Научная статья на тему 'Культурно-типовые и инновационные черты системы образования КНР'

Культурно-типовые и инновационные черты системы образования КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Традиционализм / Конфуцианство / инновации в образовании / Патернализм / децентрализация / Приватизация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмарион Ю. В., Дунян Люй

В статье рассматривается синтез традиционных и инновационных технологий в системе образования КНР. Вхождение в ВТО, бурный рост экономики обусловили необходимость модернизации системы образования, к которой предъявляются новые требования. Однако введение инноваций, таких как децентрализация и приватизация, развитие информационных и компьютерных технологий применяются инструментально, адаптируясь к традиционной культуре Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-типовые и инновационные черты системы образования КНР»

УДК 316

КУЛЬТУРНО-ТИПОВЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КНР

В статье рассматривается синтез традиционных и инновационных технологий в системе образования КНР. Вхождение в ВТО, бурный рост экономики обусловили необходимость модернизации системы образования, к которой предъявляются новые требования. Однако введение инноваций, таких как децентрализация и приватизация, развитие информационных и компьютерных технологий применяются инструментально, адаптируясь к традиционной культуре Китая.

Ключевые слова: традиционализм, конфуцианство, инновации в образовании, патернализм, децентрализация, приватизация.

Российские и западноевропейские синологи отмечают, что в XXI веке для китайского общества характерно как стремление к сохранению традиционных черт, так и обращение к инновационным технологиям. В этой связи необходимо отметить первостепенную значимость образования, обозначенную правительством с первых лет создания КНР как направление стратегического развития государства1.

Исключительная высокая роль образования в Китае имеет свои глубокие исторические корни. В Древнем Китае достижение высокого социального статуса, путь к государственным постам, социальное признание и уважение индивида напрямую зависели от образовательного уровня. При этом образование для китайца выступало и как цель, и как средство достижения основных социальных благ. Содержание образования базировалось на идеях конфуцианства, включало в себя канонические сочинения из 13 канонов, общим объемом с комментариями около 40 томов и представляло собой не только моральнонравственные императивы социального уклада, но и регулятор всей жизни Китая (административной, правовой, политической, семейной, образовательной и воспитательной)2.

Как китайские, так и российские, и западноевропейские ученые в большинстве своем едины во мнении, что традиционное конфуцианство не только является идеологическим и содержательным базисом института образования, но и во многом детерминирует процессы социализации в китайском обществе. Однако стремление китайского правительства к сохранению исконных традиций в эпоху глобализации оценивается по-разному на внутрисистемном и внесистемном уровнях. Если российские и китайские ученые в целом позитивно рассматривают такие черты как патернализм, коллективизм, высокую роль личных связей и отношений, этику и мораль, гармонию и консенсус, четкую иерархию, то ряд западноевропейских ученых склонны оценивать данные черты скорее как тормоз модернизации общества, как некоторое препятствие инновационным процессам, связанным с интеграционными тенденциями в мировой экономике.

Причины такого селективного толкования культурно-традиционных черт коренятся в различиях западного и восточного мировоззрений. Если основой западноевропейского мировоззрения является антропоцентризм, осознание индивидом себя свободным гражданином с определенными правами и обязанностями, то основу китайского общества составляли семья и род. «В столь специфических исторических условиях государство могло существовать и действительно существовало, руководствуясь своими особыми идеологией, институтами, нормами, ритуалами. После создания первого единого государства его главным

Ю.В. ШМАРИОН ЛЮЙДУНЯН

Липецкий государственный

педагогический

университет

e-mail: Science@mail.ru

1 Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. Университетское управление, №3 (31), - С. 77-80, 2004.

2 Васильев Л.С. История религий Востока. М.: «Университет», 2001. - С. 288-306.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

идеологическим постулатом выступало великодержавие, основанное на убеждении, что Китай является центром вселенной, центром истории, центром народов»3.

В Китае, активно участвующем в XXI веке в процессах интеграции и глобализации, идея раскрытия многого в едином и единичного во всеобщем гармонично вписалась в национальную стратегию китайского народа. «Великое возрождение нации Китая» -лозунг китайцев, в рамках которого намечается: 1) «великий поход» создания самой мощной экономической державы мира; 2) «XXI век - век Китая»; з)«Достижение уровня средней зажиточности до 2020 года»4.

Реализуемая в обществе программа «реформ и открытости»» нашла свое отражение и в системе образования Китая, которая развивается в направлении «приватизации» и «маркетизации». Однако, в образовательной реформе данная стратегия, используется инструментально, как способ повышения эффективности образовательной сферы5.

Китайский исследователь Ка-Хо Мока считает, что «приватизация» и «маркетиза-ция» не повлекли за собой изменение идеологических и теоретических основ образовательной системы6. Государство по-прежнему занимает доминирующее положение в реализации функции регулирования в образовательной сфере, частные организации, реализующие идеи «приватизации» и «маркетизации» пока еще играют не существенную роль.

