Научная статья на тему 'Основные формы занятия со взрослыми в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка'

Основные формы занятия со взрослыми в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL-SAFE ENVIRONMENT OF THE SCHOOL / HEALTH STUDENT / SOCIAL DANGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарихина Инна Михайловна

Цель: совершенствование дидактической подготовки учителей иностранного языка. Методология проведения работы: Подлинное и эффективное обучение с развитием активности взрослых учащихся, с обратной связью по открытым каналам, позволяющей контролировать степень развития активности и степень качества усвоения обучающимся учебной информации, протекает в неформальном образовании через другой тип форм занятий. Результаты: В работе описана модель совершенствования дидактической подготовки учителей иностранного языка в условиях повышения квалификации и массовые, открытые формы занятий, к которым относятся лекции, конференции, встречи со специалистами, панел-дискуссии, творческие вечера и т.д. Область применения результатов: Активные формы обучения рассчитаны как на весь курс данного учебного заведения, так и на любое количество пришедших эпизодических, что способствует развитию у слушателей индивидуально-авторской концептуально-целостной системы подготовки педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FORMS OF ADULT’S EDUCATION IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ SKILLS DEVELOPMENT SYSTEM

Purpose: improve foreign language teachers’ didactic preparation. Methodology: Genuine and effective training to the development of adult learners’ activity, with feedback on the open channels, which allows controlling the degree of activity and the mastery degree of students learning the information flows in non-formal education through a different type of forms. Results: This article describes a model of foreign language teachers didactic preparation improving, and mass, open forms of study, which include lectures, conferences, meetings with experts, panel discussions, recitals, etc. Practical implications: Active forms of training are calculated as for the entire course of the school and come to any number of episodic, which contributes to the development of the students' individual author's conceptual and integrated system of training teachers

Текст научной работы на тему «Основные формы занятия со взрослыми в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка»

УДК 371.134.02 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Макарихина И.М.

Цель: совершенствование дидактической подготовки учителей

иностранного языка.

Методология проведения работы: Подлинное и эффективное обучение с развитием активности взрослых учащихся, с обратной связью по открытым каналам, позволяющей контролировать степень развития активности и степень качества усвоения обучающимся учебной информации, протекает в неформальном образовании через другой тип форм занятий.

Результаты: В работе описана модель совершенствования дидактической подготовки учителей иностранного языка в условиях повышения квалификации и массовые, открытые формы занятий, к которым относятся лекции, конференции, встречи со специалистами, панел-дискуссии, творческие вечера и т.д.

Область применения результатов: Активные формы обучения

рассчитаны как на весь курс данного учебного заведения, так и на любое количество пришедших эпизодических, что способствует развитию у слушателей индивидуально-авторской концептуально-целостной системы подготовки педагога.

Ключевые слова: андрагогика, обучение взрослых, совершенствование подготовки учителей, формы и методы, дидактическая подготовка, формы и методы.

MAIN FORMS OF ADULT’S EDUCATION IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ SKILLS DEVELOPMENT SYSTEM

Makarikhina I.M.

Purpose: improve foreign language teachers’ didactic preparation.

Methodology: Genuine and effective training to the development of adult learners’ activity, with feedback on the open channels, which allows controlling the degree of activity and the mastery degree of students learning the information flows in non-formal education through a different type of forms.

Results: This article describes a model of foreign language teachers didactic preparation improving, and mass, open forms of study, which include lectures, conferences, meetings with experts, panel discussions, recitals, etc.

Practical implications: Active forms of training are calculated as for the entire course of the school and come to any number of episodic, which contributes to the development of the students' individual author's conceptual and integrated system of training teachers

Keywords: social-safe environment of the school; health student; social dangers.

Важнейшим направлением в профессионального становления учителя, составляющей его профессионализации является практическая подготовка, которая в системе непрерывного педагогического образования предстает собой «последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу деятельности учителя к овладению стандартами педагогического профессионализма и далее к развитию индивидуально-авторской концептуально-целостной системы подготовки педагога по средствам повышения квалификации» Поскольку в образовании взрослых нет жестких учебных планов и столь же жестких требований по организации учебной

работы, сочетание тех или иных форм занятий достигает в разных учебных заведениях большого разнообразия.

Повышение квалификации - это особенный процесс, где необходимо проанализировать теоретические основы его дидактической системы.

А.П.Ситника, И.Э.Савенковой, И.В. Анализируя труды российских учёных Крупиной, А. В. Лопова, Якуниной В.А., Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинцева И.Я. Лернера, И.Ф. Скаткина, мы рассматриваем дидактику как теорию педагогических процессов, осуществляемых на всех ступенях образования. Каждая дидактическая система содержит в себе единство целей, задач, содержания, методов, форм организации и осуществления обучения, а также средства диагностики результатов. Дидактика теоретически обосновывает способы практического обеспечения обучения, построения целостного образовательного процесса. Проблематика дидактики содержит следующие направления, имеющие междисциплинарный характер: образовательные возможности человека; обученность человека, соответствующая требованиям времени; технологии транспозиции фундаментальной науки в учебный материал; критерии отбора содержания образования в соответствии со спецификой отрасли знаний и практической деятельности; структура содержания образования: организация

образовательных процессов и управление ими; диалектика субъектнообъектных отношений. Каждая из этих проблем имеет самостоятельное значение и выполняет методологическую функцию, так как содержит направления, рассмотрение которых необходимо для постановки и поиска путей решения методологических, теоретических или практических вопросов.

