УДК 332.05
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
И.А. Баранова
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Цель данной статьи заключается в обосновании приоритетных направлений проведения рыночных реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В составе приоритетных направлений преобразований в этой сфере выделяют проведение комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры, повышение эффективности взаимодействия ее экономических субъектов, а также качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Для их реализации предложен метод взаимосвязи входных и выходных процессов, которые возникают при взаимодействиях экономических субъектов сферы ЖКХ. Практическое использование данного подхода в виде нового инструментария взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ будет способствовать не только повышению его эффективности, но и качества предоставляемых ЖКУ. Ключевые слова: сфера жилищно-коммунального хозяйства, модернизация инфраструктуры, инновационные механизмы, управление, жилищно-коммунальные услуги, повышение качества
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда была одной из наиболее значимых отраслей российской экономики. По результатам 2017 года оборот финансовых средств в этой сфере составил 4,1 трлн. руб., что в процентном выражении эквивалентно 5,7% валового внутреннего продукта (ВВП) России. За период реформирования общее число экономических субъектов сферы ЖКХ превысило 52 тысяч предприятий и организаций преимущественно частной формы собственности, которые осуществляют более 20 различных видов хозяйственной деятельности. Экономические субъекты сферы ЖКХ обеспечивают занятость свыше 3,5 млн. чел. трудоспособного населения России [3, с. 10].
Практически все население нашей страны осуществляет через эту сферу потребление комплекса жизненно важных ЖКУ, а муниципальные образования и предприятия промышленного комплекса российской экономики получают необходимые для их функционирования коммунальные ресурсы и услуги (холодная и горячая вода, тепловая и электрическая энергия, отвод сточных вод, обеспечение и др.). Для этого используется существующая сетевая инфраструктура поставки коммунальных ресурсов и предоставления услуг конечным пользователям, износ которой по различным ресурсам колеблется в пределах от 55 до 70%.
Начиная с последнего десятилетия XX века и до настоящего времени, сфера ЖКХ проходит период реформирования. Его главной целью является перевод деятельности ее экономических субъектов на рыночные принципы. Процесс реформирования предполагает проведение комплексной модернизации сетевой инфраструктуры сферы ЖКХ, а также комплекс институциональных преобразований деятельности ее экономических субъектов на основе внедрения инновационных технологий, механизмов и инструментария, обеспечения экономии всех видов коммунальных ресурсов, расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых конечным пользователям ЖКУ. Однако запланированные результаты от реализации рыночных реформ в сфере ЖКХ пока не достигнуты. Однако, имеются определенные положительные изменения, как в улучшении деятельности экономических субъектов этой сферы, так и в повышении качества предоставляемых ими ЖКУ.
Приоритетные направления реформирования сферы ЖКХ определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [2].
В числе таких направлений этот документ предусматривает:
1) создание условий для развития конкурентной среды и организации управления и обслуживания жилищного фонда в процессе взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ;
В настоящее время 81,3% существующего жилищного фонда находится в частной собственности. Это обстоятельство стимулирует собственников жилья с большей ответственностью походить к выбору форм управления жилищным фондом. Не случайно собственники жилья более 1 млн многоквартирных домов (МКД) активно участвуют в различных структурах, занятых управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
2) использование механизмов государственно-частного партнерства и увеличение объемов государственного (муниципального) имущества, передаваемого в управление, аренду, концессию и на основе других правовых форм экономическим субъектам сферы ЖКХ;
3) внедрение инновационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов сферы ЖКХ;
4) привлечение внебюджетных инвестиций для проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры сферы ЖКХ с целью повышения качества предоставляемых ЖКУ и экономии всех видов потребляемых ресурсов и энергии;
5) внедрение систем учета фактических объемов потребления ЖКУ и коммунальных ресурсов для их экономии и снижения расхода тепловой и электрической энергии собственниками жилья за счет повышения доли обеспечения МКД общедомовыми и индивидуальными приборами учета расхода всех видов ресурсов и энергии.
