Научная статья на тему 'Инновационные формы организации работы по управлению человеческими ресурсами организации'

Инновационные формы организации работы по управлению человеческими ресурсами организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ФРИЛАНС / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / АУТСТАФФИНГ / OUTSTAFFING / FREELANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шекурова М.М., Латыпов З. Я

В данной статье рассматриваются инновационные формы организации работы с персоналом различных предприятий, вызванные развитием компьютерных технологий и глобальной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организации работы по управлению человеческими ресурсами организации»

УДК 331.103

М. М. Шекурова, З. Я. Латыпов

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: управление персоналом, фриланс, аутсорсинг, аутстаффинг.

В данной статье рассматриваются инновационные формы организации работы с персоналом различных предприятий, вызванные развитием компьютерных технологий и глобальной сети Интернет.

Keywords: personnel management, freelancing, outsourcing, outstaffing.

This article focuses on innovative forms of organization of work with the staff of various enterprises due to the development of computer technology and the global Internet.

Изменения в системе управления персоналом происходят в различных направлениях, как в развитии и обучении персонала, так и в формах организации работы по управлению человеческими ресурсами. Авторы КНИТУ в своих работах раскрывают различные аспекты развития инновационного человеческого капитала организаций и роли руководителей в процессе его конвертации в интеллектуальный капитал [7].

Процессы глобализации, развитие интернета и необходимость создания гибких управленческих структур приводят к таким новым формам привлечения человеческих ресурсов в производство как фриланс и аутстаффинг и выведению за рамки предприятия практически любой функции кадрового менеджмента, то есть аутсорсингу [6].

Развитие средств массовой коммуникации, сети Интернет дало огромный толчок для появления такого метода организации труда, который можно осуществлять через глобальную сеть, -фриланс. На сегодня это уже целая система, которая содержит работодателей и работников, бирж по поиску работы и бирж, предлагающих работу.

Теоретические основы фриланса до конца не сформированы, в связи с чем, особенности фриланса и его основные понятия могут иметь неоднозначный характер.

Фриланс в переводе с английского языка обозначает «работа на расстоянии» или удаленная работа. На рынке труда, данное слово означает одну из форм организации трудовой деятельности, при которой работа исполняется на расстоянии.

Чаще всего причинами ухода во фриланс являются: как потребность в дополнительном заработке, стремление получить профессиональный опыт, стремление расстаться с традиционной работой в организации, а также вынужденные меры (потеря работы, рождение ребёнка).

Можно выделить следующие достоинства фриланса:

1. Свобода в действиях, то есть свободный график. Фрилансер полностью распоряжается своим временем: выполняет работу в удобное ему время, в любом месте. У него нет начальника, который бы отдавал распоряжения и контролировал работу. Фрилансер всегда имеет свободу выбора, т.е. он может не браться за то задание, которое ему не нра-

вится, либо ему не понятно. Фрилансер мобилен, у него есть исключительная возможность работать не только дома, но и в любом месте, где есть компьютер и выход в Интернет.

2. Размер заработной платы. Величина дохода в первую очередь зависит от самого человека, от его усердия и трудолюбия.

3. Личностно-психологические факторы. К таким факторам можно отнести возможность личностного роста: из-за высокой конкуренции фрилан-серу нужно не только много работать, но и постоянно совершенствоваться. Фрилансер работает там, где ему удобно и комфортно, а для большинства людей этот момент важен, т.к. обстановка (интерьер) оказывает влияние на производительность работника.

4. Отсутствие риска увольнения. У фрилансера нет причин для волнения о том, что можно быть уволенным или сокращённым и тем самым лишиться средств к существованию.

Наиболее существенными недостатками фри-ланса являются:

1. Непостоянство работы. Заказы могут быть непостоянными, а следовательно и доход. Заказчик может отказаться от услуг фрилансера, тем самым лишив его работы.

2. Отсутствие социальных гарантий. Фрилан-серу не предполагается социальный пакет.

3. Отсутствие гарантии оплаты. Чтобы не быть обманутым, нужно работать через биржу фри-лансеров, тогда есть гарантия быть застрахованным от подобных проблем.

