УДК 378 (510)
Инновационные формы высшего образования в современном Китае
H.В. Майорова
Московский открытый юридический институт, Москва
Аннотация. Статья содержит результаты изучения и анализа инновационных форм высшего образования в современном Китае, основанные на различных публикациях как в России, так и в КНР, а также на личном педагогически-управленческом опыте автора в Шанхайском рыбохозяйственном институте в течение 2004-2006 гг. В заключение статьи даны рекомендации об использовании компонентов управленческого опыта вузов современного Китая в модернизирующейся высшей школе РФ.
Abstract. The paper contains results of studying and the analysis of innovative forms of higher education in modern China based on various publications both in Russia, and in the PRC, and also on the author's pedagogical-administrative experience in the Shanghai fish economic institute in 2004-2006. In the conclusion the forecast of use of experience of modern China high schools in Russia has been given.
I. Ведение
Современное мировое сообщество озабочено необходимостью равномерного развития системы высшего образования разных стран, чтобы производственно-экономические составляющие систем государственного развития были сбалансированы в области подготовки наёмной рабочей силы высокой квалификации. Это вызвано тем, что захлестнувшие мир потоки неуправляемой социально-экономической миграции уже вносят ощутимый дисбаланс в основы экономической компоненты жизнедеятельности многих ведущих стран мира. Поэтому исследование инновационных форм высшего образования в современном Китае актуально и своевременно в плане изучения его специфического опыта и использования его, уже в адаптированном виде, при модернизации системы высшего образования России.
Естественно, и по политическому, и по экономическому, и по социально-историческому, а, особенно ментально-конфессиональному критериям наши страны бесконечно далеки друг от друга, но с появлением и развитием Интернета мир стал тесным, любая точка Земли - достижимой, и нам всем необходима единообразная, максимально эквивалентная система образования, воспитания и подготовки работников высшего звена, задействованных на всех континентах и странах. Достижение этой цели даст возможность, несмотря на геополитические и исторические отличия, национальные особенности и специфику генезиса и развития разных государств, "безболезненно" для национальной экономики включать выпускников высшей школы разных стран в свои производства (Васильев, 1993; Заславская, 2004).
Но для достижения поставленной цели необходимо разработать и создать единую мировую систему образования, особенно в сфере высшей школы, которая и позволит решать многие социально-экономические вопросы на межгосударственном уровне управления ею.
2. Анализ инновационных форм
Прежде чем приступить к изучению и анализу инновационных форм высшего образования в Китае, как наиболее ярком и динамично развивающемся регионе нашей планеты, отметим, что уже в первые годы после образования Китайской народной республики правительство Китая рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа - как краеугольную стратегию государственного строительства. На мой взгляд, именно эта позиция сыграла огромную роль в развитии всех уровней и видов образования в стране (Васильев, 1993; Долин, Маслов, 1992; Сидихменов, 1987).
Необходимо отметить, что до 1949 г. 80 % 500-миллионного населения Китая были полностью неграмотными, и поэтому предстояла неимоверно трудная организационная работа. Китайское правительство приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования и достигло больших результатов: в стране быстрыми темпами возрастало число обучающихся как среди детей и юношества, так и среди взрослых (Сидихменов, 1987).
К настоящему времени, т.е. к концу 2007 г., 97,3 % районов страны охвачены обязательным начальным обучением, 99,57 % детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, которые по той или иной причине прервали учебу. В масштабе страны количество неграмотных среди людей
молодого и среднего возраста сократилось до 5,7 %. Такому огромному успеху способствовал тот факт, что с 1978 г., по мере проведения политики реформ и открытости и в результате возобновления системы государственных экзаменов при приеме в вузы, дело образования в Китае получило бурное развитие.
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования, выдвинув лозунг: "В развитии образования - лицом к модернизации, к внешнему миру, к будущему".
На начало нового века в стране уже существует множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
- 1137 вузов, где обучается 5,62 млн человек, в том числе 2,19 млн первокурсников;
- в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;
- открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн человек, в том числе 1,79 млн новичков;
- в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн человек;
- открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн учащихся (включая 1,73 млн студентов техникумов);
- в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;
- число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн, т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;
- школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;
- в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн (Об утверждении совместного отчета, 1978).