Для реализации указанных выше приоритетных направлений предлагается использовать программно-целевой метод. Его применение позволит получить мультипликативный эффект за счет объединения отдельных мероприятий Комплексной программы, а также внедрения инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ.
За период рыночных преобразований сферы ЖКХ количество экономических субъектов в ее составе значительно возросло, также расширились спектр их правовых форм собственности и количество видов деятельности. При этом любой экономический субъект сферы ЖКХ, стремится осуществлять взаимодействия с другими субъектами таким образом, чтобы соблюдался приоритет его интересов и целей развития [1, с. 162]. Именно поэтому, в состав важнейших направлений рыночных преобразований сферы ЖКХ включены разработка, внедрение и развитие инновационных механизмов, обеспечивающих эффективные взаимодействия ее экономических субъектов. Одним из таких инновационных механизмов может стать экономико-математическое моделирование деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне входных и выходных процессов. Его краткое описание представлено ниже.
Учитывая увеличение числа экономических субъектов и видов осуществляемой ими деятельности в рамках сферы ЖКХ, представим ее в качестве динамической системы, обладающей широким спектром функциональных возможностей для реализации происходят разного рода процессов взаимодействия ее субъектов. Как правило, такие процессы характеризуются разно-направленностью, а также значительным уровнем неопределенности. Для учета влияния указанных выше особенностей на эффективность взаимодействия экономических субъектов в сфере ЖКХ целесообразно использовать в качестве инструментария разработки и внедрения инновационных механизмов методы экономико-математического моделирования. Их применение будет способствовать проведению рыночных преобразований сферы ЖКХ, комплексной модернизации ее сетевой и институциональной инфраструктуры, а также повышению качества предоставляемых ЖКУ и обеспечению бесперебойных поставок всех видов коммунальных ресурсов предприятиям промышленного комплекса нашей страны [6, с. 285].
Практика показывает, что при взаимодействиях экономических субъектов сферы ЖКХ достаточно сложной задачей является установление причинно-следственных связей между достаточно большим числом факторов, влияющих на результаты исследуемых процессов. Для ее решения воспользуемся принципом управляемости и разделим все факторы на входные и выходные. Исходя из объективной реальности, будем считать входными все факторы, через которые можно оказывать целенаправленное влияние на выходные факторы. Очевидно, что совокупность входных факторов будет представлена результирующими показателями программы комплексной модернизации сферы ЖКХ, факторами влияния внешней среды, а также комплексом показателей, связывающих процессы взаимодействия экономиче-
ских субъектов по уровням управления (отрасль, регион, муниципалитет). Совокупность выходных факторов образуют все оставшиеся факторы, основной особенностью которых является отсутствие возможности управления ими.
Поскольку мы рассматриваем сферу ЖКХ в качестве динамической системы, обладающей широким спектром функциональных возможностей для реализации происходящих в ней разного рода процессов, то и взаимодействия ее экономических субъектов тоже будут иметь динамический характер. Поэтому между процессами, описывающими эти взаимодействия, устанавливаются определенные связи (прямые и обратные), которые не позволяют считать входные процессы независимыми от выходных, и наоборот.
Анализ существующей практики управления проектами в жилищно-коммунальной сфере свидетельствует об отсутствии эффективных инструментов и методов управления проектами в отрасли, слабом использовании методологии управления проектами и методологии управления качеством, а также нерациональном распределении ресурсов по отдельным проектам [6, с. 132].
Современное состояние отрасли требует разработки теоретических аспектов по повышению уровня действующей системы управления проектами. Используемые в настоящее время методологические подходы к управлению проектами в жилищно-коммунальной сфере развивают лишь отдельные направления отрасли. При этом недостаточное внимание уделяется системе управления проектами с использованием инновационной модели развития. Не изученными до последнего времени остаются вопросы методологии управления качеством жилищно-коммунальных услуг, требуют внимания методы, механизмы и методика оценки результативности жилищно-коммунального обслуживания населения.
Современные методологические подходы к управлению проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства развивают лишь отдельные направления отрасли, уделяя недостаточное внимание разработке и реализации концепции перехода ЖКХ на инновационную модель развития и использования системы управления проектами для повышения качества коммунального обслуживания населения в исследуемой сфере.