4. Психологический фактор. Если у человека слабо развиты самодисцилина, ответственность, умение планировать свое время, умение сосредотачиваться, то у него может не получится быть фри-лансером. Также на фрилансере может негативно сказываться недостаток общения, особенно если это люди, которым трудно быть вне коллектива [2].

Фриланс осуществляется на расстоянии, поэтому и со стороны работника и со стороны работодателя существует риск быть обманутыми. В связи с этим, были созданы биржи удалённой работы, где предлагаются направления применения фриланса.

1. Биржи фриланса имеют следующую классификацию:

2. Биржи, предлагающие работу без специальной подготовки;

3. Новые проекты;

4. Сайт тендеров и конкурсов;

5. Биржи удалённых работников для копирай-

теров;

6. Биржи для программистов;

7. Биржи для юристов и бухгалтеров;

8. Биржи для дизайнеров, иллюстраторов;

9. Биржи для актёров, моделей, фотографов;

10. Биржи для строителей, инженеров, архитекторов;

11. Биржи для студентов;

12. Биржи в странах СНГ;

13. Иностранные биржи4

14. Поиск по вакансиям удаленной работы (агрегаторы проектов с бирж и сервисов удаленной работы) [3].

Как видно из классификации, фриланс распространился в разнообразные сферы деятельности.

С каждым годом появляются новые направления фриланса; охват деятельности фрилансеров увеличивается.

Данный метод организации трудовой деятельности уже прочно закрепился на рынке труда. Многие компании нередко прибегают к услугам фрилансеров, а некоторые практически существуют благодаря их деятельности. По данным Исследовательского центра рекрутингового портала «Superjob.ru», чаще всего удаленные сотрудники выполняют работу в области 1Т (24%), продаж (18%), финансов и бухгалтерии (11%), а также рек-рутинга (10%) и дизайна (9%) [1].

Фриланс позволяет решить ряд проблем в компаниях, связанных с содержанием своего персонала. Основным преимуществом для компании использовать услуги фрилансера является экономия на оплате труда. Компания платит удалённому сотруднику только за проделанную работу и не предоставляет социальный пакет, оплачиваемый отпуск и больничный, а также любые другие поощрения, которые существуют помимо заработной платы. К тому же работа осуществляется вне офиса и, следовательно, организации не надо выделять рабочее место.

Компании, прибегнув к услугам фрилансе-ров, могут не только решить свои проблемы, но и создасть систему удалённых, внештатных сотрудников, обеспечивая им удобные, комфортные условия.

Однако у компаний, которые используют фри-ланс в своей деятельности, существуют и определённые риски. В первую очередь это риски, связанные с возможностью не завершения фрилансером начатого проекта, либо фрилансер может просто исчезнуть, не доделав работу, тем самым нарушая сроки исполнения заказа. Как вариант решения данной проблемы можно рекомендовать заключать договор с фрилан-сером на выполнение работ или оказания услуг.

Несмотря на существующие недостатки, фри-ланс - это перспективное направление на рынке труда, которое обеспечивает занятость населения и даёт возможность компаниям вовлекать в свою работу наиболее экономных специалистов.

Еще одним современным способом организации деятельности компании является аутсорсинг. Аутсорсинг в переводе с английского означает использование внешнего источника.

Аутсорсинг или услуги аутсорсинга - это передача производственных или бизнес-функций независимым внешним организациям (подрядчикам), специализирующимся в данной области. Договор на обслуживание аутсорсинговой компанинии имеет более долгий период (не менее одного года), чем договор на оказание услуг сервиса, который имеет обычно разовый характер.

На целесообразность выполнения сторонними организациями отдельных функции по обслуживанию производственного процесса повлияли следующие факторы:

- технологическая сложность производственных процессов;

- высокая стоимость перестройки производственных линий;

- возрастающая конкуренция на международном рынке;

- процессы глобализации экономики [5].

