ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СНАБЖЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ
С.Н. Ларин, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Е.Ю. Хрусталев, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, профессор Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-2-116-120
Аннотация. В статье предложен один из подходов к повышению качества жилищно-коммунальных услуг на основе совершенствования существующих и разработки новых инновационных механизмов и технологий взаимодействия экономических субъектов жилищно-коммунального хозяйства на примере обоснования принципиально новых систем электроснабжения многоквартирных жилых домов. В качестве объекта исследования была выбрана деятельность экономических субъектов сферы жилищно-коммунального хозяйства по предоставлению собственникам и нанимателям жилья жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Предметом исследования были определены инновационные механизмы и технологии, применяемые энергоснабжающими и энергорас-пределяющими организациями для обеспечения бесперебойного электроснабжения многоквартирных жилых домов. В ходе проведения исследования было установлено влияние внедрения инновационных механизмов и технологий на повышение качества жилищно-коммунальных услуг (на примере повышения качества электроснабжения).
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, экономические субъекты, жилищно-коммунальные услуги, повышение качества, инновационные механизмы и технологии, электроснабжение.
Необходимость проведения рыночных реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) назрела давно и сегодня ни у кого не вызывает никаких сомнений. Практическая реализации рыночных преобразований основывается на современной законодательной и нормативно-правовой базах, в составе которых представлены Жилищный кодекс Российской Федерации (утвержден на законодательном уровне) [1], Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года [2], Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов [3] (утверждены на уровне Правительства РФ), а также многочисленные программы комплексной модернизации и эффективного развития сферы ЖКХ регионов и муниципальных образований (утверждены на региональном и муниципальном уровнях управления).
Одной из специфических особенностей деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ является ее разнонаправленный характер [4]. Наличие этого обстоятельства приводит к тому, что эффективные для одной группы экономических субъектов механизмы взаимодействия могут не оказаться таковыми для экономических субъектов других групп. Отсюда, собственно, и вытекает необходимость совершенствования уже существующих и разработки новых инновационных механизмов и технологий, применяемых экономическими субъектами сферы ЖКХ для обеспечения повышения качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Результаты исследования
1. Значение повышения качества жилищно-коммунальных услуг в проведении модернизации сферы ЖКХ и экономики страны
Жилищный фонд, как основной объект управления в сфере ЖКХ, сам по себе фактически не может использоваться его
собственниками и нанимателями, за исключением реализации прав собственности или найма. Кроме обладания указанными правами, для собственников и нанимателей жилья большую важность приобретает его обеспеченность комплексом жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), наличие и бесперебойное предоставление которых и делает жилищный фонд пригодным для проживания.
Не меньшую важность имеет соответствие комплекса ЖКУ требованиям санитарных правил и норм (СанПиНов), которые устанавливаются для каждой конкретной услуги, предоставляемой собственникам и нанимателям жилья в качестве измеряемых результирующих показателей деятельности экономических субъектов сферы ЖКХ. Соблюдение санитарных правил и норм делает необходимым для экономических субъектов сферы ЖКХ решение задачи проведения комплексной модернизации объектов коммунальной, сетевой и другой инфраструктуры в целях соответствия современным требованиям СанПи-Нов и поддержания тем самым установленных показателей качественных характеристик предоставляемого собственникам и нанимателям жилья комплекса ЖКУ.
На этом основании можно сделать вывод о том, что поддержание установленных показателей качественных характеристик комплекса ЖКУ и дальнейшее повышение их качества приобретают важную роль и большую значимость в проведении комплексной модернизации инфраструктуры сферы ЖКХ и обеспечении ее эффективного развития [5].
Наличие благоустроенного жилья и предоставление качественных ЖКУ могут стать основанием для поддержки высокой работоспособности персонала предприятий. Следствием этого должен стать рост производительности труда, а значит, и успешная модернизация всей инфраструктуры российской экономики и ее эффективное развитие в целом.
