках сферы ЖКХ, представим ее в качестве динамической системы (X), обладающей широким спектром функциональных возможностей для реализации происходят разного рода процессов взаимодействия ее субъектов. Как правило, такие процессы характеризуются
разнонаправленностью, а также значительным уровнем неопределенности. Для учета влияния указанных выше особенностей на эффективность взаимодействия экономических субъектов в сфере ЖКХ целесообразно использовать в качестве инструментария разработки и внедрения инновационных механизмов методы экономико-математического моделирования [6, 7]. Их применение будет способствовать проведению рыночных преобразований сферы ЖКХ, комплексной модернизации ее сетевой и институциональной инфраструктуры, а также повышению качества предоставляемых ЖКУ и обеспечению бесперебойных поставок всех видов коммунальных ресурсов предприятиям промышленного комплекса нашей страны [4, 8].
3. Управление функциональными возможностями взаимодействий экономических субъектов сферы ЖКХ во времени
Практика показывает, что при взаимодействиях экономических субъектов сферы ЖКХ достаточно сложной задачей является установление причинно-следственных связей между достаточно большим числом факторов, влияющих на результаты исследуемых процессов. Для ее решения воспользуемся принципом управляемости и разделим все факторы на входные и выходные. Исходя из объективной реальности, будем считать входными все факторы, через которые можно оказывать целенаправленное влияние на выходные факторы. Очевидно, что совокупность входных факторов будет представлена результирующими показателями программы комплексной модернизации сферы ЖКХ, факторами влияния внешней среды, а также комплексом показателей, связывающих процессы взаимодействия экономических субъектов по уровням управления (отрасль, регион, муниципалитет). Совокупность выходных факторов образуют все оставшиеся факторы, основной особенностью которых является отсутствие возможности управления ими.
Этот подход позволит нам получить перечень факторов, непосредственно влияющих на процессы взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ (входные факторы - V), а также перечень факторов,
характеризующих конечное состояние этой сферы в результате реализации управляющих воздействий (выходные факторы - Е). Входные факторы также можно разделить на две группы. К первой из них относятся факторы Vu, через которые можно осуществлять управление всеми функциональными возможностями динамических взаимодействий экономических субъектов сферы ЖКХ как системы. Ко второй группе относятся факторы Vo, которые также влияют на состояние системы, но через них нельзя управлять его изменением. Поскольку каждый из факторов привязан ко времени t и множеству локальных (промежуточных) состояний системы X, то при описании взаимодействий экономических субъектов эти факторы необходимо рассматривать как процессы, протекающие во времени и в пространстве:
V = км, VО = КМ, Е = ЕМ- (1)
Поскольку мы рассматриваем сферу ЖКХ в качестве динамической системы (X), обладающей широким спектром функциональных возможностей для реализации происходящих в ней разного рода процессов, то и взаимодействия ее экономических субъектов тоже будут иметь динамический характер. Поэтому между процессами, описывающими эти взаимодействия, устанавливаются определенные связи (прямые и обратные), которые не позволяют считать входные процессы независимыми от выходных, и наоборот. Однако, эти зависимости имеют различную природу. Во-первых, взаимосвязь
входного процесса Уи = Уи(\,Х) с выходным процессом Е = Е(1, х) может осуществляться через управляющие воздействия посредством влияния результирующих показателей программы комплексной модернизации сферы ЖКХ. Во-вторых, входной процесс У0 = Уа (1, х) может быть
связан с выходным процессом Е = Е(\, х) естественным образом через влияние факторов внешней среды или факторов управления взаимодействиями конкретных экономических субъектов. Наконец, в-
третьих, следует учитывать и то обстоятельство, что структура входных У = У (1, х) и выходных Е = Е(11, х) процессов по своей сути является многокомпонентной, то есть:
V (t,x) = {v\(t, x),..., V (t, x)}, E(t, x) = {e\(t, x),..., en (t, x)}.
(2)
Достаточно большое число компонент во всей совокупности рассматриваемых процессов существенно усложняет выявление зависимостей и моделирование взаимосвязей между ними. Однако, каким бы большим ни было число компонент и как бы полно они не описывали текущее состояние системы X, всегда будет иметь место элемент неопределенности, который объясняется высокой сложностью динамических взаимодействий экономических субъектов в рамках сферы ЖКХ как динамической системы (X), обладающей широким спектром функциональных возможностей для управления происходящими в ней входными процессами. Поэтому состав компонент желательно ограничить только самыми значимыми из них с тем, чтобы сократить их общее число при описании процессов управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ. Естественно, что при этом возрастет степень неопределенности системы (X), поскольку будет потеряна часть информации, пусть и мало значимой.
Сокращение числа компонент входных и выходных процессов целесообразно осуществлять через их упорядочение по уровню значимости. Для этого можно использовать количественные, качественные, экспертные и другие оценки (0) уровня значимости каждой компоненты. В результате этих действий получим некоторое ранжирование исследуемых компонент:
Ô(vJ * Q(Va2) * ... * Q(van)
(3)
После этого достаточно легко устанавливается и некоторый допустимый уровень значимости компонент
(4)
В выражениях (3) и (4) aj - номер компоненты, имеющей j-ый уровень значимости (j=l,...,n). Знак >- означает, что значимость компоненты Val выше значимости компоненты Va2. В результате сокращения числа самих компонент появится последовательность типа (4). Однако, поскольку имеет место неопределенность исходного числа компонент, то и после их упорядочения степень неопределенности самой системы X снова увеличится. Для ее снижения воспользуемся общим стохастическим подходом в представлении неопределенности и будем рассматривать возможные связи между n компонентами любого из рассматриваемых процессов как случайные события. Их количество будет равно числу s перестановок из n компонент по n уровням важности, то есть s=n!