Дидактические проблемы находятся в междисциплинарных взаимосвязях со всеми формами общественного сознания и всеми областями отражения окружающего мира. Каждая дидактическая проблема может быть проанализирована на следующих уровнях: научного обоснования; взаимосвязей преподавания и учения; соотношения компонентов содержания образования;

межпредметной интеграции с психологией, педагогикой и менеджментом; оптимизации процессов обучения.

Применительно к процессу повышению квалификации можно утверждать, что специалист выполняет свои профессиональные задачи и его обучение, с одной стороны, ориентировано на развитие уровня профессиональной компетентности в русле этих задач, а с другой - на ролевое образование, т. е. обогащение знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, необходимыми для выполнения социальных ролей взрослого человека [9, с. 4].

В ходе планирования курсов повышения квалификации преподавателей иностранного языка необходимо учитывать специфические, принципы дидактики в образовании взрослых и формы занятий

К массовым, открытым формам занятий относятся лекции, конференции, встречи со специалистами, панел-дискуссии, творческие вечера и т.д. Они рассчитаны как на весь курс данного учебного заведения, так и на любое количество пришедших эпизодических слушателей. Основные дидактические черты таких форм занятий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные формы занятий со взрослыми

Цель занятия, действия преподавателя и обучаемых Массовые формы занятий

Курсовая лекция Курсовая конференция Встреча со специалистами

1 2 3 4

лавная цель занятия Возбудить интерес слушателей к определенным проблемам, заставить их мыслить в направлении содержания лекции Обобщить уже полученные знания, соединить научные знания с практическим опытом слушателей Осуществить обмен опытом, возбудить у слушателей стремление достигнуть опыта и мастерства специалистов

Цель занятия, действия преподавателя и обучаемых Массовые формы занятий

Курсовая лекция Курсовая конференция Встреча со специалистами

действия преподавателя Активизирует внимание аудитории вступлением. Сообщает новую информацию. Дает вытекающие из нее практические рекомендации. Организует самостоятельную работу слушателей на занятии (запись, разбивка материала на разделы, выделение главного), организует самообразовательную деятельность слушателей (рекомендует литературу, указывает, на что обратить внимание) Выступает как организатор и руководитель самостоятельной работы слушателей по обобщению знаний. Предлагает темы и консультирует докладчиков, руководит ходом конференции делает заключение Приглашает интересны) людей для встречи ее слушателями, инструктирует их, в каком направлении для осуществления; целей обучения нужно провести беседу с аудиторией. Стимулирует вопросы, выступления по ходу встречи, делает обобщающее заключение

Цель занятия, действия преподавателя и обучаемых Массовые формы занятий

Курсовая лекция Курсовая конференция Встреча со специалистами

действия слушателей и участников Овладевают умением слушать, усваивать новую информацию, выделять из нее актуальное, практически полезное. Учатся конспектировать лекции, фиксировать основные положения, практические советы, участвуют в обсуждении Участвуют в подготовке и оформлении конференции (не все). Готовят доклады (не все). Участвуют в проведении конференции: задают вопросы, выступают с дополнениями, обсуждением докладов Участвуют в подготовке и оформлении встреч (не все). Участвуют в проведении встречи, задают вопросы, вы ступают с обсуждением

Подлинное и эффективное обучение с развитием активности взрослых учащихся, с обратной связью по открытым каналам, позволяющей контролировать степень развития активности и степень качества усвоения обучающимся учебной информации, протекает в неформальном образовании через другой тип форм занятий.

Эти занятия рассчитаны, как уже говорилось, на достаточно узкую аудиторию - учебную группу. Специфика динамики и формирования развитой структуры такой группы показывает, что на таких занятиях нежелательно присутствие посторонних, эпизодических посетителей. Здесь действует принцип, сформулированный еще Я.Коменским: учебный класс формируется в начале учебного года, а затем его состав должен быть постоянным. Так же и в учебной группе неформального образования взрослых: доступ в такую группу полностью открыт в начале обучения, а затем целесообразно поддерживать постоянный состав обучающихся в этой группе. По этому, второй тип форм занятий получил название групповых, закрытых. К этому типу форм занятий в неформальном образовании взрослых относятся групповые беседы, семинары, дискуссии в группе, деловые игры и др.

Поскольку в образовании взрослых нет жестких учебных планов и столь же жестких требований по организации учебной работы, сочетание тех или иных форм занятий достигает в разных учебных заведениях большого разнообразия.

Список литературы

1. Подобед В.И. Облоно: управление и контроль // Народное образование. 1981. №2. C. 19.

2. Даринский А.В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Советская педагогика, 1976. №8.

3. Никитин Э.М. Федеральная система ПК : проблемы и перспективы развития // Народное образование. 1999, № 7-8. С. 5-14.

References

1. Podobed V.I Narodnoe obrazovanie, no. 2 (1981): 19.

2. Darinskii A.V. Sovetskayapedagogika, no. 8 (1976).

3. Nikitin E.M. Narodnoe obrazovanie, no. 7-8 (1999): 5-14.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Макарихина Инна Михайловна, старший преподаватель кафедры «Практический курс иностранных языков»

Павлодарский Государственный Университет имени С. Торайгырова ул. Ломова 64/1, г. Павлодар, 140003, Казахстан e-mail:michmacha@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Makarikhina Inna Mikhaylovna, senior lecturer in «Practical Course for Foreign Languages»

Pavlodar State University named after S. Toraigyrov 64/1, Lomov st., Pavlodar, 140003, Kazakhstan

e-mail: [email protected] Рецензент:

Каирбаева А.К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранная филология» Павлодарского Государственного Университета им. С.Торайгырова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.