Энергоэффективность - это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества [4, с. 228].
Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.
Ближе и «больнее» других к этой реальности оказалась сфера жилищно-коммунального хозяйства, именно с ней связаны практически все направления энергосбережения, к тому же все энергопотери в ней наглядны и оплачиваются напрямую гражданами -потребителями услуг.
Ключевыми вопросами в решении задач энергосбережения в ЖКХ являются вопросы законодательного обеспечения и финансирования соответствующих проектов.
Важное изменение было сделано по муниципальным концессиям - третьей стороной соглашения теперь обязательно выступает субъект РФ. Это условие становится еще одним фактором, повышающим защищенность концессии.
Принципиальные завоевания в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяют бизнесу и финансовым структурам всерьез рассматривать возможность инвестиций в коммунальные проекты. Так, в 2018 году уже можно говорить о существующей динамике и в инвестиционных расходах, и в заключение концессионных соглашений. Если в 2014 году по стране насчитывалось 112 концессий с инвестиционными обязательствами 7,2 млрд. рублей, то в 2015 году - число концессий составляло 271, с инвестиционными обязательствами 70
млрд. рублей.
Причем стали появляться концессии с большим объемом вкладываемых средств, например, известная на рынке концессия водоснабжения в Волгограде, которая и дала этот рывок. Несмотря на то, что 2015 год был сложным для экономики страны, в целом рост инвестиций в ЖКХ составил 3%. В 2016 году их уровень остался стабильным, и реализация проектов не прекращается.
Концессии в сфере ЖКХ - это не самоцель. Целью здесь является повышение качества и надежности инфраструктуры в стране. Для нас принципиально важно, что концессионеры, которые пришли, - это не только крупные федеральные компании, но и значительное количество региональных и межрегиональных игроков, которые расширяют свои зоны влияния. Рынок структурируется, количество компетентных частных операторов увеличивается, и в большинстве своем они обеспечивают выполнение своих обязательств, снижая аварийность инфраструктуры и повышая качество услуг. Концессионеры уже решают многие проблемы. И это самое важное. По нашему мнению, с этим существующим, реально работающим на практике инструментом, необходимо упростить регулирование. Это даст новый толчок инвестированию в сектор, от которого зависит комфортная жизнь граждан страны.
Описанный выше подход применим для разработки и последующего внедрения инновационных механизмов управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне входных и выходных процессов. Поскольку этот подход позволяет учитывать значимость компонент, составляющих управленческие процессы, то, его практическая реализация будет способствовать повышению качества ЖКУ и ресурсов, поставляемых экономическими субъектами сферы ЖКХ конечным потребителям. Кроме того, предлагаемый подход к процессам управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне составляющих их компонент, позволяет систематизировать факторы и выявлять наиболее значимые из них, влияющие на повышение качества предоставляемых ЖКУ. Следовательно, он может использоваться экономическими субъектами сферы ЖКХ в качестве нового инструментария для повышения качества предоставляемых ими ЖКУ. Более того, при разработке стратегий своего развития и с целью роста рыночной конкурентоспособности экономические субъекты сферы ЖКХ должны учитывать предложенный подход для обеспечения эффективности своих взаимодействий и повышения качества ЖКУ.
Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие выводы:
1. В российской экономике сфера ЖКХ всегда была одной из наиболее значимых отраслей. Однако ее современное состояние требует безотлагательного проведения рыночных реформ, проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры и повышения качества ЖКУ. Приоритетные направления, пути и методические подходы реализации этого процесса определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
2. Одним из таких направлений должны стать инновационные механизмы управления взаимодействиями экономических субъектов сферы ЖКХ на уровне входных и выходных процессов. Они раскрыты в данной статье при помощи методического инструментария для определения значимости составляющих их компонент.
3. Предложен новый подход, позволяющий учитывать уровень значимости составляющих компонент входных и выходных процессов, а также их влияние на повышение качества ЖКУ. Этот подход может использоваться в текущей деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ в качестве нового инструментария для повышения качества предоставляемых ими ЖКУ, а также при разработке стратегий развития для обеспечения эффективности своих взаимодействий.