2. Инновационные механизмы и технологии, применяемые экономическими субъектами сферы ЖКХ для повышения качества ЖКУ
Перспективным направлением повышения качества ЖКУ в последние годы стала организация бесперебойного снабжения жилых домов электрической энергией. Его реализация потребовала от экономических субъектов сферы ЖКХ - энергоснабжаю-щих и энергораспределяющих организаций - внедрения инновационных механизмов и технологий [6, 7]. Для снабжения электрической энергией многоквартирных жилых домов (МКД) в микрорайонах многих городов в России используются электрические сети общего назначения. Технические условия их эксплуатации и установленное для этих целей оборудование не соответствуют современным требованиям к показателям качества электрической энергии (ПКЭ), поскольку допускают наличие высокочастотных шумов, превышение допустимых значений показателей отклонения частоты тока, частые скачки напряжения и значительные потери электрической энергии при ее передаче и распределении. Следствием этих и других недостатков становятся периодические отключения МКД от электроснабжения. К отключению электроснабжения могут приводить аварии в электрических сетях, а также природные аномалии и разного рода техногенные катастрофы. Во многом отключению электроснабжения способствует повышенный износ и несовершенство используемого оборудования, а также отсутствие эффективных систем электроснабжения и резервных мощностей.
В ситуации, связанные с отключением электроснабжения, скорее всего, попадали многие жители нашей страны. Поэтому каждый из них прекрасно осознает все негативные последствия, связанные даже с кратковременным отключением электроснабжения. Это не только отсутствие освещения, воды, неработающие лифты, но и полная бесполезность всей бытовой техники, электрических плит и других приборов. Естественно, что такого рода ситуации недопустимы при снабжении электроэнергией современных МКД, но, тем не менее, они случаются достаточно часто. Это обстоятельство стало еще одной причиной необходимости модернизации электрических сетей общего назначения и
11S
инфраструктуры распределения электроэнергии.
Сегодня реальная ситуация такова, что электрические сети общего назначения имеют низкие значения ПКЭ. Требования к допустимым значениям ПКЭ установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 13109-97 [8]. При этом по отношению к современному высокотехнологическому оборудованию они оказываются недостаточно высокими. Поэтому не случайно Государственный центр метрологического обеспечения в области электромагнитной совместимости (ГЦМО ЭМС) выдавал многочисленные заключения, согласно которым требования ГОСТ 1310997 к ПКЭ энергоснабжающими и энерго-распределяющими организациями в сфере ЖКХ, как правило, не выполняются [9]. Прямое подключение к электрическим сетям общего назначения домашних компьютеров и другого высокотехнологического оборудования, чувствительного к ухудшению качества электрической энергии, может повлечь за собой риск нарушения его нормальной работоспособности или поломки.
В общем случае ПКЭ характеризуют совокупные свойства электрической энергии, которые определяют ее влияние на электрооборудование. Новые требования и нормы по контролю и измерению ПКЭ при поставках электрической энергии собственникам и нанимателям жилья устанавливают ГОСТы 32144-2013 и 330732014 [10, 11]. Их выполнение, а также реализация основных принципов создания и эксплуатации систем электроснабжения МКД в микрорайонах городов, должны в ближайшем будущем обеспечить их бесперебойное электроснабжение с высокой степенью надежности. К таким принципам относятся следующие:
- основная система электроснабжения должна иметь достаточный запас мощности для бесперебойного электроснабжения МКД в микрорайонах городов при условии роста нагрузок;
- основная система электроснабжения должна иметь в наличии резервные источники электроснабжения, на случай внеплановых отключений и аварий;
- основная система электроснабжения должна учитывать требования охраны окружающей среды.
Свой вклад в обеспечение бесперебойного электроснабжения МКД в микрорайонах городов и повышение ПКЭ должны внести энергоснабжающие и энергорас-пределяющие организации, обеспечивающие непосредственную поставку и распределение электрической энергии. Для этого им целесообразно расширить практику использования инновационных механизмов взаимодействия, например, в части совершенствования и повышения надежности существующих систем электроснабжения. Как известно, электрические сети городских микрорайонов представляют собой совокупность линий передачи электроэнергии от расположенных на их территориях электроустановок - центров питания (ЦП), распределительных пунктов (РП) и трансформаторных подстанций (ТП). Именно они осуществляют электроснабжение МКД в микрорайонах городов, которые в основном относятся к потребителям первой категории. Для таких потребителей совершенствование существующих систем электроснабжения может включать в себя параллельную работу питающих линий с автоматическим включением резервного питания (АВР), а также расширение практики применения кольцевых схем электроснабжения. Для этого линии передачи электроэнергии ЦП каждого РП соединяются между собой в кольцо, аналогично происходит соединение линий питания РП каждой ТП, а также линий питания между ТП. Такая система электроснабжения обеспечивает самую высокую надежность электроснабжения, поскольку:
1) для подачи электрической энергии в МКД в микрорайонах городов всегда используются как минимум два независимых источника и, соответственно, две параллельно работающие линии питания;
2) в случае выхода из строя одного из источников или одной линии питания силовая нагрузка будет автоматически передана на другой источник или линию питания при помощи прибора автоматического включения резерва (АВР).
