Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в Китае. Телевидение и образование (информация к размышлению)'

Дистанционное обучение в Китае. Телевидение и образование (информация к размышлению) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / RADIO / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TV / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / REMOTE TRAINING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синьшэн Сунь.

Китай был одной из первых стран, которые начали широко использовать радио и телевидение в системе высшего образование. Сегодня дистанционное обучение в КНР является разветвленной и эффективной системой, опыт которой может быть востребован в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote training in Russia (The information to reflexion)

China is among the first countries which have made good use ofthe radio and television medium in their higher education systems. Today, distance education program in China has been widely promoted and fruitful, and its experience might be worthwhile for the Russian Federation to learn from.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в Китае. Телевидение и образование (информация к размышлению)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

Сунь СИНЬШЭН, аспирантка кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (КНР)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КИТАЕ.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

(ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ)

Китай был одной из первых стран, которые начали широко использовать радио и телевидение в системе высшего образование. Сегодня дистанционное обучение в КНР является разветвленной и эффективной системой, опыт которой может быть востребован в Российской Федерации.

Ключевые слова: радио, телевидение, дистанционное обучение, высшее образование.

China is among the first countries which have made good use of the radio and television medium in their higher education systems. Today, distance education program in China has been widely promoted and fruitful, and its experience might be worthwhile for the Russian Federation to learn from.

Key words: radio, TV, remote training, higher education.

Китай был одной из первых стран, которые начали широко использовать радио и телевидение в системе высшего образования. В начале 1960-х гг. в Пекине и в других больших городах были созданы первые региональные телевизионные университеты (RTVU), которые должны были помочь взрослым получить образование.

В период с 1960 по 1966 г. более 8000 студентов стали выпускниками и более 50000 человек окончили одногодичные курсы обучения в рамках учебных программ Пекинского Телевизионного Университета.

Поворотный момент в развитии системы телевизионных университетов в Китае наступил в 1986 г., когда произошли серьезные изменения в трех направлениях: сдаче вступительных экзаменов, определении целевой аудитории и системе презентации учебного материала. С 1979 по 1985 г. вступительные экзамены проводились университетом CRTVU. С 1986 г. абитуриенты телевизионных университетов сдают единый национальный вступительный экзамен, который проводится Государственной комиссией по вопросам образования для приема во все высшие учебные заведения для взрослых (в том числе

ЯТУи, заочные колледжи и вечерние школы). Именно в 1986 г. ЯТУи начали прием абитуриентов, только что закончивших среднюю школу, помимо уже работающих взрослых и лиц, бросивших школу. В октябре этого же года началась ежевечерняя трансляция учебных программ ЯТУи по каналам спутникового телевидения (с 16.50 до 23.00). Таким образом, к еженедельным тридцати трем часам учебных программ университета ССТУ (Центрального телевидения КНР), передаваемым по микроволновой сети, добавились еще сорок девять часов трансляции учебных программ. Все эти перемены создали новые возможности для распространения и дальнейшего развития методики ЯТУи.

Организационная структура ЯТУи такова. Управление радио- и телевизионными университетами осуществляется на пяти уровнях, что соответствует организационной структуре национального и регионального управления в Китае. На высшем уровне — университет СЯТУи — находится под непосредственным руководством Государственной комиссии по вопросам образования (бывшего Министерства образования). Университеты РТУи — на втором уровне — находятся в ведении правительств провинций. Их дочерние школы — на третьем уровне — подчинены правительствам префектур/городских административных организаций. Рабочие станции — на четвертом уровне — управляются либо районным/окружным образовательным ведомством, либо соответствующим отраслевым ведомством.

Классы преподавания и обучения (обычно называемые «телевизионными классами») — на самом низком уровне — работают непосредственно со студентами ЯТУи. Существует четыре вида телевизионных классов: а) управляемые ведомствами местных правительств (под «ведомством» здесь понимается департамент местного правительства, отвечающий за сферу образования, или отрасль промышленности и т.п.); б) управляемые крупными фабриками или шахтами; в) совместно управляемые средними или мелкими производственными подразделениями; г) управляемые местными ЯТУи на различных уровнях для работы с абитуриентами, только что закончившими среднюю школу, и с лицами, бросившими школу и ожидающими приема на работу. Телевизионные классы для лиц, бросивших школу, также управляются крупными государственными предприятиями.

Под контролем университета СЯТУи находятся единые вступительные стандарты, учебные планы, академический уровень и критерии сдачи экзаменов. Университет является на-

циональным административным центром обучения, центром разработки программ, презентации курсов и исследований в области дистанционного образования.

Университетом CRTVU за восемь лет было предложено 150 курсов по предметам: математика, физика, химия, биология, машиностроение, электроника, химическое машиностроение, гражданское строительство, экономика, бухгалтерский учет, статистика, финансовое дело, банковское дело, управление в промышленности, управление в коммерции, управление архивами, журналистика, право, библиотечное дело, китайский язык и литература и т.д. Помимо этих курсов университеты PTVU и их дочерние школы предлагают собственные курсы по установленным учебным планам координации результата по трем уровням.