Такие успехи стали возможны в современном Китае потому, что в конце прошлого и начале нынешнего века образование, а особенно высшее, является чрезвычайно важным для социально-экономического развития Китая и престижным для китайского социума. Стратегия китайского правительства выражена в лозунге "подъем страны за счет науки и образования". Это показывает, что в эпоху "информационного взрыва" в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.
Заявив темой статьи инновационные формы высшего образования в современном Китае, считаю необходимым отметить различные этапы в этом процессе, а именно:
Первую и главную роль в деле развития высшего образования в Китае сыграло радио и телевидение, которые и сейчас являются, наряду с Интернетом, основными средствами реализации обучающих программ в системе высшего образования Китая (т.н. дистанционная форма организации обучения).
После перерыва, связанного с "культурной революцией" 1966-1976 годов, в 1976 г. Китай вошел в новый исторический период. Проект социалистической модернизации (модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологии) требовал появления все большего числа обученных людей. По оценкам китайских специалистов, стране необходимо иметь 5,87 % специалистов высшего звена управления народным хозяйством. В сфере промышленности и транспорта к 2010 г. должно быть подготовлено, по меньшей мере, 3,1 млн новых технических специалистов и инженеров, а также 5,3 млн преподавателей только средних школ и профессионально-технических училищ, имеющих диплом колледжа или университета, что означает, что всего к этому времени необходимо подготовить 7,21 млн новых учителей (Цзян Цзюнь, 2007; Уыкш, 1988).
Такая громадная задача по плечу интегративным формам организации и управления всей системой образования Китая, а особенно его высшей школой. Зададимся же очень важным вопросом, какие формы организации высшей школы применяются в КНР для решения поставленной правительством страны задачи?
Это, прежде всего, уже описанная выше комбинаторная система образования, органично объединяющая в себе как традиционные, так и инновационные формы. И первая из них - создание на государственном уровне системы Центральных Радио- и Телевизионных Университетов (СЯТУи) (Об утверждении совместного отчета, 1978; Уыкш, 1988).
Деятельность радио- и телеуниверситетов требует меньшего финансирования при упрощённой технологии управления и большем числе подготовленных за меньший период. Эти факторы вызвали их бурный рост. На данный период в этой системе работают 129 провинциальных радио- и телевизионных университетов (РТУЦ), 312 дочерних школ при префектурах/гражданских школ и 713 районных/окружных
рабочих станций. Университеты РТУи были организованы в провинциях, муниципальных и автономных регионах; дочерние школы - в небольших и крупных городах, и префектурах; а рабочие станции - в районах крупных городов и сельских округах. Существует два вида рабочих станций: станции, организованные окружными или районными ведомствами для небольших рабочих подразделений; и станции, организованные на уровне отраслей промышленности (так называемые системные рабочие станции), таких, как железнодорожные ведомства и ведомства легкой промышленности. Достигнутые успехи создали системе дистанционного обучения хорошую репутацию и привлекли к ним внимание всего населения и, что особенно важно, правительства Китая. В плане национального экономического и социального развития до 2010 г. записано: "Должно быть достигнуто значительное распространение высшего образования, как традиционным путем, так и с использованием всех других форм организации и реализации процесса образования специалистов высшей категории для нужд хозяйства страны".
Вернёмся немного назад и отметим тот факт, что поворотный момент в развитии системы образования Китая наступил в 1986 г., когда произошли серьезные изменения, затрагивающие четыре инновационных направления высшей школы:
- сдачу вступительных экзаменов,
- определение целевой аудитории,
- систему реализации учебного материала,
- систему управления1.
Указами Правительства и нормативными актами Министерства образования КНР за образовательными учреждениями разного уровня закреплены определенные организационно -управленческие и учебно-методические задачи. В КНР они строго регламентированы, и невыполнение хотя бы одного их них, обязательных для всех ОУ, влечёт за собой как административную, так и уголовную ответственность (Ше Юань, 2004).
Итак, Университеты СЯТУи:
- составляют долгосрочные планы развития системы ЯТУи и годовые планы приема;
- руководят системой управления обучением университетов РТУи и координируют академическую работу, проводимую совместно несколькими университетами РТУи;
- составляют национальные учебные планы и создают программы для национального внедрения;
- разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио-и видеокассеты для курсов, проводимых в масштабе страны;
- готовят единые экзаменационные работы, вступительные и для сдачи в конце семестра, разрабатывают стандарты;
- организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для национальной системы ЯТУи; проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом с аналогичными национальными и зарубежными образовательными учреждениями.