Выделяют следующие основные цели аутсорсинга:

- улучшение качества и услуг при конкретных производственных затратах;

-снижение цены на предлагаемые услуги и реализуемую продукцию при сохранении оптимального уровня качества за счет максимального снижения производственных затрат;

- увеличение финансовой устойчивости за счет снижения затрат, но при сохранении определенного уровня качества продукции, товаров и услуг [4].

За последние десятилетие данный вид организации работы компании затронула почти все организации. По данным аналитиков, в настоящее время корпорация Ford 2/3 комплектующих и услуг заказывает на стороне, а многие компьютерные организации, в частности Dell и Compaq, перешли к 100%-ному производственному аутсорсингу.

В Российской Федерации структура спроса на аутсорсинг похожа на мировую. Наиболее заметны крупные клиенты: ведомства, нефтегазовый и металлургический комплексы.

В Российской Федерации аутсорсинговые услуги наиболее распространены в таких сферах, как бухгалтерский учет, обеспечение безопасности, уборка помещений, переводческие услуги, ИТ-аутсорсинг, ркламные услуги, транспортные, разработка программного обеспечения и дальнейшее его сопровождение [5].

К примеру, по итогам 2012 года рост рынка ИТ-аутсорсинга в РФ составил 15%. Ожидалось, что его рост в 2013 году составит 15-17%. Ключевыми заказчиками услуг являются в первую очередь крупные территориально распределенные организации, в том числе федерального уровня: ретейл (более 30%), финансовый сектор (17,5%), телеком (1215%), государственные структуры (11,3%). Сегодня порядка 37% крупных спекулянтов российского бизнеса в корпоративном сегменте пользуются услугами ИТ-аутсорсинга. При этом в планах у них

увеличить финансирование ИТ-услуг и предоставить больше полномочий внешним подрядчикам.

Основные преимущества аутсорсинга:

1. Сокращение затрат на выполнение определенных задач и функций организации. Такая форма организации труда освобождает фирму от необходимости оплачивать заработную плату, исчислять и вносить в бюджет страховые взносы и прочие сборы. Также нет необходимости нести расходы по содержанию рабочего места и нести риски возникновения убытков, связанных с не вовремя выполненными заданиями, так как ответственность лежит на аутсорсинговой компании.

2. Минимальные сроки и профессионализм исполнителей. Так как в специализированных организациях сотрудники ежедневно работают в определенной области, они приобретают большой опыт, становятся высококвалифицированными специалистами, соответственно могут гарантировать выполнение поставленных задач в более короткие сроки и лучшего качества.

3. Направление ресурсов организации на решение основных задач и вопросов. Передавая косвенные функции специалистам, организация может сосредоточить свои усилия в производственной сфере или на реализации новых проектов и решении стратегических задач [5].

Помимо перечисленных преимуществ аутсорсинг имеет и недостатки, в первую очередь связанные с отсутствием четкой правовой регламентации и множества пробелов в законодательстве:

1. Привлечение к ответственности за допущенные нарушения. Несмотря на включение в договор положений о полной ответственности исполнителя, взыскать причиненные им убытки получается на практике не всегда. Это связано с невозможностью определения круга обязательств при постоянном сотрудничестве. Исполнитель должен оказывать услугу, четко описанную в условиях договора, однако передаваемые функции, как правило, включают более широкий спектр самых различных действий. Кроме того, возмещение убытков происходит уже после их причинения. А реальное взыскание средств возможно только через суд, что обычно бывает затруднительно и затратно.

2. Обязательный контроль. С одной стороны аутсорсинг должен полностью освободить организацию от решения переданных специалистам задач. Однако практика показывает, что на данном секторе рынка работают не только надежные фирмы, но и недобросовестные компании, которые, получая оплату по договору, либо не совершают никаких действий, либо лишь создают видимость работы.

3. Высокая стоимость. Не всегда стоимость услуг специализированной компании будет ниже реальных издержек на решение вопросов, поэтому сотрудничество с ними рекомендовано в первую очередь фирмам, не имеющих навыков организации данных бизнес-процессов [5].