«Приватизация», децентрализация управленческих функций, развитие частного сектора, привлечение государственных источников финансирования в частные учебных заведениях расценивается некоторыми исследователями как институциональное противоречие «государству с его вертикальными патронажно-клиентельными связями»7[7] и, делается вывод о том, что, стратегия правительства на развитие и поддержание частного сектора в национальном образовательном пространстве в большей части обусловлено мировой конъюнктурой. Однако если обратиться к прошлому Китая, то можно обнаружить, что развитие частного образования обусловлено скорее историческим опытом, чем следованием мировым тенденциям в области образования. Так например, учебные программы в частном секторе в большинстве своем основывались на государственной идеологии конфуцианства, при этом финансировались как из региональных, так и из федеральных источников8. При этом частные образовательные учреждения традиционно выполняли несколько функций: во-первых, замещали государственные школы во времена кризисов; во-вторых, предлагали и предлагают альтернативные образовательные программы (курсы иностранных языков, углубленное изучение предметов и т. п.).

Следующим аспектом симбиоза традиционных и инновационных черт в образовании является особая социальная роль отводимая образованию государством. В 1992 году XIV съезд КПК наметил перенос центра тяжести на высокие технологии, науку и образование, которые были объявлены "производительной силой первостепенной важности", а образование - "основой" строительства социалистической модернизации. Руководство КНР решило отказаться от стратегии догоняющего развития и перейти к стратегии сравнительных преимуществ. Важнейшим преимуществом был назван человеческий ресурс. Человек рассматривался не как рабочая сила, а как производственный потенциал, нуждающийся в современном образовании. Принятая в 1997 году XV съездом КПК формулировка "Наука и образование приведут страну к процветанию" очевидным образом преемственна по отношению к курсу буржуазных реформаторов начала XX века, проводившемуся под лозунгом "Расцвет образования спасет страну"9.

3 Гельбрас В. Г. Китай. Возрождение национальной идеи. // Полития. - 2003. - № 2. - С. 81.

4 Гельбрас В. Г. Китай. Возрождение национальной идеи. // Полития. - 2003. - № 2. - С. 86.

5 Ka-Ho Moc. Education and the Market Place in Hong Kong and Mainland China. - Higher Education, vol. 37,1999. p. 151.

6 Ka-Ho Moc. Privatization or Marketization: educational Development in Post-Mao China. - International Review of Education, vol 43,1997. p. 155.

7 Казанцев A.A. Конфликтность модернизации, интеллигенция и бюрократия: сравнительнополитический анализ. Материалы Научный семинар "ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ ЖУРНАЛА "ПОЛИС", Четвертый выпуск, http://www.politstudies.ru/extratext/04/texts03-07.htm.

8 Гао Минши. Чжунго цзяоюй чжиду шилунь. (История системы образования в Китае). Тайбэй, 1999-

9 Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. Университетское управление, №3 (31), - С. 77-80, 2004.

102

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

В качестве инноваций в системе образования следует отметить, также ведущую и возрастающую роль радио, телевидения и Интернета как основных средств реализации обучающих программ в системе высшего профессионального образования в Китае. Учебные программы государственной системы центральных радио- и телевизионных университетов (СЯТУи) и провинциальных радио- и телевизионных университетов (РТУи), которых представляют собой копии аудиторных занятий в обычной аудитории университета10. Для этого отбираются лучшие преподаватели ведущих университетов Китая, прошедшие систему строго конкурсного отбора.

На начало XXI века около 8о% вузов подключены к общенациональной образовательной и исследовательской сети (СЕКМе!:), связанной с ведущими зарубежными вузами. Во многих вузах созданы электронные базы данных учебных курсов и программ, обеспечен доступ к электронным библиотекам, активно внедряются информационные и компьютерные технологии в учебный процесс11.

Однако внедрение перечисленных выше инноваций осуществляется без коренных изменений традиционных методов обучения. Ф. Лун отмечает, что восточно-азиатскую модель педагогики отличают от европейской следующие особенности: усвоение материала и понимание подходов к его изучению; основной способ освоения - запоминание и повторение; учеба как тяжелая работа, требующая упорства; способ коллективного, а не индивидуального обучения. Как подчеркивает Лун, применение инновационных методов в обучении гармонично сочетается с традиционными методами обучения и позитивно сказываются на результатах учащихся школ. Примеры тому первые места школьников на олимпиадах по точным наукам12. Из вышеизложенного следует, что в Китае традиционные методы преподавания, основанные на коллективизме и усердном труде, успешно адаптируются к специфично рациональным, точным западноевропейским компьютерным и информационным наукам.

Среди традиционных черт, органично адаптированных к вызовам глобализации, следует отметить также прагматизм и этноцентризм при заимствовании зарубежного опыта. Как справедливо пишет В.В. Собольков13, такие отличительные черты китайского менталитета, как ценность практичного (т.е. того, что может принести выгоду, привести к достижению цели), ценность формы, внешнего проявления, ценность конкретного обусловлены, прежде всего, многовековым имперским статусом Китая и как следствие -объяснение этноцентризма китайцев и их чувство культурного превосходства над другими странами.

