Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басинский Андрей Михайлович

Новое качественное профессиональное образование характеризуется внедрением информационных технологий и цифровых инноваций. Процесс внедрения образовательных инноваций относится к деятельности большинства профессорско-преподавательского состава вуза на определенных этапах их карьеры. Современные условия развития страны усиливают потребность в продвижении образовательных инноваций в профессиональном обучении. На сегодняшний день наблюдается распространение педагогических достижений, которые способствуют своеобразному изменению учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басинский Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMATS SELLERS INTERNAL DEL AUTHORITIES

The new high-quality professional education is characterized by the introduction of information technologies and digital innovations. The process of introducing educational innovations refers to the activities of the majority of the teaching staff of the university at certain stages of their career. The current conditions of the country's development strengthen the need to promote educational innovations in vocational training. Today, there is a proliferation of pedagogical achievements that contribute to a kind of change in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

• воспитание культуры жизненного самоопределения;

• развитие компетентности (готовности и способности) к анализу различных жизненных и выбору варианта ее решения;

• формирование потребности в оказании помощи людям, испытывающим трудности в ситуациях жизненного выбора.

В качестве вывода следует отметить, что разнообразные виды деятельности в пространстве культуры для волонтеров школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга являются практиками становления личности, возможностью для социализации и самореализации старшеклассников, а для тьюторов и учителей с тьюторскими компетенциями -профессиональным развитием. Особенность волонтерских практик нашей школы заключается в разработанном педагогическом инструментарии и опыте тьюторского сопровождения.

Литература:

1. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

2. Горлова Н.И. Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 3 (39). - С. 101-108.

3. Инешина, Л.Г. Теоретическая модель формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной образовательной среде школы / Л.Г. Инешина // Педагогические науки. - 2006. - №5. - С. 65-67

4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской от 27 декабря 2018 г. №2950-р.

5. Паклина Е.А. Культурное волонтерство как инновационный вид деятельности добровольцев. - Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - С. 124-135

6. Платонова М.Л. Содержание понятия «культурное самоопределение учащихся» // Телескоп: Научный альманах. -Вып. 4. - Самара: НТЦ, 2003.

Педагогика

УДК 74

кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь) ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Новое качественное профессиональное образование характеризуется внедрением информационных технологий и цифровых инноваций. Процесс внедрения образовательных инноваций относится к деятельности большинства профессорско-преподавательского состава вуза на определенных этапах их карьеры. Современные условия развития страны усиливают потребность в продвижении образовательных инноваций в профессиональном обучении. На сегодняшний день наблюдается распространение педагогических достижений, которые способствуют своеобразному изменению учебного процесса.

Ключевые слова: инновации, профессиональное обучение, инновационные формы обучения, процесс обучения, электронная информационная среда, дистанционное обучение, личная безопасность сотрудников внутренних дел.

Annotation. The new high-quality professional education is characterized by the introduction of information technologies and digital innovations. The process of introducing educational innovations refers to the activities of the majority of the teaching staff of the university at certain stages of their career. The current conditions of the country's development strengthen the need to promote educational innovations in vocational training. Today, there is a proliferation of pedagogical achievements that contribute to a kind of change in the educational process.

Keywords: innovations, professional training, innovative forms of training, the learning process, electronic information environment, distance learning, personal security of internal affairs employees.

Введение. На современном этапе развития Российской Федерации достаточно остро стоит проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при реализации возложенных на них задач. По официальным данным от преступных посягательств ежегодно получают серьезные ранения и гибнут сотрудники при исполнении своих полномочий. Согласно данным ЮНЕСКО показатели погибших и раненых сотрудников в Российской Федерации постоянно растут, и они значительно выше, чем в странах США и Франции [5].

В 2018 году Министр внутренних дел РФ - Владимир Колокольцев подчеркнул, что за текущий год погибло 37 сотрудников и еще 1300 получили серьезные травмы [0]. Основной задачей по обеспечению личной безопасности сотрудников ОВД возложена на отделы организации государственной защиты оперативно-розыскных частей собственной безопасности. Основные гарантии личной безопасности сотрудников ОВД регламентированы Ф3-3 «О полиции» от 07.02.2011 года, в котором 5 глава посвящена случаям и обстоятельствам, когда сотрудник вправе защищать себя не только специальными средствами, огнестрельным оружием, но и любыми другими подручными средствами.

Сотрудникам ежедневно приходится сталкиваться с различным контингентом, большинство из которых в своем поведении проявляют агрессию и неуправляемость. В связи с этим необходимо отметить важность качественной подготовки будущих сотрудников еще с «курсантских погон» [7].

Изложение основного материала статьи. Зарубежная и отечественная практика показывает, что личная безопасность во многом зависит от уровня общей подготовки, профессионального опыта и владения специальной тактикой [5, с. 1-2-107].

