УДК 371.018.46
Makarikhina I.M. INNOVATION FORMS IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' SKILLS DEVELOPMEN SYSTEM. This paper describes the innovative forms and methods to improve the didactic training foreign language teachers in training. Genuine and effective training to the development of adult learners' activity, with feedback on the open channels, which allows controlling the degree of activity and the mastery degree of students learning the information flows in non-formal education through a different type of forms.
Key words: andragogy, adults' education, qualities and moral values, mustering of teacher's preparation didactic system, forms and methods.
И.М. Макарихина, аспирант АлтГПА г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В работе описана инновационные формы и методы совершенствования дидактической подготовки учителей иностранного языка в условиях повышения квалификации. Подлинное и эффективное обучение с развитием активности взрослых учащихся, с обратной связью по открытым каналам, позволяющей контролировать степень развития активности и степень качества усвоения обучающимся учебной информации, протекает в неформальном образовании через другой тип форм занятий.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, совершенствование подготовки учителя в дидактической системе, формы и методы.
Важнейшим направлением профессионального становления учителя, составляющей его профессионализации является практическая подготовка, которая в системе непрерывного педагогического образования представляет собой последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу деятельности учителя к овладению стандартами педагогического профессионализма и далее к развитию индивидуально-авторской концептуально-целостной системы подготовки педагога средствами повышения квалификации. В системе образования взрослых нет стандартов и жестких требований по организации учебной деятельности, поэтому сочетание тех или иных форм учебных занятий в различных учебных заведениях вариативно. Повышение квалификации - это особый процесс. Анализируя труды российских учёных: Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, А.Н. Орлова, А.В. Попова, М.Н. Скаткина, В.А. Якуниной мы рассматриваем дидактику как теорию педагогических процессов, осуще-
Основные формы за
ствляемых на всех ступенях образования. Каждая дидактическая система содержит в себе единство целей, задач, содержания, методов, форм организации и осуществления обучения, а также средства диагностики результатов. Дидактика теоретически обосновывает способы практического обеспечения обучения, построения целостного образовательного процесса. Проблематика дидактики исследует направления, имеющие междисциплинарный характер, такие, как образовательные возможности человека, обученность, технологии транспозиции фундаментальной науки в учебный материал, критерии отбора содержания образования в соответствии со спецификой отрасли знаний и практической деятельности, структура содержания образования, организация образовательных процессов и управление ими, субъектно-объектные отношения. Каждый из этих аспектов имеет самостоятельное значение и выполняет методологическую функцию, поскольку содержит направления, рассмотрение которых необходимо для постановки методологичес-
Таблица 1
тий со взрослыми
Цель занятия, действия преподавателя и обучаемых Коллективные формы занятий
Курсовая лекция Курсовая конференция Встреча со специалистами
Главная цель занятия Возбудить интерес слушателей к определенным проблемам, заставить их мыслить в направлении содержания лекции Обобщить уже полученные знания, соединить научные знания с практическим опытом слушателей Осуществить обмен опытом, возбудить у слушателей стремление достигнуть опыта и мастерства специалистов
Действия преподавателя Активизирует внимание аудитории вступлением. Сообщает новую информацию. Дает вытекающие из нее практические рекомендации. Организует самостоятельную работу слушателей на занятии (запись, разбивка материала на разделы, выделение главного), организует самообразовательную деятельность слушателей (рекомендует литературу, указывает, на что обратить внимание) Выступает как организатор и руководитель самостоятельной работы слушателей по обобщению знаний. Предлагает темы и консультирует докладчиков, руководит ходом конференции, делает заключение Приглашает интересных людей для встречи со слушателями, инструктирует их, беседует с аудиторией. Стимулирует вопросы, выступления по ходу встречи, делает обобщающее заключение
Действия слушателей и участников Овладевают умением слушать, усваивать новую информацию, выделять из нее актуальное, практически полезное. Учатся конспектировать лекции, фиксировать основные положения, практические советы, участвуют в обсуждении Участвуют в подготовке и оформлении конференции (не все). Готовят доклады (не все). Участвуют в проведении конференции: задают вопросы, выступают с дополнениями, обсуждением докладов Участвуют в подготовке и оформлении встреч (не все). Участвуют в проведении встречи, задают вопросы, вы ступают с обсуждением
ких, теоретических или практических вопросов и поиска путей их решения.