Аутсорсинг условно делят на два вида - производственный и оптимизация бизнес-процессов. Первый предполагает делегирование некоторых процессов производства или всего цикла сторонним

компаниям. Возможна и продажа некоторых подразделений, с дальнейшим взаимодействием уже в рамках программы аутсорсинга, что позволит компании сконцентрироваться на новых продуктах и услугах в условиях стремительного изменения технологий и возрастающего спроса на обеспечение конкурентного преимущества. А так же увеличит гибкость производственных процессов [4].

Аутсорсинг бизнес-процессов заключается в передаче сторонним организациям определенных бизнес-процессов, которые для компаний не основные. Обычно на аутсорсинг передают функции управления персоналом, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы и логистики [4].

В применении аутсорсинга компании разрабатывают собственные виды, но все они классифицируются следующим образом.

По видам передаваемых ценностей:

• Ресурсный— ведение бизнеса в основном на привлеченных финансовых средствах, а также использование кадровых ресурсов и оборудования.

• Операционный — передача на субподряд отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции. Данный вид аутсорсинга стремительно развивается во всем мире.

• Функциональный — передача внешним исполнителям отдельных функций. Например, бухгалтерский учет, финансово-хозяйственное планирование или отдельные его элементы, маркетинг, охрана, реклама и др. [2].

В зависимости от особенностей аутсорсинго-вых взаимоотношений:

• Полный (максимальный) - предприятие передает не отдельные функции какого-либо отдела, а определенный производственный или сервисный процесс всецело;

• Частичный (выборочный) — фирма передает только часть своих определенных задач, к примеру, программирование ЖБВ-сайта, а разработка всей стратегии, ее внедрение в практику остаются по-прежнему внутренним делом;

• Усовершенствованный — как правило, используется уже известными компаниями, которые передают аутсорсерам определенные функции, оставляя за собой роль распределителя;

• Промежуточный — организация передает управление своими второстепенными функциями третьей стороне, полагая, что ее специалисты способны разработать главные инновационные направления, таким образом демонстрируя высокий уровень доверия к способностям своих специалистов;

• Трансформационный — организация приглашает поставщика услуг, который реорганизует работу подразделения, разрабатывая новые системы и надежную базу знаний и навыков, по завершении проекта он вновь обретает полный контроль и вступает в свои обычные обязанности;

• Совместный — применяется для диверсификации риска в сложных проектах, то есть используется при заключении субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг;

• Аутсорсинг совместного предприятия — создание новой компании для использования будущих деловых возможностей, персонал и активы клиента передаются совместному предприятию, заказчик и поставщик услуг делят прибыль, заработанную новой компанией [4].

В зависимости от выгод, получаемых от разделения труда:

• Специализированный — перенос производства или другой функции в другую географическую точку связан с уникальной специализацией данной страны (региона);

• Географический — перенос производства в наиболее выгодный для компании регион мира. Крупнейшие корпорации мира (Nike, Ikea) переносят производства в регионы Юго-Восточной Азии, это связано с их дешевой рабочей силой, льготным налогообложением [4].

Аутсорсинг в сфере ИТ - передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. На Западе распространен комплексный ИТ-аутсорсинг, когда подрядчику передается вся ИТ - инфраструктура заказчика. В России же предпочитают использовать ограниченные варианты такого подхода, например, хостинг приложений или поддержка или поддержка корпоративных сайтов.

Обслуживание информационных систем предприятия. Абонентское обслуживание компьютеров, как наиболее распространенный на практике вид аутсорсинга в ИТ-сфере, предлагает заказчику комплексный набор услуг, позволяющий ему обойтись без собственного системного администратора или же значительно снизить его нагрузку. К таким услугам чаще всего относятся:

-настройка и обновление аппаратной части оборудования;

-настройка и обновление программного обеспечения;

-создание защиты против взломов и проникновения в сеть;

-антивирусная профилактика; -оперативный ремонт и замена оборудования; -профилактические мероприятия по предотвращению поломок и амортизации оборудования; -резервное копирование информации; -консультирование и обучение персонала. Помимо этого на практике компании оказывают и сопутствующие услуги: поддержку работоспособности оргтехники, модернизацию компьютерного парка, прокладку локальных сетей, IP-телефонию и настройку АТС, ИТ-аудит и консалтинг. Соответственно услуга по обслуживанию компьютеров приобретает форму обслуживания всего комплекса информационных систем клиента.