На данном этапе модернизации общества, социальный заказ на осуществление концепции подготовки работников правоохранительной системы, связан с трудоемким и противоречивым характером протекающих действий в обществе. Данный факт тесно взаимосвязан также с криминогенный обстановкой, усиление которой происходит изо дня в день. Социальный заказ устанавливает потребность исследования и внедрения неиспользуемых раннее моделей подготовки работников ОВД, которые в свою очередь обеспечивали бы формирование глубоких познаний и способностей, также гарантировали бы их психофизическую и физическую подготовленность к личной профессиональной безопасности.

Но нельзя не отметить тот факт, что личная профессиональная безопасность подразумевает под собой не только физическую безопасность, но и психологическую, которая является ее важным элементом. Стрессы и нагрузки, которым подвергаются сотрудники отрицательно влияют на их профессиональные качества. Именно поэтому в образовательных учреждениях МВД России существует дисциплина «Психология», основная цель, ее изучения направлена на развитие и

совершенствование стрессоустойчивости, эмоциональной активности, коммуникативных способностей и устойчивости к неблагоприятной среде у курсантов.

На сегодняшний день, на основе опыта практических подразделений уже сформировались принципы обеспечения личной безопасности сотрудников, к ним относятся [8, с. 207-209]:

Во-первых - ожидай неожиданное (данный принцип отражает готовность сотрудника в любой момент своевременно реагировать на непредвиденные обстоятельства).

Во-вторых - избегай шаблона, будь непредсказуем (поведение сотрудника должно оставаться загадкой для преступника, дабы предотвратить незапланированное нападение последнего).

В-третьих - не расслабляйся слишком быстро (даже когда преступник, по мнению, сотрудника обезврежен, нельзя показывать свои слабые стороны).

В-четвертых - предотвращенная схватка, схватка-выигранная (гораздо целесообразнее предотвратить преступление, нежели наказывать его, отмечала еще Императрица Екатерина II).

Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные.

Под общими мерами безопасности сотрудников ОВД понимаются мероприятия, устанавливаемые и применяемые государством и государственными органами при приеме граждан на службу, а также в ходе прохождения ими данной службы. К ним следует отнести, например, периодическая проверка на профессиональную пригодность руководителями территориальных подразделений для работы, связанной с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике ОВД и другое.

Специальные меры направлены на обеспечение гарантии защищённости сотрудников ОВД и их близких родственников при наличии непосредственной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество.

Структуру подготовленности сотрудников можно схематически изобразить в виде «звезды выживания» элементами которой будут являться интеллект, тактика, физическая подготовленность, стрессоустойчивость и владение тактикой применения оружия (Рис. 1).

Основными формами обучения будущих сотрудников мерам личной безопасности являются:

- занятия по физической подготовке, направленные на развитие общих физических качеств, которые включают ряд комплексов физических упражнений общего и специального характера, а также боевые приемы борьбы, предназначенные для применения при задержании преступников, которые впоследствии будут необходимы для самообороны;

- техническая подготовленность, необходимая для правильного ведения рукопашного боя и задержания преступников, а также изучение техники приемов способствует качественному применению с соблюдением всех правовых норм;

- стрелковая подготовленность, которая вырабатывает умение обращаться с огнестрельным оружием и применять его в экстремальных ситуациях, относительно недавно, в университетах МВД появились интерактивные тренажеры, мультимедийные стрелковые комплексы на которых курсанты отрабатывают навыки применения оружия и умение ориентироваться в различных ситуациях практической деятельности.

Рисунок 1. Структура подготовки сотрудников ОВД

Мультимедийный стрелковый комплекс представляет собой мультимедийный экран, на котором проектируются упражнения из курса стрельб, а также ситуации, связанные с применением табельного оружия. Например, нападение на сотрудников полиции, охраняемых, сопровождающих лиц, проникновение на охраняемые объекты и т.д., при этом обучаемые производят стрельбу по проектируемым сюжетам на мультимедийном экране, возможна разработка своих вариантов сюжетов и заданий. Для процесса обучения рекомендуется использовать боевой тир с использованием боевого оружия и пневматического тира с использованием пневматического оружия.

Важную роль при обучении будущих сотрудников ОВД мерам личной безопасности играет тактическая подготовка, а также выработка грамотной стратегии применения тактики действий при возникновении различных служебных ситуаций. При обучении тактическим основам действий при выполнении служебных заданий используют различные варианты тестовых заданий, заданий в которые включаются различные ситуации, связанные с тактическим применением профессиональных навыков.

Ряд ученых утверждают, что процесс обучения сотрудников ОВД мерам личной безопасности выступает в роли многоуровневой системной задачи, которая в свою очередь требует комплексного решения [2, с. 207-210, 6]. Хотелось бы отметить, что данная концепция является полностью оправданной, и с ней невозможно не согласиться.