Все заимствования рассматривались с позиции их практической значимости для государства. Еще в XIX веке дипломат и синолог И. Костровец отмечал, что с точки зрения китайца, всеми своими изобретениями европейцы обязаны китайским ученым, и необходимость введения европейских наук обусловлено тем, что научные сведения и изобретения были заимствованы ранее у китайских мудрецов14. Многие исследователи отмечают, что динамичное развитие КНР при сохранении стабильности социального порядка детерминированы способностью китайского этноса оптимально ассимилировать зарубежные элементы к потребностям и специфике своего общества.

Таким образом, Китай успешно внедряет инновационные механизмы управления образованием, использует их инструментально и адаптирует к вековым культурным традициям. Приватизации и децентрализация образования успешно адаптируется к сложившейся веками частной образовательной системе; прорыв в сфере высоких технологий стал возможен во многом благодаря созданию элитарных учебных заведений (элитарность образования исконная традиционная черта культуры Китая); изучение компьютерных и информационных наук базируется на традиционных коллективных методах обуче-

10 Майорова Н.В. Инновационные формы высшего образования в современном Китае.// Вестник МГТУ, том 11, №1, - С. 191-194. - 2008.

11 Li Bing, Yuan Jianhui. The Effects of China’s Membership in the WTO on the Internationalization of China’s Higher Education and the Countermeasures. - Chinese Education and Society, vol.36, no.5, 2003.

12 Frederick K.S. Leung. In Search for an Asian Identity in Mathematics Education. - Educational Studies in Mathematics, vol. 47, 2001.

13 Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск, 2001.

14 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М: Русич, 2000. - С. 436.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

ния. При этом патернализм государственных структур не является бюрократическим тормозом, напротив, монократический способ управления позволяет быстрее проводить решения КНП при модернизации образования.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Потребность в реформах основных социальных институтов и прежде всего, системы образования связана с бурным ростом экономики Китая. Существенные изменения в обществе инициировали потребность в специалистах нового поколения, привели к стремительному росту количества студентов, возникновению противоречий и системной разбалансированности на рынке трудовых ресурсов.

2. Разрешение этих противоречий требует проведения социологических исследований направленных на изучение проблем современной системы профессионального образования Китая, выявлению структуры и содержательной основы системного дисбаланса на рынке труда, по результатам, которых могут, сформулированы рекомендации по социальному управлению процессом трудоустройства современных специалистов.

1. Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. Университетское управление, №3 (31), с. 77-80, 2004.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: «Университет» , 2001.

3. Гельбрас В. Г. Китай. Возрождение национальной идеи // Полития. - 2003. - № 2. -

4. Ka-Ho Moc. Education and the Market Place in Hong Kong and Mainland China. - Higher Education, vol. 37,1999. p.151.

5. Ka-Ho Moc. Privatization or Marketization: educational Development in Post-Mao China. -International Review of Education, vol 43,1997. p. 155.

6. Казанцев A.A. Конфликтность модернизации, интеллигенция и бюрократия: сравнительно-политический анализ. Материалы Научный семинар "ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ ЖУРНАЛА "ПОЛИС", Четвертый выпуск, http://www.politstudies.ru/extratext/04/texts03-07.htm.

7. Гао Минши. Чжунго цзяоюй чжиду шилунь. (История системы образования в Китае). Тайбэй,1999.

8. Ше Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы. Университетское управление, №3 (31), с. 77-80, 2004.

9. Майорова Н.В. Инновационные формы высшего образования в современном Китае.// Вестник МГТУ, том 11, №l, с.191-194. - 2008.

10. Li Bing, Yuan Jianhui. The Effects of China’s Membership in the WTO on the Internationalization of China’s Higher Education and the Countermeasures. - Chinese Education and Society, vol.36, no.5, 2003.

11. Frederick K.S. Leung. In Search for an Asian Identity in Mathematics Education. - Educational Studies in Mathematics, vol. 47, 2001.

12. Собольников B.B. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск, 2001.

13. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М: Русич, 2000.

CULTURAL TYPICAL AND INNOVATIVE FEATURES OF EDUCATIONAL SYSTEM IN CHINA

Список литературы

C. 81-86.

1) Lipetsk State Pedagogical University

e-mail: Science@mail.ru

J.V. SHMARION1 LV DONG YANG1)

The contribution deals with the synthesis of traditional and innovative techniques in the educational system of China. China’s entry into the WTO, rapid growth of economy necessitated the upgrading of the educational system, to which the new demands. However, the introduction of innovations such as decentralization and privatization, the development of information and computer technologies applied instrumental, adapting to the traditional culture of China.

Key words: traditional, Confucianism, innovation in education, paternalism, decentralization, privatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.