Список литературы
1. Баранова И.А. Стратегии развития инновационных стартапов в ЖКХ / И.А. Бара-
нова // В сборнике: Современная наука: идеи, которые изменят мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 161-164.
2. Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010 -2020 гг.: распоряжение Правительства: [№102-р принято 2 февраля 2010 года]. М.: Собрание законодательства РФ, 15.02.2010. №7. Ст. 769
3. Ларин С.Н. Подход к оценке влияния инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ на повышение качества ЖКУ / С.Н. Ларин // Modern Economy Success. - 2018. - № 1.- С. 9-13.
4. Савинова Е.А. Анализ инновационного развития Брянской области / Е.А. Савинова, В.А. Долганова // Региональная Россия: история и современность. - 2018. - № 1. - С. 227234.
5. Тачкова И.А. Моделирование институционального поведения экономических субъектов в процессе принятия хозяйственных решений / И.А. Тачкова // В сборнике: Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 130-134.
6. Шмиголь А.А. Некоторые аспекты развития инновационной среды в России / А.А. Шмиголь, Л.А. Ковалерова // В сборнике: Современная наука: идеи, которые изменят мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск, 2018. - С. 284-286.
Сведения об авторе
Баранова Ирина Анатольевна - доцент, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского»
UDK 332.05
MANAGEMENT OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS IN THE HOUSING AND UTILITY SECTOR SERVICES
I.A. Baranova
Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Russia, Bryansk
Abstract: the aim of this article is to define the priority directions in carrying out market reforms in the housing and utility sector services. Among the most important issues of transformation in this area are the implementation of a comprehensive modernization in the network and institutional infrastructure, better efficiency in communication between its economic actors, and the high quality of housing and utility services. To implement them, a method of interrelation between input and output processes that arise during the interactions of economic entities in the housing and communal services sector, has been suggested. A practical use of this approach as a new instrument for cooperation between economic entities in the housing and communal services sector will result both in improved efficiency, better quality of the housing and communal services.
Keywords: sphere of housing and utility services, modernization of infrastructure, innovative mechanisms, management, housing and utility services, quality improvement
References
1. Baranova I.A. Strategii razvitiya innovacionnyh startapov v ZHKKH / I.A. Baranova // V sbornike: Sovremennaya nauka: idei, kotorye izmenyat mir. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 161-164.
2. Kompleksnaya programma reformirovaniya i modernizacii ZHKKH na period 20102020 gg.: rasporyazhenie Pravitel'stva: [№102-r prinyato 2 fevralya 2010 goda]. M.: Sobranie
20
zakonodatel'stva RF, 15.02.2010. №7. St. 769
3. Larin S.N. Podhod k ocenke vliyaniya innovacionnyh mekhanizmov vzaimodejstviya ehkonomicheskih sub"ektov sfery ZHKKH na povyshenie kachestva ZHKU / S.N. Larin // Modern Economy Success. - 2018. - № 1.- S. 9-13.
4. Savinova E.A. Analiz innovacionnogo razvitiya Bryanskoj oblasti / E.A. Savinova, V.A. Dolganova // Regional'naya Rossiya: istoriya i sovremennost'. - 2018. - № 1. - S. 227-234.
5. Tachkova I.A. Modelirovanie institucional'nogo povedeniya ehkonomicheskih sub"ektov v processe prinyatiya hozyajstvennyh reshenij / I.A. Tachkova // V sbornike: Uprav-lenie social'no-ehkonomicheskimi sistemami, pravovye i istoricheskie issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 130-134.
6. Shmigol' A.A. Nekotorye aspekty razvitiya innovacionnoj sredy v Rossii / A.A. SHmigol', L.A. Kovalerova // V sbornike: Sovremennaya nauka: idei, kotorye izmenyat mir. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Bryansk, 2018. - S. 284-286.
Information about the author
Baranova Irina, associate professor, candidate of economic Sciences, associate professor of the department of economics and management at Bryansk state university named after academician I.G. Petrovsky, [email protected]