Необходимо указать, что при подготовке обучающихся к будущей работе в экстремальных ситуациях, главное защитить не только себя, но и окружающих лиц, для этого целесообразно применять такие меры, которые позволят им свободно ориентироваться в сложившейся ситуации, например, введение неожиданных препятствий при выполнении упражнений, которые повышают уровень реакции сотрудника; создание непредвиденных ситуаций, при которых курсант будет находится в состоянии повышенной активности и самое главное, предоставление обучающимся возможность выполнять практические задания в условиях, максимально приближенных к реальности.

Также, преподаватели при обучении будущих сотрудников органов внутренних дел личной безопасности сталкиваются с проблемой отсутствия специализированных полигонов, достаточного количества специальных средств имитации. Активное внедрение и использование учебных полигонов повысит эффективность проведения практических занятий по обеспечению личной безопасности сотрудников с моделированием реальных ситуаций и восприятию материала обучающимися. Применение имитационных и специальных средств активизирует умственные, психологические и защитные функции человека, заставляет его оказаться в ситуации приближенной к реальной обстановке, тем самым у обучающегося вырабатываются навыки по обеспечению своей безопасности.

Интересен подход, в котором определяются компоненты психологической готовности сотрудников ОВД:

- отражающий - высокое профессиональное развитие познавательных и устойчивых качеств личности, обеспечивает устойчивое реагирование работника на все воздействия окружающей среды с учетом будущей деятельности;

- побудительный - система мотивов с их взаимозависимостью и соподчинением;

- исполнительный - прочные и высокоразвитые умственные и сенсорные способности;

- регулирующий - волевые качества личности, эмоциональная устойчивость, способность произвольно снижать негативное влияние вредных факторов, управлять своим поведением в состоянии напряженности. Отмечается, что состояние готовности обеспечивает переход к выполнению нового задания или к выполнению задания в изменившихся условиях.

Состояние готовности сотрудников ОВД в большей степени обуславливается устойчивыми психическими особенностями, присущими определенному человеку. На состояние психологической готовности влияют и те конкретные условия, в которых осуществляется его деятельность.

К числу объективных и субъективных факторов, обусловливающих психологическую готовность, следует отнести: содержание задач, их трудности, новизну, творческий характер; условия деятельности, пример поведения окружающих; особенности стимулирования действий и результатов; мотивацию, стремление к достижению результата; оценку вероятности его достижения; самооценку собственной готовности; предыдущее нервно-психическое состояние; состояние здоровья и физическое самочувствие; личный опыт мобилизации сил на выполнение задач повышенной сложности; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности; умение сомонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для будущей деятельности.

Эффективную роль в достижении цели обучения дает использование в учебном процессе междесциплинарных занятий, включающих в себя совокупность ряда дисциплин, способствующих качественному процессу подготовки сотрудников ОВД по направлению личной безопасности.

Согласно ФЗ «О полиции», который является основным нормативным актом, регламентирующим деятельность сотрудников ОВД. Основная обязанность сотрудников, независимо от занимаемой должности заключается в оказании первой помощи, именно поэтому на первых курсах ведомственных учебных заведений преподают дисциплину «Первая помощь», которая позволяет не только правильно, качественно и своевременно оказать доврачебную помощь, но и защитить себя от попадания различных инфекций при реализации такой деятельности. Для этого при оказании помощи в виде прямого массажа сердца используются специальные защитные средства, что позволяет сотруднику обезопасить себя.

Также немаловажное значение в подготовке курсантов и слушателей к будущей практической деятельности имеют занятия по горно-высотной подготовке. Так, например, летом подразделениями УКОН МВД проводятся занятия по работе со спусковыми, крепежными и страховочными устройствами [4].

Одним из нововведений XXI века является внедрение электронной информационной среды, обеспечивающей доступ сотрудников и учащихся образовательных учреждений МВД России к законодательным актам, ведомственным приказам и распоряжениям, в которых прописаны не только их основные права и обязанности, но и меры личной безопасности, которые обеспечивают их благоприятную службу в органах внутренних дел.

Информатизация как сложный общественный процесс, должно осуществляться на основе ключевых законов, нормативно-правовых актов и других законодательных документах, сформированных по определенным, четко определенным направлениям. Организационно-правовой механизм информатизации учебного процесса в высших учебных заведениях - это система юридических средств и организационных мер воздействия, которые направлены на повышение эффективности использования средств информатизации в педагогическо-воспитательной деятельности Высшей школы.

Систему управления процессами информатизации в образовании можно распределить по трем основным уровням нормативного регулирования:

- концептуальный (определяются общие предпосылки информатизации, цель, задачи, направления, пути решения задач);

- организационный (определяются мероприятия, нормы и действия, содержащие непосредственно механизмы решение основных концептуальных задач с учетом достижения основной цели концепции);

- технический или обеспечивающий (определяются меры, нормы и действия, способствующие и создают условия для реализации процесса информатизации в вузах).