Дидактические проблемы находятся в междисциплинарных взаимосвязях со всеми формами общественного сознания и всеми областями отражения окружающего мира. Каждая дидактическая проблема может быть проанализирована на следующих уровнях: научного обоснования, взаимосвязей преподавания и учения, соотношения компонентов содержания образования, межпредметной интеграции психологии, педагогики, менеджменте, оптимизации процессов обучения.
Применительно к процессу повышения квалификации можно утверждать, что специалист выполняет свои профессиональные задачи и его обучение, с одной стороны, ориентировано на развитие уровня профессиональной компетентности в русле этих задач, а с другой - на ролевое образование, т. е. обогащение знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, необходимыми для выполнения социальных ролей взрослого человека [1, с. 20].
В процессе планирования курсов повышения квалификации преподавателей иностранного языка необходимо учитывать специфические принципы дидактики в образовании взрослых и форм занятий, к которым относятся традиционные коллективные - это лекции, конференции, встречи со специалистами, дискуссии, творческие вечера и т. д. Они рассчитаны как на весь курс данного учебного заведения, так и на любое количество пришедших эпизодических слушателей. Основные дидактические черты таких форм занятий представлены в таблице 1. В со-
Библиографический список
здании таблицы использовались исследования В.И. Подобеда, М.Д. Махлина [1], А.Н. Орлова [2] и А.В. Попов [3].
Подлинное и эффективное обучение с развитием активности взрослых учащихся, с обратной связью по открытым каналам, позволяющей контролировать степень развития активности и качество усвоения обучающимся учебной информации, протекает в неформальном образовании через другие формы организации учебной деятельности.
Особую значимость в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка заслуживает диалогическое общение, которое строится, во-первых, как непосредственное общение с ними в процессе лекции на отдельных её этапах; во-вторых, как внутренний диалог, когда преподавателем ставится проблема, выдвигается гипотеза, проводится её доказательство, делаются выводы, а студенты во внутреннем плане следовали заданной логике решения учебной проблемы.
Таким образом, во внешкольных формах обучения взрослых при достаточно разнообразной аудитории этих обучающихся на входе в образовательную систему действует правило организации обучения по трем этапам, которые, в частности, могут быть охарактеризованы как вхождение взрослых в учебный процесс; интенсивная познавательная деятельность взрослых учащихся и сочетание интенсивного учения взрослых с применением получаемых знаний и умений адекватно распределять задания по времени обучения. Поскольку в образовании взрослых нет жестких учебных планов и столь же жестких требований по организации учебной работы, сочетание тех или иных форм занятий достигает в разных учебных заведениях большого разнообразия.
1. Подобед, В.И. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения / В.И. Подобед, М.Д. Махлин. - СПб., 2000.
2. Орлов, А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении / А.Н. Орлов, Г.А. Калачёв, Л.Г. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10.
3. Попов, А.В. Сопровождение профессионального развития слушателей: концептуальный подход и практические результаты / А. В. Попов. - М., 2000.
Bibliography
1. Podobed, V.I. Sistemnihe problemih formirovaniya obrazovaniya vzroslihkh: obrazovateljnihe uslugi, funkcii, tekhnologii obucheniya / V.I. Podobed, M.D. Makhlin. - SPb., 2000.
2. Orlov, A.N. Upravlenie uchebno-vospitateljnihm processom v vihsshem pedagogicheskom uchebnom zavedenii / A.N. Orlov, G.A. Kalachyov, L.G. Kulikova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2009. - № 10.
3. Popov, A.V. Soprovozhdenie professionaljnogo razvitiya slushateleyj: konceptualjnihyj podkhod i prakticheskie rezuljtatih / A. V. Popov. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 15.07.12
УДК 37.014
Karakozov S.D., Kulikova L.G, Lopatkin VM. MODERN APPROACHES TO LEGAL PROVISION OF EDUCATION NETWORK. This paper reviews current approaches to ensure regulatory and legal organization of the liver-networking of educational institutions, provides an overview of current legislation in the field of networking of educational institutions, the tendencies and prospects of the organization-like interaction.
Key words: there is network co-operation, legislation in area of network co-operation, modernisation of the system of education.
С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; В.М. Лопаткин, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В работе рассматриваются современные подходы к нормативно-правовому обеспечению организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, дается обзор действующего законодательства в области сетевого взаимодействия образовательных учреждений, рассмотрены тенденции и перспективы организации подобного взаимодействия.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, законодательство в области сетевого взаимодействия, модернизации системы образования.
Программа модернизации системы образования и Федеральная программа развития образования предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования. Одним из наиболее эффективных методов решения указанных задач является отработка новых моделей управления образовательными системами, вклю-