Переход энергоснабжающих и энерго-распределяющих организаций, обеспечивающих электроснабжение МКД в микрорайонах городов, на такие схемы тем более целесообразен, что кроме жилых помещений собственников и нанимателей жилья в МКД существуют общедомовые потребители электрической энергии. К ним относятся, прежде всего, грузо-пассажирские лифты, системы пожарной сигнализации, эвакуации и дымоудаления, а также освещение мест общего пользования и придомовых территорий. Безусловно, указанные потребители являются важными для нормального проживания собственников и нанимателей жилья и по этой причине они должны подключаться к источникам электроснабжения наиболее надежно.
Естественно, что реализация подобных и другого рода механизмов взаимодействия энергоснабжающих и энергораспре-деляющих организаций, обеспечивающих электроснабжение МКД в микрорайонах городов, и по этой причине относящихся к экономическим субъектам сферы ЖКХ, должна осуществляться на основе заклю-
всеми субъектами, а также между каждым субъектом и жилищным департаментом городского образования или муниципалитета.
Заключение. В ходе проведенных исследований было обосновано, что энерго-снабжающие и энергораспределяющие организации, обеспечивающие МКД электроэнергией, можно относить к экономическим субъектам сферы ЖКХ. В качестве инновационных механизмов и технологий повышения качества ЖКУ предложен переход на принципиально новые системы электроснабжения МКД, обеспечивающих его высокую надежность и бесперебойность. Внедрение этого подхода на практике потребует от энергоснабжающих и энергораспределяющих организаций дополнительных затрат для совершенствования системы электроснабжения и внедрения инновационных технологий повышения качества ЖКУ. Однако эти затраты могут достаточно быстро окупиться за счет повышения надежности электроснабжения и качества подачи электроэнергии собственникам и нанимателям жилья, как одной из важнейших ЖКУ.
чения соответствующих договоров между
Библиографический список
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М.: Норматика, 2017. - 160 с.
2. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства РФ № 80-р от 26 января 2016 года.
3. Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации -Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов.
4. Комиссарова Л.А. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития // Вестник НГИЭИ. - 2014. - №5 (36). - С. 73-79.
5. Ларин С.Н., Малков У.Х. Обоснование необходимости комплексной модернизации и инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. - 2017. -№5. - С. 219-225. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edrj.ru/wp-content/uploads/2016/08/EDRJ_05 _2017.pdf (дата обращения 01.02.2018).
6. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг как основная цель комплексной модернизации сферы ЖКХ // Политематический научный электронный журнал КубГАУ. - 2017. - №02(126). - DOI: 10.21515/1990-4665-126-006
7. Жилищное хозяйство в России. 2016: Статистический сборник. - М., Росстат, 2016. -63 с.
8. Павленков М.Н., Кемайкин Н.К. Социально-экономические аспекты взаимодействия участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. - 2013. - №24 (246). - С. 198-204.
9. Межгосударственный стандарт ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в
системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 августа 1998 г. № 338).
10. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. № 400-ст).
11. Межгосударственный стандарт ГОСТ 33073-2014 «Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2014 г. № 1948-ст).
IMPROVING THE QUALITY OF HOUSING AND PUBLIC SERVICES BASED ON INNOVATIVE TECHNOLOGY SUPPLY OF RESIDENTIAL HOUSES WITH ELECTRICITY
S.N. Larin, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher E.Yu. Khrustalev, Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher, Professor Central Economics and Mathematics Institute of the RAS (Russia, Moscow)
Abstract. The article proposes one of the approaches to improving the quality of housing and communal services based on the improvement of existing and the development of new innovative mechanisms and technologies for the interaction of economic entities of housing and communal services on the example of justifying fundamentally new power supply systems for multiapartment residential buildings. The object of the study was the activity of economic entities in the sphere of housing and communal services to provide owners and tenants of housing housing and communal services of proper quality. The subject of the study was the identification of innovative mechanisms and technologies used by energy supply and distribution organizations to ensure uninterrupted power supply to multi-apartment residential buildings. In the course of the study, the impact of the introduction of innovative mechanisms and technologies on improving the quality of housing and communal services was established (on the example of improving the quality of electricity supply).
Keywords: housing and communal services, economic entities, housing and communal services, quality improvement, innovative mechanisms and technologies, power supply.