Затем каждому событию i поставим в соответствие случайный вектор (v'). Это позволит выразить совокупность из s событий через множество векторов:
= {a1,..., a'n}, a) = 1,..., n.
(5)
Рассмотрим случайный вектор V = |ар...,ап} с реализацией V ^=1,...,п) и определим для него распределение вероятностей Р = | р(V)} . Значение этой функции р( ) представляет собой вероятность реализации вектора V1, где индекс г является номером реализации вектора V, который определяет его уровень значимости (4). Если существует последовательность уровней реализации вектора V такая, что выполняется условие:
p(v1 > p(v2) >... > p(vn )
(б),
то процесс V(t,x) стохастически упорядочен. Если условие (6) не выполняется ни для одной из перестановок реализации вектора V1, то процесс V(t,x) стохастически неупорядочен.
На практике обычно используется какой-то один из всех процессов исследуемого множества. В этой связи свойство стохастической упорядоченности оказыва-
ется полезным в том смысле, что оно показывает какой именно процесс реализуется с максимальной вероятностью. Поскольку мы упорядочили компоненты в процессе V(t,x), то получили возможность для их сокращения без увеличения неопределенности всей системы X.
Описанный выше подход применим для разработки и последующего внедрения инновационных механизмов управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне входных и выходных процессов. Поскольку этот подход позволяет учитывать значимость компонент, составляющих управленческие процессы, то, его практическая реализация будет способствовать повышению качества ЖКУ и ресурсов, поставляемых экономическими субъектами сферы ЖКХ конечным потребителям. Кроме того, предлагаемый подход к процессам управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне составляющих их компонент, позволяет систематизировать факторы и выявлять наиболее значимые из них, влияющие на повышение качества предоставляемых ЖКУ. Следовательно, он может использоваться экономическими субъектами сферы ЖКХ в качестве нового инструментария для повышения качества предоставляемых ими ЖКУ. Более того, при разработке стратегий своего развития и с целью роста рыночной конкурентоспособности экономические субъекты сферы ЖКХ должны учитывать предложенный подход для обеспечения эффективности своих взаимодействий и повышения качества ЖКУ.
Заключение
Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие выводы:
1. В российской экономике сфера ЖКХ всегда была одной из наиболее значимых отраслей. Однако ее современное состояние требует безотлагательного проведения рыночных реформ, проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры и повышения качества ЖКУ. Приоритетные направления, пути и методические подходы реализации этого процесса определены в программных документах, принятых на
v
уровне Правительства России за период 3. Предложен новый подход, позволя-
2010-2019 годов. ющий учитывать уровень значимости со-
2. Одним из таких направлений должны ставляющих компонент входных и выход-стать инновационные механизмы управле- ных процессов, а также их влияние на по-ния взаимодействиями экономических вышение качества ЖКУ. Этот подход мо-субъектов сферы ЖКХ на уровне входных жет использоваться в текущей деятельно-и выходных процессов. Они раскрыты в сти экономических субъектов сферы ЖКХ данной статье при помощи методического в качестве нового инструментария для по-инструментария программно-целевого ме- вышения качества предоставляемых ими тода. Их можно использовать для опреде- ЖКУ, а также при разработке стратегий ления значимости составляющих компо- развития для обеспечения эффективности нент инновационных механизмов. своих взаимодействий.
Библиографический список
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М.: Норматика, 2017. - 160 с.
2. Жилищное хозяйство в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. - M., 2019. - 78 с.
3. Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
4. Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов.
5. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
6. Комиссарова Л.А. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития // Вестник НГИЭИ. - 2014. - №5 (36). - С. 73-79.
7. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг как основная цель комплексной модернизации сферы ЖКХ // Политематический научный электронный журнал КубГАУ. - 2017. - №02(126). - DOI: 10.21515/1990-4665-126-006
8. Ларин С.Н., Малков У.Х. Обоснование необходимости комплексной модернизации и инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. - 2017. -№5. - С. 219-225. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edrj.ru/wp-content/uploads/2016/08/EDRJ_05 _2017.pdf (дата обращения 01.02.2018).
INNOVATIVE MECHANISMS OF INTERACTION OF ECONOMIC SUBJECTS IN THE SPHERE OF HUSAL AND UTILITIES AND THEIR IMPACT ON IMPROVING THE QUALITY OF HUS
E.Yu. Khrustalev, Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher, Professor S.N. Larin, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher Central Economics and Mathematics Institute of the RAS (Russia, Moscow)
Abstract. The purpose of this article is to substantiate the priority areas for market reforms in the field of housing and communal services (HCS). Today, this area is one of the most significant sectors of the Russian economy, but the pace of its reform cannot be considered satisfactory. As part of the priority areas and tasks of market reforms in this area, the implementation of a comprehensive modernization of the network and institutional infrastructure, increasing the efficiency of interaction between its economic entities, as well as the quality of housing and communal services (HCS) are currently singled out. For their implementation, a method is proposedfor the relationship of input and output processes that occur during the interaction of economic entities in the housing and communal services sector. As a result of the research, a new approach is presented that allows taking into account the significance of individual components at the level of input and output processes, as well as their impact on improving the quality of housing and communal services. This approach can be considered as an innovative mechanism for ensuring effective interaction between economic entities in the housing and communal services sector. The practical use of this approach in the form of a new toolkit for the interaction of economic entities in the housing and communal services sector will contribute not only to improving its efficiency, but also the quality of the provided housing and communal services.
Keywords: sphere of housing and communal services, innovative mechanisms, tools, housing and communal services, quality improvement.