Таким образом, именно в нормах концептуального уровня закрепляется организационная структура информатизации и процедура ее осуществления, что в сочетании с другими юридическими средствами и организационными мероприятиями образуют организационно-правовой механизм информатизации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

Исходя из актуальности данной проблемы, в высших образовательных учреждениях МВД России ввели дисциплину «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», которая позволяет получить теоретические знания, практические умения

и навыки обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также во внеслужебное время.

Выводы. Необходимо подчеркнуть важность качественной подготовки сотрудников ОВД, главным образом, для сокращения количества пострадавших от преступных посягательств, а также для обеспечения устойчивых и стабильных взаимоотношений в обществе. На наш взгляд перспективными направлениями качественной реализации цели системы подготовки, связанной с мерами личной безопасности сотрудников ОВД являются использование инновационных форм обучения, а также разработка и проведение междисциплинарных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий включающих в себя ряд дисциплин подготовки сотрудников ОВД мерам личной безопасности.

Литература:

1. Газета «Ведомости» (Дата обращения: 29.05.2021г). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/04/18/799452-riskuyut-politseiskie

2. Калинин С.В., Морозов В.А., Чернов Ю.Н. Комплексный подход при обучении личной безопасности сотрудников полиции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7-3 (73). - С. 207-209.

3. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: учеб.пособ. / авт.-сост. Н.И. Труфанов, Е.А. Тамбовцев, О.Л. Подлиняев. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017 - 128 с.

4. Официальный сайт Крымского филиала Краснодарского университета МВД России [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://кф.крду.мвд.рф

5. Самороковский А.Ф. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. -2009 - № 4 - С. 102-107.

6. Светличный Е.Г., Нефедова Н.А., Антоненко А.Э. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД, как основа профессионализма и личной безопасности при обращении с огнестрельным оружием // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 68 (1). - С. 257-259.

7. Светличный Е.Г., Панова О.С., Донченко В.Е. Совершенствование навыков личной безопасности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России при обращении с огнестрельным оружием // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт - Петербург. - 2020. - № 4 (182). - С. 393-396.

8. Устинова Л.Г. Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудника ОВД // Вестник университета. -2014. - №2. - С. 275-279.

Педагогика

УДК 376.3+372.857

преподаватель Бекшаев Илья Алексеевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Дьячкова Татьяна Валерьяновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. В работе рассмотрены методические особенности организации технологии игрового подхода в обучении (геймификации) в условиях инклюзивного образования. Отмечается актуальность применения игровых форм в обучении и воспитании современных школьников. Проведен ретроспективный анализ понятия геймификации в образовании. Предложена универсальная модель использования технологии геймификации, которая может применяться педагогами при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса общеобразовательной школы.

Ключевые слова: активные методы обучения, игровой подход, игра, геймификация, игрофикация, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. The paper considers the methodological features of the organization of the technology of the game approach in teaching (gamification) in the context of inclusive education. The relevance of the use of game forms in teaching and upbringing of modern schoolchildren is noted. A retrospective analysis of the concept of gamification in education is carried out. A universal model of the use of gamification technology is proposed, which can be used by teachers when working with children with disabilities in an inclusive class of a general education school.

Keywords: active teaching methods, play approach, play, gamification, inclusive education, disabilities.

Введение. К сегодняшнему дню на всех уровнях в отечественной системе образования наблюдается активное внедрение инновационных технологий обучения. Это накладывает определенный отпечаток на общий уровень подготовки выпускников образовательных организаций России, в том числе общеобразовательных школ, где он определяется и проверяется посредством проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в IX и XI классах.

Используя инновационные технологии в преподавании предметов школьного цикла современные педагоги зачастую отходят от традиционных, исторически сложившихся, моделей обучения и воспитания. На второй план выводятся положения классической педагогики, при которых учитель являлся источником (транслятором) знаний. В современных условиях, в эпоху активного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), не зависимо от получаемого уровня образования, упор делается на т.н. универсальные учебные действия (УУД) и развиваемые компетенции у школьников.

При всем этом в последние годы педагоги учебных заведений страны, в большинстве своем, отмечают снижение общего уровня подготовки выпускников. Считаем, что это может быть связано с целым рядом причин, в основном - со сменой преобладающей образовательной парадигмы, при которой знаниевый компонент подменяется развитием определенного набора компетенций. Само же смещение или частая смена преобладающей парадигмы в России может прямо или косвенно являться стимулом к дестабилизации всей системы образования.

Изложение основного материала статьи. Инноватика приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в сферу обучения и воспитания. На фоне общего снижения уровня подготовки школьников педагогам страны предлагается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.