Аутсорсинг Центра Обработки данных (ЦОД). Многие компании предпочитают вместо строительства своего собственного ЦОД, который требует привлечения финансовых ресурсов, проведения общестроительных работ, решения проблем с

энергоснабжением, закупки сервисного оборудования, обеспечения безопасности и т.д., заключать договор с коммерческим ЦОДом и получать услуги ЦОД как сервис.

Внешнее размещение информационных систем (SaaS) является разновидностью аутсорсинга информационных процессов. В отличие от обычного хостинга, SaaS-аутсорсер не только предоставляет физическое оборудование, но и обеспечивает их установку, поддержку и обновление. В данном случае заказчик платит не за владение программным обеспечение, а за его рентау. Соответственно он несет меньше затрат, чем при классической схеме лицензирования ПО. При чем, если необходимость в программном обеспечении у заказчика временно отсутствует, он может приостановить выплаты [4].

Разработка технической документации как еще один вид аутсорсинга в последнее время становится все более распространенным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бухгалтерский аутсорсинг - один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учета и отчетности на предприятии. Одним из основных недостатков аутсорсинга бухгалтерии является опасение заказчиков за сохранность своей финансовой информации, за правильность ведения и предоставления финансовой и налоговой отчетности в регулирующие органы, так как именно финансовый отдел и бухгалтерия заказчика отвечают перед государством за правильность ее составления и сроки предоставления. Поэтому в России крупные заказчики предпочитают вести бухгалтерию самостоятельно.

Инвентаризационный аудит в основном связан с решением проблем, связанных с учетом имущества.

Еще одним популярным видом аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг процессов в области управления взаимоотношения с клиентами (CRM), как частный случай, аутсорсинг обработки телефонных вызовов и передача на сторону колл-центров.

Аутсорсинг офисной печати - передача в управление офисной печатной техники.

Часто организации вместо штатного юриста предпочитают пользоваться аутсорсингом [4].

Распространенным примером аутсорсинга также являются передача стороннему исполнителю функций перевода, печати и постпечатной обработки документов, издание корпоративной литературы. Отдельным направлением издательского аутсорсинга является обеспечение продаж печатных СМИ.

Все более популярным становится логистический аутсорсинг - приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессами.

Технологии аутсорсинга активно используются и в сфере управления персонала. Любая организация сталкивается с вопросами управления человеческими ресурсами - наймом сотрудников, расчетом компенсаций и налоговой отчетностью. При чем, подобная деятельность является профильной только для кадровых агентств, что способствовало популяризации аутсорсинга в данной области. Как

показывает практика, чаще всего передаются на аутсорсинг такие процессы как подбор и поиск сотрудников, лизинг и аутстаффинг персонала, реже - процессы кадрового администрирования и расчета заработной платы. В Российской Федерации аутсорсинг процессов управления персоналом тоже получил широкое распространение. Наиболее часто пользуются услугами по набору и найму персонала. Предложений же оказание комплексных услуг аутсорсинга в сфере управления персоналом и кадрового администрирования пока еще мало.

Еще одним новым направлением организации управления персоналом можем выделить аутсаффинг.

Аутстаффинг (от англ. out «вне», staff — «штат») — это вывод сотрудника за штат компании и оформление его в штат аутстаффинговой компании. Данная компания предоставляет сотрудников требуемой квалификации и несет полную ответственность за качество услуг, выполняемых персоналом.

В США данный процесс называется предоставлением временного персонала (en. Temporary Staffing — временный персонал, Temporary Employees — временные работники). Предоставлением такого персонала в США, в т.ч. и России, занимаются многие кадровые агентства, которые будут иметь название:

• staffing company — кадровая компания;

• contracting firm — подрядная фирма;

• employment agency — агентство по трудоустройству.

Разница между аутсорсингом и аутстаффин-гом заключается в том, что аутсорсинг - это передача функций предприятия, т.е. например ведение бухучета, а аутстаффинг — это не передача функций, а сотрудников компании. То есть при аутстаффинге сотрудники оформляются в штат аутстаффинговой компании [4].