Университеты РТУи:
- руководят системой управления обучением дочерних школ университетов РТУи, системных рабочих станций и прикрепленных к ним образовательных классов;
- организуют выполнение учебных планов, составленных СЯТУи, и составляют учебные планы для курсов, предлагаемых на уровне провинций;
- создают и реализуют учебные программы в регионах;
- разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио-и видеокассеты для курсов;
- организуют проведение экзаменов, вступительных и для сдачи в конце семестра, и проверку экзаменационных работ;
- руководят допуском студентов и занимаются оформлением дипломов/сертификатов;
- организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для региональных ЯТУи;
- проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом между собой. (Обутверждении совместного отчета, 1978; Цзян Цзюнь, 2007; Ше Юань, 2004).
3. Заключение
Анализируя материал в контексте темы статьи, считаю необходимым отметить, что уже сейчас, в конце 2007 г., проводится дальнейшая трансформация организации и управления описанных систем для решения задач, поставленных партией и правительством КНР. Рассмотрим это более подробно.
1 Авторская классификация.
В настоящее время радио- и телевизионные учебные программы в значительной степени представляют собой копии занятий в обычной аудитории университета. Для этого выбираются лучшие преподаватели ведущих университетов Китая, прошедшие серьёзный многоуровневый национальный конкурс. Но для того чтобы обеспечить выход системы высшего образования на более высокий мировой уровень преподавания, для КНР и его Министерства народного образования и просвещения, важно:
- использовать переработанные и дополненные учебники для всех уровней образования, особенно высшего как структуры, решающей стратегическую задачу развития страны;
- приглашать в китайские вузы ведущих преподавателей лучших университетов мира, имеющих значительный опыт работы;
- создать соответствующую новому времени и новым условиям жизни китайского общества инновационную структуру высшего образования с использованием новейших учебных технологий, учитывающую как традиции народа, так и вхождение Китая в мировое сообщество;
- разработать новую систему управления высшей школой Китая.2
По поводу последнего пункта следует отметить, что на фоне утверждения системы социалистической рыночной экономики и углубления реформы во всех отраслях народного хозяйства перестройка старой системы управления высшими учебными заведениями становится ключевым моментом реформы высшего образования в целом. Реформа предполагает взаимодействие между правительством, обществом и вузами, создание и совершенствование нового инновационного механизма управления вузами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование, а вузы, обращаясь лицом к обществу, самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами.
С начала третьего тысячелетия отмечены положительные результаты в перестройке организации системы высшего образования, управления вузами, способов финансирования, системы управления кадрами и системы распределения, а также материально-технического обеспечения.
Итак, если смотреть на управление процессом подготовки специалистов высшей квалификации КНР в контексте разработки и внедрения инновационных компонентов, очевиден вывод о том, что эта страна, как никакая другая в мировом сообществе, планомерно и эффективно продвигается в сфере высшего образования к мировым стандартам как в организационном, так и в учебно-методическом планах, сочетая многовековую национальную традицию социального института образования и высшие инновационные достижения ведущих стран нашей планеты в условиях всё убыстряющегося процесса глобализации и интеграции мирового пространства.
В контексте использования модифицированных компонентов системы управления вузами в КНР, мы предполагаем в своей практической работе учитывать многофакторные модели возможного внедрения лучших компонентов китайского управленческого опыта в реформируемое российское высшее образование.
Литература
Yuhui Zh. China: Its distance higher-education system. Prospects, v.18 (2), p.217-228, 1988. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., Высшая школа, c.25, 1993. Долин А.А., Маслов А.А. Традиции китайских шу (искусств). М., Наука, 340 с., 1992. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М., РИЦ ИСЭПН, 304 с., 2004.
Об утверждении совместного отчета Министерства Образования, Министерства Телерадиовещания и других участвующих министерств об учреждении в феврале 1978 года в Пекине национального Центрального Радио- и Телевизионного Университета (CRTVU). Постановление Государственного Совета КНР, 1978. Сидихменов В.Я. Китай - страницы прошлого. М., Наука, 380 с., 1987.
Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и России в условиях современных
реформ. Автореферат дис. ... канд. пед. наук, М., c.34, 2007. Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. Университетское управление, № 3(31), с.77-80, 2004.
2 Авторская классификация.