Курсы RTVU используют различные средства презентации, включающие в себя радио, телевидение и печатные материалы. Доля телевизионных программ на научных и технических курсах выше, чем доля таких же программ, использующих другие средства презентации, в то время как радио считается основным средством презентации курсов по социальным наукам. Аудио- и видеокассеты также используются на ряде курсов для того, чтобы компенсировать нехватку времени трансляции и создать дистанционным учащимся более удобные условия просмотра. Каждый год в Китае производится и дублируется более 1 млн копий аудио/видео кассет с учебным материалом.

Хотя радио- и телевизионные программы подкреплены печатными учебными материалами, различными методическими пособиями, студенты могут также посещать очные консультации, которые необходимы по двум причинам: (а) ведущие радио- и телевизионных программ не имеют возможности непосредственно отвечать на вопросы студентов, отсутствует обратная связь, позволяющая корректировать процесс обучения; (б) зарегистрированные студенты объединены в телевизионные классы, совместно прослушивающие и просматривающие программы. При этом в отдельных местах телевизионное изображение и звук радио могут быть нечеткими по техническим или другим причинам.

Руководители групп обучения (тьюторы) имеют полную или частичную занятость. К тьюторам относятся преподаватели, исследовательские или технические сотрудники, приглашенные из обычных университетов, научно-исследовательских институтов и крупных предприятий. Помимо руководства группами обязанностью тьюторов также является проверка до-

машних заданий студентов и руководство их самоообразова-нием. В некоторых телевизионных классах тьюторы ведут курсы, организованные с целью удовлетворения потребностей местного масштаба. На научных и технических курсах тьюторы помогают организовать лабораторные занятия, практические работы и другие мероприятия, цель которых — применение теории на практике.

Практические занятия и лабораторные работы обычно выполняются на базе обычных университетов или научно-исследовательских институтов в выходные дни, во время общественных праздников или студенческих каникул, или в другое время, когда лаборатории не используются. Наряду с организацией собственных лабораторий ЯТУи все больше и больше лабораторных работ проводится в учебных центрах ЯТУи, при которых создаются лаборатории, аудио- и видеоклассы и небольшие библиотеки. В рамках проекта Всемирного Банка было организовано восемьдесят пять таких учебных центров.

Для зарегистрированных студентов с полной нагрузкой период обучения равен двум или трем годам. В учебном году два семестра, в каждом из которых восемнадцать учебных недель плюс две недели на подготовку и сдачу экзаменов. За каждые восемнадцать часов обучения сдается один зачет. Для получения диплома за два года обучения необходимо сдать не менее 160 зачетов, а за три года — 240. Это соответствует учебной нагрузке студентов после двух или трех лет обучения в обычном колледже. Те, кто успешно сдал экзамены, получают удостоверение о прохождении курса. Затем им вручают сертификаты или дипломы согласно полученным удостоверениям.

Необходимые средства на обучение студентов ЯТУи складываются из нескольких источников. Университет СЯТУи управляется и финансируется Государственной комиссией по вопросам образования, а вещательные каналы ССТУ и СЕТУ несут затраты за телевизионную трансляцию. Телерадиоунивер-ситеты также получают финансовую поддержку от министерств, заказывающих им подготовку необходимых сотрудников.

Уровень финансирования каждой станции зависит от конкретных условий.

Телевизионные классы, организованные рабочими подразделениями, получают финансовую поддержку от заводов, цехов, правительственных ведомств, направляющих студентов в ЯТУи на обучение, а телевизионные классы, организованные на различных уровнях университетами ЯТУи для привлечения выпускников школ, получают поддержку от правительств на соответствующих уровнях. Каждый из них получает по-

ловину денег, выделенных правительством на одного студента обычного университета. Телевизионные классы для лиц, бросивших школу, могут финансироваться рабочими организациями, рассчитывающими в дальнейшем принять таких выпускников на работу.

Таким образом, студенты ЯТУи освобождены от платы за обучение, за исключением свободных зрителей и слушателей, которые должны платить за регистрацию и сдачу экзаменов. Однако все студенты должны оплачивать личные расходы на обучение, в частности на печатные учебные материалы и канцелярские принадлежности.

С развитием в Китае политики модернизации, телекоммуникаций и космических исследований система ЯТУи получит возможность дальнейшего роста. Заглядывая вперед, можно сказать, что радио- и телевизионные университеты Китая будут играть все более важную роль в системе высшего образования, экономике страны и социальном развитии.

Думается, опыт Китайской народной республики в использовании телекоммуникаций для дистанционного обучения, для повышения образовательного уровня народа, в создании учебно-образовательных теле- и радиопрограмм может быть полезен для России. Разумеется, у наших стран есть существенные отличия в решении образовательных программ: в РФ значительно больше вузов в пересчете на количество потенциальных студентов, сложившиеся традиции в подготовке специалистов, замечательные педагоги. Но у России и Китая немало общего: огромная территория, большая потребность в квалифицированных кадрах, а значит, возможности дистанционного обучения могут быть так же востребованы, как в КНР.

Поступила в редакцию 22.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.