К преимуществам аутстаффинга относятся снижение нагрузки на кадровую службу, сокращение расходов на содержание персонала, налоговая оптимизация, минимизация рисков и делегирование ответственности.

Некоторые компании переводят на аутстаф-финг весь штат, кроме генерального директора и главного бухгалтера. В этом случае нет необходимости вести кадровую документацию, заполнять табели учета рабочего времени, книги учета трудовых книжек и многие документы и процедуры, связанные с кадровым делопроизводством. Трудовая инспекция, миграционная служба и иные проверяющие органы не смогут оштрафовать компанию за нарушения, связанные с кадровыми, миграционными и налоговыми вопросами по персоналу.

При использовании аутстаффинга организация и ее руководство полностью освобождены от ответственности не только перед проверяющими органами, но и в случаях трудовых споров.

Если организация работает по упрощенной системе налогообложения, то количество сотрудников не может превышать 100 человек (в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и сфере бытового обслуживания — до 30 человек). В обратном случае необходимо перейти на общую систему налогообложения, что связано со значительными издержками. При использовании аут-стаффинга сохраняется возможность оставаться в статусе малого предприятия, при этом увеличивая фактически занятое количество сотрудников.

При формально небольшой численности и относительно низких издержках на персонал улучшаются финансовые показатели в расчёте на одного сотрудника (прибыль, объём продаж и т.п.). Это может использоваться как инструмент увеличения инвестиционной стоимости компании.

Таким образом, рассмотренные нами современные технологии в организации управления работы с персоналом, а именно, фриланс, аутсорсинг и аутстаффинг, можно определить как способы оптимизации всех процессов предприятия, через концентрацию усилий на основном виде деятельности и делегировании непрофильных функций сторонним специализированным компаниям или работникам [4].

Применение данных технологий, на наш взгляд, позволяет повысить эффективность предприятия, помогает компаниям устранить проблемы с функционированием и развитием в условиях современной экономики, сократив издержки, ускорив адаптацию к новым условиям, улучшив качество продукции и услуг, уменьшив возможные риски.

Литература

1. Малыхин, М. Исследователи выяснили: Кто в России занимается фрилансом // Ведомости. - 2011. - 3 октября. (Свободный режим доступа: http: //www. vedomosti.ru/ career/news/1381740/. Дата обращния 25.05.2013 г.)

2. Мурадова, А. «Фриланс: когда сам себе начальник», -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007. - 92с.

3. Портал о фрилансе [Электронный ресурс]: http://www.kadrof.ru (Свободный режим доступа. Дата обращения 20.05.2013 г.)

4. Финансовая энциклопедия [Электронный ресурс] Свободный режим доступа: http://www.financialguide.ru/ encyclopedia/autsorsing (Дата обращения 25.05.2013 г.)

5. Энциклопедия инвестора [Электронный ресурс] Свободный режим доступа: http://investments.academic.ru/ 705/%D0%90%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BE%D1% 80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения 25.05.2013 г.)

6. Шекурова М.М., Стяжкина Е.И. Формирование человеческого капитала предприятий на базе современных технологий развития персонала // Вестник Казанского технологического университета.- 2014. - №16. -С.371-375

7. Гарафиев И.З., Тузиков А.Р., Зинурова Р.И., Гарафиева Г.И. Отношение руководителей организации к развитию инновационного человеческого капитала работников в процессе его конвертации в интеллектуальный капитал // Вестник Казанского технологического университета.-2012. - №16. -С.260-262

© M. М. Шекурова - ст. нрен. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности, КНИТУ, sh.mery@mail.ru; З. Я. Латыпов - к.х.н., доц. Каф. менеджмента и предпринимательской деятельности, КНИТУ, zlat_@mail.ru.

© M. M. Shekurova - Lecturer of Management and Entrepreneurship Department, KNRTU, sh.mery@mail.ru; Z. Y. Latypov -Ph.D., Associate professor of Management and Entrepreneurship Department, KNRTU, zlat_@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.